Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические проблемы общения.






Место общения в структуре общественных отношений. Один из главных вопросов психологии – как индивидуальное в человеке соотносится с общественным, социальным. Изучить человека отдельно от его социальных связей невозможно, т.к. он с детства включен в систему социальных связей. Он их результата и активный созидатель одновременно, и его личность всегда связана с обществом, поэтому и изучать эту личность необходимо в общей системе общественных отношений, Эти отношения будут зависеть от социального института, в котором личность развивается.

Изучением отношений в отечественной психологии занимался В.Н. Мясищев, он делил все отношения на 2 вида – общественные и психологические. Б.Ф. Ломов выделил в психологии 3 подхода к проблеме общения:

1. Общение как элемент, сторона деятельности, а деятельность – его условие (Леонтьев)

2. Общение как вид деятельности, внутри которого существует 2 подхода: общение как коммуникативная деятельность, выступающая на определенном этапе онтогенеза и общение как деятельность (Эльконин), при анализе которой необходимо рассматривать все компоненты деятельности – предмет, мотивы, действия и т.д.

3. Общение как базовая категория в психологии, это даже не параллельные и взаимосвязанные процессы, а 2 стороны социального существования человека (Ломов).

Функции общения. Ломов Б.Ф. выделил 3 функции: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная.

Функции общения также выделяются соответственно сторонам общения, т.е. подразумевают обмен информацией, действиями и восприятие субъектами общения друг друга.

Структура общения. В структуре общения выделяют следующие стороны:

1. Коммуникативная сторона общения (коммуникация в узком смысле) – обмен информацией между общающимися индивидами.

2. Интерактивная сторона – это обмен действиями, т.е. взаимодействие партнеров по общению.

3. Перцептивная сторона – это восприятие и познание друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Это условное разделение сделано для упрощения и удобства анализа процесса общения, отдельно стороны в общении не существуют.

Виды общения. Анализ общения как сложного, многостороннего процесса показывает, что его конкретные формы могут быть различными. Виды общения разделяют по его направленности.

Под способом общения Парыгин понимает особенности группового коммуникативного поведения людей, и тогда общение может быть интегративным, дифференцирующим, дезинтегрирующим и т.д.

Типологические пары общения могут быть следующими: деловое и игровое; безлично-ролевое и межличностное; традиционное и инновационное.

Коммуникация по форме делится на вербальную и невербальную, а интеракция – на действие, противодействие, конфликт, кооперацию, дифференциацию, интеграцию и т.д.

Средства, с помощью которых устанавливается и поддерживается общение, разнообразны. Важнейшим из них является речь.

Особенности коммуникативного процесса. Общение как коммуникация – это обмен определенной информацией. Часто при изучении общения уделяют внимание только этой стороне, не учитывая остальные, также упускают из вида, что в общении происходит не только передача, но и формирование, и развитие информации.

Специфика особенностей коммуникативного процесса заключается в том, что общаются активные субъекты, обладающие своими характеристиками (мотивы, установки и т.п.). Субъекты не просто «обмениваются» значениями, но, как отмечает Леонтьев, стремятся при этом выработать общий смысл.

Для обмена информацией необходимо наличие единой или сходной системы кодирования и декодирования у коммуникатора и реципиента, т.е. знаки и закрепленные за ними значения должны быть известны всем участникам коммуникативного процесса. При этом функции коммуникатора и реципиента в общении меняются.

В условиях человеческой коммуникации могут возникать специфические барьеры.

Виды коммуникации. Передача информации происходит посредством знаковых систем, в соответствии с которыми классифицируют виды коммуникации. Самое простое – разделение на вербальную (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную коммуникацию (неречевые знаковые системы). В вербальной коммуникации знаковой системой является язык.

Выделяют следующие виды невербальной коммуникации:

1. оптико-кинетическую (включает жесты, мимику, пантомимику);

2. паралингвистическую и экстралингвистическую;

3. организацию пространства и времени коммуникативного процесса;

4. визуальный контакт.

По каналу восприятии информации невербальную коммуникацию делят на: визуальную, аудиальную, тактильную и ольфакторную.

Структура коммуникативного процесса. Американский журналист Г. Лассуэл предложил следующую модель коммуникативного процесса (для изучения убеждающего воздействия средств массовой информации):

1. Кто? (передает сообщение) – Коммуникатор.

2. Что? (передается) – Сообщение.

3. Как? (осуществляется передача) – Канал.

4. Кому? (направлено сообщение) – Аудитория.

5. С каким эффектом? – Эффективность.

Адресант не только сообщает информацию, но и получает ответную. Иными словами, адресант, сделав сообщение, становится адресатом; а адресат, получив сообщение, становится адресантом.

Схема Р. Якобсона включает адресанта и адресата информации, связь между которыми может быть непосредственной (речь и жестикуляция) или опосредованной (телефон и т.п.), код – правила языка, используемого для передачи сообщения, и контекст – заранее заданное «смысловое поле», в котором сообщение становится информативным.

Барьеры коммуникации. Выделяют следующие виды барьеров коммуникации:

1. Барьеры понимания: фонетический, стилистический, семантический и логический;

2. Барьеры социально-культурного различия;

3. Барьеры отношения;

4. Барьеры индивидуально-психологических особенностей.

В коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры – не семантические, а связанные с отсутствием ситуации общения (сюда относится стилистический барьер и барьеры социально-культурного различия). В таких ситуациях видна включенность коммуникации в более широкую систему общественных отношений. Связь коммуникации и межличностных отношений видна при проявлении барьеров отношения.

Место взаимодействия в общей структуре общения. Одни авторы в психологии отождествляют общение и взаимодействие, интерпретируя и то, и другое как коммуникацию в узком смысле слова, другие рассматривают отношения между взаимодействием и общением как отношение формы процесса и его содержания, третьи говорят о связанном, но самостоятельном существовании общения как коммуникации и взаимодействия как интеракции, четвертые полагают, что взаимодействие – это другая, по сравнению с коммуникативной, сторона общения, которая фиксирует организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность.

При анализе взаимодействия имеет значение и то, как осознается каждым участником его вклад в общую деятельность.

Структура взаимодействия. В истории социальной психологии существовало несколько попыток описать структуру взаимодействий. Задача всегда формулировалась как поиск доминирующих факторов мотивации действий во взаимодействии, и авторы фиксировали некоторые компоненты взаимодействия: субъекты, их связь, воздействие друг на друга, и как следствие этого, их изменения.

Один из подходов к структурному описанию взаимодействия представлен в транзактном анализе. Его автор Э. Берн предлагал анализировать действия участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учитывать характер ситуаций и стиля взаимодействия.

Согласно теории Э. Берна, человек как «коммуникат» располагает тремя личностными позициями. Они существуют в рамках одной и той же личности, дополняя друг друга. Это позиции:

1. Ребенка (позиция Д). Сохраняется от раннего возраста. Сосредотачивает в себе cильные и слабые стороны детской натуры. К «сильным» сторонам относят раскованность, творческие порывы, импульсивную жизнерадостность, фантазию, любопытство. К «слабым» - пугливость, неуверенность, беспомощность, доверчивость, несдержанность.

2. Позиция родителя (позиция Р). Усваивается с детства за счет обожания старших и подражания им. Ее сильные стороны: уверенность в правоте моральных требований, способность к авторитетному тону, к покровительству и защите слабого. Слабости: безапелляционность, догматизм, сознание превосходства и права «карать», ригидность.

3. Позиция взрослого (позиция В). Расчет действий, контроль над ними, трезвость в оценках, понимание относительности догм, но и излишний скептицизм, скованность, бедность фантазии, недооценка эмоциональной стороны жизни.

Если человек был бы лишен какой-либо из этих позиций, его поведение стало бы «неадаптивным.

Тактики (типы) взаимодействия. Наиболее распространенным является дихотомическое деление видов взаимодействия на два противоположных типа: кооперация и конкуренция. Также выделяют согласие и конфликт, приспособление и оппозицию, ассоциацию и диссоциацию и т.д.

Кооперация – необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой.

При анализе различных типов взаимодействий важна проблема содержания деятельности, в рамках которой даны те или иные виды взаимодействия.

Р. Бейлс разработал схему, позволяющую по единому плану регистрировать различные виды взаимодействия в группе, выделив 12 видов взаимодействий. Одни из них связаны с эмоциональной стороной (солидарность, ослабление напряжения и одобрение, как положительные, и отклонение («не подходит»), напряженность («не согласен») и антагонизм – отрицательные). А другие – с деятельностью (предложение, мнение, информация, просьба об информации, просьба о мнении, просьба об обращении («у кого какие идеи»)).

Теории взаимодействия. Польский социолог Я. Щепаньский предложил использовать понятие социальной связи, которая является последовательным осуществлением: 1) пространственного контакта, 2) психического контакта (взаимная заинтересованность), 3) социального контакта (совместная деятельность), 4) взаимодействия (систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера), 5) социального отношения (взаимно сопряженных систем действий).

Теория Т. Парсона предполагает использование принципа выделения некоторых абстрактных элементов структуры индивидуального действия.

Концепция «символического интеракционизма» Г. Мида полагает, что решающая роль взаимодействия заключается в становлении человеческого «Я» - личность формируется во взаимодействии с другими личностями, и механизмом этого процесса является установление контроля действий личности теми представлениями о ней, которые складываются у окружающих.

Э. Берн полагает, что любое общение (по сравнению с его отсутствием) полезно и выгодно для людей. В его теории состояния «Я» - это феномены, выполняющие свои функции. Ребенок – это источник интуиции, творчества, спонтанных побуждений и радости. Взрослый контролирует действия Родителя и Ребенка, является посредником между ними. Родитель осуществляет две основные функции: 1) обеспечивает эффективность выполнения роли родителя для детей, обеспечивая тем самым выживание человеческого рода; 2) благодаря Родителю, многие реакции выполняются автоматически, что помогает сберечь массу времени и энергии.

Место стереотипизации в процессе общения. Стереотипизация - это когнитивная составляющая идентичности, это набор атрибуций (приписывание характеристик), восприятие, классификация и оценка социальных объектов(событий) на основе определенных представлений, аффективно окрашенных и обладающих высокой устойчивостью. Они бывают 2-х видов:

1) Ядро стереотипа - культ специфической атрибуции - «все чукчи хорошие оленеводы». Она культурная, специфическая и ее трудно поменять. Ядро всегда стабильно устойчиво.

2)Общечелочеческая атрибуция - их легко менять, они группируются вокруг ядра. Их можно применять к кому угодно, вкаждой культуре можно найти добрых и злых. «Атрибуция оборотней» -когда когнитивная составляющая одна, а эмоционально оценочных две (О чел, к\р копит деньги, при позитивном отношении мы говорим, что он экономный, а при негативе - назовем его жадиной). Чаще применяется в межгрупповой напряженности (пока дружим - экономный, поссорились- жадный). Новые впечатления об объекте восприятия категоризируются на основе сходства с прежними впечатлениями, что дает основание для стереотипизации. Термин «Стереотипизация» был введен У.Липманомдля обозначения предвзятых представлений, мнений. В качестве объекта стереотипизации могут выступать все социальные явления. Информация, на к\р основывается стереот., соотносятся не с соответствующим объектом, а с другими знаниями, к\р могут оказаться ложными. Способствуют возникновению стереот. явления возникающие в сфере м\личностного общения, как социальные установки, эффекты первичности, новизны, ореола. Предрассудок - это буквально мнение, предшествующее рассудку, усвоенное не критически, без размышления. Это иррациональные компоненты общественного и индивидуального сознания - суеверия, предубеждения - это неблагоприятная социальная установка к какому-либо явлению. Не основанное на критически проверенном опыте, стереотипное и эмоционально окрашенное и плохо поддающееся изменению под влиянием рациональной информации. Особенно живучи национальные и рассовые предубеждения. Они имеют соц экономические и псих корни.

Процессы каузальной атрибуции - это интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Основы КА заложил Ф.Хайдер.Он разработал основные категории и принципы. КА изучает межличностное восприятие, самовосприятие и восприятие широкого класса соц объектов. Познавая др. др., мы не ограничиваемся получением внешне наблюдаемых сведений, а стремимся выяснить причины поведения, выяснить личностные качества объекта. Информация полученная о чел в результате наблюдения бывает недостаточной и мы находим вероятные причины поведения и черты личности и приписываем их наблюдаемому объекту. Эта причинная интерпретация влияет на поведение наблюдателя. Феномен приписывания возникает при дефиците информации о другом человеке. Мера и степень приписывания в процессе межличностного восприятия зависит от уникальности или типичности поступка и от степени его социальной желательности или нежелательности. Характер атрибуций зависит от того выступает ли объект восприятия сам участником события или его наблюдателем. В этих двух случаях Келливыделил три вида атрибуции: личностную (атрибуция приписывается лично совершающему поступок); объектную (причина приписывается тому объекту на к\р направлено действие); и обстоятельную (причина совершающегося приписывается обстоятельствам). Атрибуции составляют основное содержание межличностного восприятия. Хайдер отметил, что люди рассуждают таким образом: «плохой чел обладает плохими чертами и ему приписывают плохие поступки, а хороший чел обладает хорошими чертами и ему приписывают хорошие поступки». БодалевА.А. изучал вопрос о роли установки в процессе восприятия человеком. Особенно значительна эта роль при формировании первого впечатления о незнакомом человеке. При прогнозировании межличностного восприятия необходимо принимать в расчет эффект ореола. Эффект новизны и первичности и эффект стереотипизации.

Виды знаковых систем. Первичные — образованные предметами, явлениями, свойствами окружающей действительности. Вторичные — отражение внешней действительности посредством человеческого сознания. Искусственные / Естественные. Детерминированные (элементы взаимодействуют строго определенным и однозначным образом) / Вероятностные (нежесткий порядок следования элементов). Одномерные (составлены однородными элементами) / Многомерные (неоднородными). Динамические (подвижные) / Статические (неподвижные).

Понятие конфликта. Конфликт – это форма проявления противоречия, форма активного социального противодействия; это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями и чувствами, переживаемыми по отношению друг к другу. Основу конфликта составляет противоречие между целями сторон, определяемыми соответствующими потребностями, интересами и ценностями.

Социальная психология сосредотачивает свое внимание на анализе вторичных социально-психологических аспектов в каждом конфликте и на выделении частного класса конфликтов, порождаемых специфическими социально-психологическими факторами.

Конфликтология – особая междисциплинарная область, объединяющая теоретические, методологические и методические подходы к описанию, изучению и развитию практики работы с конфликтными явлениями разного рода, возникающими в различных областях человеческого взаимодействия.

Часто конфликт предваряется более или менее очевидными сигналами, к которым относятся: кризис, напряжение, недоразумение, инциденты и дискомфорт.

Стороны в конфликте.

1. Первичные – люди, которые изначально вовлечены в конфликт, между которыми конфликт возник. Если убрать эту сторону, то конфликт исчезнет.

2. Вторичные – люди, которые вовлечены в конфликт в том плане, что на них влияют результаты конфликта.

3. Третья сторона выполняет роль наблюдателя или помогают разрешить конфликт.

Вторичная сторона может брать на себя роль третьей стороны. А третья сторона в свою очередь может не способствовать разрешению конфликта, а мешать.

По возрастанию влияния на результат третьей стороны выделяют:

1. Фасилитация – способствуют началу процесса разрешения конфликта, стимулируют диалог между сторонами.

2. Медиация – идет более жесткая, строгая стимуляция процесса: как должен происходить процесс переговоров, диалог и т.д. Но решения по поводу способов разрешения конфликта принимается первичными сторонами.

3. Арбитраж – решение о способе разрешения конфликта принимается третьей стороной вместо первичных сторон.

Виды конфликта. По предмету конфликты можно классифицировать на: 1. ценностные, 2. информационные, 3. операциональные, 4. целевые и 5. мотивационные.

По результату выделяются две разновидности конфликтов: деструктивные и продуктивные. Деструктивный конфликт ведет к рассогласованию взаимодействия, к его расшатыванию. Для него характерно расширение количества вовлеченных участников, их конфликтных действий, умножение количества негативных установок в адрес друг друга и остроты высказываний, т.е. «экспансия» конфликта, а также его «эскалация». Продуктивный конфликт возникает в том случае, когда столкновение вызывается различием точек зрения на какую-либо проблему, на способы ее решения. Этот конфликт способствует формированию всестороннего понимания проблемы, а также мотивации партнера, защищающего другую точку зрения – она становится более «легитимной».

По направленности конфликты делятся на: 1. горизонтальные (между людьми одного статуса), вертикальные (находятся выше/ниже по иерархии), смешанные.

По сфере разрешения конфликтов их разделили на те, что разрешаются в деловой сфере, и те, что разрешаются в личностно-эмоциональной сфере.

Конфликт как процесс. I. Начинается с доконфликтной ситуации. Спорят, относить ли стадию напряжения к части конфликта. На этом этапе происходят события, которые уже сигнализируют о том, что существует несогласие. Первичные стороны могут этого не замечать, им может казаться, что конфликта нет.

Слова, действия, бездействия, которые могут привести к конфликту – конфликтогены.

Конфликт возникает при наличии конфликтной ситуации, вне связи с которой нельзя понять дан­ный процесс. Образование конфликта происходит в определенном социальном времени и пространстве. Они составляют неотъемлемые условия проявления действия причины конфликта. Выражением конфликтной ситуации является состо­яние напряженности во взаимоотношениях опреде­ленных субъектов. Напряжен­ность представляет собою обобщающий признак конфликтной ситуации.

II. Развитие конфликта.

1. Конфликтный инцидент. Первоначальный акт, провоциру­ющий конфликт, называют инцидентом. Это — дей­ствие одной из сторон, вызывающее ответную реак­цию другой стороны. Инцидент следует назвать пусковой причиной. Но не всякий инцидент выступает в этом качестве, а лишь тот, который внутренне связан с конфликтным взаимодействием

2. Конфликт становится явным. Восприятие дифференцируется по признаку «Мы» и «Они», происходит поляризация. Внутри каждой из противоборствующих сторон происходит сплоченность группы, группа стремится к внутреннему согласию и т.п.

3. Развитие конфликта по спирали (эскалация). На данном этапе происходит вовлечение еще большего количества людей, увеличивается количество предметов конфликта, возрастают негативные аттитюды, возрастает напряженность в целом. Также происходит вовлечение различного рода конфликтного поведения: угрозы, принуждения, подкуп и т.д. Принцип спирали заключается в том, что каждое новое действие является более сильным, чем предыдущее. Спираль также может происходить по принципу деэскалации (это происходит тогда, когда конфликт близок к завершению).

На всем этапе процесса возникновения и развития конфликта анализируются факторы, усиливающие и снижающие конфликт.

4. Завершение конфликта. Происходит переосмысление и перераспределение ценностей, ресурсов, взаимоотношений, осуществляется анализ проигравших и победителей. Чтобы успешно преодолеть данный этап, необходимо:

1. Чтобы все стороны были согласны, что конфликт завершен.

2. Должен быть осуществлен анализ в отношении:

- тип заключенного соглашения между сторонами;

- изменения внутри каждой стороны в ходе конфликта;

- взаимодействие сторон после завершения конфликта;

- анализ третьей стороны: роль третьей стороны в конфликте, ее действия, свойства и т.д.

III. Послеконфликтная стадия. Как правило, на этой стадии происходит анализ конфликта. Анализ конфликта следует начинать с:

1. Краткое, обобщенное описание конфликта.

2. Описание истории конфликта (хроника основных событий).

3. Анализ контекста конфликта.

4. Анализ сторон конфликта.

5. Анализ темы конфликта.

6. Анализ динамики конфликта.

7. Анализ альтернативных путей решения конфликта.

8.Аналз потенциала регуляции конфликта.

9. Анализ постконфликтной ситуации.

10. Анализ функций конфликта.

Методы разрешения конфликта. Овладение конфликтной ситуацией. Управление конфликтом. Ответственность и конфликт. Разрешение конфликта - это комплексный подход, основанный на принятии конфликтующими сторонами совместной ответственности за решение своих проблем. Разрешение конфликта предполагает выявление глубинных источников конфликта, а также изменение поведения сторон в сторону отказа от насилия; изменение их отношений в сторону преодоления враждебности; и изменение структур в сторону устранения возможностей эскалации конфликта.

Методы разрешения конфликта во многом зависит от того, какого стиля поведения придерживаются конфликтующие стороны:

1. Уклонение - явное отсутствие у вовлечённого в конфликтную ситуацию желания сотрудничать с кем-либо и приложить активные усилия для осуществления собственных интересов, равно как пойти на встречу оппонентам; стремлением выйти изконфликтного поля, уйти от конфликта.

2. Приспособление отличается склонностью участников конфликта смягчить, сгладить конфликтную ситуацию, сохранить или восстановить гармонию во взаимоотношениях посредством уступчивости, доверия, готовности к примирению. Предполагает в большей мере учитывать интересы оппонентов и не

избегать совместных с ними действий.

3. Конфронтация ориентирована на то, чтобы, действуя активно и самостоятельно, добиваться осуществления собственных интересов без учета интересов других сторон, непосредственно участвующих в конфликте, а то и в ущерб им.

4. Сотрудничество тоже нацелено на максимальную реализацию участниками конфликта собственных интересов, но сотрудничество предполагает совместный поиск такого решения, который отвечает устремлениям всех конфликтующих сторон.

5. Компромисс занимает срединное место в сетке стилей конфликтного поведения. Он означает расположенность участника (участников) конфликта к урегулированию разногласия на основе взаимных уступок, достижения частичного удовлетворения своих интересов.

Одним из инструментов разрешения конфликтов всегда было участие третьей стороны. Третья сторона имеет весьма ограниченные возможности для коренного решения конфликта, т.е. решения, которое исключило бы в будущем его возрождение. Вмешательство третьей стороны позволяет выкроить время для того, чтобы спал накал страстей; восстановить или улучшить общение; еще раз вернуться к основным проблемам; вернуться к вопросу о графике переговоров; сохранить достигнутые результаты; укрепить веру сторон в возможность цивилизованного ведения переговоров и их хотя бы частичного успеха; сохранить канал для возможного продолжения переговоров в будущем. Возможности вмешательства третьей стороны ограничиваются в каждом конкретном случае готовностью сторон конфликта делегировать часть своего влияния и полномочий третьей стороне. По способу влияния третьей стороны на разрешение конфликта выделяют: фасилитацию, медиацию и арбитраж.

Считается, что конструктивное разрешение конфликтов зависит, как минимум, от четырех факторов: 1)адекватность восприятия конфликта; 2)открытость и эффективность общения; 3)создание атмосферы взаимного доверия и сотрудничества; 4)определение существа конфликта.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.