Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие хирургии






Как уже отмечалось, в средние века в Западной Европе существовало раз­граничение между врачами (или докторами), которые получали медицинское образование в университетах и занимались только лечением внутренних бо­лезней, и хирургами, которые научного образования не имели, врачами не счи­тались и в сословие врачей не допускались.

Согласно цеховой организации средневекового города, хирурги считались ремесленниками и объединялись в свои профессиональные корпорации.

Среди хирургов существовала профессиональная градация. Более высо­кое положение занимали так называемые «длиннополые» хирурги, которые отличались своей длинной одеждой. Они имели право выполнять наиболее сложные операции, например, камнесечение или грыжесечение. Хирурги второй категории «короткополые » были в основном цирюльниками и зани­мались «малой» хирургией: кровопусканием, удалением зубов и т.п. Самое низкое положение занимали представители третьей категории хирургов бан­щики, которые выполняли простейшие манипуляции, например, снятие мо­золей. Между различными категориями хирургов также велась постоянная борьба.

В конце XVIII в., когда в результате французской бур­жуазной революции был закрыт реакционный Парижский университет, имен­но хирургические школы стали той основой, на которой создавались высшие медицинские школы нового типа.

С появлением огнестрельного оружия в Европе в XV в. характер ранений сильно изменился: увеличилась открытая раневая поверхность (особенно при артиллерийских ранениях), усилилось нагноение ран, участились общие осложнения. Все это стали связывать с проникновением в организм раненого «порохового яда». Об этом писал итальянский хирург Йоханнес де Виго (Vigo, Johannes de, 1450—1545) в своей книге «Искусство хирургии» («Arte Chirurgica», 1514), которая выдержала более 50 изданий на различных языках мира. Де Виго полагал, что наилучшим способом лечения огнестрельных ран является уничтожение остатков пороха в ране путем прижигания раневой по­верхности раскаленным железом или кипящим составом смолистых веществ (во избежание распространения «порохового яда» по всему организму). При отсутствии обезболивания такой жестокий способ обработки ран причинял го­раздо больше мучений, чем само ранение.

Переворот этих и многих других устоявшихся представлений в хирургии связан сименем французского хирурга и акушера Амбруаза Паре (Pare» Ambroise, 1510—1590). Врачебного образования он не имел. Хирургии обучался в парижской больнице Hotel—Dieu, где был подмастерьем-цирюльником.

Первый труд А. Паре по военной хирургии «Способ лечить огнестрельные раны, а также раны, нанесенные стрелами, копьями и др.» вышел в свет в 1545 г. на разговорном французском языке (латинского языка он не знал) и уже в 1552 г. был переиздан.

В 1549 г. Паре опубликовал «Руководство по извлечению младенцев, как живых, так и мертвых, из чрева матери». Являясь одним из известнейших хи­рургов своего времени, Амбруаз Паре был первым хирургом и акушером при дворе королей Генриха II, Франциска II, Карла IX, Генриха III и главным хи­рургом Hotel—Dieu, где он некогда учился хирургическому ремеслу.

Амбруаз Паре значительно усовершенствовал технику многих хирургиче­ских операций, заново описал поворот плода на ножку (древний индийский метод, забытый в средневековой Европе), применил перевязку сосудов вместо их перекручивания и прижигания, усовершенствовал технику трепанации че­репа, сконструировал ряд новых хирургических инструментов и ортопедиче­ских аппаратов, включая искусственные конечности и суставы.

Преобразование хирургии, связанное с именем Амбруаза Паре, было про­должено его многочисленными последователями и продолжателями.

 

6. Контрольные вопросы:

1. Что вы можете рассказать о медицине в Западной Европе в эпоху Возрождения?

2.Гуманизм, можно считать идейным содержанием культуры эпохи Возрождения?

3. Перечислите главные черты естествознания эпохи Возрождения?

4. Когда было изобретено книгопечатание, расскажите об этом подробно?.

5. Что вы знаете о передовых научных центрах?

6.Как шло становление организации меди­цинского образования, Падуанский университет (Италия)?

7. Расскажите о становлении анатомии как науки.

8. Жизнь и деятельность, а так же творчество Леонардо да Винчи (1452—1519?

9. Андреас Везалий (1514—1564) и его труд «О строении человеческого тела»?

10. Коротко расскажите, что вам известно о « Зо­лотом веке» анатомии: Р. Коломбо, И. Фабриций, Б. Евстахий, Г. Фаллопий.?

11.Становление физиологии как науки?

12. Великий учёный Френсис Бэкон (1561—1626), его основные открытия?

13. Пред­посылки создания теории кровообращения.

14. Мигель Сервет (1509—1553).

15. Уильям Гарвей (1578—1657)

16.Его труд «Анатомическое исследование о дви­жении сердца и крови у животных».

17. Ятрофизика и ятромеханика: С. Санторио (1561—1636), Р. Декарт (1596-1650), Дж. Борелли (1608-1679)?

18. Ятрохимия, как отдельное направление науки?

19. Основатель ятрохимии Парацельс (1493—1541), расскажите подробно об этом учёном?

20. Организация аптеки и аптечное дел, что вы об этом знаете?

21.Как проводилось обучение у постели боль­ного?

22. Что вы можете рассказать о эпидемиях (сифилис, английская потовая горячка, сыпной тиф).?

23.Джироламо Фракасторо (1478—1553) и его учение о заразных болезнях (1546)?

24. Что вы знаете о развитии хирургии?

27.Амбруаз Паре (1510—1590); его вклад в развитие военной хирургии, ортопедии, акушерства, зубоврачевания?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.