Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психология сексуальности






Интегративный характер сексологии

Современная сексология — область клинической медицины, представляющая собой систему междисциплинарных научных знаний и практической деятельности, направленную на изучение причин и условий развития нарушений и девиаций сексуального здоровья с целью их диагностики, лечения, психотерапевтической коррекции, судебно-медицинской экспертизы и профилактики, а также разработку проблем гигиены половой жизни и организации сексологической помощи.

Междисциплинарный характер сексологии определяет системный интегративный подход к определению нормы сексуальности, к диагностике, лечению и профилактике нарушений сексуального здоровья с учётом парного характера сексуальной функции. Такой методологически правильный подход даёт возможность выявить роль социальных, психологических, социально-психологических и биологических (анатомо-физиологических) факторов в генезе нарушений сексуального здоровья и на этой основе разработать адекватные методы их диагностики, коррекции, профилактики, а также гигиены половой жизни.

Традиционный и конструктивистский подходы к изучению половых различий

Изучение психологических различий между мужчинами и женщинами – одно из направлений гендерной проблематики в психологической науке. В истории традиционного изучения проблемы половой дифференциации можно выделить два периода: догендерный и собственно гендерный.

Исследовательским итогом догендерного периода явился перечень тех половых различий, наличие которых было убедительно доказано и обосновано в эмпирических исследованиях. Общепризнанными были выявленные различия в когнитивной сфере личностного развития и в сфере социального поведения. Дискуссии о природе выявленных психологических различий между полами осуществлялись в рамках двух альтернативных парадигм: социокультурной (половая дифференциация является результатом социализации и влияний культуры в направлении освоения конкретных социальных ролей) и социобиологической (обусловленность психологических различий биологическими факторами представляется весьма возможной).

Следующий период в развитии психологии половых различий – гендерный - знаменовался акцентированием внимания на социокультурной парадигме.

Одна система доказательств строилась на анализе общепринятой процедуры психологического исследования (на результаты исследования могут влиять соотношение пола экспериментатора и испытуемого, гендерные установки исследователя, состав группы испытуемых). Другая система доказательств опиралась на результаты изучения психологических различий между представителями разного пола в динамике.

Самые последние тенденции изучения проблем половой дифференциации связаны с развитием социально-конструктивистского подхода, в рамках которого акцент сделан анализе процесса конструирования гендерных различий. Т.е., гендерные различия изучаются не как продукт и результат, а как процесс. Акцент на изучении таких процессов обусловил и методы их исследования, это преимущественно качественные методы, среди которых основным является анализ дискурсивных практик, как средства конструирования реальности вообще и гендера в частности.

Социально- конструктивистский подход к интерпретации маскулинности и фемининности заключается в представлении их в качестве культурно-символических сценариев поведения. С этой точки зрения маскулинность/фемининность становится фактором многоплановой социальной и социально-психологической дифференциации мужчин и женщин. Маскулинность/фемининность как культурно-символические сценарии поведения включают в себя не только ожидаемые (прескриптивные) и приписываемые (аскриптивные) характеристики, но также и сферы деятельности, в которых они должны реализовываться. В целом социально-психологический анализ в рамках этого подхода ведется с помощью параметров взаимодополнительных ролей и статусов. Постмодернизм предлагает анализировать маскулинность и фемининность не как различия между мужчинами и женщинами, а как различия между конструктами, между типами гендерной идентичности мужчин и женщин.

Параметры полового дипсихизма

Биологический пол - совокупность физических признаков, позволяющих идентифицировать мужчину и женщину. Сюда относят хромосомный набор (генетический пол), преобладающий тип гормональной активности (гормональный пол), первичные анатомические половые признаки (морфологический пол).

Социальный пол - комплекс соматических, продуктивных, социокультурных и поведенческих характеристик, обеспечивающих индивиду личный, социальный, правовой статус мужчины и женщины. Разновидностью социального пола можно считать гражданский пол (паспортный пол), согласно которому ребенок становится для общества мальчиком или девочкой.

Психологический пол - система определенных потребностей, мотивов, ценностных ориентации, характеризующих представления человека о самом себе как о мужчине или женщине, а также понимание специфических способов поведения, реализующих эти представления.
Исходной точкой традиционного подхода является биологический половой диморфизм как биологическое различие форм и признаков мужского и женского, который дополняется и надстраивается системой психических различий. Н.А.Тих называет такую систему психических различий «половым дипсихизмом». Половой дипсихизм проявляется в определённом наборе индивидуальных различий в психофизиологических реакциях когнитивных процессах, мотивации, способностях и интересах мужчин и женщин. Эти различия объективируются в половом разделении труда и прочих социальных ролях, закрепляются и освещаются в символическом мире культуры.

Принципы полового диморфизма Дж. Мани

Общая схема, карта психосексуального развития человека, предложенная американским сексологом Джоном Мани, выглядит так. Первоначальное звено этого длинного процесса - хромосомный, или генетический пол (XX, XY) создается уже в момент оплодотворения и определяет будущую генетическую программу дифференцировки организма по мужскому или по женскому пути. На втором и третьем месяце беременности, дифференцируются половые железы, гонады зародыша (гонадный пол). Особый антиген, характерный только для мужских клеток программирует превращение зачаточных гонад мужского плода в семенники, тогда как у женщин гонады автоматически развиваются в яичники. После этого, мужские гонады начинают продуцировать андрогены. Зародыш обретает определенный гормональный пол. Под влиянием половых гормонов начинается формирование внутренних и внешних половых органов, сексуальной анатомии. С четвертого месяца беременности, начинается процесс половой дифференцировки нервных путей и отделов головного мозга, управляющих различиями в поведении и эмоциональных реакциях мужчин и женщин. При рождении ребенка, на основании строения его наружных половых органов, взрослые определяют гражданский пол новорожденного.

Д.Мани сформулировал 4 принципа половой дифференцировки органов в онтогенезе.

· Принцип дифференцировки и развития: развитие организма есть одновременно и процесс его дифференцировки. В результате этого процесса первоначально бипотенциальный зародыш превращается в самца или самку, имеющих свойственные его полу признаки.

· Принцип стадиальной диффренцировки: каждая последующая дифференцировка основывается на предыдущей и закономерно ее сменяет: так генетический диморфизм половых хромосом предшествует дифференцировке гонад, а она, в свою очередь, определяет гормональный пол зародыша и т.д.

· Принцип критических периодов: каждый этап половой дифференцировки происходит только в определенный — критический период развития, когда организм наиболее чувствителен именно к данным воздействиям. Если этот критический период пропущен, то есть в отведенный для него период времени запускающие его сигналы отсутствовали, то последствия для развития, обычно, необратимы. Так, дифференцировка зародышевых гонад нормально управляется половыми хромосомами, но только если записанный в хромосомах генетический код может в отведенный для этого критический период проявиться нормально, без перерыва или вмешательства извне.

· Принцип дополнительной маскулинной дифференцировки (принцип Адама): поскольку природа заботится прежде всего о создании самки, половая дифференцировки организма первоначально автоматически идет по женскому типу. Для создания самца всегда нужно что-то " добавить". На одной стадии развития это андрогены, под влиянием которых начинается половая дифференцировка мозга зародыша, на другом -- давление сверстников, побуждающее мальчиков " дефеминизироваться", освобождаться от первоначального материнского влияния и женственных черт характера. Поскольку эти дополнительные усилия нередко запаздывают или оказываются недостаточными, в развитии мужского начала, включая и сексуальность, чаще происходят какие-то нарушения, сбои.

Концепция «маскулинной уязвимости» В.А.Геодакяна.

Процесс воспроизводства любой биологической системы включает в себя две противоположные тенденции: наследственность (консервативный фактор, стремящийся сохранить родительские признаки неизменными), и изменчивость (благодаря ей возникают новые признаки). В филогенезе, мужской пол играет главную роль в изменении, а женский в сохранении популяции. В онтогенезе же все обстоит наоборот: самцы более ригидны и независимы от среды, а самки более изменчивы, пластичны, лучше поддаются обучению. На уровне метафоры женское естество сравнивается с персиком и его твердой косточкой, окружённое податливой мякотью, а мужское- с мякотью ореха в твердой скорлупе. Если условия среды меняются настолько, что это создает для вида необходимость приспосабливаться к ним за счет выработки новых качеств, то на первый план выходит тенденция изменчивости. Эта же теория выявила факт, всилу которого любой поток информации из внешней среды сначала воспри­нимается самцами и лишь потом попадает к самкам. Имен­но этим объясняется факт повышенной смертности самцов (мужчин) по сравнению с самками (женщинами).

Гендерные роли и гипотезы относительно психологических механизмов их усвоения

Гендерные роли - один из видов социальных ролей, набор ожидаемых образцов поведения (или норм) для мужчин и женщин. Роль в социальной психологии определяется как набор норм, определяющих, как должны вести себя люди в данной социальной позиции.

Американские психологи Элинор Маккоби и Кэрол Джеклин перечисляют несколько возможных вариантов объяснения гендерной социализации:

1. Родители обращаются с разнополыми детьми так, чтобы приспособить их поведение к принятым в обществе нормативным ожиданиям. Мальчиков поощряют за энергию и соревновательность, а девочек -- за послушание и заботливость, поведение же, не соответствующее полоролевым ожиданиям, в обоих случаях влечет отрицательные санкции.

2. Вследствие врожденных половых различий, проявляющихся уже в раннем детстве, мальчики и девочки по-разному " стимулируют" своих родителей и тем самым добиваются разного к себе отношения. Кроме того, в результате тех же врожденных различий одно и то же родительское поведение может вызвать у мальчиков и девочек разную реакцию.

3. Родители обращаются с ребенком, исходя из своих представлений о том, каким должен быть ребенок данного пола. Адаптация ребенка к нормативным представлениям родителей может происходить по-разному.

А)Родители стремятся научить детей преодолевать то, что они родители, считают его естественными слабостями. Например если родители считают, что мальчики по природе агрессивнее девочек, они могут тратить больше усилий на то, чтобы контролировать или противодействовать агрессивному поведению сыновей, а дочерям, наоборот, помогают преодолевать предполагаемую естественную робость.

Б)Родители считают поведение, " естественное" для данного пола, неизбежным и не пытаются изменить его; поэтому мальчикам сходят с рук шалости, за которые девочек наказывают.

В)Родители по-разному воспринимают поведение мальчике: и девочек, замечая и реагируя преимущественно на такие по ступки ребенка, которые кажутся им необычными для его пола (например, если мальчик робок, а девочка агрессивна).

4. Родительское отношение к ребенку в известной степени за висит от того, совпадает ли пол ребенка с полом родителя. Здесь возможны три варианта.

А)Каждый родитель хочет быть образцом для ребенка своего пола. Он особенно заинтересован в том, чтобы обучить ребенок; секретам и " магии" собственного пола. Поэтому отцы уделяю больше внимания сыновьям, а матери -- дочерям.

Б)Каждый родитель проявляет в общении с ребенком некоторые черты, которые он привык проявлять по отношению к взрослым того же пола, что и ребенок. Например, отношения с ребенком противоположного пола могут содержать элемент кокетства и флирта, а с ребенком собственного пола - элементы соперничества.

В)Родители сильнее идентифицируются с детьми своего, нежели противоположного пола. В этом случае родитель замечает больше сходства между собой и ребенком и более чувствителен к его эмоциональным состояниям. Это во многом зависит от самосознания родителя.

Но ребенок -- не пассивный объект гендерной социализации. Опираясь на рассогласованность действий своих воспитателей, взрослых и сверстников, и собственный жизненный опыт, он выбирает из предлагаемых ему образцов что-то свое.

Психологическая андрогения

Далеко не все психические качества поляризуются как мужские и женские. Так, индивид, демонстрирующий высокомаскулинные свойства и качества по одним показателям, может быть весьма фемининным по другим. Поэтому пользуются типологией, предполагающей существование четырех психологических типов в рамках одного пола:

1. Маскулинный тип

2. Фемининный тип

3. Андрогинный тип: высокие показатели по тем и другим шкалам.

4. Психологически недифференцированный тип: низкие показатели по тем и другим шкалам.

Андрогинная личность вбирает в себя все лучшее из обеих половых ролей. Концепция андрогинии была предложена в начале 70-х гг. американским психологом Сандрой Бем. Человек с характеристиками, строго соответствующими его полу, оказывается мало приспособленным к жизни. Вместе с тем, обнаружена связь андрогинии с высоким самоуважением, способностью быть настойчивым, мотивацией к достижениям, эффективным исполнением родительской роли, внутренним ощущением благополучия. Андрогинная личность имеет богатый набор полоролевого поведения и гибко использует его в зависимости от динамично изменяющихся социальных ситуаций. Мужчины и женщины андрогинного типа имеют наибольшие способности к любви (к эмоциональному контакту, к пониманию проблем партнера, к самораскрытию в любовных отношениях). Кроме того, представители этого психологического типа менее зависимы от невротизирующих проявлений Эдипова комплекса.

Гендерная идентичность: вариации и отклонения

Трансгендер — человек, у которого не совпадает социальный (гендер) и биологический пол. Это транссексуалы, считающие себя лицом противоположного пола (что не является психическим отклонением, а ошибкой самоидентификации), трансвеститы, играющие роль противоположного пола (через ношение одежды характерной для противоположного пола), интерсексуалы (гермафродиты); бигендеры с постоянно меняющейся (в зависимости от настроения или человека с которым общается и т.д.) гендерной идентичностью (неопределенный пол). В эту категорию не попадают лица с гомосексуальной (бисексуальной) ориентацией.

Транссексуализм - особая форма психосексуального расстройства, при котором тело человека остается достаточно здоровым и являет собой признаки одного пола, а психика (достаточно здоровая с точки зрения психиатрии) принадлежит человеку другого пола, что подтверждается всем его поведением и стилем жизни, привычками, манерами, одеждой (Г. Бенджамин). Это довольно редкое явление в человеческой популяции. Строение некоторых участков мозга транссексуалов отличается от строения соответствующих участков мозга обычных генетических мужчин и женщин и близко (хотя и не идентично) строению этих участков у людей противоположного анатомического и генетического пола. Существует предположение, что феномен транссексуальности связан именно с этим. Мужчин-транссексуалистов насчитывается примерно в три раза больше, чем женщин.

Трансвестизм - стремление индивида принимать внешний вид противоположного пола (за счет одежды, макияжа), что вызывает у него сексуальное удовлетворение (М. Гиршфельд). В этом случае все аксессуары одежды противоположного пола играют роль фетиша. Страсть к переодеванию обычно проявляется еще в детстве. Чаще этот вид сексуальных девиаций встречается у мужчин, большинство из них имеет несколько женоподобные характеристики телосложения. Как правило, трансвеститы имеют семью, в которой супруг смиряется с " причудами" партнера.

Девиации сексуального поведения в подростковом возрасте

Подростковый возраст - период формирования сексуального влечения, которому свойственны недостаточная дифференцированность и повышенная возбудимость (" юношеская гиперсексуальность"), а также незавершенность половой идентификации в психологическом смысле. Поэтому под влиянием ситуативных факторов легко могут возникнуть девиации сексуального поведения. Наиболее угрожаемыми в этом отношении являются как акселерированные, так и инфантильные подростки. У первых сильное половое влечение возникает задолго до социальной зрелости. У инфантильных в силу реакции гиперкомпенсации иногда рождается стремление " не отстать" и даже " обогнать" сверстников в сексуальном отношении. В других случаях они оказываются предметом совращения более развитых подростков и в силу своей инфантильности бывают неспособными им противостоять.

Возникающие в подростковом возрасте девиации сексуального поведения в подростковом возрасте бывают сходными с истинными перверзиями. Но подобные девиации всегда ситуативно обусловлены и являются преходящими. Обычно по миновании подросткового возраста и с началом нормальной половой жизни от них не остается и следа. Лишь в некоторых неблагоприятных случаях, становясь дурной привычкой, эти сексуальные девиации могут сохраняться наряду с нормальной половой жизнью или возобновляться при ее вынужденных перерывах (ложные перверзий).

Формы транзиторных подростковых девиаций сексуального поведения:

Онанизм не принято рассматривать как патологическое явление, если только он достигает чрезмерной интенсивности (до нескольких раз в день), не сочетается с невротическими симптомами и не сопровождается депрессивной реакцией на невозможность от него избавиться. Не следует рассматривать как патологический феномен и " групповой", " совместный", " подражательный" онанизм. Эта форма сексуальной активности тесно сопряжена с подростковой реакцией группирования, имитацией поведения сверстников. Взаимный онанизм может быть первым проявлением гомосексуальных склонностей.

Петтинг заключается во взаимном раздражении эрогенных зон (без интроитуса) до оргазма. Практикуется обычно в гетеросексуальных сношениях. Подростки прибегают к петтингу, так как при этом не разрушается девственная плева у девочек и, по их представлению, петтинг абсолютно защищает от беременности.

Ранняя половая жизнь может рассматриваться как патологическая девиация, если только она начинается до того, как наступило достаточное физическое созревание. Половая жизнь до юридического совершеннолетия, но при наличии достаточной физической зрелости может расцениваться как нежелательное явление с социальной точки зрения, но не как патологическая девиация.

Подростковый промискуитет встречается в асоциальных подростковых компаниях. Промискуитет нередко сочетается с ранней алкоголизацией, особенно у девочек. В состоянии алкогольного опьянения у одних растормаживаются влечения, у других - наступает пассивная подчиняемость более старшим и более активным партнерам, в асоциальных компаниях срабатывает также реакция имитации. У девочек промискуитет как форма сексуального поведения склонен закрепляться, и тогда стремление к постоянной смене партнера становится чем-то вроде ложной перверзии.

Транзиторный подростковый гомосексуализм ситуативно обусловлен. Его проявления сильны в закрытых учреждениях, где сосредотачиваются подростки одного пола. При этом объект противоположного пола всегда остается более привлекательным. В присутствии представителей противоположного пола, даже без всякой половой близости с ними, гомосексуальные склонности блекнут.

Истинный гомосексуализм характеризуется полным отсутствием влечения к сверстникам противоположного пола, чувством отвращения при представлении о физической близости с ними, эротическими сновидениями во время поллюций исключительно гомосексуального содержания. В старшем подростковом возрасте к этому присоединяется активный поиск гомосексуальных партнеров, а также ситуаций, где можно увидеть обнаженными гениталии представителей своего пола.

Другие транзиторные сексуальные девиации в подростковом возрасте: случаи вуайеризма, эксгибиционизма, манипуляции над половыми органами малолетних или животных и т. п. Обычно эти действия сопровождаются мастурбацией или она следует за ними. Но все это встречается не как стойкая перверзия, а как случайные эпизоды, обычно на высоте полового возбуждения. Более стойкой перверзией, также проявляющейся с подросткового возраста, является своеобразный фетишизм. Такие подростки занимаются онанизмом, переодеваясь в белье и платье противоположного пола, или используют для онанизма предметы туалета противоположного пола.

Модели сексуального воспитания и просвещения

Половое воспитание - процесс гендерной социализации, все те направленные и спонтанные воздействия, которые помогают ребенку стать мужчиной или женщиной, приобщают его к принятой в обществе системе взаимоотношений между полами в трудовой, общественной и личной жизни.

Сексуальное образование - подготовка ребенка к сексуальной жизни, более или менее систематическое сексуальное просвещение, передача соответствующей информации.

 

Миколай Козакевич, обобщив многолетний опыт полового воспитания в странах Европы, выделил в нем три главные стратегии:

· рестриктивную, ограничительно-охранительную,

· пермиссивную, разрешительно-либеральную, склонную к вседозволенности,

· линию " золотой середины".

 

Модели полового воспитания Объем информации Содержание информации Подход Общий тон
рестриктивная минимум - чем меньше, тем лучше не делай того или этого, ибо... это единственный верный путь нет!
пермиссивная максимум - чем больше, тем лучше существуют следующие пути... все пути хороши да!
" золотая середина" оптимум - столько, сколько необходимо поступай так, а не иначе, ибо... есть много путей, выбирай лучший да, но...

 

Рестриктивная, запретительная модель противоречит общему духу современного воспитания и, как всякие негативные модели, основанные преимущественно на запретах, малоэффективна. Что же касается пермиссивной модели, то она не принимает во внимание возрастных особенностей, возлагая бремя выбора и ответственности на человека, который еще не умеет предвидеть долгосрочных последствий своих поступков, подчас излишне импульсивен и т. д. Кроме того, она совершенно не учитывает особенности традиционной культуры народов.

Модель " золотой середины" наиболее теоретически обоснована и дает лучшие практические результаты, сегодня к ней склоняется большинство педагогов и психологов Европы и Америки. Она предполагает, что воспитатель знает, какой именно объем и содержание информации оптимальны для того или другого возраста. Главное преимущество модели - не умеренность, а то, что она содержит в себе плюрализм, допустимость разных стилей и методов воспитания.

Чтобы быть эффективным, сексуальное просвещение должно опережать собственное развитие ребенка и не только отвечать на уже поставленные им вопросы, но и предвосхищать их, помогать ребенку правильно поставить, сформулировать их.

Функциональные сексуальные расстройства

Функциональные сексуальные нарушения являются расстройствами, при которых отсутствует способность ощущать сексуальное удовлетворение или невозможно осуществление полового акта, приводящего к сексуальному удовлетворению, несмотря на наличие всех анатомо-физиологических предпосылок и отсутствие направленности на необычные сексуальные цели.

От функциональных сексуальных расстройств следует отличать:

а) органические сексуальные нарушения, обусловленные соматической патологией или вторичными поражениями в результате травм или заболеваний;

б) сексуальные девиации, при которых отмечается аномальная сексуальная ориентация пациента или необычный способ достижения полового удовлетворения.

В научной литературе встречаются понятия «расстройства половой функции» и «половые дисфункции». Однако оба эти понятия более широки и включают половые нарушения функциональной и органической природы.

Классификация функциональных сексуальных расстройств

Функциональные сексуальные расстройства классифицируют в соответствии с сексуальными феноменами, которые могут быть затронуты нарушением. К ним относятся половое влечение, осуществление полового акта и достижение оргазма.

1. Половое влечение (либидо) - стремление к половому акту, связанное с эротически сексуальной активностью. Аномальное повышение полового влечения обозначается как гиперэротизм (у мужчин — сатириаз, у женщин — нимфомания), а снижение или отсутствие — как гиполибицемия и алибидемия, или фригидность. В клинической практике фригидность чаще встречается у женщин, чем у мужчин. Иногда вместо понятия «фригидность женщины» пользуются терминами «тотальная женская половая дисфункция», «гипоактивное половое желание» или «сниженное половое влечение».

2. Недостаточность эрекции или ее отсутствие, а также ее кратковременность обозначаются как расстройства эрекционной потенции или эрекционная импотенция. При расстройствах в этой фазе у женщин может возникнуть отсутствие увлажнения стенок влагалища, набухания клитора и малых половых губ, расслабления входа во влагалище или снижение и даже отсутствие чувствительности половых органов к сексуальной стимуляции (рукой при прекоитальной подготовке или половым членом при фрикциях), что называют сексуальной гипестезией или сексуальной анестезией. Обычно это сочетается с фригидностью или аноргазмией. Отдельной клинической формой, относящейся к этой же фазе у женщин, является вагинизм - непроизвольный спазм около влагалищных мышц, что затрудняет пенетрацию.

3. Часто встречаются у женщин олигооргазмия (редкое достижение оргазма) и аноргазмия (отсутствие оргазма). «Преждевременная эякуляция» - быстрое возникновение эякуляторного рефлекса у мужчины. Реже встречается ретардированная (задержанная) эякуляция и ее отсутствие. Очень редко встречается отсутствие психического компонента оргазма, когда эякуляция возникает, но не наступает чувство полового удовлетворения.

Психологический анализ причин функциональных сексуальных расстройств

Функциональные сексуальные нарушения чаще всего имеют психогенную причину. Также имеют значение различные конституциональные факторы и другие предрасполагающие обстоятельства, особенно возраст.

Чаще всего неблагоприятные психологические факторы связаны с прошлым жизненным и сексуальным опытом личности. Например, страх перед сексуальным наслаждением, обусловленный слишком жесткими запретами сексуального экспериментирования в детстве. С помощью вагинизма женщины отвергают для себя саму идею секса, создавая тем самым психологическую преграду, запрет на секс (после пережитой психосексуальной травмы). Другими причинами могут быть: боязнь испытать разочарование, исполнительская тревожность - опасение показать себя неумелым и неопытным, гипертрофированное чувство стыда, затрудняющее телесное и эмоциональное самораскрытие, боязнь не удовлетворить, утомить или как-то иначе разочаровать партнера, неспособность к самозабвению, представление себя как бы наблюдателем собственного сексуального поведения.

Часто импотенцию называют " синдромом бизнесмена", что связано с невероятным количеством стрессов, напряженной работой, синдромом хронической усталости. Женщина может перестать испытывать половое влечение и удовлетворение из-за страха перед нежелательной беременностью, депрессивным состоянием. Аноргазмия может возникать и в результате преждевременного семяизвержения у мужа, прерванного полового акта, недостаточной психоэротической подготовки женщины к сближению, неправильно выбранной позы.

К индивидуальным психологическим трудностям добавляются партнерские - разного рода конфликты, например, борьба за власть, стремление мужчины утвердить свое господство над женщиной или нежелание жены пойти навстречу стремлениям супруга. Или коммуникативные проблемы: неспособность к самовыражению и сопереживанию, неумение расшифровывать мимику, жесты, мускульные реакции, взгляды партнера, уловить его тайные мечты и желания, в которых он не смеет признаться. Эти проблемы в той или иной мере существуют у каждого человека и у каждой пары. Если они не находят более или менее удовлетворительного решения, проблемы нарастают, усугубляют друг друга и нередко в конечном итоге приводят к сексуальным расстройствам, причем сами люди большей частью не отдают себе отчета в реальных причинно-следственных связях.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.