Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Медицина в Месопотамии.






В конце III и начале II тысячелетия до н. э. началось возвышение Вавилонского государства. Позднее, в I ты­сячелетии до н. э., в северо-восточной части Месопотамии, выдвинулась Ассирия. Из этих государств главное место в хозяйственном и культур­ном развитии, в частности в медицине, принадлежало Вавилону.

Дошедшие до нас многочисленные памятники говорят о медицине в Древних рабовладельческих государствах, существовавших в Междуречье Тигра и Евфрата, за 20—17 веков до н. э.

Болезнь врачами Месопотамии всегда представлялась как нечто постороннее, как следствие проникновения в тело болезненных демонов. Такие представления о болезни обусловливали и лечебные меро­приятия; чтобы излечить больного, следует, прежде всего, изгнать демона, вызвавшего болезнь. Широко были распространены амулеты, талисманы, дощечки с молитвами и заклинаниями у дверей жилища, идолы добрых духов; они должны были отпугивать злого демона. При лечении приме­нялись символические приемы: ощипывание луковицы, разматывание клубка шерсти, рассыпание зерен хлеба, и сметание их опять в кучу, сковывание больного и освобождение от оков, распутывание от узлов. Лепи­лись и сжигались фигурки демонов. Большую роль играло гадание по внутренностям животных, в частности рассматривание печени жертвен­ных животных (главным образом овец). До нашего времени дошли гли­няные и бронзовые модели печени, разделенные чертами на части; на каж­дой части имеется текст, служащий руководством к предсказанию по состоянию данной части печени. По таким моделям печени обучались будущие жрецы-врачи в принадлежавших государству медицинских шко­лах, которые существовали в Вавилоне. Наряду с мистическими пред­ставлениями и магическими действиями медицина Вавилона и Ассирии признавала и рационалистические причины здоровья и болезни, и при­меняла средства народной эмпирической медицины. Вавилонские врачи приготовляли отвары из растений, давали их больным внутрь, делали мази для наружного применения, натирания, назначали ванны и облива­ния, ставили кровососные банки и проводили кровопускание.

До нашего времени сохранился обширный памятник вавилонского законодательства — законы царя Хаммурапи, составленный в XVIII веке до н. э.; в нем систематизированы и обобщены многочисленные, еще бо­лее древние законы, регулирующие все стороны жизни. Свод законов Хаммурапи представляет собрание статей судебника, вырезанных клино­писью на большом базальтовом столбе. Ряд статей посвящен условиям деятельности врача и его судебной ответственности в разных случаях.

Геродот, греческий историк, живший в V веке до н. э., описал своеобразный древний вавилонский обычай: больных выводили на людные площади и проходящие мимо давали им подробные советы по личному опыту «в силу отсутствия в Вавилоне врачей».

Врачи в Вавилоне были недоступны для малоимущих, не располагавших необходимыми средствами для оплаты. В вавилонских, а позднее, в ассирийских медицинских клинописных записях на обожженных плитках встречается перечень симптомов заболе­ваний: боли в желудке (указываются даже места — «у сердца» и др.), жжение, рвота (отдельно указывается рвота желчью), желтуха (общая и местная), изменение цвета языка, метеоризм, понос, потеря аппетита, мышечные боли и др. Упоминается кашель, поражения глаз и кожи, опухоли; описывается «удар», приведший к параличу. Часто описывается лихорадочное состояние. Некоторые знания вавилонян в области анатомии были связаны с жертвоприношениями. Рассечение жертвенных животных давало известные анатомические познания.

Для изгнания демонов в ассирийской медицине (как и в вавилонской более позднего периода) часто употреблялись вещества, вызывающие отвращение (кал людей и животных, противные по вкусу лекарства и т. п.). Считалось, что противное больному должно быть противно и за­севшему в нем демону. У ассиро-вавилонян ме­дицина тесно связывалась с астрологией: при прогнозе большое значение придавалось поло­жению светил и специальному астрологиче­скому календарю (счастливые и несчастные чис­ла для начала лечения, операции, родов и пр.). С расположением светил связывалось возник­новение и ход эпидемий, часто поражавших все страны Древнего Востока. Ассиро-вавилонская астрология перешла в обиход других на­родов и в последующие эпохи занимала боль­шое место, в частности в медицине.

При раскопках крупнейших городов (Ва­вилона, Ниневии) обнаружены следы благо­устройства: остатки мостовых, водопровода и канализации из глиняных труб; имелись за­коны об удалении из городов больных зараз­ными болезнями, в первую очередь «проказой». При этом необходимо иметь в виду, что общим названием «проказа» нередко обозначались и другие заболевания: оспа, экзема, сифилис.

Для лечения использовались растительные средства, средства животного происхождения, из минеральных веществ — нефть, применялись компрессы, массаж. Были разработаны способы приготовления лекарств: растворение, кипяче­ние, фильтрация и др. Различался прием ле­карств натощак и после еды. Описаны поильник для больных и другие предметы ухода.

При раскопках дворца ассирийского царя Ашурбанипала в Ниневии (VII век до н. э.) найдены обожженные плитки с записями кли­нописью, в том числе около 1000 с медицин­скими. Эти тексты медицинского содержания отражают преобладание культовых моментов в медицине над эмпирическими наблюдениями.

В некоторых текстах имеется пря­мое указание, что предназначаются они для «заклинателя, отправляющегося в дом больного».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.