Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задача №8.






В городе Н в 2003 г родилось живыми 1735 детей, из них 50 умерли в первую неделю после рождения, 73 ребенка родились мертвыми. Рассчитайте показатель перинатальной смертности и мертворождаемости.

 

Тестовые вопросы по теме:


1. Демография как наука изучает

а) численность и состав населения

б) летальность

в) заболеваемость населения

г) инвалидность

 

2. Какие показатели характеризуют естественное движение населения

а) инвалидности

б) миграционной активности

в) средней продолжительности предстоящей жизни

г) естественного прироста

 

3. Назовите источники изучения показателей естественного движения

а) свидетельство о рождении

б) справка о рождении

в) заключение судебно-медицинской экспертизы

г) свидетельство о браке

 

4. Средняя продолжительность жизни в наибольшей степени зависит

а) от повозрастных показателей смертности

б) от показателей рождаемости

в) от показателей материнской смертности

г) от показателей плодовитости

 

5. Какая группа болезней лидирует в структуре причин смертности всего населения России

б) новообразования

в) болезни органов дыхания

г) болезни нервной системы и органов чувств

а) болезни системы кровообращения

 

6. Какая основная причина смертности населения трудоспособного возраста в России

а) травмы, несчастные случаи, отравления

б) новообразования

в) заболевания органов дыхания

г) врожденные пороки развития

 

7. Фертильным считается возраст

а) 20-44 года

б) 20-49 лет

в) 15-49лет

г) 15-44 года

 

8. Выберите тип населения по данным переписи:

а) стационарный;

б) динамический;

в) прогрессивный;

г) отстающий

 

9. Выберите демографический показатель:

а) естественного прироста;

б) летальности;

в) заболеваемости;

г) инвалидности

 

10. Назовите источники изучения показателей естественного движения:

а) свидетельство о смерти;

б) справка о рождении;

в) заключение судебно-медицинской экспертизы;

г) свидетельство о браке;

 

11. Что изучает демография?

а) здоровье общества в различных исторических условиях, в определенные периоды и фазы его развития

б) народонаселение и изменения его численности и состава в конкретных исторических условиях общественного развития

в) эффективность деятельности органов и учреждений здравоохранения

г) количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественными особенностями

 

12. Медицинская демография это:

а) общественная наука, изучающая количественную сторону массовых явлений в неразрывной связи с их качественными особенностями

б) наука о народонаселении в его общественном развитии

в) наука, изучающая особенности заболеваемости населения

г) наука, изучающая взаимосвязь воспроизводства населения с социально-гигиеническими факторами

 

13. Основными типами движения населения являются:

а) внутренняя и внешняя миграция

б) иммиграция и эмиграция

в) временная миграция

г) постоянная миграция

14. Как рассчитать годовой коэффициент рождаемости?

а) (число родившихся живыми за год х 1000) / среднегодовая численность населения

б) (число род-ся живыми и мертвыми за год х 1000) / среднегодовая численность населения

в) (число родившихся за год х 1000) / средн. численность женщин в возрасте 15-49 лет

г) (число родившихся живыми за год х 1000) / число умерших за год

 

15. Как рассчитать коэффициент брачной плодовитости?

а) (средняя численность женщин, находящихся в браке х 1000) / число, детей родившихся живыми у женщин, состоявших в браке

б) (число родившихся живыми за год х 1000) / средняя численность женщин в возрасте 15 - 49 лет

в) (число детей родившихся живыми х 1000) / средняя численность женщин находящихся в браке

г) (число детей, родившихся живыми у женщин состоящих в браке х 1000) / средняя численность женщин, находящихся в браке

 

16. Что означает коэффициент суммарной плодовитости?

а) количество детей, которых может родить одна женщина за все время пребывания ее в детородном возрасте

б) количество девочек, которых может родить женщина за все время пребывания ее в детородном возрасте

в) общее количество детей, родившихся живыми за год на данной территории

г) общее количество детей, родившихся живыми и мертвыми за год у женщин состоявших в браке

 

17. Как рассчитать коэффициент суммарной плодовитости?

а) (число родившихся живыми за год х 1000) / средняя численность женщин в возрасте 15-49 лет

б) (общая плодовитость, вычисленная на 1000 жен. детородного возраста х 35) / 1000

в) (число детей, рожденных 1000 женщин за плодовитый период жизни) / 1000

г) (средняя численность женщин в возрасте 15-49 х 1000) / число родившихся живыми за год

 

18. О чем дает представление брутто-коэффициент воспроизводства?

а) характеризует степень замещения поколения женщин их дочерьми при длительном сохранении соответствующих уровней рождаемости и смертности

б) сколько детей сможет родить одна женщина за все время пребывания ее в детородном возрасте

в) как воспроизводится женское население, т. е. сколько девочек родит женщина за все время пребывания ее в детородном возрасте

г) как воспроизводится мужское население, т. е. сколько мальчиков родит одна женщина за все время пребывания ее в детородном возрасте

 

19. О чем дает представление нетто-коэффициент воспроизводства?

а) как воспроизводится мужское население, т. е. сколько мальчиков родит одна женщина за все время пребывания ее в детородном возрасте

б) как воспроизводится женское население, т. е. сколько девочек родит одна женщина за все время пребывания ее в детородном возрасте

в) в какой мере детородный контингент воспроизводит самоё себя, то есть сколько, девочек из общего их числа, рожденных одной женщиной за время пребывания ее в детородном возрасте, доживает до возраста своей матери

г) в какой мере воспроизводится мужское и женское население женщинами за время пребывания их в детородном возрасте

 

20. В норме нетто-коэффициент должен быть:

а) не меньше 2

б) не больше 3

в) не меньше 1

г) 50%

 

21. Смерть человека должна быть зарегистрирована в органах ЗАГС в течение:

а) одного дня

б) 3 дней

в) 5 дней

г) одной недели

 

22. Смерть человека регистрируется в органах ЗАГС на основании

а) медицинской справки о смерти

б) осмотра умершего

в) любых документов, удостоверяющих личность умершего

г) врачебного свидетельства о смерти ф. №106/у

 

23. Как рассчитать годовой коэффициент смертности?

а) (число умерших за год х 100000) / среднегодовая численность населения

б) (число умерших за год х 1000) / среднегодовая численность населения

в) (число родившихся - число умерших х 1000) / реднегодовая численность населения

г) (среднегодовая численность населения х 1000) / число умерших за год

 

24. Как рассчитать показатель младенческой смертности?

а) (число умерших детей в возрасте до 1 года в данном календарном году х 1000) / число детей родившихся живыми

б) (число умерших в возрасте до 14 ти лет х 1000) / число детей родившихся живыми

в) (число умерших в возрасте до 1 мес. х 1000) / число детей родившихся живыми

г) (число умерших в 1-ю неделю жизни х 1000) / число детей родившихся живыми

 

25. Как рассчитать показатель ранней неонатальной смертности?

а) (число умерших детей в возр. до 1го года х 1000) / число детей родившихся живыми и мертвыми

б) (число умерших детей в возр. до 1го года х 1000) / число родившихся живыми за год

в) (число умерших детей в возр. до 1го года х 1000) / число мертворожденных

г) (число детей, умерших в 1-ю нед. жизни х 1000) / число детей, родившихся живыми

 

26. Как рассчитать неонатальную смертность?

а) (число детей, умерших в первую неделю жизни х 1000) / число родившихся живыми и мертвыми

б) (число детей, умерших в 1-е сутки жизни х 1000) / число родившихся живыми

в) (число детей, умерших на 1-ом мес. жизни х 1000) / число родившихся живыми и мертвыми

г) (число детей, умерш. на 1-ом мес. жизни х 1000) / число родившихся живыми

 

27. Как рассчитать показатель перинатальной смертности?

а) (число детей, умерших в 1 нед. жизни х 1000) / число детей родившихся живыми

б) (число детей родившихся мертвыми х 1000) / число детей родившихся живыми и мертвыми

в) (число детей род-ся мертвыми + число детей умерших в 1-ый мес. жизни х 1000) / число детей родившихся живыми и мертвыми

г) (число детей род-ся мертвыми + число детей умерших в возрасте 0-6 дней Х 1000) / число детей родившихся живыми и мертвыми

 

28. Снижение средней продолжительности предстоящей жизни зависит в первую очередь:

а) от повозрастных показателей смертности и прежде всего младенческой

б) от показателей рождаемости

в) от показателей перинатальной смертности

г) от показателей материнской смертности

 

29. Как рассчитать показатель естественного прироста населения?

а) (число родившихся - число умерших х 100) / среднегодовая численность населения

б) (число родившихся - число умерших х 1000) / число детей родившихся живыми и мертвыми

в) (число родившихся - число умерших х 1000) / среднегодовая численность населения

г) (среднегодовая численность населения х 1000) / (число родившихся - число умерших)

 

30. Ведущей причиной старения населения в России является:

а) высокий уровень смертности

б) низкий уровень рождаемости

в) увеличение средней продолжительности предстоящей жизни

г) низкий уровень смертности

 

31. Отношение общего числа родившихся живыми за год к средней численности женщин детородного возраста – это показатель

а) брачной плодовитости

б) суммарной плодовитости

в) брутто воспроизводства

г) общей плодовитости

 

32. Отношение числа родившихся живыми к среднегодовой численности населения, умноженное на 1000 – это показатель:

а) естественного прироста

б) общей плодовитости

в) рождаемости

г) суммарной плодовитости

 

33. Как рассчитать годовой коэффициент смертности?

а) число умерших за год вне стационара Х 1000 / среднегодовая численность населения

б) число умерших Х1000/ среднегодовая численность населения

в) число умерших в стационаре Х1000/ число пролеченных в стационаре

г) число умерших в стационаре Х1000/ среднегодовая численность населения

 

34. Основными разделами медицинской демографии являются:

а) статика и динамика населения

б) механическое и естественное движение населения

в) статистика здоровья статистика здравоохранения

г) рождаемость исмертность

 

35. Преобладание среди населения возрастной группы до 14 лет над долей лиц старше 60 лет характерно:

а) для стационарного типа населения

б) для прогрессивного типа населения

в) для регрессивного типа населения

г) для устойчивого типа населения

 

36. Уровень рождаемости в большей мере зависит:

а) от численности населения

б) от числа браков и разводов

в) от количества мужчин трудособного возраста

г) от количества женщин фертильного возраста

Правильный ответ г

 

37. Среди причин общей смертности жителей РФ последние 10 лет первое место занимают:

а) травмы и отравления

б) инфекционные заболевания

в) болезни органов дыхания

г) болезни органов кровообращения

 

38. Среди причин общей смертности жителей РФ последние 10 лет первые 3 места занимают:

а) Болезни органов кровообращения, новообразования, травмы и отравлений

б) Болезни органов пищеварения, болезни сердечно-сосудистой системы, травмы и отравления

в) Болезни органов кровообращения, новообразования, болезни нервной системы.

г) Болезни нервной системы и органов чувств, травмы и отравления, болезни органов пищеварения

 

39. Регистрация смерти в перинатальном периоде проводится в органах ЗАГС на основании:

а) врачебного свидетельства о смерти

б) врачебного свидетельства о перинатальной смерти

в) со слов родителей

г) справки произвольной формы

 

40. Перинатальный период – это:

а) Период с 22 полных недель беременности (154 дней) (обычно вес плода составляет 500 граммов) до 6 дней жизни

б) Период с 24 полных недель беременности (166 дней) (обычно вес плода составляет 500 граммов) до 6 дней жизни

в) Период от рождения до 168 часов жизни ребенка

г) Период от начала родов до 168 часов жизни ребенка

 

41. Гипотетическое число лет, которое предстоит прожить данному поколению родившихся при условии, что на всем протяжении их жизни смертность в каждой возрастной группе будет такой же, как в данном году – это:

а) естественный прирост населения

б) механическое движение населения

в) ожидаемая продолжительность предстоящей жизни

г) показатель долгожительства

 

42. Материнская смертность – это:

а) Смерть женщины, наступившая в период родов или в течение 42 дней после ее окончания от какой либо причины, связанной с беременностью, независимо от ее продолжительности и локализации, отягощенной ею или ее ведением, но не от несчастного случая

б) Смерть женщины, наступившая в период беременности или в течение 42 дней после ее окончания от какой либо причины, связанной с беременностью, независимо от ее продолжительности и локализации, отягощенной ею или ее ведением, но не от несчастного случая

в) Смерть в результате существовавшей прежде болезни или болезни возникшей в период беременности, вне связи с непосредственной акушерской причиной, но отягощенной физиологическим воздействием беременности.

г) Смерть в результате существовавшей прежде болезни или болезни возникшей в период беременности отягощенной физиологическим воздействием беременности.

 

43. Демографические процессы в РФ в последнее десятилетие характеризуются

а) положительным естественным приростом

б) " сверх смертностью" женщин

в) прогрессивный тип населения

г) более высоким показателем смертности сельского населения по сравнению с городским

 

44. С какой целью проводится перепись населения?

а) с целью сбора сведений о численности и составе населения

б) для определения изменения численности населения под влиянием миграционных процессов

в) с целью выявления патологической пораженности населения

г) в целях повышения уровня общественного здоровья

 

45. Распространенности различных болезней способствует:

а) низкая санитарная культура населения

б) рост обеспечения населения мед. помощью

в) рост доступности мед. помощи

г) улучшение условий труда и быта

 

46. К основным демографическим показателям, характеризующим общественное благополучие, относится:

а) антропометрические показатели;

б) рождаемость;

в) заболеваемость;

г) средняя продолжительность болезни;

 

47. К основным демографическим показателям, характеризующим общественное здоровье, относится:

а) инвалидность

б) смертность

в) больничная летальность

г) число часто и длительно болеющих

 

48. Наиболее чувствительным демографическим показателем, характеризующим общественное здоровье, является:

а) заболеваемость

б) смертность

в) младенческая смертность

г) рождаемость

 

49. Главным индикатором социально-экономического уровня жизни населения является следующий демографический показатель:

а) рождаемость

б) средняя продолжительность предстоящей жизни

в) общая смертность

г) смертность от инсультов

 


7. Список тем по УИРС:

 

1. Разработать план мероприятий по улучшению медико-демографической ситуации в стране и крае.

Оформление работы УИРС осуществлять в соответствии с методическими рекомендациями «Правила выполнения УИРС и ее оформления».

8. Список литературы по теме занятия:

Обязательные для подготовки к занятию литературные источники:

5. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник для студентов мед. вузов / Под. Ред. В. А. Миняева, Н. И. Вишнякова. – 4-е изд. – М.: МЕД.пресс-информ.2006. – 528 с.

Дополнительные для подготовки к занятию литературные источники:

13. Лисицын, Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение / Ю. П. Лисицын. – М.: ГЭОТАР – МЕДИЦИНА, 2002. – С. 250.

14. Медик, В. А. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. Часть 1. Общественное здоровье / В. А Медик, В. К. Юрьев. – М.: Медицина, 2003. – С. 210.

15. Юрьев, В. К. Общественное здоровье и здравоохранение / В. К. Юрьев, Г. И. Куценко. – Санкт-Петербург, ООО «Издательство “Петрополис”», 2000. – С. 280

 

Электронные версии учебников, учебных пособий и лекционного материала можно получить в методическом кабинете кафедры ОЗиЗ и на сайте www.krasgma.ru.

 

Тема №6: «заболеваемость населения»

 

Утверждена на кафедральном заседании

(межкафедральной методической конференции)

№ протокола 10

«_2_»__марта_ 2007 г.

 

Зав. кафедрой ОЗиЗ

ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава

к.м.н. Шульмин А. В. (подпись) ……………………..

 

Составитель:

к.м.н., доцент Шульмин А. В.

 

1. Тема занятия: Заболеваемость населения.

2. Значение (актуальность) изучаемой темы:

Учебное значение изучаемой темы: Состояние здоровья населения вызывает серьезную озабоченность, в связи с этим перед здравоохранением стоит первостепенная задача – сохранить и укрепить здоровье нации. Для этого необходимо знать каковы современные тенденции заболеваемости, что позволит разработать ряд профилактических программ, спланировать деятельность медицинских учреждений и пр., тем самым улучшить критическую ситуацию ухудшения здоровья населения нашей страны.

 

Профессиональное значение изучаемой темы: Подготовка специалиста соответствующего квалификационным требованиям.

 

Личностное значение изучаемой темы: Полученные знания, особенно по разделу социально значимой заболеваемости, позволят студентам обратить внимание на собственное состояние здоровья и сделать правильные выводы.

 

3. Цель изучения темы: Сформировать представление о современной ситуации по заболеваемости населения, изучить основные ее виды. Рассмотреть методы изучения заболеваемости, познакомиться с учетно - отчетной документацией медицинских учреждений и органов здравоохранения.

Для достижения данной цели необходимо:

Знать: определения понятий заболеваемость (общая, первичная, госпитализированная, с временной утратой трудоспособности, инфекционная, неэпидемическая), патологическая пораженность; виды учитываемой заболеваемости, структуру МКБ.

Уметь: рассчитывать показатели общей, первичной, инфекционной, госпитализированной заболеваемости, патологической пораженности, заболеваемости с ВУТ.

Иметь представление: о современной ситуации по заболеваемости населения, ее тенденциях, распространенности социально значимых заболеваний, структуре и роли Международной классификации болезней.

Иметь навыки: расчета основных показателей заболеваемости.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

Этапы занятия
31. Входящий тестовый контроль
32. Устный опрос студентов с коррекцией знаний
33. Самостоятельная работа студентов.
34. Разбор и обсуждение выполненной самостоятельной работы. Итоговый контроль
35. Анализ подведение итогов
36. Задание на дом

Основные понятия и положения темы

Материалы о заболеваемости населения в практической деятельности врача необходимы для:

· оперативного руководства работой учреждений здравоохранения;

· оценки эффективности проводимых лечебно-оздоровительных мероприятий, в том числе диспансеризации;

· оценки здоровья населения и выявления факторов риска, способствующих снижению заболеваемости;

· планирования объема профилактических осмотров;

· определения контингента для диспансерного наблюдения, госпитализации, санаторно-курортного лечения, трудоустройства определенного контингента больных и т. д.;

· текущего и перспективного планирования кадров, сети различных служб и подразделений здравоохранения;

· прогноза заболеваемости.

Заболеваемость — это совокупность вновь возникших заболеваний за календарный год; рассчитывается как отношение числа вновь возникших заболеваний к средней численности населения, умноженное на 1000.
Болезненность — это распространенность зарегистрированных заболеваний, как вновь возникших, так и ранее существовавших, при первичном обращении в календарном году; статистически выражается как отношение числа всех заболеваний населения за год к средней численности населения, умноженное на 1000.
Патологическая пораженность — совокупность болезней и патологических состояний, выявленных врачами путем активных медицинских осмотров населения; статистически выражается как отношение числа заболеваний, имеющихся на данный момент, к средней численности населения, умноженное на 1000.

Показатель общей заболеваемости определяется числом первичных обращений за медицинской помощью в лечебно-профилактические учреждения в данном году на 1000 жителей.

 

Первичная заболеваемость - это заболеваемость, выявленная впервые в жизни и регистрируемая в течение года.

 

Анализ инфекционной заболеваемости проводится с помощью общих и специальных показателей. Общий показатель инфекционной заболеваемости — это число инфекционных заболеваний, зарегистрированных за год на 10000 жителей, деленное на численность населения.

 

Заболеваемость важнейшими неэпидемическими заболеваниями (туберкулез, венерические заболевания, новообразования, трихофития и др.), зарегистрированными впервые в данном году, рассчитывается на 10000 жителей (уровень, структура).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.