Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подходы к образованию в гуманистическом направлении психологии (К. Роджерс, А.Маслоу).




Понятие «самоактуализация» заимствовано Маслоу у Курта Гольдштейна. По Гольдштейну индивид мотивируется не многими, а одним главным мотивом самоактуализации или самореализации. Концепция самоактуализации развивалась в рамках экзистенциально-гуманистического направления в психологии. Гуманистическая психология возникла в США и Европе в 60-е годы XX века и основывалась на традиционных ценностях западной демократии - свободы выбора жизненного пути и личной ответственности за его осуществление. Ее видными представителями были Ролло Мей, Абрахам Маслоу, Джордж Келли, Гордон Олпорт, Карл Роджерс Виктор Франкл и др.В гуманистической психологии человек, как объект изучения не состоит из отдельных - рефлексов, познавательных процессов, интеллектуального знания, темперамента или характера, неврозов или другой психопатологии, личности. Личность в этих теориях предстает как принципиально уникальная, неповторимая, экзистенциальная сущность. Большое внимание в своих теориях ученые - сторонники гуманистической психологии уделяют процессу личностного роста и развития самости, самоактуализации индивида. Согласно Маслоу, самоактуализация - это стремление к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, врожденная потребность личностного совершенствования, «мгновение, когда человек проявляет свое «Я». Самоактуализация занимает вершинное положение в системе разработанной им иерархии потребностей человека. А.Г. Маслоу описал восемь «приемов», которые способны помочь человеку приблизиться к самоактуализации. Особое внимание при реализации самости индивидуума уделяется «пик-переживаниям», под которыми понимаются «особенно радостные и волнующие моменты в жизни каждого». Маслоу сделал предположение, о том, что практически все люди нуждаются во внутреннем совершенствовании и пытаются его достичь, однако только некоторые реализуют полностью свой потенциал. Положение концепции самоактуализации, т.е. свобода от этнокультурной и исторической обусловленности, выдвинутая А.Г. Маслоу была подвергнута критике в частности, со стороны Ш. Бюлер и В. Франкла, которые отмечали ее односторонность, биологизацию природы человека, а также разрыв между личностью и обществом. В этой связи критика В. Франкла заслуживает особого уважения, так как его взгляды на природу человека прошли серьезные испытания во время пребывания в нацистских концлагерях. Таким образом, стремление к самоактуализации у Маслоу свелось к тому, что «человек начинает интересоваться смыслом жизни лишь тогда, когда жизнь у него устроена. Согласно Маслоу высшие ценности постигаются в моменты высших (пиковых) переживаний в том случае, если он психологически здоров, самоактуализирован. Развитие ценностных ориентации определяется, прежде всего, не индивидуальными особенностями субъекта, а фактором места развивающегося субъекта в системе общественных отношений, и зависит в итоге от социального строя и истории всей культуры, в которую включен этот индивид в процессе развития. Ценностные ориентации присваиваются индивидом через механизмы идентификации и отчуждения. Концепция самоактуализации представляется сложным теоретическим конструктом, практическое измерение которого требует учета разного рода факторов, главным из которых является культурная принадлежность исследуемых субъектов. Так как теория самоактуализации создавалась в рамках индивидуалистичной западной культуры, то в основу положены особенности модели «западного» человека, что может оказаться неприемлемым для человека, воспитывавшегося в коллективистской культуре. Гуманистическая парадигма К.Роджерса говорит о чувствовании, понимании и уважении мира ребенка, о воспитании «изнутри» этого мира, посредством принятия разделения истинного внимания к событиям мира ребенка. Большой материал накоплен в работах Берна, где описаны типы семей и характер воспитания в них детей. Концепция воспитания 20-21 века отличается значительным гуманизмом, не имевшем места в более ранние периоды, детство как период жизни все более удлиняется, родители все более сознательно подходят к воспитанию детей не только как формированию у них желаемых качеств, но и развитию внутренних задатков и склонностей самого ребенка.

 


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.