Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовое регулирование валютных отношений, эмиссии и обращения ценных бумаг.




Источниками правового регулирования валютных отношений являются: Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ от 10 декабря 2003 г., отдельные положения федеральных законов «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормальные документы Центрального банка РФ и Министерства финансов РФ. Основу современного валютного законодательства составляет Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», который не предполагает принятия в свое развитие ни одного закона. Данный Закон ориентируется только на акты подзаконного характера.

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Международные договоры применяются к отношениям, регулируемым гражданским законодательством, непосредственно, кроме случаев, когда для их применения требуется издание российского акта. Если международным договором РФ установлены другие правила, чем предусмотренные гражданским законодательством, то применяются правила международного договора.

Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования применяются к отношениям, возникшим после вступления указанных актов в силу, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральными законами.

К отношениям, возникшим до вступления в силу соответствующих актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, указанные акты применяются в части прав и обязанностей, возникших после вступления их в силу.

Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования, устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют.

Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования, отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или иным образом улучшающие положение резидентов и нерезидентов, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.



Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования подлежат официальному опубликованию.

Органы валютного контроля могут издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.

Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

Для реализации функций Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.

Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные законом.

Не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений.

Не допускается установление органами валютного регулирования требования о предварительной регистрации.

Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.



Центральный банк Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, а также специально уполномоченные на то Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций, регулируемых законом, без ограничений.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг — это регулирование со стороны общественных органов государственной власти. Система государственного регулирования рынка включает:

• государственные и иные нормативные акты;

• государственные органы регулирования и контроля. Формы государственного управления рынком можно разделить на:

• прямое, или административное, управление;

• косвенное, или экономическое, управление. Прямое, или административное, управление рынком ценных бумаг со стороны государства осуществляется путем:

1) установления обязательных требований ко всем участникам рынка ценных бумаг;

2) регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;

3) лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

4) обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;

5) поддержания правопорядка на рынке. Косвенное, или экономическое, управление рынком ценных бумаг осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:

• систему налогообложения;

• денежную политику;

• государственные капиталы;

• государственную собственность и ресурсы.

Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг: Высшие органы государственной власти; (Государственная Дума издает законы, регулирующие рынок ценных бумаг; Президент издает указы; Правительство— выпускает постановления, обычно в развитие указов Президента); Государственные органы регулирования рынка ценных бумаг министерского уровня; Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; Министерство финансов РФ; Центральный банк РФ; Государственный комитет по антимонопольной политике.

Правовое регулирование:

ФЗ «О рынке ценных бумаг»; ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах», Гражданский кодекс РФ, ФЗ «Об инвестиционных фондах», Налоговый кодекс и др.

81. Предприятие как основное звено экономики: понятие, признаки предприятия, организационно-правовые формы, условия функционирования, отраслевые особенности.

Предприятие - это самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный (учрежденный) в соответствии с действующим законодательством для производства продукции, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

После государственной регистрации предприятие признается юридическим лицом и может участвовать в хозяйственном обороте.

Оно обладает следующими признаками.

Во-первых, предприятие должно иметь в своей собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, которое обеспечивает материально-техническую возможность функционирования предприятия.

Во-вторых, предприятие отвечает своим имуществом по обязательствам, которые возникают у него во взаимоотношениях с кредиторами, в том числе и перед бюджетом.

В-третьих, предприятие выступает в хозяйственном обороте от своего имени и имеет право заключать все виды гражданско-правовых договоров с юридическими и физическими лицами.

В-четвертых, предприятие имеет право быть истцом и ответчиком в суде.

В-пятых, предприятие должно иметь самостоятельный баланс и своевременно представлять установленную государственными органами отчетность.

В-шестых, предприятие должно иметь свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

Предприятие обладает производственно-техническим единством, организационно-административной и финансово-экономической самостоятельностью.

В соответствии с гражданским кодексом РФ в России могут создаваться следующие организационные формы коммерческих предприятий: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Коммерческие организации:

1. хозяйственные товарищества и общества

- хозяйственные товарищества

- полное товарищество

- товарищество на вере

- хозяйственные общества

2. акционерное общество

- открытое АО

- закрытое АО

3. общество с ограниченной ответственностью

4. общество с дополнительной ответственностью

5. Производственный кооператив (артель)

6. Государственные и муниципальные предприятия

- На праве хозяйственного ведения

- На праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие)

Ограничения- внешняя среда организаций (среда прямого воздействия, среда косвенного воздействия).

Условия- внутренняя среда (внутренние переменные) организации (рис.).

Общая характеристика внешней среды:

- взаимосвязанность факторов внешней среды;

- сложность внешней среды;

- подвижность (изменчивость) внешней среды;

- неопределенность внешней среды.

Внутренние переменные - это ситуационные факторы внутри организации, которые в основном являются контролируемыми и регулируемыми. Существуют различные варианты определения состава основных внутренних переменных организации.

Отрасль - совокупность производственных объединений и предприятий, для которых характерно единство экономического назначения, изготавливаемой продукции, однородность производственно-технической базы, специфичность состава кадров и условий труда. Отрасли, в состав которых входит несколько однородных специализированных отраслей, называют комплексными отраслями. В состав специализированных отраслей включаются различные подотрасли и производства, которые характеризуются теми же признаками, что и отрасль, но являются более узкоспециализированными, выпускают более однородную продукцию по сравнению с отраслью и располагают количеством предприятий.

Одним из главных до сих пор считались отраслевые различия выпускаемой продукции, в том числе ее назначение, способы производства и потребления. В зависимости от этого предприятия делятся на:

- промышленные предприятия по выпуску продуктов питания, одежды и обуви, по изготовлению машин, оборудования, инструментов, добычи сырья, производства материалов, выработки электроэнергии и т.д.;

- сельскохозяйственные предприятия по выращиванию зерна, овощей, скота, технических культур;

- предприятия строительной индустрии, транспорта.

Крупные отрасли народного хозяйства делятся на более мелкие, специализированные. Промышленность: добывающая и перерабатывающая. Перерабатывающая промышленность: легкая, пищевая, тяжелая.

82. Производственные фонды предприятий: понятие; экономические признаки, состав и структура. Показатели эффективности использования основных и оборотных фондов.

Средства труда (машины, оборудование, здания, транспортные средства) совместно с предметами труда (сырьем, материалами, полуфабрикатами, топливом) образуют средства производства. Выраженные в стоимостной форме средства производства являются производственными фондами предприятий. Различают основные и оборотные фонды.

Деление всех производственных фондов на основные и оборотные обусловлено различием их экономической сущности, функциональной роли в производственном процессе и характером перенесения их стоимости на стоимость готового продукта.

В зависимости от производственного назначения основные фонды делятся на группы:

- здания - производственные корпуса, склады, конторы, гаражи и т.п.;

- сооружения - дороги, эстакады, ограждения и др. инженерно-строительные конструкции, создающие необходимые условия для осуществления процесса производства;

- передаточные средства - линии электропередач, связи, трубопроводы;

- машины и устройства - силовые машины и оборудование, рабочие машины и оборудование, измерительные и регулирующие устройства и лабораторное оборудование, вычислительная техника;

- транспортные средства - все виды транспортных средств, в т.ч. межзаводские, межцеховые и внутрицеховые;

- инструменты;

- производственный инвентарь и принадлежности;

- хозяйственный инвентарь;

- другие основные фонды.

Эти группы образуют активную и пассивную части основных производственных фондов. К активной части относятся передаточные устройства, машины и оборудование, к пассивной - здания, сооружения, транспортные средства, которые непосредственно не участвуют в процессе производства, но являются необходимым его условием.

Соотношение между отдельными группами и частями основных производственных фондов характеризует их структуру, имеющую важное значение в организации производства. Наиболее эффективна та структура, где больше удельный вес активной части.

На структуру основных производственных фондов влияют такие факторы, как специализация и концентрация производства, особенности производственного процесса, уровень механизации и автоматизации, географическое размещение предприятия и др.

Эффективность — это соотношение между результатом и затратами или ресурсами, которые этот результат вызвали.

Общие показатели эффективности основного капитала:

Фондоотдача — показывает, сколько рублей продукции приносит один рубль основного капитала

, где Фо — уровень фондоотдачи (руб./руб.);

ВП — выпуск продукции в денежном выражении;

Фср — средняя за период величина основного капитала.

Фондоемкость показывает, сколько рублей основного капитала необходимо для производства одного рубля продукции:

где Фе — уровень фондоемкости (руб./руб.).

Показатели эффективности использования активной части основного капитала.

Активной частью основного капитала является, как правило, рабочие машины и оборудование, которые можно использовать по времени (экстенсивно) и по проектной мощности (интенсивно).

Конструкция показателей проста и построена на сопоставлении фактически использованного ресурса с максимально возможным.

Если в качестве ресурса рассматривается время, то коэффициент экстенсивного использования (kэкс) — это отношение фактически отработанного времени (Тфакт) к номинальному фонду времени (Тном).

Календарный фонд времени является исходным ресурсом. Так в году 365 дней, в сутках 24 часа, значит календарный фонд времени для единицы оборудования вычисляется как 365 дн. х 24 час. = 8760 станко-часов. Для некоторых предприятий с непрерывным циклом производства календарный фонд является номинальным.

Режимный фонд времени получится, если из календарного фонда времени исключить время на пересменку и время выходных и праздничных дней. На каждом предприятии действует определенный режим работы (число рабочих и выходных дней, число смен и их продолжительность). Поэтому не весь календарный фонд может быть использован для целей производства. Если в году 252 рабочих дня, предприятие работает в две смены, продолжительность смены 8 ч, то режимный фонд времени для единицы оборудования равен 8 ´ 2 ´ 252 = 4032 станко-часа.

Номинальный фонд времени получают исключением из режимного фонда затрат времени на плановый ремонт и времени на нахождение оборудования в резерве.

Фактический фонд времени получается вычитанием из номинального фонда времени внеплановых простоев.

В зависимости от вида бизнеса, менеджера может интересовать годовое, квартальное, целосменное или внутрисменное использование оборудования.

Коэффициент сменности (kсм) — это отношение суммы отработанных станко-смен в сутки к количеству оборудования.

где n1, n2, n3 — количество отработанных станко-, машино-смен соответственно в 1-ю, во 2-ю и 3-ю смены;

Nуст — количество установленного оборудования.

Если в качестве ресурса рассматривается мощность оборудования (производительность, грузоподемность и т. д.), то коэффициент интенсивного использования оборудования (kинт) представляет собой отношение фактически используемой мощности (производительности, грузоподъемности и т. д.) (Мфакт) к нормативной или максимально возможной (Мнор)

Определение потребности и источники формирования основного капитала.

При определении потребности в основном капитале исходят из показателей объема продукции. Основой для определения натурально-вещественного состава основного капитала являются трудовые показатели объема производства. В стоимостном выражении потребность определяется: либо прямым счетом исходя из цен на оборудование и строительно-монтажные работы; либо, укрупненно, на основе показателя фондоемкости, умножая возможный прирост объема продукции на показатель фондоемкости. Так если Фе = 2 руб/руб, а прирост валовой продукции 2млн.руб., то основной капитал должен быть увеличен на 4 млн.руб.

Источниками формирования основного капитала является собственные средства — нераспределенная прибыль и амортизационные отчисления. А также привлеченные средства: заемные средства — долгосрочные кредиты или облигации, либо продажа акций или паев.

Потребность в основном капитале можно удовлетворить, используя лизинг. Предприятие получает прибыль в основном за счет того, что использует основные фонды для производства продукции, а не за счет того, что является их собственником. Лизинг дает возможность разделить право собственника и право пользователя. Для того, чтобы производить продукцию, вовсе не обязательно владеть станком, его можно взять в долгосрочную аренду. Тем самым лизинг позволяет в значительной степени снизить потребность в основном капитале.

Эффективность использования оборотного капитала характеризуется следующими показателями.

Коэффициент оборачиваемости или скорость оборота измеряется в количестве оборотов за период и рассчитывается:

где РП— объем реализованной продукции, руб.;

ОбК - средний остаток оборотных средств, руб.

Коэффициент загрузки оборотных средств (kзаг) обратен коэффициенту оборачиваемости. Он характеризует сумму оборотных средств, затраченных на один руб. реализованной продукции:

Длительность одного оборота (Доб) в днях, которая находится делением количества дней в периоде на коэффициент оборачиваемости

где Ткал - длительность календарного периода (360, 90, 30 дней);

kоб — коэффициент оборачиваемости.

Чем меньше продолжительность оборота оборотных средств при том же объеме реализованной продукции, тем меньше требуется оборотных средств, тем эффективнее они используются.


.

mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал