Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Претензии и иски по договору перевозки груза






В соответствии со ст. 797 ГК РФ до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.

Отличительной особенностью обязательного претензионного порядка, установленного ст. 797 ГК РФ и ст. 120 УЖТ РФ, является то, что претензии должны предъявляться только в случае, если они адресованы перевозчику. Иски же самих перевозчиков, возникающие в связи с осуществлением перевозки грузов, подлежат принятию и рассмотрению судами в общем порядке, поскольку соблюдение перевозчиком претензионного порядка не требуется, если только это прямо не предусмотрено договором (п. 52 Постановления ВАС РФ).

Согласно ст. 123 УЖТ РФ претензии к перевозчикам могут быть предъявлены в течение шести месяцев, претензии в отношении штрафов и пеней - в течение сорока пяти дней. Момент начала исчисления указанных сроков установлен ст. 123 УЖТ РФ в зависимости от конкретного вида возникшего спора.

В случае несоблюдения предъявителем претензии установленного ст. 123 УЖТ РФ срока наступают последствия, предусмотренные процессуальным законодательством РФ. Как разъяснено в п. 42 Постановления ВАС РФ, предъявление грузоотправителем, грузополучателем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования претензий к перевозчику за пределами сроков, предусмотренных ст. 123 УЖТ РФ, при условии соблюдения установленного УЖТ РФ и правилами перевозок грузов порядка предъявления претензий, не является основанием к возвращению искового заявления.

Однако, если при рассмотрении иска будет установлено, что дело возникло вследствие нарушения истцом предусмотренных ст. 123 УЖТ РФ сроков предъявления претензии к перевозчику, арбитражный суд в соответствии с ч. 1 ст. 111 Арбитражного процессуального кодекса РФ вправе отнести на истца судебные расходы (в полном размере или в части) независимо от исхода спора.

В соответствии со ст. 125 УЖТ РФ иски к перевозчикам, возникшие в связи с осуществлением перевозок грузов, могут быть предъявлены в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо в случае неполучения ответа перевозчика на претензию, или, если получен ответ перевозчика на претензию, до истечения такого срока.

Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами (п. 3 ст. 797 ГК РФ).

Иски, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов, как к перевозчикам, так и перевозчиков к грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предъявляются в соответствии с установленной подведомственностью, подсудностью в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий (ст. 125 УЖТ РФ).

 

Договор перевозки пассажира и багажа (понятие, стороны, порядок заключения, форма, содержание, права и обязанности сторон, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение)

В соответствии со ст. 786 ГК РФ договором перевозки пассажира (багажа) признается соглашение, в силу которого перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

Договор перевозки пассажира (багажа) является консенсуальным, возмездным и взаимным договором.

Главная особенность договора перевозки пассажира заключается в том, что в качестве его стороны, потребляющей услуги по перевозке, выступает гражданин. По указанной причине на отношения, возникающие в связи с перевозкой пассажира, распространяются положения законодательства о защите прав потребителей.

Сторонами договора железнодорожной перевозки пассажира (багажа) является пассажир, т.е. физическое лицо, совершающее поездку в поезде по действительному проездному документу (билету) либо имеющее проездной документ (билет) и находящееся на территории железнодорожной станции, железнодорожного вокзала или пассажирской платформы непосредственно перед указанной поездкой или непосредственно после нее (ст. 2 УЖТ РФ).

Перевозчиком может выступать юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю). Конкретные требования к перевозчику закреплены в ст. 12 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в РФ» от 10.01.2003г. №17-ФЗ.

В случае, если перевозка пассажира (багажа) осуществляется транспортом общего пользования (ст. 789 ГК РФ), договор перевозки является публичным договором (ст. 426 ГК РФ).

Для данного вида договора установлен особый порядок и форма договора. В силу п. 2 ст. 786 ГК РФ, ст. 82 УЖТ РФ заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

В соответствии с договором перевозки пассажира (багажа) перевозчик обязан:

1)обеспечить безопасность перевозки пассажиров, багажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, пассажирских платформах и в поездах, сохранность перевозимых багажа, движение пассажирских поездов в соответствии с расписанием, своевременную доставку багажа, грузобагажа (ст. 80 УЖТ РФ);

2) содержать пассажирские вагоны, а также вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов (ст. 80 УЖТ РФ);

3) перевезти в пункт назначения пассажиров с предоставлением им мест в поезде, их багаж, а также грузобагаж отправителей, выдать багаж, грузобагаж управомоченным на получение багажа, грузобагажа (ст. 82 УЖТ РФ);

4) в случае невозможности предоставить пассажиру место в вагоне согласно проездному документу (билету) обязан предоставить такому пассажиру при его согласии место в другом вагоне, в том числе в вагоне более высокой категории, без взимания доплаты (ст. 84 УЖТ РФ);

5) бесплатно обеспечить пассажира своевременной и достоверной информацией о времени отправления и прибытия поездов, стоимости проезда пассажиров и перевозок багажа, времени работы железнодорожных билетных касс, камер хранения, расположении вокзальных помещений, об оказываемых ему услугах, о предоставляемых гражданам определенных категорий льготах (ст. 85 УЖТ РФ);

6) при предъявлении пассажиром проездного документа (билета) принять для перевозки багаж и отправить его ближайшим поездом соответствующего назначения, в котором имеется вагон, предназначенный для перевозки багажа (ст. 86 УЖТ РФ).

Пассажир в соответствии с договором перевозки пассажира (багажа) имеет права, предусмотренные ст. 786 ГК РФ и ст. 83 УЖТ РФ. Согласно ст. 786 ГК РФ, ст. 82 УЖТ РФ пассажир обязан уплатить перевозчику плату за проезд, перевозку багажа, грузобагажа и в соответствии с правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.

Ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора перевозки пассажира (багажа) устанавливается в соответствии с общими условиями ответственности, установленными ГК РФ и УЖТ РФ.

Дополнительно перевозчик несет ответственность за задержку отправления пассажира в соответствии со ст. 795 ГК РФ и за причинение вреда жизни и (или) здоровью пассажира (ст. 113 УЖТ РФ).

 

Договор буксировки (понятие, стороны, порядок заключения, форма, содержание, права и обязанности сторон, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение)

Легальное определение договора буксировки в действующем Гражданском кодексе РФ отсутствует, однако положения о данном виде договора закреплены в некоторых транспортных уставах и кодексах. Отличительной чертой этого договора является способ транспортировки объекта – его буксировка, т.е. перемещение объекта с помощью тяги или толкания.

Наиболее характерен договор буксировки для морского и водного транспорта. Так, в силу ст. 225 КТМ РФ договором буксировки признается соглашение, в силу которого владелец одного судна обязуется за вознаграждение буксировать другое судно или иной плавучий объект на определенное расстояние (морская буксировка) либо для выполнения маневров на акватории порта, в том числе для ввода судна или иного плавучего объекта в порт либо вывода их из порта (портовая буксировка).

Сторонами договора являются буксировщик (владелец буксирующего судна) и отправитель (владелец буксируемого объекта (объекта буксировки)).

Договор морской буксировки заключается в письменной форме, а договор портовой буксировки может быть заключен в устной форме. Соглашение о возложении обязанностей по управлению буксировкой на капитана буксирующего судна должно быть заключено в письменной форме (ст. 227 КТМ РФ).

Основные права и обязанности по договору морской буксировки закреплены в ст. 228 КТМ РФ: каждая из сторон договора буксировки обязана заблаговременно привести свое судно или иной плавучий объект в состояние, годное для буксировки. Буксировка должна осуществляться с мастерством, как того требуют обстоятельства, без перерыва и задержек, за исключением необходимых, и в соответствии с хорошей морской практикой. Судно или иной плавучий объект, которые находятся под управлением капитана другого судна или иного плавучего объекта, должны также проявлять заботу о безопасном плавании буксирного каравана.

Морская буксировка осуществляется под управлением капитана буксирующего судна. Ответственность за ущерб, причиненный при морской буксировке буксируемому судну или иному плавучему объекту либо находящимся на них людям или имуществу, несет владелец буксирующего судна, если не докажет, что ущерб причинен не по его вине. (ст. 229 КТМ РФ).

Стороны договора морской буксировки могут соглашением в письменной форме возложить обязанность по управлению морской буксировкой на капитана буксируемого судна или иного плавучего объекта. В таком случае ответственность за ущерб, причиненный при морской буксировке буксирующему судну либо находящимся на нем людям или имуществу, несет владелец буксируемого судна или иного плавучего объекта, если не докажет, что ущерб причинен не по его вине.

Договор транспортной экспедиции (понятие, стороны, порядок заключения, форма, содержание, права и обязанности сторон, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение)

В соответствии со ст. 801 ГК РФ договором транспортной экспедиции признается соглашение, в силу которого одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Отличительными признаками договора транспортной экспедиции являются:

1) особый предмет договора (в силу ст. 801 ГК РФ предмет договора составляют услуги, оказываемые клиенту экспедитором, подчиненные единой цели - обеспечению перевозки груза. Так, договором могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором);

2) особые источники правового регулирования (в соответствии с п.3 ст.801 ГК РФ условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено Федеральным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003г. №87-ФЗ (далее – закон), другими законами или иными правовыми актами).

Сторонами договора транспортной экспедиции являются экспедитор, т.е. лицо выполняющее или организующее выполнение услуг, связанных с перевозкой грузов, и клиент, лицо, заключившее с экспедитором договор транспортной экспедиции и принявшее на себя обязательство оплатить выполнение транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором (п.4 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006г. №554) (далее – Правила).

Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме, клиент также должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей (ст. 802 ГК РФ).

Помимо документов, предусмотренных ст. 802 ГК РФ, в п. 7 Правил в качестве неотъемлемой части договора названы дополнительные документы – так называемые «экспедиторские документы», а именно – 1) поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции); 2) экспедиторскую расписку (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя); 3) складскую расписку (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).

В соответствии со ст. 3-4 закона экспедитор обязан:

1) оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции;

2) в случае, если отсутствует возможность предварительного запроса об отступлении от указаний клиента или если ответ на такой запрос не получен экспедитором в течение суток, уведомить клиента о допущенных отступлениях, как только уведомление станет возможным, в порядке, определенном договором;

3) при приеме груза выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности;

4) не имеет права заключать от имени клиента договор страхования груза, если это прямо не предусмотрено договором транспортной экспедиции.

В силу ст. 3-5 закона клиент обязан:

1) своевременно представить экспедитору полную, точную и достоверную информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, и документы, необходимые для осуществления таможенного, санитарного контроля, других видов государственного контроля;

2) в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента.

В соответствии со ст. 803 ГК РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 ГК РФ. Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

Согласно ст. 7 закона экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в установленных законом размерах.

В договоре транспортной экспедиции может быть установлено, что наряду с возмещением реального ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитор возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза (п. 3 ст. 7 закона).

В отличие от договора перевозки грузов, наряду с возмещением реального ущерба и возвращением клиенту уплаченного им экспедитору вознаграждения в размерах, установленных законом, экспедитор обязан возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине экспедитора (п. 4 ст. 7 закона).

В соответствии со ст. 10 закона клиент несет ответственность перед экспедитором в следующих случаях:

1) за убытки, причиненные экспедитору в связи с неисполнением обязанности по предоставлению информации;

2) в случае, если будет доказана необоснованность отказа клиента от оплаты расходов, понесенных экспедитором в целях исполнения обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, клиент уплачивает экспедитору помимо указанных расходов штраф в размере десяти процентов суммы этих расходов;

3) клиент несет ответственность за несвоевременную уплату вознаграждения экспедитору и возмещение понесенных им в интересах клиента расходов в виде уплаты неустойки в размере одной десятой процента вознаграждения экспедитору и понесенных им в интересах клиента расходов за каждый день просрочки, но не более чем в размере причитающегося экспедитору вознаграждения и понесенных им в интересах клиента расходов.

В ст. 12 закона установлен обязательный претензионный порядок для предъявления экспедитору требования, вытекающего из договора транспортной экспедиции, за исключением предъявления требования при оказании экспедиционных услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности.

Право на предъявление экспедитору претензии и иска имеет клиент или уполномоченное им на предъявление претензии и иска лицо, получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а также страховщик, приобретший право суброгации.

Претензии к экспедитору могут быть предъявлены в течение шести месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии. Указанный срок исчисляется в отношении: возмещения убытков за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза со дня, следующего за днем, когда груз должен быть выдан; возмещения убытков, причиненных клиенту нарушением срока выполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, со дня, следующего за последним днем действия договора, если иное не определено сторонами; нарушения иных обязательств, вытекающих из договора транспортной экспедиции, со дня, когда лица узнали или должны были узнать о таких нарушениях.

Для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, установлен специальный срок исковой давности, который составляет один год. Указанный срок исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска (ст. 13 закона).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.