Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Динамический подход к анализу личности в отечественной психологии.






Петровские Общий подход к пониманию проблемы личности, обозначенный А.Н.Леонтье-

вым, нашёл своё развитие в работах А.В.Петровского и В.А.Петровского.

А.В.Петровский даёт следующее определение личности: «Личностью в психоло

гии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в

предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество

представленности общественных отношений в индивиде».

А.В.Петровским и 1984 году была предложена психологическая концепция развития личности и возрастной периодизации, рассматривающая процесс развития личности как подчиненный закономерности единства непрерывности и прерывности. Непрерывность в развитии личности как системы выражает относительную устойчивость ее переходов от одной фазы к другой в данной для нее референтной общности. Прерывность характеризует качественные изменения, порождаемые особенностями включения личности в новые конкретно-исторические условия. Последние связаны с действием факторов, относящихся к ее взаимодействию с " соседними" системами, в данном случае с принятой в обществе системой образования. Это определяет конкретную форму протекания процесса развития личности. Единство непрерывности и прерывности обеспечивает целостность процесса развития личности.

Основная цель жизни человека – это чувство или ощущение своего бытия как позитивного. В своей теории рассматривают три направления: 1) ценностная сфера и ее детерминанты – решение или нерешение основной задачи своей жизни. 2) аспект индивидуальности. 3) аспект взаимодействия с др людьми. Петровские рассматривают такую основную феноменологию – явления, которые репрезентуют человека во всей его полноте другим людям, поэтому их теорию часто называют теорией личностных атрибуций. Они рассматривают нахождение субъектом смысла жизни в пространстве с другими людьми. Проанализировав все существующие теории Л, выделили 4 модели Л: 1) гомеостатическая модель – в ней представление о Л как о системе. стремящейся к равновесию (Фрейд, Левин, Фестингер) при этой модели функция жизни Л – это сохранение себя в качестве развит субъекта. 2) гедонистическая модель – эмоции как ценность формируют Л (Додонов, теория страстей Платонова). 3) прагматическая (Фромм) – Л живет ради осуществления социальной активности. Критерий Л – это объкт, который инвестируют. 4) сверхнормативная (Асмолов, Братусь): Л развивается, чтобы выйти за собственные пределы и превзойти собственные возможности.

Уровни атрибуции. Л в межличностных отношениях можно атрибутировать в трех уровнях. 1) интроиндивидуальная личностная атрибуция – общение, когда др люди не выступают как самостоятельная ценность, а выступают как используемые объекты. 2) интериндивидуальная - отношения выстраиваются в виде партнерства, равенства, взаимовыгодного обмена. 3) метаиндивидульная – люди делают вклады в др людей, не ожидая благодарности.

 

Калин Согласно В. К. Калину, организация времени личности включена в более широкую деятельность по организации жизни. Калин исследовал разверну­тый процесс взаимодействия человека с миром и выделены в нем три уровня: 1) жизнедеятельность; 2) деятель­ность и сознательное целенаправленное поведение; 3) ор­ганизация собственной жизни.

 

Нижний уровень - жизнедеятельность характеризуется приспособительно-потребительской формой взаимодейст­вия с миром. Субъект жизнедеятельности на этом уровне выступает как индивид. Систематизирующим фактором являются корреляционные механизмы регуляторного ха­рактера (Н.И.Шмальгаузен); структурой - упорядоченные навыки жизнедеятельности. Проблемная ситуация на этом уровне в полной мере актуализирует биологическое пове­дение, в рамках которого субъект реализует функцию са­мовоспроизведения. Экстремальным принципом этой формы взаимодействия субъекта с миром является тот же принцип, что и у животных - принцип " наименьших сумм внешних сопротивлений" (В.И.Креминский).За единицу анализа этого уровня взаимодействия индивида с миром принимается адаптивный акт.

 

Над жизнедеятельностью надстраивается уровень ак­тивно-преобразовательной формы взаимодействия с ми­ром. К этому уровню относятся деятельность и сознатель­ное целенаправленное поведение в социуме. Субъектомэтого уровня взаимодействия с миром является личность, системообразующим фактором - " мотив-цель" (Б.Ф.Ломов), структурой - индивидуальный стиль деятель­ности или сознательного целенаправленного поведения. Проблемная ситуация требует преобразовательного под­хода. Личность как субъект деятельности и сознательного пове­дения реализует функцию самоопределения. Экстремальным принципом деятельности является принцип максимальной эффектив­ности (А.М.Волков, В.К.Калин). Экстремальным принципом целенаправ­ленного сознательного поведения является принцип мак­симальной качественной определенности отношения лич­ности к миру и к самому себе. По­ступок и является единицей анализа сознательного пове­дения. Единицей же анализа деятельности является дей­ствие, ориентированное на реализацию конкретной цели и получения определенного результата в пространстве предметного содержания деятельности.

 

Высшим уровнем взаимодействия человека с миром является развитой, хорошо организованный, целостный жизненный процесс. Этот уровень содержит в снятом виде все основные характеристики нижележащих уровней. На уровне организации целостного жизненного процес­са его субъект " встраивает" актуальную ситуацию и способ ее прохождения в целостную систему " человек - мир". В решении этой задачи социальный субъект должен на ин­туитивном или сознательном уровне открыть для себя кри­терий, позволяющий находить и выбирать пути организа­ции своей жизни.

 

При переходе с уровня на уровень важнейшим аспектом расширения и углуб­ления ориентировки субъекта взаимодействия с миром яв­ляется возрастание упорядоченности субъектно-субъектных отношений. Это открывает возможность к наиболее полному саморазвитию и выходу на уровень развитой личности - индивидуальности. Специфика предметного содержания деятельности по организации собственной жизни выявляется в его соотно­шении с содержанием и способами освоения основных ви­дов деятельности человека, в которых аккумулирован опыт ряда поколений. Это содержание строго индивидуально. Оно вы­является в рамках самосубъектных отношений. Важнейшей специфиче­ской особенностью деятельности, организующей собственную жизнь, является развернутость функциональных проявлений самосубъектных отношений в её структуре. Самосубъектные отношения формируются в структуре субъектно-субъектных отношений и являются их разновид­ностью.

 

Динамическая трактовка Л-ти в отеч. психологии (Л.И. Анцыферова и др.)

В отеч. психологии динамич. подход сущ-т в разных вариантах. 1) Личность как субъект, индивид. Исслед-ла «субъектную картину жизни», изучая отражение в самосознании Л-ти жизненных событий, относимых чел-ом к прошлому, наст. и будущему. Но м.б. деформации (напр., у инвалидов), ведущие к неврозам: нереализованности (мотвация не видит значений достижений в своём прошлом), опустошённости (актуальные связи между событиями в настоящем), бесперспективность (минимальное кол-во ожиданий, планов). Для устранения таких деформаций разработан тренинг, в кот. ч-к учиться делать в своей жизни открытия. 2) Самосознание – условие развития Л-ти как субъекта жизни. Самосоз-ие не только расшир. знание о себе, но порождает пр-с самопреобразования Л-ти, изменения жизн-го пути. Осознание важно, т.к. в психике есть противоречия, вызывающие тревожность. 3) Мотивация. Пр-с стремления побуждения в мотивации – это слож. пр-с, при этом мотивация полимодальна. Показано, что Д-ть, реализуемая в настоящем, регулир-ся модальностями необходимости, а Д-ть, порождаемая отдалёнными целями – модальностями желаемости. 4) Потр-ти Л-ти. Потр-ти – наиболее устойчивые побудит. стр-ры. Сущ. 2 способа развития потр-тей: 1) экстенсивный (растёт число потр-тей и число способов их удовл-ния); 2) интенсивный (в стр-ре потр-тей происходят качеств-ные изменения на основе более гармонич. связей м\д ними, возрастание духовного потенциала) 5) Развитие Л-ти – качественное преобраз-ие, кот. вкл. накопл. новых возм-тей, появ-ся новообразование в мотивации потр-тей и познават-ых сферах Л-ти, новое восприятие мира, но и утрату переживаний, идеалов. В сп-ти Л-ти к развитию выделяла 3 элемента: а) спос-ть сохранять всё «+» содержание своего созннания; б) спос-ть акт-ть потенц-ое содержание своего сознания; в) спос-ть создать новое в мире, себе, расширяя при этом сферу потенц-го (задатки, возм-ти, малознач. побуждения) Вывод изм-ние реальных отн-ний с миром спос-т стремлению Л-ти на ур-нь бытия при условии её сензитивности к возмож-тям, откр-ся п\д ней в новых условиях, к накопл-му жизн. опыту. Условия поступат-го развития: рефлексив. отн-ние к себе, спос-ти творч-ки отн-ся к прощлому и наст., соединить их с будущим. Реальный жизн. путь – лишь частич. реал-ция возмож-тей Л-ти, т.е. Л-ть богаче своих дел и судьбы.

Асмолов:

Личность- не индивид, а особое интегрированное качество, которое приобретает индивид в обществе в совокупности отношений общественных по природе, в которые индивид вовлекается; системное качество, носителем его является тесный чувствующий индивид со всеми врожденными и приобретенными свойствами. Данные свойства составляют только условия формирования и функционирования личности, индивид не порождает личность, не является ее основанием, детерминантой. Это предпосылка формирования личности, необходимое условие ее существования. Д есть субстанция Л. преобразованные в Д свойства Л вносят вклад в развитие Л. если Л выбирает различные выбирает различные соц позиции в процессе преобразования нормативных заданий Д, то можно говорить об индивидуальности. Т.о., на некотором этапе развития Л происходит ее превращение из элемента, усваивающего в ходе ее первоначального формирования нормы и ценности класса, соц группы, культуры, т.е. функционально-ролевые системные качества той или иной общности, в субъект соц группы или класса. Чем > зрелой становится Л, чем разветвленней становится система ее связей, реализованный Д в обществе, тем чаще Л сталкивается с проблемой выбора между различными мотивами, Л превращается из объекта общественного развития в субъект этого процесса. Можно выделить 2 плана анализа проявлений Л: 1. продуктивные проявления – те процессы активности Л, в которых Л приходится осуществлять выбор между мотивами, позициями и ролями, отыскивать и создавать приемы и средства для овладения своим поведением, используя различные защитные механизмы, также относятся те «личностные вклады», которые Л своими действиями вносит в смысловую сферу др. людей и культуру 2. инструментальные проявления Л как субъекта Д – относят характер и способности. Характер фиксирует формы смыслового опыта, смысловые установки Л, актуализирующиеся в присущем данной Л индивидуальном стиле действования, посредством которого достигаются те или иные мотивы Л, определяющие тактику поведения. Способности определяют меру успешности и эффективности Д и, следовательно, степень продуктивности проявления Л как субъекта Д. индивидуальность – совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые присваиваются в ходе жизни в обществе, обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей и овладением поведения в ситуации борьбы мотивов; воплощается через Д и общение, в продуктах культуры, других людях, себе самом ради продолжения существующего образа жизни, являющегося ценностью для данного человека.

Человек рассматривается через системный анализ развития. Из этого исходит необходимость изучения феномена человека в процессе эволюции, порождающей его системы и целевые детерминации развивающихся систем. В русле психологии необходимо изучать человека с опорой на закономерности историко-эволюционного процесса в природе и обществе. Возникновение, функционирование и прогресс любой эволюционирующей системы, в т.ч. человека и общества, обеспечивается благодаря процессам ее интеграции и дифференциации – синтезогенеза и сегрегациогенеза.

Синтезогенез – объединение разрозненных элементов в систему, которая открывает возможность решения задач, ранее не доступных ни 1 из элементов, составляющих систему; путь увеличения числа потенциальных возможных свойств, которые могут пригодиться системе при встрече с неприедвиденными ситуациями. Для людей и человеческого общества – это возможность взаимодействия др. с др. для достижения различных целей.

Сегрегациогенез – процесс дифференциации систем, позволяющий проявлять специализацию системам, выполняющим 1 дело, но с высокой степенью эффективности.

Эволюционное развитие систем – это компромисс между сверхспециализацией и универсализацией.

Аспекты (принципы) эволюции человека в природе и обществе.

1. эволюция любой развивающейся системы предполагает взаимодействие 2 противоположных тенденций – к сохранению и к изменению данной системы. У человека как индивида это проявляется в наследственности как тенденции к сохранению и изменчивости как приспособлению к соц среде. В соц системе тенденция к сохранению проявляется в со наследовании, в преемственности типичных форм культуры и соц организации. изменчивость выступает в различных нестандартных, не стереотипных приспособлениях системы. Индивид изменчивость тех или иных элементов системы представляет собой условие для исторической изменяемости всей системы в целом. В течение жизни человек включен во множество систем, он наследует типичные качества каждой системы и одновременно выступает как потенциальный носитель изменчивости этих систем. Это происходит за счет системных индивидуальных качеств Л как субъекта Д – поступки и деяния, воображение, творчество, интеллектуальная инициатива.

  1. В любой эволюционирующей системе функционируют избыточные неадаптивные элементы, относительно независимые от регулирующего влияния различных форм контроля и обеспечивающие саморазвитие системы при непредвиденных изменениях условий ее существования. Эволюционирование происходит скачкообразно и при этом во вновь возникающих формах есть некий запас способностей, не реализуемый непосредственно, как бы ненужный виду в данный момент, но полезный для него в дальнейшем. Т.о. вид может изменять формы поведения, не меняя морфологии своих органов. Перенося это на человеческое общество, необх. подчеркнуть, что каждое общество как саморазвивающаяся система должно быть оснащено механизмами для выработки неопределенности. Благодаря внесению неопределенности в строго детерминированную систему общества, оно приобретает необходимый резерв внутренней вариативности, становится более чувствительным и подготовленным к ситуациям социальных кризисов.
  2. Необходимым условием развития различного рода систем является наличие противоречия между адаптивными формами активности этих систем, направленными на реализацию родовой программы и на активность, несущую индивидуальную изменчивость. А) противоречие между мотивами Д индивидуальности могут быть разрешены либо посредством вклада мотивов индивидуальности, ее ценностей, продуктов деятельности в родовую программу системы – способствует прогрессу социальной общности; либо изменению родовой программы – иной эволюционный процесс развития системы. Б) борьба индивидуальности за внесение своих вкладов в родовую программу общности, отстаивание своих мотивов осуществляется как процесс самореализации, приводит к дальнейшему развитию культуры и порождению продуктов новой культуры. В) неадаптивная активность индивидуальности перерождается в адаптивную активность по отношению к данной общности тогда, когда создаваемые этой активностью нормы и ценности становятся ими для соответствующей культуры.

Татенко: Истоки возникновения понятия «субъектность», его современные истолкования различными учеными и свой собственный подход представлены в монографии В. А. Татенко «Психология в субъектном измерении».

По мнению В.А. Татенко, изучение сущностных характеристик человека должно быть обращено на выяснение в нем «особенностей свободного существа», «…субъекта, творящего мир и себя в этом мире».Ориентиром для психологических исследований в данной области может служить «критерий субъектности», согласно которому человек способен сознательно творить свой жизненный мир, ни с кем не деля этой роли. Данную формулировку критерия можно связать с высшими формами проявления субъектности: очевидно, что они достигаются на определенном возрастном этапе и далеко не каждым человеком, однако «Это вопрос уровня существования человека-сущего, сущностью которого выступает субъективность как природная склонность к самоосуществлению». Таким образом, определенный уровень развития субъектности имманентно присущ каждому человеку. Сама «субъектная инстанция» несет в себе «…возможность и потребность развертывания всей системы психики и себя самого как ее регулятивно-развивающего центра.

Проявления человеческой психики бесчисленны, в ней можно выделить периферию и центр («ядро») психической жизни. В этом плане «… субъектное ядро составляет субстанциональную (самопричинную и самодействующую)основу активности человека как субъекта психики».Развитие человека, как в возрастном, так и сущностном аспекте имеет многомерную природу, но на определенных его этапах, происходит активация определенного «сущностного кода» онтогенетических самопревращений индивида в направлении достижения им подлинно человеческого бытия в мире».

Предпринятый В.А. Татенко всесторонний анализ подходов к изучению направлений активности субъекта и обобщение данных эмпирических исследований привели к выделению и описанию им следующего состава «субстанциальных интуиций субъектного ядра»:

экзистенциальная – «я присутствую, существую, живу …»;

интенциальная – «я хочу, желаю, стремлюсь…»;

потенциальная – «я могу, умею, способен…»;

виртуальная – «я выбираю, намереваюсь, решаю…»;

актуальная – «я реализую, выполняю, достигаю…»;

рефлексивная – «я оцениваю, примеряю, сравниваю…»;

экспириентальная – «я умею, содержу, владею…».

Таким образом, «субъектное ядро» изначально несет в себе систему «субстанциальных интуиций». Один из элементов этой системы активируется, «самопробуждается», переходя из потенциального состояния в актуальное самопревращение индивида. Этот переход осуществляется посредством включения определенных «субъектных механизмов психической активности» [50, 253]. Мы лишь перечислим здесь названия этих механизмов: «самовопрошание», «антиципирующее самополагание», «самопотенциирование», «самоопределение», «самоактуализация», «самооценивание» и «самоапперцепция».

Выделенные В.А. Татенко «интуиции» и «механизмы», в целом являются основанием для «возникновения субъективной психической активности». На различных возрастных и сущностных этапах развития человека «субъективная психическая активность» функционирует на разных «генетических уровнях и формах». Следовательно, «…субъект всегда имеется (имеет себя), «наличествует» и всегда находится в состоянии самостановления, самосовершенствования и саморазвития».

Титаренко: Понятие субъектности выступает в качестве ключевого в исследованиях Т.М. Титаренко, посвященных изучению жизненного мира личности. По ее мнению человек становится все более способным к самопостроению своей жизни по мере «углубления субъектности». Говоря об этом сложном процессе Т.М. Титаренко отмечает: «Путь к настоящей субъектности в создании себя и своего жизненного пути имеет единственное направление, которое состоит в овладении настоящей автономией и свободой». Стремление к «углублению субъектности», по мнению Т.М. Титаренко, проявляется в стойкой потребности человека совершать действия и поступки, обусловленные собственным волеизъявлением, в наименьшей степени зависящем от внешних сил. При этом субъект ищет такие формы активности, которые бы давали ему возможность для полной самореализации. В психологическом плане «углубление субъектности» связано с повышением уровня интернальности личности. Способность брать на себя ответственность за ход своей жизни формируется в процессе осуществления субъектом рефлексии над своими поступками, с целью выяснения их соответствия собственным жизненным ценностям. «Рефлексия будто бы приостанавливает беспрерывный процесс жизни и дает человеку возможность увидеть его со стороны. Этот момент является определяющим, ключевым, потому что именно с него каждый поступок становится отпечатком нового, глубинного, ответственного отношения к собственному существованию».

Возрастные аспекты развития субъектности представлены, в выделенных Т. М. Титаренко этапах жизненного пути человека. Согласно этой периодизации, пик развития человека-субъекта жизни приходится на возраст от 30 до 40 лет. Миновав кризис 30 лет, человек становится подлинным творцом своей жизни, рассчитывает только на свои силы, и, ставит перед собой задачи, которые реально способен разрешить. Имея уже достаточно устоявшуюся систему ценностей, человек видит уникальное и неповторимое в других людях, и выстраивает свои отношения с ними в соответствии с этим видением.

Процесс миропостроения, в котором человек, оценивает себя как субъекта жизни – результат преодоления кризиса середины жизни (кризиса 40 лет). В этот период субъект окончательно самоопределяется как в профессиональном, так и в личностном плане, устанавливает отношение к себе, к другим людям и к жизни в целом. Вся душевная деятельность человека в этом возрасте выстраивается вокруг самосотворения своей жизни и себя в ней.

Заключительный этап жизненного пути личности в пожилом возрасте характеризуется новым отношением к себе, связанным с отношением к приближающейся смерти. Однако, это вовсе не означает того, что человек все свои помыслы устремляет только лишь в этом направлении. Ощущая более остро, чем молодости конечность своего существования, человек оценивает результаты своей жизни, и намечает те задачи, которые он в силах разрешить, для того, чтобы реализовать свою жизнь в наиболее полной мере.

Подводя итог рассмотрению возрастных аспектов «углубления субъектности», Т. М. Титаренко отмечает: «Развитию жизненного мира присущи законы, которые характеризуют логику его становления. Процесс миропостроения нельзя понять вне активности субъекта, который является творцом своей жизни».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.