Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В начале было дело, профессор.

В НАЧАЛЕ БЫЛО ДЕЛО.

К 820-летию «Слово о полку Игореве».

ПРЕДИСЛОВИЕ.

За двадцать с лишним лет «гласности и демократии» наслушался, насмотрелся, начитался всякого и за все эти годы к авторам «выворачивающим историю на изнанку» выработал стойкий иммунитет и привычку «не верить на слово». Потому, что слово не только «воробей», который «вылетит, не поймаешь», слово может быть и пулей, которая ранит и убивает. Особенно если это слово печатное. Может, прочитав публикацию Олега Малашенко «В начале было слово» ВСР от 22.9.07 г. я забыл бы о ней в тот же день, если бы (спасибо моей учительнице русского языка и литературы Марии Алексеевне) не помнил ещё со школы:

Уж с утра до вечера и снова

С вечера до самого утра

Бьётся войско князя удалого,

И растёт кровавых тел гора.

День и ночь над полем незнакомым

Стрелы половецкие свистят,

Сабли ударяют по шеломам,

Копья харалужные трещат.

А вот изложение «сюжета» Малашенко: «Микроскопический, но влиятельный князёк, полуполовец, недавний «закадычный» союзник хана Кончака, Игорь Святославович… надумал прекрасных половчанок понасиловать да пограбить кочевья. Пограбил. Понасиловал. Стал отходить, привал устроил. Воины перепились и уснули. А Кончак в этот момент подкрался и устроил резню. Погибли почти все. Князь Игорь сдался в плен…». И всё!!! Что стоят после этого слова: «… «Слово о полку Игореве» – загадка, сравнимая лишь с «Гамлетом»»? Ничего! Это уже не загадка, а анекдот получается - про Игоря Святославовича и Кончака Отраковича! И от этого анекдота до сих пор на душе не приятный осадок.

Герой рассказа Шукшина «Экзамен» - «Слово» не читал и историю XII века знал плохо, но я больше чем уверен, что он, как бывший солдат, не рассказал бы её так, как это сделал за него О. Малашенко.

Так же рискну поставить себя на место того студента-заочника. Только на этот раз я к экзамену подготовился. Даже дополнительную литературу почитал…

- Берите билет. Номер?

- Семнадцать.

- Что там?

- «Слово о полку Игореве»…

- Слушаю.

 

В НАЧАЛЕ БЫЛО ДЕЛО, ПРОФЕССОР.

23 апреля 1185 года Князь Игорь Святославович выступил из Новгорода Северского в поход против половцев. По пути к нему присоединился его сын Владимир из Путивля, из Рыльска племянник – Святослав Ольгович. Ярослав Черниговский прислал вспомогательный отряд ковуев (наёмников из тюркских племён) с воеводою Ольстином Олексичем.

1 мая – на девятый день после своего выступления Игорь подходит к Донцу. Здесь северские полки застигло солнечное затмение (астрологи вычислили, что 1 мая 1185 года действительно было солнечное затмение. Оно происходило почти ровно в 1 час по Парижскому времени, или в 3 ч. 22 м. дня по меридиану, среднему для Киевского, Новгородского). Настал такой мрак, что звёзды стали видны, «яко в нощи», солнце обратилось в лунный серп, «из рог же его яко уголь горящ исходящее: страшно же бе видети человеком знамение божие». Небесное явление показалось грозным предзнаменованием дружине, но Игорь сумел успокоить её и перевёл войско на другой берег Донца где два дня – 2-го и 3-го мая, ждал подхода своего брата - князя Всеволода, шедшего со своей дружиной из Курска.

Соединившись, 4 мая братья пошли на юг к реке Сальница. Здесь 9мая северских князей встретили заранее высланные вперёд русские «сторожа» - разведчики и сообщили, что половцы не далеко, но держаться настороже, «со доспехи ездят» и потому необходимо или наступать «борзо», т. е. быстро, или возвращаться назад, так как время для наступления неблагоприятно. Не желая отступать без боя, чтобы не принять на себя «сором пуще смерти», решено было продолжать наступление. Русская рать шла всю ночь. «Долго ночь меркнет. Заря свет запала. Мгла поля покрыла. Щекот славий успе, говор галич убудися. Русичи великая поля червлеными щиты перегородиша».

10 мая русские увидели полки половецкие, стоявшие на другом берегу реки Сюурлий. «Съ зарания въ пятокъ потопташа поганыя плъкы половецкыя». Дружина построилась в боевой порядок: полк Игоря в центре, на правом фланге – полк Всеволода, на левом – Святослава, головной полк Владимира усиленный отрядом ковуев. Впереди головного полка стояли стрелки выведенные из всех полков. Игорь сказал: «Братья! Мы этого сами искали, так и пойдём», и северские полки двинулись в наступление. Половцы, пустив по стреле и не приняв боя на переправе, стали отходить от реки. Святослав, Владимир, Ольстин с отрядом ковуев погнались за ними. Полки Игоря и Всеволода двинулись «помалу идяста» т.е. медленно, в боевом порядке. Преследуемые половцы промчались мимо своих веж – стоянок, которые и были захвачены русскими, получившими богатую добычу и много пленных. Понимая опасность дальнейшего пребывания в глубине половецких степей, Игорь хотел вести своё войско обратно в ту же ночь. Но передовой отряд вернулся из погони за половцами только поздно ночью. Святослав Олегович, поддержанный Всеволодом, возражал против немедленного отступления, ссылаясь на утомлённых погоней коней, на которых невозможно было ехать, не рискуя отстать по дороге. По всей вероятности ни передовой отряд, ни охранение и разведка приближения больших сил половцев не выявила. Поэтому было решено войско расположить на долгожданный ночной отдых. «Дремлет в поле Олегово храброе гнездо. Далече залетело!» Заметьте – дремлет, а не веселится! Эта задержка в степи для северских дружин оказалась роковой.

На рассвете 11 мая половцы, успевшие стянуть большие силы, стали окружать русскую дружину. «На другой день спозаранок кровавые зори свет возвещают; чёрные тучи с моря идут». Игорь оценивает опасность создавшейся обстановки, и принимает мужественное решение: «и рече Игорь: …соседоша с коний, хотяхуть бо бьющееся дойти рекы Донця; молвяхуть бо: оже побегнем, утечем сами, а черные люди оставим, то от бога ны будет грех: сих выдавшее пойдём; но или умрём, или живи будем – вси на едином месте». Игорь понимал, что конная дружина ещё имела шанс спастись бегством, но в таком случае «черные люди», то есть пешая рать, - была обречена на верную гибель. Поэтому он приказывает спешить конницу, надеясь всем войском пробиться к Северному Донцу.

Началась битва. Обратимся к «Слову»: «летят стрелы каленыя, гримлют сабли о шеломы, трещат копиа харалужныя в поле незнаеме, среди земли Половецкыи». Бой длился весь субботний день, и наступившая ночь не остановила сечи. Русские упорно пробивались сквозь половцев, двигаясь к Донцу. На рассвете отряд ковуев был смят половцами и обратился в бегство. Раненый в начале боя Игорь, сев на коня попытался остановить бегущих наёмников, неосторожно отделился от своего полка и был схвачен половцами. Пленённый Игорь видел, как его брат Всеволод, обладавший исключительной физической силой, обломав своё оружие о врагов, одними руками всё ещё отбивался от половцев. «Бишася день, бишася другыя, третьяго дни к полуднию падоша стязи Игоревы».

Так трёхдневная битва окончилась для игоревых войск поражением.

 

ЖАНР…

В каком жанре написано «Слово»? В древнерусской письменности «словами» назывались произведения разного жанра, как церковно-учительные, так и повествовательные. Современная литература на тему стихами или прозой написано это произведение, может составить солидную библиотеку. А тут и гадать не нужно, достаточно обратиться к автору. В самом тексте автор называет своё произведение и «повестью»» «почнем же… повъсть сию…» и «песнью» «начатии же ся тъй пъсни…». И я рискну предположить, что это песня. Именно песня! Маленькая поэма с глубоким содержанием в коротком тексте! Вы слышали, о чём поют солдаты? Нет, не на строевом плацу, а на привале, в кругу друзей, в час досуга!? Нет разницы, где и когда написана песня – на сопках Манчжурии, в белоснежных полях под Москвой, под жарким солнцем Кабула или в горах Чечни. В этих песнях вы услышите о боевых товарищах – живых и которых уже никогда не будет рядом, о солдатском долге, о родном доме, маме и любимой которые помнят и ждут. А теперь возьмите «Слово» и вчитайтесь: «а мои-то куряне сведомы воины под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, с конца копия вскормлены…», «тут пир закончили храбрые русичи сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую. Никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось», «на Дунае Ярославнин голос слышится, кукушкою безвестною рано кукует: полечу кукушкою по Дунаю, омочу шелковый рукав в Каяле-реке, утру князю кровавые его раны». Не случайно самое первое издание «Слова» называлось: «Ироическая песнь о походе на половцев удельного князя Новгорода-Северского Игоря Святославича…». Что в ней «ироического»? А что героического в песне о гибели крейсера «Варяг», в песне, как и «Слово» посвящённой не одной из побед, которых немало знало русское оружие, а поражению? Но разве в ней вы найдёте хоть тень уныния и этого самого «пораженчества»? Нет! Такова душа нашего народа! Он может терпеть поражение, но победить его нельзя! Потому, что поражение всегда объединяло наш народ, заставляло собраться. И это не «жалистливые» песни, а призывы к последующим сражениям за Родину. В чём сила этих песен? В любви! В любви к родине, к своей земле, к людям, к прошлому нашего народа! Вот почему идя в бой, поют «Варяг». Вот почему во время войны 1812 г., Первой мировой, в годы Великой Отечественной войны поэты, художники, писатели обращались к «Слову» черпая из него вдохновение для создания патриотических произведений.

 

АВТОР.

 

«… птицы по дубам; волки грозу подымают по оврагам; орлы клекотом на кости зверей зовут; лисицы брешут на червленые щиты.». «О Русская земле, уже за шеломянем (за пограничным холмом) еси!». Только бывавший в походах мог так поразительно точно передать состояние души воинов, уходящих за пределы родной земли, прощающихся с родиной. Для него естественна и понятна удаль и молодецкое презрение к богатой добыче воинов Игоря, которые «ортмами, япончицами и кожухами и всяким узорочьем половецким» стали мосты мостить по болотам и топким местам. Такие выражения как: «вступить в стремя» - выступить в поход, «испить шлемом из Дону» - покорить земли на его берегах, «стяги говорят» - разведка докладывает, «копие приломити» - вступить в единоборство - выдают в авторе опытного дружинника. А какая оружейная терминология! Вслушайтесь. Сабли «изострённые» «гремлют» о шлемы. Мечи «цвелят», «гремят», «потрепывают» врагов. Копья «трещат», «поют» в полёте. Стрелы «прыщут». Это же музыка боя и автор явно её слышал не раз. Какая «профессиональная» любовь к оружию! Для него важно, какое оно и где сделано. Засапожные ножи ковуев, мечи литовские, шлема латинские и оварские, сулицы (короткие копья) польские, стрелы «хиновские», щиты червлёные русские. Он обращает особое внимание на закалку мечей, сабель, наконечников стрел: «калёные», «булатные», «харалужные».

Автор «Слова» был не придворный льстец, не угодливый летописец княжеской славы, не беспристрастный судебный стенографист. Автор слова был воин!

(А теперь, на мой взгляд, вот оно «то», ради чего написан «Экзамен» Шукшина.)

- …Это вот почему: страна наша много воюет. Трудно воюет. Это почти всегда народная война и народное горе. И даже тот, кто не принимает непосредственного участия в войне, всё равно живёт теми же чувствами и заботами, какими живёт народ…

- Я понимаю Вас, профессор. Когда просыпаюсь на Бородино – слышу залпы тысяч орудий, когда встречаю рассвет в Брестской крепости - моё сердце бьется в такт метронома, когда стою на поле под Прохоровкой – земля дрожит под моими ногами. И я это не из книжек вычитал, профессор, вы меня понимаете…

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Волшебный автобус | Первый прыжок антилопы




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.