Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общество как система






Для того чтобы правильно понимать такое сложное явле­ние, каковым считается общество, целесообразно различать три сходных понятия — страна, государство, общество.

СТРАНА — территория, имеющая определенные границы и пользующаяся государственным суверенитетом.

ГОСУДАРСТВО — политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти (монархия, рес­публика), органы и структуру правления (правительство, пар­ламент).

ОБЩЕСТВО — социальная организация данной страны, осно­ванная на социальной структуре.

Страну изучает география, государство — политология, а общество — социология. Общество — социальная организа­ция не только страны, но также нации, народности, племени. Было время, когда четких политических, или государственных, границ, отделяющих одну страну от другой, не существовало. Стран в привычном смысле слова тогда тоже не было. Целые народы и племена достаточно свободно передвигались в пространстве, осваивая новые территории. Когда процесс пе­реселения народов завершился, появились земли, ограничен­ные государственным суверенитетом. Таким образом, страны — результат территориального раздела мира. Однако общество существовало и в ту далекую эпоху, когда не было стран и го­сударств. Таким образом, понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любому по численности объеди­нению (группе) людей, если это объединение отвечает следую­щим признакам:

а) объединение не является частью какой-либо более круп­ной системы (общества);

б) имеет свою собственную территорию;

в) имеет свое название и историю;

г) обладает собственной системой управления;

д) браки заключает между представителями данного объединения;

е) растет преимущественно за счет детей тех людей, чьи ро­дители являются его признанными представителями;

ж) существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

з) объединяется общей системой ценностей (обычаев, тра­диций, норм, законов, правил, нравов), т.е. культурой.

Подобным критериям соответствуют и современные дер- % жавы, насчитывающие сотни миллионов граждан, имеющие, как и древние племена, кровнородственные связи (заключе­ние браков и прием новых членов), свою территорию, культу­ру, историю, управление, а самое главное — они не являются частью другого целого.

Общество можно рассматривать под разным углом зрения. Когда оно представляет единство всех групп, входящих в него, тогда мы имеем дело с населением. Если всех людей выстро­ить по объему власти и богатства, то стержнем общества вы­ступает социальная иерархия. Тогда наверху окажется богатая и всевластная элита, посредине — средний класс, а внизу — бедное и бесправное большинство (или меньшинство) общест­ва. Можно свести общество к совокупности пяти фундамен­тальных институтов: семья, производство, государство, об­разование (культура и наука) и религия.

Можно, наконец, все общество разделить на четыре глав­ные сферыэкономическую, политическую, социальную и культурную. Такое разделение общества условно, но оно по­могает хорошо ориентироваться в многообразии обществен­ных явлений. Слово «сфера» означает практически то же са­мое, что подсистема или часть общества.

 

Экономическая сфера включает четыре главных вида дея­тельности: производство, распределение, обмен и потребле­ние. К ней относят не только фирмы, предприятия, заводы, банки, рынки, но также потоки денег и инвестиций, оборот капиталов и прочее. Иными словами, то, что позволяет обще­ству имеющиеся в его распоряжении ресурсы (землю, труд, капитал и управление) запустить в производство и создать та­кое количество товаров и услуг, которые удовлетворят жиз­ненно важные потребности людей — в пище, жилье, досуге и т.п. В экономической жизни общества прямо участвует не более 50% трудового активного населения: рабочие, служа­щие, предприниматели, банкиры и др. Дети, старики, пенсио­неры, инвалиды не являются производителями материаль­ных ценностей либо выступают таковыми лишь частично. Косвенно в ней участвует 100% проживающих на данной территории людей, поскольку все являются потребителями то­варов и услуг.

Политическая сфера включает президента и его аппарат, правительство и парламент (Федеральное собрание), местные органы власти (губернские, областные), армию, милицию, на­логовую полицию и таможенную службу, а также негосударст­венные объединения — политические партии. Основная задача.•осударства — обеспечение социального порядка в обществе, улаживание конфликтов между партнерами, например, рабо­чими, профсоюзами и работодателями, утверждение новых за­конов и наблюдение за их выполнением всеми структурами, не­допущение политических переворотов, защита внешних границ и суверенитета страны, сбор налогов и обеспечение день­гами учреждений социальной и культурной сфер и т.д. Основ­ная цель политической сферы — узаконивание способов борьбы 9в власть и защита таковой, когда она досталась какому-либо классу или группе. Задача партий — выражать многообразные политические интересы различных, часто противоположных, групп населения через установленные законом каналы.

Духовная сфера (культура, наука, образование и религия) включает университеты и академии, научно-исследователь­ские институты, музеи, театры, художественные галереи, па­мятники культуры, национальные художественные сокрови­ща, религиозные общины и т.д. У этой сферы четыре главные задачи. Наука призвана открывать новые знания в техниче­ской и гуманитарной областях, т.е. создавать передовые тех­нологии, проекты космических станций, расшифровывать старинные тексты, описывать законы Вселенной и т.д. Образо­вание должно передавать открытое учеными знание последу­ющим поколениям самым эффективным способом, через шко­лы, гимназии, лицеи, академии, университеты, разрабатывать новейшие программы и методики преподава­ния. В ведении культуры — создание художественных ценно­стей, хранение их в библиотеках, музеях, организация выста­вок и т.д. В культуру следует включить ж религию.

Социальная сфера охватывает классы, социальные слои, нации, взятые в их отношениях и взаимодействии друг с дру­гом. Она понимается в двух смыслах — широком и узком.

Социальная сфера общества в широком значенииэто совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние населения. В этом случае сюда включаются ма­газины, пассажирский транспорт, коммунальное и бытовое об­служивание, общественное питание, здравоохранение, связь (телефон, почта, телеграф), а также учреждения досуга и раз­влечения. В первом значении социальная сфера охватывает почти все слои общества — от богатых и средних до бедных.

Социальная сфера в узком значении подразумевает толь­ко социально незащищенные слои населения и учреждения, об­служивающие их: пенсионеры, безработные, малообеспечен­ные, многодетные, инвалиды, а также органы социальной защиты и социального обеспечения (включая и социальное страхование) как местного, так и федерального подчинения. Во втором значении к социальной сфере относятся, как прави­ло, беднейшие слои.

Итак, мы выделили четыре главные сферы современного об­щества. Они тесно связаны между собой и влияют друг на дру­га. К примеру, если экономика страны не выполняет своих за­дач, не обеспечивает население достаточным количеством товаров и услуг, не расширяет количество рабочих мест, то уро­вень жизни резко снижается, не хватает денег на выплату зар­платы и пенсий, появляется безработица, растет преступность. Иными словами, успехи в одной, экономической, сфере вли­яют на благополучие в другой, социальной.

Экономика влияет и на политику. Когда в начале 90-х го­дов экономические реформы в России привели к резкому рас­слоению населения, т.е. появлению на одном полюсе очень бо­гатых людей, а на другом — очень бедных, более активными стали политические партии, ориентировавшиеся на коммуни­стическую идеологию. Они вызывали сочувствие у большей части населения.

При описании общества ученые, прежде всего социологи, оперируют понятием «социальный институт» (от лат. institu-tum — установление, учреждение). Это устройство общест­ва, созданное для удовлетворения его важнейших потребно­стей и регулируемое сводом социальных норм. Здесь мы не будем специально говорить об этой сложной и очень важной теме. Она требует самостоятельного рассмотрения и будет за­тронута в курсе обществознания для старших классов. Вам до­статочно знать общее значение термина.

Сегодня понятие «общество» стало более широкие, чем про­сто определенная группа людей. Действительно, под обществом можно понимать отдельную страну, а можно — все страны мира. В таком случае мы должны говорить о мировом сообществе.

Представление о глобальном, или планетарном» единстве всех людей существовало не всегда. Оно появилось только в XX веке. Мировые войны, землетрясения, международные конфликты дали почувствовать землянам общность своей судь­бы, зависимость друг от друга, ощущение того, что все они — пассажиры одного корабля, безопасность которого зависит от каждого из них. Еще каких-нибудь 500 лет назад человечество представляло собой чрезвычайно пеструю мозаику, составлен­ную из изолированных образований (орды, племени царства, империи), имевших свою экономику, политику и культуру.

Процесс создания мировой системы резко ускорился после ЭПОХИ великих географических открытий (хотя начало было положено раньше), когда европейцам стали известны самые отдаленные уголки планеты. Сегодня можно говорить лишь о географической отдаленности или отдельном существова­нии стран и континентов. В социальном, политическом и экономическом смысле планета представляет собой единое пространство.

Центральным органом, координирующим действия миро­вого сообщества, выступает Организация Объединенных На­ций (ООН), куда входят 186 стран. Она поддерживает между­народный мир и безопасность, улаживает конфликты мирными способами, участвует в разрешении проблем экономи­ческого, социального, культурного и гуманитарного характера, поощряет и развивает уважение к правам человека, посылает миротворческие силы («голубые каски» ООН) практически во все уголки Земли. В составе мирового сообщества существу­ют объединения типа Европейского Союза (ЕС), куда входят 16 стран, образующих экономический, валютный и политиче­ский союз (подробнее об этом вы узнаете в 9 классе).

Главным фактором в развитии мировой цивилизации ста­новится тенденция к единообразию. Благодаря средствам массовой информации миллионы людей становятся свидете­лями событий, произошедших в разных местах, приобщаются к одному и тому же культурному опыту (олимпиады, рок-кон­церты), что унифицирует их вкусы. Повсюду в ходу одни и те же потребительские товары. Миграция, временная работа за границей, туризм знакомят людей с образом жизни и нравами других стран. Когда говорят о мировом сообществе, то подра­зумевают процесс глобализации, следствием которого такое сообщество и стало.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ — это исторический процесс, сближаю­щий нации и народы, постепенно стирающий традиционные границы и превращающий человечество в единую политиче­скую систему.

Начиная с середины XX века и особенно в последние деся­тилетия тенденция к глобализации качественно повлияла на общество.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.