Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ключевые элементы операционного анализа. Порог рентабельности, запас финансовой прочности, эффект операционного рычага и их использование в управлении предприятием.






Операционный анализ - один из наиболее эффективных способов, позволяющий анализировать влияние структуры затрат и выручки на рентабельность продукции и в конечном счете на эффективность деятельности предприятия. Он позволяет путем моделирования отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными и постоянными затратами, ценой продукции и объемом производства.

Ключевыми элементами операционного анализа служат операционный рычаг, порог рентабельности и запас финансовой прочности предприятия. Операционный анализ — неотъемлемая часть управленческого учета. В отличие от внешнего финансового анализа, результаты операционного (внутреннего) анализа могут составлять коммерческую тайну предприятия.

Действие операционного (производственного, хозяйственного) рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли. Этот эффект обусловлен различной степенью влияния динамики постоянных и переменных затрат на формирование финансовых результатов деятельности предприятия при изменении объема производства. Чем больше уровень постоянных издержек, тем больше сила воздействия операционного рычага. Указывая на темп падения прибыли с каждым процентом снижения выручки, сила операционного рычага свидетельствует об уровне предпринимательского риска данного предприятия.

Операционный анализ служит поиску наиболее выгодных комбинаций между переменными затратами на единицу продукции, постоянными издержками, ценой и объемом продаж. Поэтому этот анализ невозможен без разделения издержек на постоянные и переменные.

Переменные издержки меняются в целом прямо пропорционально изменениям объема производства товаров (работ, услуг). Это могут быть прямые издержки на основные виды сырья и материалов в производстве, издержки по приобретению партий товара в коммерции, комиссионные продавцам, некоторые снабженческие расходы и проч.

Постоянные издержки в краткосрочном периоде в целом не меняются с изменением объема производства. Это могут быть расходы по аренде, амортизационные отчисления, оклады администрации, налог на имущество, проценты за кредит и проч.

Есть еще и смешанные издержки, включающие в себя элементы и переменных, и постоянных расходов. Примеры смешанных издержек: оплата электроэнергии, которая расходуется в технологическом процессе и, кроме того, идет на общие нужды; зарплата продавцов, состоящая из постоянного оклада и комиссионных с продаж и т.д. При анализе необходимо разделить смешанные издержки на переменные и постоянные по данным бухгалтерского учета и отчетности.

Порог рентабельности (точка безубыточности, критическая точка, критический объем производства (реализации)) – это такой объем продаж фирмы, при котором выручка от продаж полностью покрывает все расходы на производство и реализацию продукции. Для определения этой точки независимо от применяемой методики необходимо прежде всего разделить прогнозируемые затраты на постоянные и переменные.

Практическая польза от предложенного разделения затрат на постоянные и переменные (величиной смешанных затрат можно пренебречь или пропорционально отнести их к постоянным и переменным затратам) заключается в следующем:

Во-первых, можно определить точно условия прекращения производства фирмой (если фирма не окупает средних переменных затрат, то она должна прекратить производить).

Во-вторых, можно решить проблему максимизации прибыли и рационализации ее динамики при данных параметрах фирмы за счет относительного сокращения тех или иных затрат.

В-третьих, такое деление затрат позволяет определить минимальный объем производства и реализации продукции, при котором достигается безубыточность бизнеса (порог рентабельности), и показать, насколько фактический объем производства превышает этот показатель (запас финансовой прочности фирмы).

Запас финансовой прочности показывает, на сколько можно сократить реализацию (производство) продукции, не неся при этом убытков. Превышение реального производства над порогом рентабельности есть запас финансовой прочности фирмы:
Запас финансовой прочности = Выручка – Порог рентабельности
Запас финансовой прочности предприятия выступает важнейшим показателем степени финансовой устойчивости. Расчет этого показателя позволяет оценить возможности дополнительного снижения выручки от реализации продукции в границах точки безубыточности.

Эффект операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к еще более сильному изменению прибыли. Действие данного эффекта связано с непропорциональным воздействием условно-постоянных и условно-переменных затрат на финансовый результат при изменении объема производства и реализации.

Чем выше доля условно-постоянных расходов в себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного рычага.

Сила воздействия операционного рычага рассчитывается как отношение маржинальной прибыли к прибыли от реализации.

132. Цена капитала. Цена источника «заемный капитал». Цена источника «привилегированные акции». Цена источника «нераспределенная прибыль». Цена источника «обыкновенные акции нового выпуска». Средневзвешенная цена капитала.

Цена капитала - одна из основных концепций финансового менеджмента. Цена капитала - это плата за использование того или иного источника финансирования предприятия, причем не только заемного, но и собственного капитала. Каждый из таких источников имеет цену. Она выражается в процентах к величине используемого капитала. По отношению к собственному капиталу цена - это дивиденды акционерам, издержки, связанные с эмиссией акций, и т.п. Цену капитала не следует отождествлять со стоимостью предприятия (бизнеса) или стоимостью имущества предприятия. Для одних видов капитала его цена достаточно четко выражена, для других ее необходимо рассчитывать. Цена капитала показывает минимально допустимый уровень доходности операций хозяйствующего субъекта. Цена капитала дает возможность обосновывать принимаемые инвестиционные решения, определять финансовые издержки, оптимизировать структуру капитала и др. Различают цены собственного капитала, привлекаемого за счет внутренних и внешних источников. Цена капитала зависит от многих факторов. Это спрос и предложение капитала, уровень конкуренции на финансовых рынках, степень развития финансовых рынков, уровень риска финансовых активов и др. Цена капитала связана с его отдачей (рентабельностью). Последняя должна быть выше цены капитала, иначе его использование теряет смысл. Цена капитала является одним из критериев осуществления инвестиционных проектов.

Стоимость заемного капитала определяется явными затратами фирмы — это та ставка процента, которую предприятие вынуждено платить ссудодателю за предоставленные кредиты.

Стоимость источника " заемный капитал", с учетом российского законодательства, равна 1, 8*R*(1-T)+(I-1, 8)*R, где R - ставка рефинансирования, I - ставка по кредиту, T - ставка налога на прибыль.

Цена источника " привилегированные акции".

Этот источник средств имеет определенную специфику. Во-первых, дивиденды по привилегированным акциям, так же как и по простым, не являются объектом налоговых льгот. Поэтому при исчислении цены этого источника не требуется никакой налоговой корректировки. Во-вторых, хотя обычно привилегированные акции выпускаются без установленного срока выкупа, в последние годы их эмиссия стала сопровождаться либо объявлением за эмитентом права отзыва их с рынка ценных бумаг, при реализации которого держатели акций обязаны предъявить их к погашению, либо созданием фонда погашения, либо и тем и другим. В-третьих, хотя выплата дивидендов по привилегированным акциям не является обязательной, фирма обычно предпочитает это делать, поскольку в противном случае:

1. они не смогут выплатить дивиденды по обыкновенным акциям;

2. им будет довольно сложно привлечь дополнительные средства на рынке капиталов;

3. в некоторых случаях владельцы привилегированных акций имеют право взять на себя контроль над фирмой.

Стоимость привилегированной акции (kp) определяется делением годового дивиденда привилегированной акции (dp) на читсый доход от продажи привилегированной акции (Р) следующим образом:

kp =dpР

Цена источника " нераспределенная прибыль".

Фирма может увеличить собственный капитал двумя способами:

1) реинвестированием части прибыли;

2) новым выпуском обыкновенных акций.

Цена этого источника также может рассчитываться различными методами. Один из наиболее распространенных подходов основан на следующей идее. Голосуя за реинвестирование части своей прибыли, акционеры неформально предлагают, что для них более выгодны изъятие прибыли и вложение ее в какие-то другие рыночные активы. В некотором смысле такая операция равносильна приобретению ими новых акций. Таким образом, стоимость акционерного капитала, приобретенная за счет нераспределенной прибыли, является той же самой, что и требуемая инвесторами норма прибыли с обыкновенных акций компании. Следовательно:

k L = k s,

где k L - внешняя стоимость капитала компании или стоимость эмиссии обыкновенных акций;

k s - стоимость нераспределенной прибыли (или внутренняя стоимость капитала).

Цена источника «обыкновенные акции нового выпуска». При дополнительной эмиссии обыкновенных акций чистые поступления составляют E0 × (1 – F), где F — уровень затрат на размещение, выраженный в долях единиц. Цена источника «обыкновенные акции нового выпуска», может быть рассчитана с помощью модели DCF с постоянным темпом роста, в которой учтены затраты на размещение:

При этом предполагается, что покупатель обыкновенной акции нового выпуска будет ожидать тот же поток дивидендов, что и держатель акций предыдущих выпусков. Но из-за затрат на размещение предприятие получит от продажи акций нового выпуска меньшие средства по сравнению со стоимостью акций старого выпуска.

Средневзвешенная цена капитала (WACC). Каждое предприятие должно знать свою оптимальную структуру капитала как комбинацию различных источников, приводящую к максимизации цены его акций. Привлекая новый капитал, предприятие обычно старается осуществить финансирование таким образом, чтобы сохранить фактическую структуру капитала по возможности более близкой к оптимальной. Основная формула для расчета средневзвешенной цены капитала имеет вид:

WACC = wd × ad × (1 – h) + w a + w × (as или a), (5.6) где wd, w и w — оптимальные доли соответственно заемного капитала, привилегированных акций и собственного капитала.

133. Теория структуры капитала: модели Модельяни-Миллера. Производственные и финансовые риски в контексте общего риска. Управление структурой капитала и рост капитализации фирмы.

Капитал предприятия обычно состоит из источников, характеризующихся различными параметрами. Именно поэтому важно знать структуру капитала для принятия необходимых финансовых решений.

Существуют два основных подхода к целесообразности управления структурой капитала.

Традиционный, в основе которого лежит мысль о том, что стоимость капитала предприятия зависит от его структуры, поэтому существует оптимальная структура капитала, позволяющая минимизировать значение WACC, и следовательно, максимизировать рыночную стоимость предприятия. В таком случае можно говорить о том, что WACC зависит от стоимости его составляющих, обобщенно подразделяемых на собственный и заемный капиталы.

Теория Модильяни – Миллера 1958 г. доказала, что при некоторых условиях рыночная стоимость предприятия и стоимость капитала не зависят от структуры последнего, поэтому их нельзя оптимизировать. Также нельзя наращивать рыночную стоимость предприятия путем изменения структуры капитала. На практике это утверждение иногда называют «принципом пирога»: можно по-разному делить пирог, но его величина при этом не меняется. В рамках данной теории доказаны следующие утверждения:

рыночная стоимость предприятия (V) не зависит от структуры его капитала и определяется путем капитализации операционной прибыли по ставке, соответствующей классу риска данного предприятия:

V = NOI / keu,

где NOI – чистая операционная прибыль (прибыль до вычета налогов и процентов);

keu – стоимость собственного капитала финансово независимого предприятия;

стоимость собственного капитала предприятия, которое характеризуется финансовой зависимостью, представляет собой сумму стоимости собственного капитала аналогичного (по доходу и уровню риска) предприятия, характеризующегося финансовой независимостью. Таким образом:

k eg + k eu + премия за риск = keu + D / E (keu – kd),

где k eg – стоимость собственного капитала финансово зависимого предприятия; D – рыночная оценка заемного капитала компании; Е – рыночная оценка собственного капитала.

В данной теории доказывается, что любое изменение структуры источников путем привлечения более дешевых заемных средств не способствует увеличению рыночной стоимости предприятия, поскольку выгода от привлечения дешевого источника сопровождается повышением степени риска.

Позднее, в 1963 г., Ф. Модильяни и М. Миллер обосновали ситуацию, при которой не исполняется условие об отсутствии налогов. В этом случае структура капитала уже оказывает влияние на рыночную стоимость фирмы.

Во-первых, рыночная стоимость финансово зависимого предприятия определяется как сумма рыночной стоимости предприятия, характеризующегося финансовой зависимостью той же группы риска и эффекта финансового левериджа, рассчитываемого как произведение ставки налога на прибыль (Тс) и величины заемного капитала в рыночной оценке:

Vq = Vu + TcD,

где Vq – рыночная стоимость аналогичной финансово зависимой компании;

Vu – рыночная стоимость финансово независимой компании.

Во-вторых, стоимость собственного капитала предприятия, характеризующегося финансовой зависимостью, рассчитывается как сумма стоимости собственного капитала аналогично (по доходу и уровню риска):

k eq = k eu + премия за риск = k eu + D / E (k eu + k d)(1 – Tc).

Риск – это вероятность неблагоприятного исхода событий.

Производственный риск (ПР) - это риск активов фирмы, если она не привлекает заемные средства. Финансовый риск (ФР) – это дополнительный риск, налагаемый на держателей акций в результате решения фирмы воспользоваться займом. Если фирма использует заемные средства, она фактически разделяет своих инвесторов на две группы и сосредотачивает большую часть своего производственного риска на одном классе инвесторов – держателях обыкновенных акций. Однако большой риск для держателей обыкновенных акций, как правило, компенсируется более высоким ожидаемым доходом.

Производственный и финансовый риски рассматриваются в рамках общего риска без учета положительных сторон диверсификации.

Производственнй риск с позиции общего риска измеряется неопределенностью, неизбежной при прогнозировании рентабельности активов (Return on assets) ROA.

ROA = доход инвесторов = чистая прибыль держателей обыкн. акций + % к уплате.

Далее, поскольку активы фирмы должны численно равняться капиталу, представленному в виде заемных и собственных средств, эту формулу можно переписать в виде формулы расчета рентабельности инвестиционного капитала (Return on investment) ROI.

ROI = чистая прибыль держателей обыкн. акций + % к уплате

Таким образом, производственный риск может быть измерен средним квадратичным отклонением либо ROA либо ROI. Если фирма не использует заемные средства и поэтому не платит %, ее активы численно равны собственному капиталу, а рентабельность инвестированного капитала равна рентабельности обыкновенного акционерного капитала (Return on Equity) ROE.

ROI = ROE= чистая прибыль держателей обыкн. акций

Следовательно, производственный риск финансово независимой (leverage-free) фирмы может измеряться средним квадратичным отклонением ее ожидаемой ROE.

ПР зависит от ряда факторов, наиболее важные из них следующие:

- Изменчивость спроса. Чем устойчивее спрос на продукцию фирмы при прочих неизменных факторах, тем ниже ПР.

- Изменчивость продажной цены. Фирмы, продукция которых продается на очень переменчивом рынке, имеют больший ПР по сравнению с фирмами, отпускные цены которых более стабильны.

- Изменчивость затрат на ресурсы. Фирмы, затраты на ресурсы которых очень неопределенны, отличаются высокой степенью ПР.

- Возможность регулировать отпускные цены в зависимости от изменения затрат на ресурсы. Поднимать свои отпускные цены при повышении затрат на ресурсы разные фирмы способны по-разному. Чем больше возможность фирмы регулировать отпускные цены так, чтоб они отражали состояние затрат, тем меньше степень ПР при прочих неизменных факторах.

- Способность своевременно организовать производство новой продукции экономическим образом. Фирмы, работающие в таких высокотехнологичных отраслях как фармакология и компьютеры, зависят от постоянного потока новой продукции. Чем быстрее устаревает их продукция тем больше ПР этих фирм.

- Степень постоянства затрат: операционный леверидж. Если в составе затрат высок удельный вес постоянный затрат, которые не снижаются при падении спроса, то для фирмы характерен высокий уровень производственного риска. Этот фактор называется операционным левериджем.

- Каждый из приведенных факторов частично определяется особенностями той отрасли к которой принадлежит фирма, но каждый из них до некоторой степени может регулироваться менеджерами.

Финансовый риск – это дополнительный риск налагаемый на держателей обыкновенных акций в результате решения о финансировании путем привлечения заемного капитала и/или за счет привилегированных акций. В принципе некоторая степень риска неотъемлема от деятельности фирмы. Это ее производственный риск. Если фирма использует займы и привилегированные акции (финансовый леверижд), то ее производственный риск сосредотачивается на держателях обыкновенных акций.

Финансовую основу предприятия представляет сформированный им собственный капитал. Под собственным капиталом понимается общая сумма средств, принадлежащих предприятию на правах собственности и используемых им для формирования активов.

Управление собственным капиталом связано не только с обеспечением эффективного использования уже накопленной его части, но и с формированием собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих предстоящее развитие предприятия.

Оптимальная структура капитала подразумевает такое сочетание собственного и заемного капитала, которое обеспечивает максимум рыночной оценки всего капитала V.

Теория структуры капитала базируется на сравнении затрат на привлечение собственного и заемного капитала и анализе влияния различных комбинированных вариантов финансирования на рыночную оценку. Текущая рыночная оценка (актива, проекта или всего бизнеса) определяется как сумма дисконтированных чистых потоков, порождаемых вложенными средствами. Теория структуры капитала решает вопрос: влияет ли на текущую оценку, какие элементы капитала задействованы и в какой пропорции.

Если пропорции между элементами капитала важны (прежде всего соотношение собственного и заемного капитала), то какая пропорция обеспечит максимум текущей оценки вложенного капитала в отдельный актив, проект или корпорацию в целом.

Очевидно, что комбинация элементов капитала не окажет влияния на прогнозируемые на весь капитал денежные потоки Сt (их значение определяется спросом на выпускаемую продукцию, эффектом операционного рычага и т.п.). Комбинация элементов капитала может отразиться на значении средней стоимости капитала. Теория структуры капитала рассматривает это влияние.

Для обоснования оптимальной структуры капитала используются различные методы.

Наибольшую известность и применение в мировой практике получили статические модели структуры капитала, обосновывающие существование оптимальной структуры, которая максимизирует текущую оценку, и рекомендующие принятие решений о выборе источников финансирования (собственные или заемные средства) строить исходя из оптимальной структуры капитала. Если оптимальная структура определена, то достижение этой пропорции в элементах капитала должно стать целью руководства, в этой пропорции следует и увеличивать капитал. Например, если финансовый рычаг корпорации А равен 50% и это оптимальная структура капитала (при такой структуре максимизируется рыночная оценка всего капитала), то проект стоимостью в 200 млн. руб. следует финансировать в пропорции 50% заемного капитала и 50% собственного. Эта структура будет являться целевой для корпорации.

В статическом подходе существуют две альтернативные теории структуры капитала, объясняющие влияние привлечения заемного капитала на стоимость используемого капитала и соответственно на текущую рыночную оценку активов корпорации (V): традиционная теория и теория Миллера — Модильяни (теория ММ).

В настоящее время наибольшее признание получила компромиссная теория структуры капитала (оптимальная структура находится как компромисс между налоговыми преимуществами привлечения заемного капитала и издержками банкротства), которая не позволяет конкретной корпорации рассчитать наилучшее сочетание собственного и заемного капитала, но формулирует общие рекомендации для принятия решений.

Динамические модели учитывают постоянный поток информации, который получает рынок по данной корпорации. Рассматривается большее число инструментов принятия решений. На основе имеющейся информации менеджеры устанавливают целевую структуру капитала, которая может не максимизировать рыночную оценку компании. Более того, управление источниками финансирования не сводится к установлению целевой структуры капитала, так как включает выбор между краткосрочными и долгосрочными источниками и управление собственными источниками (принятие решений по структуре собственного капитала).

Теория структуры капитала исходит из утверждения, что цена фирмы V (оценка всех активов и всего капитала) складывается из текущей рыночной цены собственного капитала S (текущей оценки PV будущих денежных поступлений владельцам собственного капитала) и текущей рыночной цены заемного капитала (PV будущих поступлений владельцам заемного капитала): V= S + D. Коэффициент долгосрочной задолженности может рассчитываться как

1) доля заемного капитала в общем капитале корпорации по рыночной оценке D/V;

2) как соотношение собственного и заемного капитала по рыночной оценке D/S.

Так как балансовые оценки акционерного капитала часто не отражают истинную величину капитала, то использование их в принятии решений по структуре капитала некорректно.

Капитализация – оценка стоимости предприятия, земельного участка, ценных бумаг и другого имущества посредством расчета приведенной суммы ожидаемых доходов, взятой за весь период его предполагаемого использования.

Важнейшим направлением обеспечения прибыльности, конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности и других стратегических целей предприятий в условиях нестабильной внешней среды считается рост уровня их капитализации, который является своеобразным индикатором эффективного корпоративного управления, оптимистических ожиданий инвесторов относительно будущего увеличения доходов и прибыли.

Капитализация предприятия как процесс создания стоимости зависит от множества факторов: управляемых (микроуровень) и неуправляемых (мезо- и макроуровень).

Со стороны предложения к базовым условиям роста капитализации предприятий относятся:

1) Высокая обеспеченность субъектов отрасли минерально-сырьевыми ресурсами и благоприятная ценовая конъюнктура рынка: свободный доступ производителей к сырьевой базе; отсутствие дефицита сырья на внутреннем или внешнем рынках; низкая ценовая волатильность на сырьевом рынке; наличие собственной сырьевой базы и др.;

2) Появление новых технологий производства продукции.

3) Низкая активность профессиональных союзов и незначительная степень охвата работников профсоюзным движением.

К наиболее важным базовым условиям роста капитализации отраслевых предприятий со стороны спроса относятся:

1) Низкая ценовая эластичность спроса отраслевой продукции (работ, услуг). Неэластичный или относительно неэластичный спрос (Ed < 1) означает незначительную чувствительность спроса к изменению цен, который при прочих равных условиях обеспечивает высокую отраслевую прибыльность.

2) Устойчивая динамика роста отрасли.

3) Низкая чувствительность отрасли к влиянию циклических колебаний.

Уровень капитализации отраслевых предприятий также зависит от структуры отраслевого рынка, которая в свою очередь определяется следующими факторами:

1) Рыночная концентрация, под которой понимается плотность размещения рыночных структур и совокупность долей агентов рынка по объему предложения или спроса.

2) Барьеры для входа в отрасль.

3) Вертикальная интеграция.

Немаловажным фактором, определяющим уровень капитализации предприятий, с точки зрения мезоэкономического уровня, является отраслевое регулирование в рамках государственной экономической политики.

Рост капитализации предприятий на мезоэкономическом уровне предопределяется:

1) совокупностью базовых условий функционирования отдельных отраслей: доступ к сырьевой базе, появление новых технологий, активность профсоюзов, ценовая эластичность спроса отраслевой продукции, отраслевая привлекательность, чувствительность отрасли к влиянию циклических колебаний и др.;

2) структурой отраслевого рынка, которая зависит от уровня рыночной концентрации, входных барьеров в отрасль, вертикальной интеграции отраслевых предприятий и др.;

3) государственной экономической политикой по отношению к определенным секторам и отраслям экономики: отраслевое регулирование и дерегулирование.

Коэффициент капитализации показывает долю собственного капитала компании в его активах

134. Дивидендная политика предприятия: факторы, определяющие дивидендную политику. Принципы и методика распределения чистой прибыли.

Дивидендная политика — политика акционерного общества в области распределения прибыли компании, то есть распределения дивидендов между держателями акций.

Дивидендная политика должна основывается на балансе интересов организации и ее акционеров при определении размеров дивидендных выплат, на повышении инвестиционной привлекательности организации и ее капитализации, на уважении и строгом соблюдении прав акционеров, предусмотренных действующим законодательством РФ.

Целями организации в области дивидендной политики должны быть:

- признание величины дивидендов как одного из ключевых показателей инвестиционной привлекательности организации;

- повышение величины дивидендов на основе последовательного роста прибыли и/или доли дивидендных выплат в составе нераспределенной прибыли.

Спрос на акции определяется в первую очередь той дивидендной политикой, которую проводит акционерная компания. Дивиденд на акцию сигнализирует, как работает компания, получает ли она прибыль. Однако, перед руководителем акционерного общества всегда стоит проблема: отдать всю прибыль на дивиденды или реинвестировать ее в дальнейшее развитие фирмы или компании. Реинвестирование прибыли - наиболее дешевый, доступный и эффективный вид привлечения ресурсов в новые вложения.

Перед выбором дивидендной политики нужно решить два вопроса:

- Как влияет величина дивиденда на совокупное богатство акционерного общества?

- Какова должна быть величина дивиденда?

Все компании решают эти вопросы по-разному, исходя многих воздействующих на нее факторов.

То, как будет проведена дивидендная политика, зависит от экономического состояния компании, ликвидности, ограничений по закону и будущих прогнозов на развитие организации.

Законодательными ограничениями по выплате дивидендов является не оплата всей стоимость уставного капитала, не выкуп необходимых акций, а также, если стоимость активов компании меньше, чем размер ее уставного капитала.

Компания не будет выплачивать дивиденды также, если в предыдущем периоде имели место убытки. В этом случае вся полученная прибыль будет идти не на выплату дивидендов, а на погашение убытков. Также необходимо учитывать, имеются ли в компании ликвидные средства, то есть средства, которые способны быстро оборачиваться. К ним относятся, в первую очередь, денежные средства.

Дивиденды могут выплачиваться ежеквартально, раз в полугодие или раз в год.

Основными этапами формирования дивидендной политики акционерных обществ являются:

- оценка основных факторов, определяющих формирование и проведение дивидендной политики;

- выбор типа дивидендной политики и методики выплаты дивидендов;

- разработка механизма распределения прибыли в соответствии с избранным типом дивидендной политики;

- определение уровня дивидендов на одну акцию (показатель дивидендного выхода);

- оценка эффективности проводимой дивидендной политики.

Другими факторами, определяющими практическое проведение дивидендной политики, являются:

- правовое регулирование дивидендных выплат;

- обеспечение достаточного размера средств для расширения производства;

- поддержание достаточного уровня ликвидности;

- сопоставление стоимости собственного и привлеченного капитала;

- соблюдение интересов акционеров;

- информационное значение дивидендных выплат.

Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом:

- прибыль, получаемая предприятием в результате производственно- хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом;

- прибыль для государства поступает в соответствующие бюджета в виде налогов и сборов, ставки которых нс могут быть произвольно изменены.

Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно;

- величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;

- прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части - на потребление.

На предприятии распределению подлежит чистая прибыль, т.е. прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Из нее взыскиваются санкции, уплачиваемые в бюджет и некоторые внебюджетные фонды.

Распределение чистой прибыли отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы.

Чистая прибыль распределяется в соответствии с Уставом предприятия. За счет чистой прибыли выплачиваются дивиденды акционерам предприятия, создаются фонды накопления, потребления, резервный фонд, часть прибыли направляется на пополнение собственного оборотного капитала, в реновационный фонд и на другие цели.

Содержание и задачи управления дебиторской и кредиторской задолженностью. Политика работы с дебиторами. Факторы, определяющие кредитную политику фирмы.

Дебиторская и кредиторская задолженность являются естественными составляющими бухгалтерского баланса предприятия. Они возникают в результате несовпадения даты появления обязательств с датой платежей по ним. На финансовое состояние предприятия оказывают влияние как размеры балансовых остатков дебиторской и кредиторской задолженности, так и период оборачиваемости каждой из них.

Управление дебиторской задолженностью - отдельная функция финансового менеджмента, основной целью которой является увеличение прибыли компании за счёт эффективного использования дебиторской задолженности, как экономического инструмента.

В основе управления дебиторской задолженностью фирмы лежит принятие финансовых решений по следующим фундаментальным вопросам:

- учет дебиторской задолженности на каждую отчетную дату;

- диагностический анализ состояния и причин, в силу которых у фирмы сложилось негативное положение с ликвидностью дебиторской задолженности;

- разработка адекватной политики и внедрение в практику фирмы современных методов управления дебиторской задолженностью;

- контроль за текущим состоянием дебиторской задолженности.

Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

Задачами управления дебиторской задолженностью являются:

- ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;

- выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;

- определение скидок или надбавок для различных групп покупателей с точки зрения соблюдения ими платежной дисциплины;

- ускорение востребования долга;

- уменьшение бюджетных долгов;

- оценка возможных издержек, связанных с дебиторской задолженностью, то есть упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности.

В зависимости от размера дебиторской задолженности, количество расчётных документов и дебиторов, анализ её уровня можно проводить как сплошным, так и выборочным методом. Общая схема контроля и анализа включает в себя несколько этапов.

1. Задаётся критический уровень дебиторской задолженности: все расчётные документы, относящиеся к задолженности, превышающей критический уровень, подвергаются проверке в обязательном порядке.

2. Из оставшихся расчётных документов делается контрольная выборка.

3. Проверяется реальность сумм дебиторской задолженности в отобранных расчётных документах. Могут направляться письма контрагентам с просьбой подтвердить реальность проставленной в документе или проходящей в учёте суммы.

4. Оценивается существенность выявленных ошибок. При этом могут использоваться различные критерии.

Кредиторская задолженность - денежные средства, временно привлеченные предприятием, учреждением, организацией и подлежащие возврату физическим или юридическим лицам.

Управление кредиторской задолженностью - оптимизация суммы задолженности организации перед другими юридическими и физическими лицами. Необходимость управления кредиторской задолженностью следует из того, что умелое использование временно привлеченных средств способствует максимизации прибыли от деятельности организации.

Управление кредиторской задолженностью предполагает (кредитная политика): правильный выбор формы задолженности с целью минимизации процентных выплат и затрат на приобретение материальных ценностей; установление наиболее удобной формы банковского кредита и его срока; недопущение образования просроченной задолженности, связанной с дополнительными затратами.

Анализ кредиторской задолженности предприятия производится в предшествующем периоде. Основной целью анализа является выявление потенциала формирования заемных финансовых средств предприятия за счет этого источника.

Управление кредиторской задолженностью производится по следующим этапам:

1. Анализ динамики и структуры кредиторской задолженности - исследуется динамика общей суммы кредиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде, изменение ее удельного веса в общем объеме привлекаемого заемного капитала. Оценивается уровень кредиторской задолженности и ее динамика в предшествующем периоде.

2. Анализ оборачиваемости кредиторской задолженности - рассматривается оборачиваемость кредиторской задолженности предприятия, выявляется ее роль в формировании его финансового цикла.

3. Прогнозирование средней суммы начисляемых платежей по отдельным видам кредиторской задолженности. К числу статей, формирующих наибольший отток денежных средств относятся расчеты с поставщиками и подрядчиками.

4. Прогнозирование средней суммы и размера прироста кредиторской задолженности по предприятию в целом. Средняя сумма кредиторской задолженности по предприятию в целом определяется путем суммирования прогнозируемого среднего размера по отдельным видам этой задолженности.

5. Оценка эффекта прироста кредиторской задолженности по расчетам предприятия в предстоящем периоде. Этот эффект заключается в сокращении потребности предприятия в привлечении кредита и расходов, связанных с его обслуживанием.

6. Обеспечение контроля за своевременностью начисления и выплаты средств в разрезе отдельных видов кредиторской задолженности.

Анализ и управление дебиторской и кредиторской задолженностью имеют большое значение для деятельности предприятий, так как позволяет поддерживать требуемый уровни ликвидности и платежеспособности. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью необходимо как при формировании имиджа надежного заемщика, так и с точки зрения обеспечения эффективной текущей деятельности предприятия.

Содержание и задачи управления денежными средствами предприятия. Бюджет денежных средств. Методы управления денежными средствами. Оценка эффективности управления денежными средствами.

В принципе управление денежными средствами сводится к выявлению причин их недостатка или избытка, а также определению источников их поступления и направлений использования. При этом в рамках финансового анализа под денежными средствами понимают: денежную наличность, т.е. свободные средства, которыми компания обладает в настоящий момент и разность между чистым оборотным капиталом и потребностью в оборотном капитале (она указывает на необходимость привлечения внешних средств).

Целью управления денежными средствами компании является следующее:

- обеспечение возможности гибкого реагирования на изменения рыночной ситуации;

- повышение эффективности деятельности путем принятия взаимоувязанных решений во всех областях управления, затрагивающих финансовые потоки;

- осуществление целенаправленных организационных изменений в компании путем оценки деятельности подразделений, формального анализа возможных альтернативных вариантов действий, принятия и реализации соответствующих управленческих решений;

- демонстрация возможностей роста и прибыльности потенциальным инвесторам;

- осознанный выбор адекватной финансовой стратегии путем оценки сопоставления уровней прибыли и риска.

Управление денежными средствами – основа эффективного финансового менеджмента. Современные методы планирования, учета и контроля денежных средств позволяют руководителю определить, какие из подразделений и бизнес-линий предприятия генерируют наибольшие денежные потоки, в какие сроки и по какой цене наиболее целесообразно привлекать финансовые ресурсы, во что эффективно инвестировать свободные денежные средства.

Основными задачами анализа денежных средств являются:

- оперативный, повседневный контроль за сохранностью наличных денежных средств и ценных бумаг в кассе предприятия;

- контроль за использованием денежных средств строго по целевому назначению;

- контроль за правильными и своевременными расчетами с бюджетом, банками, персоналом;

- контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и поставщиками;

- своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности;

- диагностика состояния абсолютной ликвидности предприятия;
- прогнозирование способности предприятия погасить возникшие обязательства в установленные сроки;
- способствование грамотному управлению денежными потоками предприятия.

Бюджет движения денежных средств – это план движения расчётного счёта и наличных денежных средств в кассе предприятия, отражающий все прогнозируемые поступления и изъятия денежных средств в результате хозяйственной деятельности. БДДС показывает возможные поступления предоплаты за поставляемую продукцию (на расчётный счёт или в кассу), авансовые платежи, задержки поступлений за отгруженную раннее продукцию.

БДДС отражает потребность во внешнем финансировании (объём кредитов, инвестиций), а также способствует более точному определению объёмов внешнего финансирования. Назначение документа состоит в обеспечении сбалансированности поступлений денежных средств (соответствующих планируемым доходам) и их списании (в соответствии с запланированными расходами по бюджетным периодам).

Если оказывается, что остатки денежных средств на начало бюджетного периода (вступительное сальдо) будут недостаточными для покрытия расходов, запланированных согласно бюджету прибылей и убытков, а также других видов затрат в соответствующий бюджетный период, то для данного бизнеса необходимо предпринимать шаги по поиску дополнительных источников денежных средств.

Бюджет движения денежных средств является основным документом финансового планирования, составляется на весь прогнозный период и представляет прогноз денежных притоков и оттоков, который классифицируется по видам финансово-хозяйственной деятельности:

- текущая (операционная) деятельность обеспечивает выполнение коммерческих функций предприятия и генерирует основной поток денежных средств;

- инвестиционная деятельность включает поступление и использование денежных средств, связанных с продажей основных средств, капитальными вложениями, доходами от долгосрочных инвестиций;

- финансовая деятельность связана с получением и погашение краткосрочных кредитов и займов, начисленными процентами и дивидендами.

Бюджет движения денежных средств состоит из двух основных частей:

- Приходы (источники денежных средств).

- Расходы (использование денежных средств).

С позиции теории инвестирования денежные средства представляют собой один из частных случаев инвестирования в товарно-материальные ценности. Поэтому к ним применимы общие требования. Во-первых, необходим базовый запас денежных средств для выполнения текущих расчетов. Во-вторых, необходимы определенные денежные средства для покрытия непредвиденных расходов. В-третьих, целесообразно иметь определенную величину свободных денежных средств для обеспечения возможного или прогнозируемого расширения деятельности.

Таким образом, к денежным средствам могут быть применены модели, разработанные в теории управления запасами и позволяющие оптимизировать величину денежных средств. Речь идет о том, чтобы оценить:

а) общий объем денежных средств и их эквивалентов;

б) какую их долю следует держать на расчетном счете, а какую в виде быстрореализуемых ценных бумаг;

в) когда и в каком объеме осуществлять взаимную трансформацию денежных средств и быстрореализуемых активов.

В западной практике наибольшее распространение получили модель Баумола и модель Миллера – Орра. Первая была разработана В. Баумолом (W. Baumol) в 1952 г., вторая – М. Миллером (М. Miller) и Д. Орром (D. Оrr) в 1966 г. Непосредственное применение этих моделей в отечественную практику пока затруднено ввиду сильной инфляции, аномальных учетных ставок, неразвитости рынка ценных бумаг и т.п., поэтому приведем лишь краткое теоретическое описание данных моделей.

Модель Баумола. Предполагается, что предприятие начинает работать, имея максимальный и целесообразный для него уровень денежных средств, и затем постоянно расходует их в течение некоторого периода времени. Все поступающие средства от реализации товаров и услуг предприятие вкладывает в краткосрочные ценные бумаги. Как только запас денежных средств истощается, т.е. становится равным нулю или достигает некоторого заданного уровня безопасности, предприятие продает часть ценных бумаг и тем самым пополняет запас денежных средств до первоначальной величины.

Оценка эффективности практики управления денежными потоками не возможна при расчете единого показателя (показатель денежной стоимости добавленной или денежной рентабельности инвестиций), так как не дает возможность адекватно оценить данный процесс, поэтому необходимо использовать совокупность показателей:

- коэффициент индексации как отношение абсолютной величины операционного денежного потока к величине выручки от реализации;

- индекс денежной стоимости добавленной как отношение генерированного операционного денежного потока к операционной потребности предприятия в денежных ресурсах;

- продолжительность финансового цикла и его отдельных составляющих;

- монетарная оценка величины кассового разрыва;

- свободный денежный поток на капитал вложенный (FCF2F) и свободный денежный поток на собственный капитал (FCF2E) как база для расчета стоимости предприятия.

Эффективное управление денежными потоками повышает степень финансовой и производственной гибкости компании, так как приводит к:

- улучшению оперативного управления, особенно с точки зрения сбалансированности поступлений и расходования денежных средств;

- увеличению объемов продаж и оптимизации затрат за счет больших возможностей маневрирования ресурсами компании;

- повышению эффективности управления долговыми обязательствами и стоимостью их обслуживания, улучшению условий переговоров с кредиторами и поставщиками;

- созданию надежной базы для оценки эффективности работы каждого из подразделений компании, ее финансового состояния в целом;

- повышению ликвидности компании.

Действительно, рациональное формирование денежных потоков обеспечивает ритмичность операционного цикла предприятия и рост объемов производства и реализации продукции. При этом любое нарушение платежной дисциплины отрицательно сказывается на формировании производственных запасов сырья и материалов, уровне производительности труда, реализации готовой продукции, положении предприятия на рынке и т. п. Даже у предприятий, успешно работающих на рынке и генерирующих достаточную сумму прибыли, неплатежеспособность может возникать как следствие несбалансированности раз личных видов денежных потоков во времени.

Содержание и задачи управления запасами. Учет и оценка запасов. Система контроля запасов.

Управление запасами - важная часть общей политики управления оборотными активами предприятия, основная цель которой — обеспечение бесперебойного процесса производства и реализации продукции при минимизации совокупных затрат по обслуживанию запасов.

Управление оптимальным объемом запасов

Важным вопросом является необходимая величина страховых запасов, которые предприятие создает на случай непредвиденных сбоев с поставкой или возможных сезонных всплесков потребительского спроса. Очевидно, что страховые резервы ухудшают финансовые результаты производственной деятельности (за счет замораживания средств в запасах), но обеспечивают предприятию устойчивость и ликвидность.

Дефицит запасов вызывает остановку производства, падение объемов реализации, в некоторых случаях — необходимость срочно приобретать необходимое сырье и материалы по завышенным ценам. Следствием является недополучение предприятием возможной прибыли. Поскольку запасы — это ликвидные активы, их снижение ухудшает показатель текущей ликвидности.

Избыток запасов приводит к увеличению затрат на их хранение, росту налога на имущество, неполучению возможных доходов из-за замораживания финансовых ресурсов в запасах, потерям в результате физической порчи и моральному старению запасов

Управление формированием запасов

Теория финансового менеджмента рассматривает три принципиальных подхода к формированию запасов на предприятии с позиции приемлемого соотношения уровня доходности и риска финансовой деятельности.

Консервативный подход предусматривает не только полное удовлетворение текущей потребности во всех видах запасов, но и создание больших размеров их резервов на случаи перебоев с поставкой сырья и материалов, ухудшения условий производства продукции, задержки инкассации дебиторской задолженности, активизации спроса покупателей и т. п.

Такой подход отрицательно сказывается на уровне рентабельности и оборачиваемости. В данном случае минимальны показатели рентабельности, но минимален и возможный риск.

Умеренный подход направлен на создание резервов на случай наиболее типичных сбоев в ходе операционной деятельности предприятия. Расчет необходимых величин страховых запасов должен проводиться на основании данных за ряд предыдущих лет, позволяющих выявить виды запасов, в которых могут возникнуть дополнительные потребности и их объемы.

В этом случае предприятие имеет средние показатели рентабельности и риска.

Агрессивный подход заключается в минимизации всех форм страховых резервов вплоть до полного их отсутствия. Если в ходе операционного процесса не возникнут сбои, на предприятии будут достигнуты наивысшие показатели эффективности производства. Однако любой сбой в осуществлении нормального хода операционной деятельности влечет за собой серьезные финансовые потери из-за падения объема производства и реализации продукции. Риск в данном случае максимален.

Методы оценки запасов могут быть классифицированы по различным признакам. Первый признак — это частота учета. При периодическом учете запасов их ежедневный учет не проводится, а запасы и, соответственно, себестоимость реализованной продукции оцениваются на конец периода. При перманентном (текущем) учете поступление и выбытие товаров из запасов и себестоимость реализованной продукции оцениваются ежедневно. При этом как минимум один раз в год проводится инвентаризация самих запасов.

Другой признак — это учет стоимости единицы товара в запасе. В настоящее время существуют несколько способов ее оценки. Среди них:

- первоначальная цена (стоимость приобретения). По методу первоначальной цены запасы оцениваются в соответствии с ценой, уплаченной за приобретаемый товар. К ней прибавляются стандартные дополнительные издержки, такие, как перевозка товарно-материальных ценностей и загрузка их на склад. Какие-либо улучшения или повышение стоимости товара по прочим причинам, произошедшие после даты приобретения, в эту оценку уже не включаются. При таком подходе методом управления запасами является метод идентификации счетов-фактур, который требует, чтобы стоимость каждой единицы товара, продаваемой или складируемой, была известна, а сама единица идентифицируема по какому-либо признаку, например по серийному номеру или дате приобретения.

- низшая рыночная цена. Этот метод основан на принципе консерватизма в учете. Принцип консерватизма основан на завышении затрат и занижении доходов на столько, на сколько это возможно. Иными словами, выбирается тот из всех возможных методов учета, при котором прибыльность компании выглядит наихудшим образом. При его использовании выбирают наименьшую из двух величин: первоначальной цены или восстановительной стоимости. При этом, однако, указывается верхний и нижний предел восстановительной стоимости. Верхний предел равен разнице нынешней цены реализации товара и издержек по укомплектованию и продаже. Нижний предел равен разнице цены реализации и нормальной валовой маржи. При использовании данного метода, сложность заключается в определении цены реализации так как дополнительные затраты должны быть отнесены к реализации каждой единицы запасов. И эти затраты должны быть вычтены из продажной цены единицы товара для определения «истинной» чистой выручки, которая будет получена от его продажи.

- стандартная цена. Данный метод является одним из наиболее часто используемых методов оценки запасов и заключается в использовании предопределенных стандартных затрат для единицы товара. Стандартными, в данном случае, являются целевые затраты, на уровень которых компания должна выйти. Стандартные затраты отражают то, что единица товара должна стоить, чтобы быть произведенной при данных условиях относительно цен, технологии и операционной эффективности. Они базируются, как правило, на исследовании прошлых данных о затратах и планируемых методах производства. Стандартные затраты должны сравниваться с фактическими затратами, чтобы определить, насколько эффективно работает компания или ее отдельные единицы. Превышение фактических затрат над стандартными — сигнал тревоги для бухгалтера и менеджера. Недостаток этого метода заключается в том, что стандартные затраты не будут отражать текущих условий, если не пересматриваются достаточно часто.

- продажная цена. Продажная цена редко используется при оценке запасов. Этот подход отражает ценность (с точки зрения возможного получения дохода) товара для фирмы. Сельскохозяйственные товары и побочные продукты производственных операций часто оцениваются по продажной цене за минусом сбытовых затрат. Таким образом, доход фиксируется в период производства, а не в период продажи, что может дезориентировать финансовых менеджеров, так как фактическая цена реализации может отклониться от прогнозируемой. Налоговые обязательства, однако, не начисляются до тех пор, пока продукт не продан.

- средневзвешенная себестоимость. Этот метод используется при перманентной системе учета запасов. При этом методе вычисляется средневзвешенная себестоимость единицы товара в запасе, готовая к продаже.

- метод розничной торговли. В этом методе для оценки запасов используются как продажная цена, так и себестоимость единицы товара в запасах.

На практике выделяют несколько основных методах оценки динамики запасов.

Метод FIFO исходит из того, что при реализации запасов продаются самые старые единицы товарно-материальных ценностей. При этом методе итоговые затраты и, соответственно, прибыль, сообщаемые в отчете о прибылях и убытках, будут примерно соответствовать оценке запасов, которая рассчитывается на основе метода идентификации счетов-фактур. Остающиеся запасы, которые отражаются в балансе, оцениваются по стоимости последних приобретенных или произведенных единиц и таким образом аппроксимируют рыночную цену или восстановительную стоимость запасов.

Логика метода LIFO противоположна логике метода FIFO. Здесь себестоимость реализованной продукции рассчитана на основе стоимости единиц товарно-материальных ценностей, произведенных или добавленных к запасам в последний период. Соответственно, себестоимость реализованной продукции аппроксимирует восстановительную стоимость товара, тогда как при методе FIFO она ближе к его первоначальной цене.

Управленческий учет материальных запасов связан с тремя моментами:

- Управление материальными запасами в части учета и анализа затрат, связанных с их приобретением.

- Управление материальными запасами с точки зрения их оптимальной величины.

- Управление материальными затратами как составляющей производственной себестоимости производимой продукции.

Контроль за состоянием запасов — это изучение и регулирование уровня запасов продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления с целью выявления отклонений от норм запасов и принятия оперативных мер к ликвидации отклонений.

Необходимость контроля за состоянием запасов обусловлена повышением издержек в случае выхода фактического размера запаса за рамки, предусмотренные нормами запаса. Контроль за состоянием запаса может проводиться на основе данных учета запасов, переписей материальных ресурсов, инвентаризаций или по мере необходимости.

Система контроля за состоянием запасов с фиксированной периодичностью заказа. Контроль состояния запасов по этой системе осуществляется через равные промежутки времени посредством проведения инвентаризации остатков. По результатам проверки составляется заказ на поставку новой партии товара.

Размер заказываемой партии товара определяется разностью предусмотренного нормой максимального товарного запаса и фактического запаса. Поскольку для исполнения заказа, требуется определенный период времени, то величина заказываемой партии увеличивается на размер ожидаемого расхода за этот период. Размер заказываемой партии (Р) определяется по следующей формуле:

P = Змакс - (Зф - З t),

где Змакс - предусмотренный нормой максимальный запас;

Зф - фактический запас на момент проверки;

Зt - запас, который будет израсходован к течение размещения и выполнения заказа.

Система контроля за состоянием запасов с фиксированным размером, заказа. В этой системе контроля за состоянием запасов размер заказа на пополнение запаса является величиной постоянной. Интервалы времени, через которые производится размещение заказа, в этом случае могут быть разные.

Нормируемыми величинами в этой системе являются величина заказа, размер запаса в момент размещения заказа (так называемая точка заказа) и величина страхового запаса. Заказ на поставку размещается при уменьшении наличного запаса до точки заказа.

На практике система контроля за состоянием запаса с фиксированным количеством заказа применяется преимущественно в следующих случаях:

— большие потери в результате отсутствия запаса;

— высокие издержки по хранению запасов;

— высокая стоимость заказываемого товара;

— высокая степень неопределенности спроса;

— наличие скидки с цены в зависимости от заказываемого количества.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.