Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Князь третий 6 страница






19И так решил он соделаться хранителем сокровищ Дажень-яра в сей пещере у подножия Ала- тырь-горы и там, оставаясь наедине с самим собой, быть также рядом с Бусом Белояром и безраздельно предаваться беседе с Вышним. А Бус Белояр тогда сам сошёл в пещеру и рёк, что брошена ему была цепь в его узилище для того, чтобы он служил людям.

зцИ потому в годы грядущие Ягорий, всегда возвращаясь к службе Стража Тайн рода Яров,

вновь и вновь спускался с гор и обходил Арийские страны. И так ходил он по Руси Великой вместе с Дажень-яром и Бусом, везде поражая зло необоримым копьём своим.

21И он оставил себе преемником в Арийстане сына Яристу15, владетеля меча духовного, и тот был на соборе в Никей-граде, а затем был убит неправедным царём Архелием.

22А вскоре та же печальная участь была уготована и царю Триедару, который отдался служению Вышнему. И выстроил он алтари Римии и со- мученицам её из камней, принесённых им самим с вершины Святой Арарат-горы. А затем, по завершении многих благих дел, решил он оставить трон и последовать за Ягорием, но был отравлен заговорщиками из ближних бояр своих.

23И тогда Ягорий решил навеки покинуть людей, изрекши с горечью: «Теперь да остановится слово моё, утомлённое тем, что было обращено к ушам мертвецов». И ушёл он в пещеру Торба, и многие годы провёл там сокрытым от людей, пока не настал последний срок его. И, говорят, что пастухи натттли его тело бездыханным, и завалили ту пещеру камнями, не ведая, кто он. А потом весною нашли ту пещеру вскрытой, но не было там тела его.

24И видели пастухи, как восходил Ягорий на Алатырь-гору. И так был он причислен к Высшему Сонму, ибо благодаря Ягорию занялась заря правды, и озарил нас духовный луч, и зацвёл цветок любви и веры в саду Вышнего Бога.

25И доселе помнят о том берендеи и по весне в дни Ярилины поют песнь, сложенную Сурия- ном-песнопевцем.

 

7) Гимн певца Сурияна Ягорию Храброму.

1Было так при царе Триедаре,

да во том святом Ярхат-граде, там Ягория мучали, пытали,

отрекаться от Буса принуждали. Отвечал Ягорий мучителям

то, что душу его не сгубить им. Он умрёт за веру православную,

сложит так головушку славную. 2Стали тут Ягория пилами пилить, стали тело его белое палить, только зубья у пил тех ломалися и огонь напрасно старился.

И тогда Ягория сковали,

и во яму глубокую бросали, и каменьями ту яму забросали, и песками жёлтыми засыпали.

Засыпали её и притаптывали, как притаптывали, приговаривали:

3«На Святой Руси Ягорию не бывать, Света Белого не видать!»

4Как тут по весне цветы распускалися, от Кияр-града ветра подымалися, И пески рудожёлтые разносили, все каменья тяжёлые отвалили. 5Выходил тогда Ягорий на Святую Русь!

Рёк он: «Славься же вовеки,

князь наттт Ярый Бус!»

И его Солнце Красное обогрело, и обмыли дожди его тело.

И поехал он ко граду Кияру,

V прославляя Буса Белояра!

0 Заметим, что в «житиях» отцом св. Георгия Победоносца называют Ерона (Heron, то же что Яра- нак): «Был муж некий в Диосполе, синклит, по имени Герон».

1 Описание слегка шуточное. Для иных и слон — великое чудо, зачем им являть то, что за пределами их разумения. Замечу, что при пересказе этого эпизода Мовсесом Каланкатуаци в «Истории страны Алуанк» волшебная птица Гамаюн превратилась в попугая, а единорог — в обычного коня, что умалило шутку, но также вполне показало её смысл: в самом деле, достойны ли мы чудес?

2 Восстание Фиваидского легиона произошло в окрестностях города Трир в ущелье Агаунском близ Женевского озера, согласно актам Маврикия и др. мучеников (Ruinart. Acta, p. 317).

3 Имеется в виду Галлия или Гельвеция, то есть кельтские земли, захваченные римлянами у Альп. Интересно, что это название, по-видимому, осталось в соседней Голландии.

4 Надо полагать, здесь имеются в виду жрицы Сивиллы.

5 Это происходило в 303 году, почитаемом началом Диоклетиановых гонений. До сего времени христиане почитались вполне верноподданными империи. Сохранилось, например, свидетельство церковного историка Евсевия, что один из вельмож христианского вероисповедания сорвал тот первый указ императора: «Не ещё ли объявление победы над готами и сарматами» (Евсевий, VIII, 5). И он был сожжён заживо за оскорбление его величества.

W 7Мовсес Хоренаци сообщает о том же: «Пользуясь этими обстоятельствами, он объединяет весь север, выставив большое войско, ц, сведя (всех) в единую армию, движется в Персидскую страну, на царя Шany га, сына Арташира; он берёт с собой четверых из своих полководцев: Михрана, предводителя иверов, заслужившего его доверие тем, что уверовал во Христа... Трдат, взлв таж заложников и присоединив к себе северные народы, двинулся на персидского царя Шапуга II (309-379)».

8 Шапуг II (309-379), сын Хормизда II Арташира (302-309), он правил после Нерсе (293-302).

9 В армянских источниках это Ахматана (у Мов- сеса), или древняя Экбатана, резиденция парфянских царей. Ныне селение Хамандан в Афганистане.

10 Речь, полагаю, об августе Востока и соправителе Константина — Лициние, ибо Диоклетиан (коему обычно приписывают эти преследования и прочие грехи) правил до 305 года, а речь явно идёт о 309-310 годах. Впрочем, четыре года она могла скрываться в Армении или Алании, но тогда выходит, что престарелый император Диоклетиан хотел сделать наложницей 10-ти — 12-летнюю девочку и значит, у неё были веские причины скрываться. Да и если дело происходило спустя четыре года, в 309-310 годах, вряд ли Лициний, другой старик «с крашеными волосами», пусть даже он август, мог привлечь юную красавицу. Вывод о её юном возрасте делаю из-за понимания красоты и юности, характерного для той эпохи, и прежде всего из того, что в 310 году Бусу 15-16 лет, а раз родственники прочили за него царевну Рипсимию, и она сама любила его и ждала грядущую свадьбу, вряд ли ей было больше лет.

[у/ 11 Она же Хосровухи, дочь Хосрова (Корс-яра) по Мовсесу — Хореници, а по Мовсесу Каланкатаваци жена Джуаншера — Хосровануш. В источниках упоминается также ещё одна его жена, «дочь князя страны Сисакан (Сакастан) из рода Аруичан», но более о ней ничего не известно. Дажень-яр, как и его небесный патрон Дажьбог, имел три жены.

12 Велияр-град — в армянских источниках Валар- шапат. Одна из столиц древней Армении (или Арий- стана Армейского), ныне — это город Эчмиадзин в 20 км. к западу от Еревана.

13 У Мовсеса Хоренаци это область Даранали у истоков Евфрата, где Библия помещает рай, в неведомой горе Маниевы пещеры, названной так будто бы по имени сподвижницы Рипсимии Мани, спасшейся от казни. Однако, в ведической традиции, Ирий расположен у горы Алатырь (Эльбруса), который кабардинцами именуется созвучно Менги- тау (Тысяча гор).

14 Вероятно, это легендарная пещера Нокут-Тор- бун в местности Конуш Джурт у крепости Кала-тау и реки Уллу Кама (Кубань), на юго-западных склонах Эльбруса, залитых ныне лавой по извержении

IV века (за перевалом Азау, если идти от Пятиго- рья по Баксану). Заметим также, по Мовсесу Хоренаци «мощи святого Григора явились некоему отшельнику по имени Гарник, который перенёс и похоронил их в деревне Торбан». Правда, отнёс он это место с созвучным именем на юго-запад от Арарата (т.е. в современную Турцию).

15 Он же у Мовсеса Хоренаци сын св. Григора — Аристакес. Участник Никейского собора, убит правителем так называемой 4-й Армении Архелаем.

С. 182-183. 1) Диоклетиан. Его власть была ограничена, у него были и соправители, и соперники, также выпускавшие монеты. 2) Доминициан правил один год и провозгласил себя римским императором в Египте именно в 296 году, а Диоклетиан вел против него войну. Легат Георгий вполне мог действовать от имени Доминициана на Кавказе, тем паче что в «Ярилиной книге» имя императора Рима вначале дано как Дамиан. И точно также в русских духовных стихах Диоклетиана именуют Дамианом. 3) Галерий соправитель воевал на Кавказе в те же годы. 4) Максимиан правил в западной части Римской империи, его имя в «Ярилиной книге» упоминается в связи с восстанием Фиваидского легиона.

С. 190. Эти одинаковые фрески (одна грузинская, а другая армянская) показывают, что было время, когда версия жития грузинская о св. Георгии Победоносце и армянская о св. Григории Крестителе ещё не разошлись. Армянская тем интересна, что она запечатлена со стены заброшенного храма в Киликийской Армении. Рядом с нею и другие сцены с царем Тиридатом и Григорием. Киликийская Армения расположена в Турции, и ныне там живут курды. Там долгое время связи с христианским миром были затруднены, потому данные фрески ещё не сведены к единому канону. Подробнее о том, что св. Георгий и св. Григорий одно и то же лицо, можно почитать в трудах историка Мурада Аджи. Также о сём сказано и в историческом приложении далее.

С. 201. Иллюстрация из манускрипта Х-го века. Рукопись константинопольская, ныне хранится в Риме, в Ватикане.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.