Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть 2. «Слуга двух господ» - комедия с конфликтным способом осуществления действия.






 

«Слуга двух господ» - комедия с конфликтным способом осуществления действия.

Исходная коллизия (проблемная ситуация, сформировавшая пьесу) – волей Судьбы, Флориндо убивает брата Беатриче (Федериго) и Любовь пары становиться неосуществимой. Это именно та проблемная ситуация (Судьба сталкивается с Любовью), которая чревата противоречиями, заставляет героев действовать (Беатриче отправляется на поиски любимого, переодевшись в мужской костюм брата) и участвовать в формировании конфликта. Из коллизии вырастает конфликтное противостояние героев пьесы.

Тип конфликта: Человек-Судьба.

Действующие силы (актанты): Любовь и Судьба. Судьба персонифицирована в Труффальдино, Любовь действует через каждого участника линий фабулы (каждый герой имеет волю – стремиться к Любви). Противоречие Судьбы и Любви – мнимое. Импульсы противоположных движущих сил взаимоуничтожаются в фазе кульминации (а именно – в моменте, когда Беатриче и Флориндо находят друг друга). Как в любой пьесе с конфликтным содержанием, в результате противодействия двух сил рождается что-то третье, новое. В данной комедии итоговый синтез - видоизменение Труффальдино. Он выбирает: остаться прежним, или изменится ради любви. В результате, качества плута и пройдохи нивелируются и в Труффальдино рождается новый характер – героя-любовника.

 

Конфликтное столкновение развивается и претворяется через композицию пьесы.

Завязка внесценическая. Конфликт зарождается ещё до первого действия, как уже упоминалось выше, когда брат Беатриче – Федериго – погибает от руки её возлюбленного Флориндо. Судьба вмешивается в любовный союз Беатриче с Флориндо, сталкивается со второй действующей силой – Любовью. Это начало борьбы и задает энергию Действию. Об этом мы узнаем из первого явления, помолвки Клариче и Сильвио в гостинице Бригеллы:

«Панталоне. Сказать по правде, само небо судило быть этому браку. (К Силъвио.) Ведь если бы не умер в Турине синьор Федериго Распони, мой корреспондент, - а, как вам известно, дочь моя была просватана за него, - то она не досталась бы моему дорогому зятю…

Доктор. Да, это так: уж если что-нибудь решено на небе, то это совершается путями неисповедимыми. (К Панталоне.) А как, собственно, умер Федериго Распони?

Панталоне. Его, беднягу, убили ночью... из-за сестры... или... не знаю хорошенько. Удар был такой, что он больше не поднялся.»

Причем сами Панталоне и Доктор указывают на влияние Судьбы.

Далее Судьба персонифицируется в Труффальдино, который возникает во втором явлении с шокирующей вестью о «воскрешении» Федериго. Это существенный скачок и перелом в развитии Действия. Узнавание, связанное с перипетией придает новой энергии Действию. Происходит перелом от счастья к несчастью в линии Клариче – Сильвио. Появлением Беатриче, переодетой в мужской костюм брата - помолвка срывается и гарантией обещанного брака Федериго с Клариче сплетаются две фабулы. Уже в пятом явлении со слов самой Беатриче мы узнаем о противоборстве Судьбы с Любовью, сподвигнувшем Беатриче на интригу:

«Беатриче. … Бедный брат мой умер, убитый рукою Флориндо Аретузи или кем-то другим, но из-за него же. Вы помните, конечно, что Флориндо полюбил меня, а мой брат ни за что не хотел, чтобы я отвечала ему взаимностью. Я не знаю, как у них вышла ссора, но Федериго умер, а Флориндо, боясь судебного преследования, скрылся и даже не мог попрощаться со мной… Зная, что он бежал в Венецию, я решила последовать за ним, переодевшись в платье моего брата, и захватила его рекомендательные письма. И вот я здесь, в надежде, что найду своего возлюбленного. Эти письма, а еще более ваше свидетельство заставили синьора Панталоне поверить, что я Федериго. Мы с ним подведем счета, я получу с него деньги и тогда смогу помочь Флориндо, если потребуется. Видите, куда заводит любовь!...»

Конфликт подпитывается новой энергией, ибо в 7 явлении волей Судьбы в то же место приезжает ещё один носитель действующей силы (Любви) - возлюбленный Беатриче (Флориндо), и тут же закручивается главная комическая интрига: Труффальдино ради наживы нанимается в услужение к двум господам сразу. Судьба его руками разворачивает действие конфликта ещё активнее.

Между завязкой и кульминацией происходит много скачков – интриг и узнаваний, соединенных с перипетиями, придающих энергию конфликту: например, Сильвио пытается вернуть невесту (ход Любви) и разобраться с конкурентом, в результате чего Труффальдино вместо «Федериго» присылает к нему Флориндо (ответ Судьбы). Клариче впадает в отчаяние и Беатриче вынуждена раскрыть ей по секрету свою тайну. Труффальдино завязывает третью линию – любовную интригу со Смеральдиной, но параллельно постоянно попадает в комедийные ситуации, путая письма, деньги, блюда, вещи хозяев. Руками Труффальдино Судьба пытается противостоять Любви и в то же время ведет к соединению всех пар.

Переодевания, услужения двум господам – типичные ходы комедии положений.

На протяжении двух действий линии переплетаются ещё сильнее, конфликт набирает энергию и достигает наивысшей точки напряжения.

Фаза кульминации начинается с узнавания, связанного с перипетией: благодаря Труффальдино (Судьбе) Беатриче с Флориндо узнают о присутствии обоих в городе и пытаются друг друга разыскать. Апогея кульминация набирает в начале третьего действия, когда последняя роковая ошибка Труффальдино заставляет слугу лгать обоим о смерти «хозяев» во 2 и 3 явлении. Тут мы ярко видим сцену положения – «qui pro quo». Трагическая перипетия оказывается вывернута наоборот. Происходит движение к status quo (разрешение).

«Флориндо (в сторону). Нет больше надежды. Беатриче умерла. Несчастная Беатриче! Тягости путешествия и сердечные страдания убили ее. Ах! Сил не хватает вынести такое горе! (Уходит к себе в комнату.)»

«Беатриче. О я, несчастная! Умер Флориндо, умерла любовь моя, единственная моя надежда! К чему мне теперь эта бессмысленная жизнь, если умер тот, для кого я только и жила? О, погибли мои надежды! Прахом развеяны усилия! Жалки все ухищрения любви! Я бросила родину, покинула своих, переоделась в мужское платье, подверглась опасностям, рисковала жизнью - все для Флориндо, а Флориндо моего нет на свете! Несчастная Беатриче! Неужели мало было потерять брата, - нужно было, чтобы погиб еще и жених? Чтобы после Федериго небо похитило и Флориндо! Но если я была причиною смертей, если я преступница, почему же не на меня обрушило небо свои кары? Напрасны слезы, тщетны жалобы: Флориндо умер. Горе душит меня, свет померк в глазах. О мое божество, жених дорогой! В отчаянье и я последую за тобой…»

Беатриче выдает себя в порыве горя и все узнают, что «Федериго» – на самом деле женщина. Кульминационный пик – попытка самоубийства обоих в 6 явлении. Точка невозврата. Общая ситуация комедии вроде бы преломляется таким образом, что вернуться к исходной позиции уже невозможно. Но влюбленные сталкиваются и мнимое противоречие снимается. Вместо перелома от счастья к несчастью происходит перелом от несчастья к счастью.

Тут же начинается фаза развязки. Судьба ведет к соединению всех пар. В обеих линиях случается перелом от несчастья к счастью. Помимо обретения Беатриче Флориндо, происходит перелом и в любовной линии Клариче и Сильвио: Панталоне сообщает Сильвио радостную новость о том, что Федериго – на самом деле переодетая Беатриче, наступает сцена примирения молодых влюбленных и все собираются в доме Бизоньози. Труффальдино до последнего выкручивается как может, но развязка и его любовной линии – помолвка со Смеральдиной – требует раскрытия всех карт. И здесь Труффальдино оказывается перед выбором: остаться таким же мошенником, или измениться ради любви. И тут мы наблюдаем изменения в характере Труффальдино. Как говорилось выше, в развязке пьесы импульсы Судьбы и Любви взаимоуничтожаются, а изменения в Труффальдино – тот синтез, который рождается в итоге. Вместо характера плута рождается характер героя-любовника.

«Флориндо. Ах, разбойник!

Беатриче. Ах, злодей!

Флориндо. Ты одновременно служил двум хозяевам?

Труффальдино. Да, синьор. Я это сделал, и номер прошел... Попал я в такое положение нечаянно, а потом захотелось попробовать, что из этого выйдет. Правда, продержался я недолго, но зато могу похвастать, что никто меня не накрыл, пока я сам не признался из-за любви к этой девушке...»

Противоречие оказалось разрешимо, ибо являлось мнимым. Конфликт себя исчерпал.

Финал пьесы связан с той же особенностью, что и его завязка. Гольдони собирает в последней сцене всех действующих лиц и они «поют гимн Любви».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.