Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические закономерности дизонтогенеза. Типы дизонтогенеза и их психологическая характеристика.






Представление об «аномальном» ребенке. Биологические и социальные факторы, обуславливающие аномальное развитие. Единство закономерностей нормального и аномального развития. Различие первичных и вторичных нарушений психики. Особенности диагностики психических нарушений у детей. Методы патопсихологической диагностики в детском возрасте.

.Психическое недоразвитие. Клинико-психологическая структура дефекта при психическом недоразвитии. Тотальность и иерархичность нервно-психического недоразвития при олигофрении. Задержанное психическое развитие. Основные варианты задержанного психического развития. Клинико-психологическая структура дефекта при задержке церебрально-органического генеза. Социальная ситуация развития ребенка с задержанным психическим развитием. Поврежденное психическое развитие. Структура психических нарушений при поврежденном развитии. Дефицитарное психическое развитие. Аномалии развития в связи с недостаточностью зрения и слуха. Аномалии развития в связи с недостаточностью двигательной сферы. Искаженное психическое развитие. Соотношение основного и вторичных дефектов при раннем детском аутизме. Влияние аутистичных установок на психическое развитие ребенка с искаженным типом дизонтогенеза. Дисгармоническое психическое развитие. Клинико-психологическая структура дефекта при психопатиях. Этиологические факторы детских неврозов. Характеристика внутриличностного конфликта при детских неврозах.

Аномальный реб.- физические и психич. Отклонения приводят к нарушению нормального хода общего развития реб. Эти серьезные отклонения в развитии чаще всего вызваны болезнетворными расстройствами.Для таких детей требуется специальные условия для обучения и воспитания.При различных аномалиях разные возможности и в познавательной сфере, и в сфере социал.связи.в основе аномального развития могут лежать органические либо функциональные нарушения нервной системы, либо периферические нарушения определенного анализатора. Развитие аномальн.реб.подчиняется общим закономерностям психического развития.

В начале термином дизонтогения обозначали отклонения формирования структур организма.Но вскоре термин стал Характер психического дизонтогенеза определяют: 1)функциональная локализация нарушений. Частный дефект-недостаточность отдельных функций.Общий-нарушения регуляторных систем .2)время поражения. Чем раньше действует вредность.тем вероятнее недоразвитие.Чем позднее.тем характернее распад структуры психич.функций. 3)возможность отношения между первичным и вторичным дефектом. Первичный-нарушение.вытекающее из биологического характера болезни(нарушение зрения, слуха).Вторичный-возникает опосредованно в процессе аномального соц-ого развития.Механизмы возникновения вторичных нарушений: а)недоразвитие функций, непосредственно связанных с поврежденной(глухой реб.не говорит)б)нарушение функций, если вредность действует в сензитивном периоде. 4)вторичное недоразвитие идет не только с низу вверх от элементарных функций к более сложным.но и сверху вниз. 5)социал.депривация. Любой дефект препятствует общению, реб.с особенностями оказывается в ситуации неуспеха.Нарушение межфункциональн.взаимодействий: 1.изоляция.2.патологическая фиксация ассоциативных связей.3.недоразвитие, нестойкость иерархических связей.

и интенсивности повреждения. 2) Соц.факторы -могут привести к соц-но педагогич.запущенности, в основе кот.лежит культурная депривация-недостаток информации и эмоционального опыта. Симптомы болезни: негативные (ухудшение памяти, мышления), продуктивные(страхи, бредовые идеи), возрастные симптомы(связаны с определенным возрастом).Возрастные уровни нервно-психичес.реагирования у детей в ответ на различные вредности: от 0-3-сомато-вегетативный уровень- нарушения сна, аппетита. 4-10лет-психомоторный уровень- характерно психомоторная возбудимость, тики. 7-12-аффективный уровень- могут появиться страхи, негативизм, агрессия. 12-16-эмоционально-идиоторный -сверхценные увлечения, ипохондрические идеи.

Характер психического дизонтогенеза определяют: 1)функциональная локализация нарушений. Частный дефект-недостаточность отдельных функций.Общий-нарушения регуляторных систем .2)время поражения. Чем раньше действует вредность.тем вероятнее недоразвитие.Чем позднее.тем характернее распад структуры психич.функций. 3)возможность отношения между первичным и вторичным дефектом. Первичный-нарушение.вытекающее из биологического характера болезни(нарушение зрения, слуха).Вторичный-возникает опосредованно в процессе аномального соц-ого развития.Механизмы возникновения вторичных нарушений: а)недоразвитие функций, непосредственно связанных с поврежденной(глухой реб.не говорит)б)нарушение функций, если вредность действует в сензитивном периоде. 4)вторичное недоразвитие идет не только с низу вверх от элементарных функций к более сложным.но и сверху вниз. 5)социал.депривация. Любой дефект препятствует общению, реб.с особенностями оказывается в ситуации неуспеха.Нарушение межфункциональн.взаимодействий: 1.изоляция.2.патологическая фиксация ассоциативных связей.3.недоразвитие, нестойкость иерархических связей.

В основе олигофрении могут лежать: 1) генетический фактор (болезнь Дауна; врожденные нарушения обмена веществ в следствии врожденной неполноценности ферментных структур).2) Экзогенные факторы ( инфекции, интоксикации, травмы; вирусные инфекции: краснуха, свинка, корь, которые переносит будущая мама на ранних этапах беременности; внутриутробные интоксикации - алкоголизм матери, интоксикация лекарственными средствами, несовместимость крови матери и ребенка). Самый опасный период 1\3 беременности. В раннем детстве - менингит, черепно-мозговая травма.

 

Клинико-психологическая структура дефекта при психическом недоразвити (олигофрении) обусловлена необратимым недоразвитием мозга с преимуществом незрелости коры. В состоянии недоразвития находятся все психические функции плюс сенсорные, моторные, речевые и личностные.

С трудом формируются новые устойчивые связи; новые-слабые и инертные (тугоподвижность, замедленность)-недоразвитие сенсорной сферы, восприятие бедное, недостаточное. Темп восприятия замедлен. Эти дети позже начинают различать цвета. Недоразвитие моторики, плохая пластика, движения не ритмичные, однообразные. Недостаточна память (на этапе запоминания, хранения, воспроизведения). Объем внимания сужен. Плохо развита речь. Активныфй словарный запас редко ограничен по сравнения с пассивным. Страдает грамматический строй речи. Дефекты произношения. В мышлении с трудом образуются понятия. Процесс обобщения и абстрагирования формируется плохо. Темп интеллектуального развития замедлен. Эмоции: однообразны, вязкие. Ребенок застревает на своих, эмоциях, не может подавить аффект. Они не критичны, не понимают своих неудач. Таким образом - недоразвитие всех сфер психики.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.