Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политические права и свободы






Политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства. Если личные права принадлежат каждому от рождения, то политические права – гражданам. В Конституции РФ политические права закреплены в статьях 30–33. В соответствии со статьей 60 Конституции РФ гражданин России может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности (и прежде всего политические права и свободы) с 18 летнего возраста.

Право участвовать в управлении делами государства (статья 32). Это право вытекает из положения статьи 3 Конституции РФ о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

К непосредственным формам выражения воли народа относятся референдум и свободные выборы. Референдум – это форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме. Право на участие в референдуме реализуется в порядке, предусмотренном Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ (в ред. от 24 апреля 2008 г. N 1-ФКЗ) и Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ (в ред. от 2 апреля 2014 г.).

Выборы – это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ и законодательством в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица. Граждане принимают участие в выборах посредством их активного и пассивного избирательного права – права избирать и быть избранными. Референдум и выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

Право граждан участвовать в управлении делами государства конкретизируется также в положении части 1 статьи 32 направлены нормы Конституции РФ: «граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе». Это означает равенство исходных возможностей и отсутствие дискриминации по какому-либо признаку при поступлении гражданина на государственную службу. Вместе с тем к лицам, претендующим на занятие государственных должностей, могут предъявляться повышенные, дополнительные требования и это не может расцениваться как нарушение принципа равенства доступа к государственной службе. Эти требования носят исключительно профессиональный характер. Вопросы поступления на государственную службу регулируются Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ (в ред. от 2 апреля 2014 г.).

Важной формой участия граждан в осуществлении власти на местах является местное самоуправление.

Право граждан РФ участвовать в отправлении правосудия (часть 5 статьи 32). Этим правом обеспечивается демократический порядок формирования судебных органов. Это право может быть реализовано путем занятия должности судьи, а также путем участия в отправлении правосудия в качестве присяжного или арбитражного заседателя.

Право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33). Порядок реализации этого права установлен Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ (в ред. от 2 июля 2013 г.). Под обращением понимается направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления. Таким образом, Закон устанавливает три вида обращений граждан – это предложение, заявление и жалоба.

Предложение – это рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.

Заявление – это просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

Жалоба – это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Каждый из этих видов обращений имеет свою специфику, особый порядок рассмотрения и различные правовые последствия.

Право на обьединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов (статья 30). Это право дает гражданам возможность использовать в указанных целях различные формы совместной организованной общественной деятельности, объединять свои усилия для осуществления тех или иных задач.

Право на объединение включает:

- право на добровольной основе создавать общественные объединения;

- право вступать в уже существующие общественные объединения;

- право воздерживаться от вступления в какое-либо общественное объединение;

- право свободного выхода из общественных объединений.

Часть 2 статьи 30 Конституции РФ запрет на принуждение к вступлению в какое-либо объединение или пребывание в нем.

Конституцией РФ гарантируется свобода деятельности общественных объединений, за исключением ограничений, указанных в части 5 статьи 13: «запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

Порядок реализации гражданами конституционного права на объединение регламентируется Федеральным законом «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. №82-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2013 г.). Законом допускается создание общественных объединений в следующих организационно-правовых формах:

- общественная организация (основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан);

- общественное движение (состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения);

- общественный фонд (один из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах);

- общественное учреждение (не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения);

- орган общественной самодеятельности (не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания);

- политическая партия (общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления). Деятельность политических партий регулируется специальным Федеральным законом «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ (в ред. от 7 мая 2013 г.). Политические партии создаются в целях политической деятельности, участвуют в избирательных кампаниях и непосредственно влияют на решение государственных проблем. Законом не предусматривается создание и деятельность межрегиональных, региональных и местных политических партий, а также иных политических общественных объединений. Запрещается финансирование государством политических партий (за исключением избирательных кампаний). Они не могут получать финансовую и иную помощь от иностранных государств, обязаны ежегодно публиковать свои бюджеты для всеобщего сведения. Политические партии не могут создавать другие общественные объединения.

Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия, пикетирование (статья 31). Посредством этого права граждане могут выражать свою социальную и политическую активность, воздействовать на процессы управления государством.

Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ (в ред. от 8 июня 2012 г.) направлен на урегулирование отношений, возникающих при организации и проведении гражданами РФ, политическими партиями, общественными и религиозными объединениями собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, осуществляемых в порядке реализации своих прав собираться мирно, без оружия. Закон устанавливает правовой механизм взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц с организаторами и участниками публичных мероприятий, а также порядок обеспечения общественной безопасности при проведении публичных мероприятий и основания для их приостановления или прекращения.

Организатором публичного мероприятия в соответствии с Законом могут быть один или несколько граждан РФ (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний – 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

Не могут быть организатором публичного мероприятия:

- лицо, признанное судом недееспособным либо ограниченно дееспособным, а также лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда;

- лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления против основ конституционного строя и безопасности государства или преступления против общественной безопасности и общественного порядка либо два и более раза привлекавшееся к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.38, 19.3, 20.1-20.3, 20.18, 20.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию;

- политическая партия, другое общественное объединение и религиозное объединение, их региональные отделения и иные структурные подразделения, деятельность которых приостановлена или запрещена либо которые ликвидированы в установленном законом порядке.

Законом предусматривается уведомительный характер проведения митингов, шествий, демонстраций и пикетирований, то есть на проведение данных публичных мероприятий не требуется предварительного разрешения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 23 часов текущего дня по местному времени. К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:

1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;

2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;

3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 мая 2012 г. N 12-П норма пункта 3 части 4 статьи 5 указанного Закона (о том, что организатор публичного мероприятия обязан обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия) признана не противоречащей Конституции РФ. Как указал Конституционный Суд, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования этот пункт позволяет рассматривать несоответствие реального количества участников публичного мероприятия предполагаемому их количеству, указанному в уведомлении о проведении данного публичного мероприятия, в качестве основания привлечения его организатора к административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения публичного мероприятия только в том случае, если будет установлено, что именно это несоответствие, возникшее по вине организатора публичного мероприятия, создало реальную угрозу для общественного порядка и (или) общественной безопасности, безопасности участников данного публичного мероприятия, равно как и лиц, в нем не участвовавших, причинения ущерба имуществу физических и юридических лиц.

Право граждан на свободу информации (статья 29). В Конституции РФ закреплено право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Ключевую роль в информационном обмене принадлежит средствам массовой информации, которые являются наиболее широким и доступным способом поиска, получения и распространения общественно значимых сведений. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. № 2124-I (в ред. от 2 июля 2013 г.) определяет правовое положение СМИ, основы отношений СМИ с гражданами и организациями. Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием). Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, - не допускается. Запрещается злоупотребление свободой массовой информации, т.е. не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань и т.д.

Право на свободу информации ограничивается неразглашением сведений, составляющих государственную тайну (Закон РФ О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. (в ред. от 21 декабря 2013 г.), который определяет перечень сведений, относящихся к государственной тайне, порядок пользования ими, ответственность за разглашение государственной тайны и др.).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.