Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подготовка населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера, гражданской обороны.






План лекции:

1) Общая характеристика государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС. Назначения, составные части, нормативные документы по гражданской обороне РБ.

2) Основные задачи гражданской обороны РБ.

3) Оповещение органов управления и населения при угрозе или возникновения ЧС.

4) Силы и средства гражданской обороны.

Гражданская оборона в РБ – система государственных мероприятий по защите территории РБ, населения, материальных и культурных ценностей в ЧС мирного и военного времени. Функционирование и организация гражданской обороны – одна из ведущих сторон деятельности РБ, элемент обеспечения безопасности и жизнедеятельности государства.

Составные части гражданской обороны:

- органы государственной власти и управления всех уровней с задачей обеспечения безопасности и защиты населения, профилактики ЧС;

- силы и средства гражданской обороны;

- финансовые фонды и материально-технические средства, планируемые при возникновении ЧС;

- средства и системы связи, оповещения и информации.

Основные нормативные документы по гражданской обороне основываются на:

- Конституцию РБ;

- Закон РБ «О гражданской обороне»;

- Декреты, указы Президента РБ;

- Постановления Совета Министров РБ;

- решения и постановления исполнительных и распорядительных органов;

- директивы, приказы, инструкции, указания министерств и ведомств по вопросам гражданской обороны.

Общее руководство гражданской обороной и законодательное регулирование ее деятельности осуществляют высшие органы государственной власти, управления и Национальное собрание РБ. Главнокомандующим Вооруженных Сил Республики Беларусь является Президент, осуществляющий общее руководство проведением оборонных мероприятий, составной частью которых является гражданская оборона.

Президент определяет и утверждает:

- государственную политику в области гражданской обороны;

- Положение о гражданской обороне страны;

- структуру и состав органов управления и сил гражданской обороны;

- план гражданской обороны страны на военное время;

- принимает решения о проведении эвакуации населения.

Совет министров РБ в области гражданской обороны осуществляет нижеследующее:

- издает нормативные акты в пределах своей компетенции;

- определяет задачи, функции, порядок деятельности, особые права и обязанности подведомственных органов государственного управления;

- утверждает план государственной обороны в мирное время;

- осуществляет контроль за выполнением мероприятий гражданской обороны исполнительными и распределительными органами;

- определяет резервы материально-технических, продовольственных, медицинских и других ресурсов;

- создают и поддерживают в состоянии готовности системы связи, управления и оповещения соответствующие отрасли.

Основные задачи гражданской обороны.

Органы государственного управления и самоуправления, предприятия, учреждения, организации в соответствии с законодательством страны в области гражданской обороны осуществляют:

1) защиту своих работников и сотрудников, производственной и материальной базы, продовольствия и водоснабжения, с/х животных и растений от воздействия любых средств поражения;

2) мероприятия, направленные на повышение устойчивости функционирования учреждений и предприятий в мирное и военное время;

3) обучение по гражданской обороне работников организаций, учреждений, населения, приживающего в ведомственных домах;

4) создание, обучение и поддержание постоянной готовности невоенизированных формирований ГО;

5) организацию и проведение аварийно-спасательных работ на закрепленных территориях;

6) создание и хранение запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и других ресурсов, накопление и хранение имущества, поддержание его в готовности гражданской обороны;

7) оповещение территориальных органов управления гражданской обороны и населения в зоне поражающих факторов при угрозе возникновения ЧС, а также поддержание в готовности локальных систем оповещения.

В соответствии с Законом «О гражданской обороне» граждане РБ имеют право на:

- защиту жизни и здоровья от последствий ЧС и военных действий;

- пользование индивидуальными и коллективными средствами защиты.

Пострадавшим создаются условия для жизнедеятельности, предоставляется медицинская и материальная помощь.

Обязанностями граждан РБ являются:

1) выполнение требований законодательных и нормативных актов по гражданской обороне;

2) участие в выполнении мероприятий по гражданской обороне;

3) прохождение обучения по гражданской обороне.

С целью практического осуществления руководства подготовкой и ведением мероприятия гражданской обороны создаются штатные органы управления.

При угрозе или возникновении аварии на руководство предприятий, организаций и учреждений возлагается ответственность за своевременное оповещение органов управления, государственного контроля и населения, попадающего в опасную для жизни и здоровья зону. Министерства и ведомства разрабатывают и утверждают схемы оповещения органов управления и контроля, дежурные и аварийные службы, силы гражданской обороны.

Территориальные штабы гражданской обороны выполняют следующие функции:

1) организуют сбор информации, обобщают и анализируют ее и вырабатывают предложения и рекомендации;

2) через СМИ и территориальные автоматизированные системы централизованного оповещения информируют и оповещают население;

3) при необходимости применяют силы гражданской обороны, ведут аварийно-спасательные работы и осуществляют вывод населения из опасной зоны. Руководители потенциально опасных объектов несут ответственность за: оперативность оповещения, достоверность и полноту предоставляемых сведений, своевременность и эффективность мероприятий по ликвидации аварий.

Штабы гражданской обороны и органы МВД при угрозе возникновения ЧС выполняют нижеследующее:

1) дублируют оповещения объектов народного хозяйства и населения в опасной зоне;

2) организуют периодическое информирование населения о масштабах и последствиях аварий и организуют при необходимости вывоз населения из опасной зоны.

Исполнительные комитеты и их комиссии по ЧС:

1) осуществляют общее руководство при ликвидации последствий аварий;

2) принимают решения о применении территориальных сил гражданской обороны и привлечении воинских частей;

3) организуют информирование населения через СМИ.

С целью предупреждения населения о возникновении опасности органами гражданской обороны подаются следующие сигналы:

1) «Воздушная тревога» (для всего населения с помощью технических средств связи и автоматизированной системы. По радиосети передается: «Внимание! Внимание! Граждане! Воздушная тревога!». Сигнал может передаваться по телевидению, повторяется несколько раз. Одновременно включаются сирены, гудки заводов, тепловозов, речных судов. На объектах народных хозяйств: дублирование сигнала всеми имеющимися средствами. Продолжительность сигнала 2-3 минуты.

2) «Отбой воздушной тревоги» передается по радиосети через радио и ТВ и другими способами (телефоны, громкоговоритель, установление сигналов «Внимание! Внимание! Граждане! Отбой воздушной тревог! Отбой воздушной тревоги!».

3) «Радиационная опасность» подается в населенных пунктах, куда движется радиоактивное облако, образованное при взрыве ядерного боеприпаса. Он предается с помощью всех местных технических средств связи и оповещения звуковыми и световыми средствами: «Внимание! Внимание! Радиационная опасность!», повторяется 2-3- минуты.

4) «Химическая тревога». Подается с помощью технических средств связи и оповещения при угрозе и непосредственном обнаружении химического/биологического заражения. Текст «Внимание! Внимание! Граждане! Химическая тревога! Химическая тревога!», повторяется 2-3 минуты.

Основными силами гражданской обороны являются - невоенизированные и военизированные формирования.

Средствами гражданской обороны являются привлекаемый транспорт, техника колхозов и предприятий. Невоенизированные формирования создаются на предприятиях, в учебных заведениях, организациях, колхозах и совхозах. Они могут быть территориальными и объектовыми. Территориальные формирования подчинены начальнику ГО района или города.

Объектовые формирования создаются по производственному принципу на промышленных предприятиях, организациях.

Военизированные формирования. В состав сил ГО входят воинские части гражданской обороны войск МВД РБ, главной задачей которых является проведение спасательных и других работ на объектах народного хозяйства и обеспечение ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф.

Военизированные формирования, кроме обученного специализированного личного состава, имеют определенное количество технических средств. Например, аварийно-спасательный батальон состоит из 165 человек и 37 единиц техники, батальон химической защиты составляют 139 человек и 45 единиц техники.

Организацию взаимодействия и управления при возникновении объектовых и местных ЧС, общее руководство работами по ликвидации их последствий осуществляют комиссии по ЧС районов и отраслевых органов управления.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.