Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возникновение и развитие советской медицины






С 1917г. начинается советское здравоохранение.

25 октября 1917г. - создание медико-санитарного отдела при военно-революционном комитете Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов (во главе с врачом - большевиком К.И, Барсуковым).

С ноября 1917 г. - создание медико-санитарных отделов на местах. Ноябрь-декабрь 1917 г. - организация врачебных коллегии при отдельных Народных комиссариатах (внутренних дел, государственного призрения, просвещения, путей сообщений и др.).

24 января 1918 г. - учреждение Совета врачебных коллегий как высшего органа управления здравоохранением республики (председатель - врач-большевик А.Н. Винокуров).

18 июня 1918 г. - Всероссийский съезд медико-санитарных отделов (основной вопрос " Задачи и организация Народного комиссариата здравоохранения").

Задачи определялись как борьба за сохранение здоровья трудящихся, борьба с эпидемиями, борьба за единство медицины, национализация аптек и больниц, борьба с саботажем среди врачей.

Очень болезненно воспринял революцию И.П. Павлов. В телеграмме В. И. Ленину он написал; " Я не социалист и не коммунист и не верю в ваш опасный социальный эксперимент. Академии Иван Павлов".

Николай Александрович Семашко (1874-1949) - врач-большевик, первый народный комиссар здравоохранения (1918-1930), организатор и теоретик советского здравоохранения, основатель и руководитель первой в стране кафедры социальной гигиены I МГУ (с 1922 г.), директор Института социальной гигиены и организации здравоохранения (ныне имени Н.А. Семашко). Под его руководством перестроена система высшего медицинского образования. Инициатор первого издания Большой Медицинской Энциклопедии и главный редактор этого издания (1927-1936). Его труды: " Очерки по теории организации советского здравоохранения", " Советская биологическая наука и здравоохранение" и др.

Зиновий Петрович Соловьёв (1876-1928) - врач-большевик, один из крупнейших теоретиков и организаторов советского гражданского и военного здравоохранения, первый заместитель народного комиссара здравоохранения РСФСР, начальник Главного военно-санитарного управления Красной Армии (с 1920 г.), организатор и руководитель кафедры социальной гигиены (1923 г.)П МГУ, создатель всесоюзного пионерского лагеря " Артек". Его труды: " Пути и перепутья современной медицины", " Каких врачей должна готовить высшая медицинская школа", " Профилактическая задача лечебной помощи", " Научные основы военно-санитарной службы" и др.

В.И. Лениным были подписаны более 100 декретов и постановлений, касающихся здравоохранения. *

Основные организационные принципы социалистического здравоохранения заключены в таких положениях, как: государственный социалистический характер, профилактическое направление, единство медицинской науки и практики здравоохранения, участие населения в здравоохранении.

Государственный характер определяется такими положениями, как: бесплатность, общедоступность медпомощи, плановость и комплексность (раскрыть суть с позиции сегодняшнего дня). Для развития медицинской науки имело открытие ГИНЗа (1920) - государственный институт народного здравоохранения, ВИЭМа (1932) - Всесоюзный институт экспериментальной медицины, АМН СССР (1944), ряда НИИ и высших учебных медицинских заведений. В Г923-1926 гг. была проведана первая в мире массовая диспансеризация трудящихся Москвы (В.А. Обух). Сегодня имеет значение тезис " охрана здоровья здоровых людей".

Как известно, в первые годы советской власти не все крупные учёные-медики приняли революцию.

Без колебаний стали поддерживать новый строй И.Ф. Гамалея, Д.К. За-болотный, М.П. Кончаловский, Н.Н. Бурденко, В.М. Бехтерев, Е.И. П.Н. Пав­ловский.

В СССР появился ряд самобытных научных школ. Особое место имела научная физиологическая школа И.П. Павлова. Кстати, одно из постановлений Совнаркома (1921) касалось школы И.П. Павлова " Об условиях, обеспечивающих научную работу академика И.П. Павлова и его сотрудников".

Иван Петрович Павлов (1849-1936) - великий русский физиолог, академик (1907), создатель ряда новых направлений в физиологии, лауреат Нобелевской премии (1904).

И.П. Павлов занимался многими проблемами физиологии и медицины. Особое место в его деятельности имеет физиология сердечно-сосудистой и пищеварительной системы и высших отделов Ц.Н.С., которые по праву считаются классическими.

И.П. Павлов ввёл в практику физиологических исследований метод хронического эксперимента. До вершины успеха был доведен им принцип нервизма, в соответствии с которым все его исследования были пронизаны идеей о решающей роли нервной системы в регуляции функционального состояния и деятельности всех органов и систем. В области изучения физиологии сердечно-сосудистой системы И.П. Павловым был заложен фундамент теории о трофической иннервации тканей, получившей дальнейшее развитие в исследованиях Л.А. Орбели и А.Д. Сперанского. Предложил целую серию остроумных и тонких хирургических операций на собаках - перерезку пищевода в сочетании с фистулой желудка, наложение оригинальных фистул протоков слюнных желез и др.

В 1897г. И.П.Павлов опубликовал научный груд " Лекции о работе главных пищеварительных желез" за который ему была присуждена Нобелевская премия. Приобретенные рефлексы им были названы условными, а прирожденные - безусловными.

Создал материалистическое учение о высшей нервной деятельности, в соответствии с которым высшая нервная деятельность осуществляется высшими отделами Ц.Н.С. и регулирует взаимоотношения организма с окружающей средой.

Павлов выделил опосредованную сигнализацию - речь и назвал её второй сигнальной системой, считая её продуктом социальной жизни и трудовой деятельности человека.

Он выявил принципиально новую роль процесса торможения в деятельности коры головного мозга - роль охранительного, восстановительного и целебного фактора для её нервных элементов (обосновал сон, гипноз). Продолжатели и ученики И.П. Павлова: К.К. Быков, А.Д. Сперанский, И.П. Разёнков, П.С. Купалов, П.К. Анохин и мн. др.

И.П. Павлов всецело и до конца дней был предан науке. Это ему могут принадлежать слова Сократа " Познай самого себя". Когда ему в 1927 г. в возрасте 70 лет делали операцию по удалению камней желчного пузыря, то он практически сам участвовал в опыте. Умирая в 1936 году, он говорил, что чувствует. Потом уже выяснилось, что и здесь, в этом последнем своём наблюдении Иван Петрович был прав.

 

6. Контрольные вопросы:

1. Дайте общую характеристику периода (новейшее время).

2. Перечислите основные открытия в микробиологии.

3. Что вы можете рассказать о новых методах диагностики и лечения?

4. Расскажите об успехах в области хирургии с позиций решения трех проблем: борьба с болью, борьба с инфекцией, борьба с кровотечением.

5. Что вы знаете о работах проведенных по трансплантологии?

6. Перечислите основные черты идеализма в медицине.

7. Назовите теории идеалистического направления и дайте им краткую характеристику.

8. Расскажите о первых организаторах и теоретиках советского здравоохранения Н.А. Семашко, З.П. Соловьёва.

9. Перечислите основные организационные принципы социалистического здравоохранения и как вы их понимаете.

10.Укажите основные направления научной деятельности И.П. Павлова и его заслуги.

11.Вы познакомились с деятельностью физиологической школы И.П. Павлова и рядом других. Можете ли вы теперь дать критерии для понятия " научная школа"?

12.Что вы можете сказать о проблемах медицины сегодняшнего дня?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.