Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общественный прогресс и его критерии






Прогресс — направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, переход на более высокую ступень раз­вития, что выражается в более высокой организации, в росте эволюционных возможностей.

Регресс — понятие противоположное, движение от выс­шего к низшему.

Представления об определенной направленности обще­ственного развития появились еще в древности, когда разви­тие общества понималось в основном как простая последова­тельность событий либо как постепенная деградация от ис­ходного «золотого века».

Греческий поэт VII в. до н. э. Гесиод выделял пять стадий развития общества, считая, что человечество деградировало от «золотого века», где люди жили легко и беспечно, к веку «же­лезному», в котором царит зло и отсутствует справедливость. Платон и Аристотель рассматривали историю как цикличес­кий круговорот, повторение одних и тех же стадий. Идея про­гресса заключалась в прогрессе в умственной сфере, в усвоении и углублений знаний о мире и человеке. Не будучи властен над судьбой, человек должен следовать установленному поряд­ку, этот порядок и есть результат умственного прогресса.

В средневековой христианской Европе прогресс рассмат­ривался либо как совершенствование внутреннего мира человека, его души, либо как наступление царства Божия на Зем­ле и соответствующего идеального общественного порядка. Прогресс, таким образом, рассматривался вне рамок истори­ческого развития.

В эпоху Возрождения с понятием прогресса связывали увеличение власти человека над природой и уменьшение за­висимости от нее.

Французские просветители Ж. Кондорсе и А. Тюрго вы­двинули в качестве критерия прогресса развитие разума. Кон­дорсе считал историю продуктом разума, провозглашал бур­жуазный строй вершиной разумности и «естественности». Тюрго большое значение в общественном развитии придавал росту экономики, прогрессу науки и техники, выдвигал идею о тесной связи развития общества с изменениями форм хо­зяйственной жизни.

Ж.-Ж. Руссо обратил внимание на противоречивость прогресса, так как он разрушает целостность и гармоничность личности. А. Сен-Симон считал, что каждая общественная си­стема является шагом вперед в истории. Движущими силами общественного развития он считал прогресс научных знаний, морали и религии.

Итальянский философ XVII-XVIII вв. Дж. Вико создал теорию исторического круговорота, согласно которой в чело­веческой истории повторяются одни и те же стадии, человече­ство постоянно возвращается к исходному пункту, когда пос­ле зрелости наступает упадок, конец истории.

Немецкий философ Ф. Шеллинг видел прогресс в при­ближении к правовому устройству, Гегель считал источни­ком прогресса развитие знания (теологическое — метафизи­ческое — научное), а критерий видел в сознании свободы.

К. Маркс, разработав закон развития и смены ОЭФ, ис­точник развития общества видел в изменении способа произ­водства материальных благ, в развитии производительных сил.

О. Конт видел в прогрессе «фундаментальный принцип человеческого общества», Спенсер настаивал на том, что «про­гресс» не есть ни дело случая, ни дело, подчиненное воле че­ловеческой, а «благотворная необходимость».

XX в., полный драматических и трагических событий, породил теории, отрицающие прогрессивное развитие челове­чества.

О. Шпенглер, считая, что Запад начал уже переход от культуры к цивилизации, предсказывал закат европейской цивилизации к 2000 г.

А. Тойнби, отказавшись от концепции единства миро­вой истории, выделил локальные цивилизации, в каждой из которых различал фазы возникновения, роста, надлома, упад­ка и разложения.

К. Поппер, определяя прогресс как движение какой-либо цели, говорил о возможности прогресса только для отдель­ных человеческих индивидуумов, но не для исторического процесса в целом.

Другая часть ученых и мыслителей, не отвергая очевид­ности прогрессивного развития общества, связывает прогресс с развитием социальных отношений, процессами модерниза­ции, усложнения производства и управления, изменения роли науки и информации.

Американский экономист Дж. Гелбрейт связывает про­гресс человечества с прогрессом техники. В своей теории кон­вергенции он утверждает, что главная задача общества — раз­витие производства, поэтому реальная власть переходит к ли­цам, управляющим производством (менеджерам). Это способ­ствует слиянию двух общественных систем (капитализма и социализма) и ведет к созданию единого индустриального об­щества.

Концепции постиндустриального общества (У. Ростоу, Р. Арон, О. Тоффлер) рассматривают современную цивилизацию как очередной прогрессивный этап в истории человечества.

Во всех современных концепциях прогрессивного раз­вития человечества доминирует евроцентристское видение мира: достижения и ценности западного общества рассмат­риваются как определяющие развитие всего современного мира.

Общественный прогресс противоречив, современные мыс­лители постепенно отказываются от идеи совершенного об­щества, в котором найдут полное разрешение все проблемы, волнующие человека. Прогресс — не прямая линия, возмож­ны срывы, откаты назад, регресс. Прогресс в одной сфере об­щественных отношений может вызвать регресс в других (на-

пример, проблемы экологии тесно связаны с уровнем разви­тия производства).

Современный мир весьма противоречив, его противоре­чия носят глобальный характер. В экономике главным про­тиворечием сегодня является противоречие между Севером и Югом, между развитыми и развивающимися странами.

В культуре развиваются противоречия между традици­онными и техногенными культурами, между культурами, базирующимися на разных религиях. Традиционная культу­ра, характерная для стран Юга, ориентирована на устойчи­вую систему ценностей, на сохранение традиций. Традицион­ные культуры часто базируются на исламе, на национальных религиях и верованиях.

Для техногенной культуры характерны отказ от традиций и быстрая смена духовных ценностей. В религиозном отноше­нии индустриальное общество ориентировано на христианство.

В социальной сфере наиболее очевидным является про­тиворечие между устойчивым ростом населения и ограничен­ным количеством средств существования.

Продолжает сохраняться и влиять на развитие общества социально-экономическое противоречие между человеческим и машинным факторами производства, при котором человек является как бы придатком машин, при этом технологичес­кие сбои и нарушения могут привести к катастрофическим последствиям.

Сегодня утверждается точка зрения, что главной целью общественного развития является создание условий для все­стороннего развития человеческой личности. Поэтому крите­рием прогресса является та степень свободы, которую обще­ство может предоставить личности для наиболее полной реа­лизации ее возможностей.

Движущей силой исторического процесса является дея­тельность всех его участников: социальных общностей, их организаций, выдающихся личностей, индивидов. В столк­новении противоборствующих сил пробивается общая линия прогресса. Творческие силы исторического процесса — те силы, которые своей деятельностью готовят прогрессивные измене­ния в обществе или активно участвуют в их осуществлении.

Прогрессивные изменения осуществляются через рево­люции или реформы.

Революция — это переход из одного качественного состояния в другое. В обществе происходят разнообразные ре­волюции в производительных силах, науке и технике, в со­знании и культуре. В отличие от них, социальная револю­ция — это качественные изменения в общественных отноше­ниях, во всей их системе. Составной частью социальной рево­люции всегда является революция политическая — переход власти в руки нового класса. Сегодня происходит постепен­ный отказ от идеи закономерности социальных революций для решения назревших исторических задач.

Гораздо чаще изменения происходят в результате ре­форм. Реформа — это преобразования в обществе, не уничто­жающие основы существующей социальной структуры и со­циальных отношений и сохраняющие политическую власть в руках правящего класса. Реформы предполагают сравни­тельно медленные, постепенные изменения, тогда как рево­люция — это всегда быстрые преобразования.

Современное обществознание оперирует также поняти­ем «инновация», под которым понимается рядовое, однократ­ное улучшение какой-либо стороны жизни общества.

Современное понимание прогресса, таким образом, от­вергает идею обязательности прогрессивного развития в силу объективных социально-исторических законов. Выбор про­грессивных тенденций развития зависит прежде всего от лю­дей, а не изначально задан.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.