Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экзистенциальная психология Р. Мэя






Р.Мэй определяет экзистенциализм как попытку понять человека, расширив область его изучения за пределы черты разрыва субъект-объект. Бытие-в-мире—это прежде всего единство субъекта и объекта. Основной болезнью общества является отчуждение как отделенность от природы, недостаток значимых межличностных отношений, отчуждение от своего собственного подлинного Я.

Мэй пришел к выводу, что причиной неврозов являются проблемы, которые человек не может решить в настоящий момент, что и ведет к потере спонтанности, устремленности в будущее, творческого существования. Психически нормальный человек, по Мэю, способен находить конструктивные пути для самовыражения. Для него характерен разрыв между тем, что он есть, и тем, чем он хочет быть, разрыв, создающий творческое напряжение. Становление, свободный выбор личности - принимаются в качестве критериев психического здоровья.

Тревога определялась Мэем как осознание угрозы «какой-либо ценности, которую индивид считает сущностной для своего существования как личности.

Без тревоги невозможно позитивное развитие личности, она является необходимым элементом в структуре человеческой психики. Невротична не сама тревога, а попытки ее избежать. Психотерапия: клиент должен понять «неподлинность» собственного существования и своих страхов, осознать собственную конечность и выбрать самого себя перед лицом «ничто». Для того чтобы помочь пациенту найти смысловые ориентиры в жизни, необходимо понять его внутренний мир. Бытие для Мэя — это «бытие-в-мире», то есть совокупность «смысловых отношений» между двумя полюсами: личностью и ее миром. Единственным миром, о котором можно говорить, оказывается «собственный мир». Любовь и воля провозглашаются здесь «необходимыми условиями» человеческого существования. Любовь и ненависть управляют всем миром. Он описывает 4 типа любви: секс - вожделение и либидо; эрос - любовь как стремление к творчеству, высшим формам бытия и отношений между людьми; филия - дружба, братская любовь, в ней нет сексуальности; агапэ - забота о благе другого человека. Другим фундаментальным свойством человеческого существования Мэй объявляет волю. Она пронизывает все «бытие-в-мире», так как идентичным самому себе человек становится только в акте выбора. Человек предстается как свободная и определяющая себя в акте выбора экзистенция. Для Мэя творчество было и остается идеалом человеческой деятельности. Мэй считает что, излечить от неврозазначит научить творить, сделать человека «артистом собственной жизни».

Смысл жизни личности (логотерапия В. Франкла)

Логотерапия основана на идее, что поиск и реализация смысла жизни являются у человека врожденными, в случае неудачи такого поиска человек ощущает фрустрацию как следствие экзистенциального вакуума.

Экзистенциальный вакуум проявляется в основном в состоянии скуки, которая охватывает многих при сознании недостатка содержаниия в своей жизни. Немало случаев самоубийства, алкоголизма и преступности можно было бы объяснить экзистенциальным вакуумом. Иногда фрустрированная потребность в смысле жизни компенсируется стремлением к власти, включая наиболее примитивную форму (желание денег). В других случаях место фрустрированной потребности в смысле жизни занимает стремление к удовольствию. Экзистенциальная фрустрация поэтому часто приводит к сексуальной компенсации. Экзистенциальная фрустрация может привести к неврозу.

Нусогенные неврозы (" нус" - дух, смысл - греч.) возникают из-за конфликта между различными ценностями, другими словами, из нравственных конфликтов, духовных проблем.

В практике логотерапии ключевую роль играет вопрос о том, как искать и найти смысл своей жизни, так как создать его произвольно невозможно. Мы не должны искать абстрактного смысла жизни. У каждого свое собственное призвание и миссия в жизни, каждый должен выносить в душе конкретное предназначение, которое требует своей реализации. При этом истинный смысл жизни можно скорее найти в мире, чем внутри человека. Человеческое существование есть скорее самотрансценденция, нежели самоактуализация. В поисках и реализации смысла своей жизни человек, даже тогда, когда его свобода ограничена, остается свободным благодаря ценностям, которые даруют ему способность к самотрансценденции и к самоотстранению.

Согласно логотерапии мы можем обнаружить смысл жизни тремя путями:

I) совершая дело (подвиг) - путь достижения и осуществления цели;

2) переживая ценности (любовь как единственный способ понять другого человека в глубочайшей сути его личности) - любящий человек заставляет любимого актуализировать свою потенциальность, помогая осознать то, кем он может быть и кем он будет в будущем, он превращает эту потенциальность в истинное;

3)путем страдания - основное дело человека вовсе не в получении удовольствия или избегания боли, а скорее в видении смысла своей жизни, поэтому человек готов даже страдать, при условии, что его страдание имеет смысл.

К таким вещам, которые лишают жизнь смысла, принадлежат смертность человека и страх смерти. Но мимолетность нашего существования формирует нашу ответственность, так как все зависит от реализации по существу временных возможностей. В каждое мгновение человек должен решать, плохо или хорошо то, что будет памятником его существованию.

Задачей логотерапии становится восстановление или приобретение человеком потерянной духовности свободы и ответственности. Франкл считал, что вернуть утраченный смысл возможно с помощью метода убеждения. Убеждение использует систему логически обоснованной уникальности ценностей (смысла) жизни при абсолютной ценности трансценденции (сущности существования). Основой логотерапии становится исцеление души с помощью формирования осмысленного стремления к смыслу и даже к конечному смыслу (сверхсмыслу) в противовес стремлению к наслаждению или власти.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.