Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взгляды Л.Н.Гумилёва(суперэтносы, субэтносы, комплиментарность, пассионарность).






Этносы не живут вечно, время их жизни ограничено сроком 1200 - 1500 лет, причем все народы проживают одинаковые фазы исторического развития: подъем, акматическую фазу надлома, инерционную и фазу обскурации. Каждый этнос имеет свой возраст, отсчитываемый от момента начала его этнической истории. Образование новых этносов инициируется появлением в популяции энергичных, инициативных, страстных, волевых людей, придающих этносу новый импульс поведения. Этот импульс получил название " пассионарность ", а его носители - " пассионарии". Пассионарность- это мерило возраста этноса, определяющее его историческое лицо, характер отношений к соплеменникам и соседям, а также к окружающему ландшафту. Фазы этногенеза определяются количеством пассионариев в этнической системе. Начальная фаза этногенеза - пассионарный толчок, когда в силу тех или иных причин резко возрастает число пассионариев. После толчка следует фаза подъема - общий демографический взрыв, активное преобразование антропогенного ландшафта для прокорма подрастающего поколения, соответственное изменение стереотипа поведения, появление новых идеологических и религиозных течений. Во вновь возникающей системе жесткая дисциплина, регламентируются личное поведение, брачные отношения, использование ландшафта, но для членов этноса это необременительно и рассматривается ими как необходимое условие достойного образа жизни. Большинство пассионариев трудится не во имя личной цели, а во славу и укрепление этноса; они искренне считают, что продолжают дело отцов (пассеизм по Л.Н. Гумилеву). Возрастает число пассионариев и частота событий этнической системы, возникают новые дробные единицы этноса - субэтносы, объединение нескольких этносов в суперэтнос. Внутрення борьба не ослабевает, а сплачивает этносы, так как ведется не на истребление, а за объединение. За фазой подъема наступает акматическая фаза, пассионарное напряжение достигает максимума, ускоряется ход истории, господствуют пассионарии жертвенного типа. Однако появляется и новое стремление к утверждению своей персоны (актуализм по Л.Н. Гумилеву). Наступает пассионарный перегрев, когда избыточная энергия тратится не столько на рост или внешнюю экспансию, сколько на внутренние конфликты: распри, раздоры, религиозные войны, уносящие из жизни пассионариев.

В связи с убылью пассионариев наступает фаза надлома, раскол этнического поля, возрастает количество субпассионариев, ранее уничтожавшихся в явную фазу подъема и в акматичекую фазу, идет идет разрушение традиционных норм права и морали, характерна хищническая эксплуатация ландшафта. Общая пассионарность еще высока, отчего продолжаются внутренние конфликты, идут гражданские войны. В эта период снижается сопротивление этноса к внешним воздействиям: к экологическим катастрофам, к вторжению врагов, к идеологическим диверсиям и экономическим кризиса' Может произойти преждевременная гибель этноса.

Если фаза надлома преодолена, этноса вступает в инерционную фазу, сопровождающуюся плавным снижением пассионарности. Это самое благоприятное время для этноса: укрепление государственной власти, социальных институтов, накопление материальных и культурных ценностей, поддержание кормящего ландшафта, преобладание законопослушных и работящих гармоничных людей. При общем снижении пассионарности последнюю сохраняют ученые, деятели искусства. Разумное правительство старается растянуть инерционную фазу поддерживает этнические традиции, покровительствует творческим людям, борется с преступностью, жителям внушают представления о высоком положении и вечности данной цивилизации. Однако " золотая осень" человечества неизбежно приходит к своему концу. Вымирающих пассионариев на высоких должностях сменяют торгаши, часто чуждые коренному этносу. Пропаганда " человеколюбия" приводит к прощению слабостей, небрежению долгом, ненаказуемости, росту преступности. Постепенно усиливается хищническое отношение к природе. Идет рост числа субпассионариев, оседающих в городах. Оторванные от кормящего ландшафта горожане внедряют различные усовершенствования, часто вредные для природы. В фазу обскурации пассионарное напряжение падает ниже уровня, поддерживающего этническую систему. Идет разбазаривание ранее накопленных материальных и культурных ценностей, прекращается поддержка кормящего ландшафт. Возрастает число субпассионариев, которые не хотят работать, но требуют удовлетворения своих потребностей. Идет разложение общества, трудолюбие осмеивается, интеллектуалы вызывают ярость, сельское хозяйство в упадке, производство сворачивается, благоденствуют лишь торгаши, ростовщики, банкиры. Наука сводится к компиляции, идет деградация искусства, пересмотр духовных ценностей. В эту фазу ценятся не способности, а их отсутствие, не образованность, а невежество, не стойкость убеждений, а беспринципность. Отдельные пассионарии не находят своего места и эмигрируют. К власти приходят только беспринципные авантюристы, играющие в популизм. Распространяются преступность, сексуальные отклонения, армия теряет боеспособность, природоохранительные органы вместо борьбы с криминалитетом способны только обеспечивать безопасное существование верхов. Этническая система утрачивает способность к сопротивлению и легко становится жертвой агрессора или чуждой идеологии. Часто наступает гибель этноса. Иногда после обскурации наступает кратковременная фаза регенерации - восстановление этноса за счет остатков пассионарности на периферии, но это лишь короткий всплеск активности. Фаза регенерации переходит в мемориальную фазу.

- Субэтнос - этническая система, являющаяся элементом структуры этноса. Новые этносы рождаются на границах ландшафных регионов, в зоне интенсивных этнических

контактов. Суперэтносы складываются из этносов. Например, Российский суперэтнос

состоит из этносов русских, украинцев, белорусов. Более дробными группировками являются субэтносы, консорции и конвиксии, объединяющие людей по более частным признакам. Такие группировки не столь долго живущие, как этнос; они возникают и распадаются, иногда враждуют между собой, но при этом не теряют ощущения единства этноса (пока последний существует). Консорции - это небольшие группы людей

объединенных одной целью, исторической судьбой. К консорциям относятся кружки, артели, секты и т.д. Если они не распадаются быстро, сохраняются на пртяжении жизни нескольких поколений, то превращаются в конвиксии, то есть в группы людей с однохарактерным бытом и семейными связями.

Учение Л. Н. Гумилева о комплементарности чрезвычайно актуально для нашего времени межнациональных конфликтов. Положительная или отрицательная комплиментарность - это подсознательное ощущение симпатии или антипатии, деление на своих и чужих.

Типы этнической идентичности.

А психолога этнос интересует прежде всего как психологическая общность, способная успешно выполнять важные для каждого человека функции:

1) ориентировать в окружающем мире, поставляя относительно упорядоченную информацию;

2) задавать общие жизненные ценности;

3) защищать, отвечая не только за социальное, но и за физическое самочувствие.

Для большинства индивидов характерна моноэтническая идентичность, совпадающая с официальной этнопринадлежностью. Как и другие варианты идентичности она проявляется в многочисленных уровнях интенсивности. При благоприятных социальноисторических условиях позитивная этническая идентичность сопровождается чувствами гордости, достоинства, оптимизма, уверенности, удовлетворения, патриотизма. Возможна моноэтническая идентичность с чужой этнической группой, к ведет к полной ассимиляции.

Сильная идентификация с обеими взаимодействующими группами ведет к формированию биэтнической идентичности. Имеющие такую идентичность люди обладают особенностями обеих групп, осознают свое сходство с обеими культурами.

Множественная идентичность наиболее выгодна для человека, она позволяет ему использовать опыт одной группы для адаптации в другой, овладевать богатствами еще одной культуры без ущерба для ценностей собственной. Таких людей называют посредниками или мостами между культурами. Осознание и принятие своей принадлежности к двум этническим общностям благотворно сказывается и на личностном росте выходцев из межэтнических браков.

Hо возможна и слабая, четко не выраженная этническая идентичность как со своей, так и с чужой этническими группами — маргинальная этническая идентичность. В этом случае человек колеблется между двумя культурами, не овладевая в должной мере нормами и ценностями ни одной из них, часто чел испытывает внутриличностные конфликты.

В качестве стратегии сохранения личностного благополучия она проявляется в отрицании значимости этнического фактора и как в своей жизни, так и в обществе в целом. Подобная стратегия позволяет членам групп меньшинств сохранить позитивную идентичность, исключив из нее вызывающую беспокойство идентичность этническую. Во-первых, она может проявляться в предпочтении личностной идентичности перед этнической и социальной в целом, в осознании себя, прежде всего, уникальным индивидом, а не членом группы. Во-вторых, возможна переструктуризация социальной идентичности с вытеснением из нее этнической идентичности.

Какие категории использует индивид, чтобы уйти от переживаний, связанных с принадлежностью к этнической группе? При формировании социальной идентичности он может опираться на гражданскую идентичность. Или причислять себя к широким наднациональным общностям — европейцам, азиатам, гражданам мира, т.е. декларировать космополитическую идентичность. Однако вытеснение из структуры социальной идентичности одной из ее важнейших составных частей — этнической идентичности — грозит, с одной стороны, потерей целостности Я - образа, а с другой — потерей связей с какой бы то ни было культурой.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.