Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 18. Российская психология во второй половине 20 века






 

1.
Теория деятельности С.Рубинштейна

2.
Разработка теории деятельности в трудах А.Н.Леонтьева

3.
Творчество А.Р.Лурии

4.
Теория поэтапного формирования умственной деятельности П.Я.Гальперина

5.
Проблема способностей в исследованиях Б.М.Теплова


В этот период развитие психологии связано с разработкой различных вариантов деятельностного подхода. Деятельностный подход нельзя представить себе без двух имен: Сергея Леонидовича Рубинштейна и Алексея Николаевича Леонтьева. Каждый из них создал свой вариант теории деятельности.

Предпосылки деятельностного подхода.

В середине 20-х годов Выготский пишет работу «Исторический смысл психологического кризиса», в которой высказывает мысль: «В психологии происходит не борьба течений или направлений внутри одной науки, а борьба разных наук. Есть много психологий – это значит: борются различные, взаимно исключающие друг друга реальные типы науки». Чтобы выйти из этого кризиса, Выготский предлагает не объединить то, что невозможно объединить, а создать фактически новую психологию, новую парадигму исследования человеческой психики и сознания. Его конкретная культурно-историческая концепция только намечала контуры этой возможной парадигмы. Необходима была новая методология – это первое условия появления деятельностного подхода.

Вторым условием стал происходивший в 20-е годы сдвиг тематики советской психологии с абстрактных лабораторных исследований на изучение процессов трудовой деятельности и психических процессов в ней (работы Бехтерева, Бернштейна). Исследования трудовой деятельности показывали, что это не просто совокупность реакций на внешние раздражители, это деятельность, обладающая целенаправленностью, предметностью, социальностью и прочими свойствами. Для объяснения этих свойств требовались новые категории психологии.

Третьим условием появления деятельностного подхода стало неизбежное обращение психологов к философии марксизма, в которой категория деятельности играет большую роль.

С.Л.Рубинштейн (1889-1960) учился в Германии на философском факультете Маркбургского университета, причем сразу же после его окончания защитил докторскую диссертацию.

Затем он работает преподавателем в Новороссийском университете. Но после нескольких лет преподавания он почувствовал полное неприятие в научных философских кругах и перешел на должность заведующего библиотекой в университете. Это позволило ему посвятить себя полностью тем проблемам психологической науки, которые его особенно интересовали. Положение меняется после того, как Рубинштейн переезжает в Ленинград, становиться заведующим кафедрой психологии Ленинградского государственного педагогического института имени Герцена.

В своих работах ленинградского периода, продолжавшегося до 1942 г. Рубинштейн утверждает и доказывает, что базу для построения новой конкретной психологии может составить философия марксизма. Особую роль играет концепция деятельности Маркса. Маркс определяет человеческую деятельность как опредмечивание субъекта, которое вместе с тем есть распредмечивание объекта. Итак, деятельность человека – переход субъекта в объект, раскрытие в объектах его деятельности его чувств, его сознания.

В объективировании, в процессе перехода в объект формируется сам субъект. При этом деятельность человека всегда носит общественный характер, даже если кому-то представляется, что он работает индивидуально. Ведь он пользуется при этом языком – общественным продуктом, ему даны материалы для его деятельности, а это тоже общественный продукт, и т.д.

На основе анализа работ Маркса Рубинштейн намечает объективный подход к анализу сознания человека, формулируя принцип единства сознания и деятельности: «формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности, в поведении и проявляется. Деятельность и сознание – не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое – не тождество, но единство.

Сам факт осознания своей деятельности изменяет условия ее протекания, тем самым ее течение и характер; деятельность перестает быть простой совокупностью ответных реакций на внешние раздражители среды; закономерности, которым она подчиняется, выходят за пределы одной лишь физиологии» (Основы общей психологии, 1935)

С учетом этого понятна идея Рубинштейна о том, что формирование личности и развитие самосознания человека – это процесс онтологический, а не одномоментный, т.к. человек рефлексирует себя в течение длительного времени, познавая свои качества, мотивы и стремления. Так преодолевается противоречие между бытием и сознанием, между внешним и внутренним в человека, поскольку, постигая себя, человек творит свою жизнь, а сотворенный им жизненный путь определяет и его дальнейшее познание себя, и его дальнейшее бытие.

Разработка принципа единства сознания и деятельности были «начальным звеном большого плана» построения новой психологии. Однако реализации его замыслов помешала начавшаяся вскоре война, а затем и другие исторические события: Рубинштейн, переехавший к этому времени в Москву, был снят в 1949 г. со всех постов «за преклонение перед иностранщиной». Только в 1953 г. Рубинштейн получил возможность нормально работать. К этому периоду его интересы несколько меняются: в центр его исследований становятся проблемы мышления. В это время он формулирует два новых принципа, на которых должна базироваться общая теория психологии: принцип детерминизма и понимание психического как процесса. В начале 50-х годов вокруг Рубинштейна складывается новая школа со своей исследовательской программой, которая теоретически и экспериментально разрабатывает, прежде всего, проблему мышления. И в этом период особенно острыми становятся разногласия между школами Рубинштейна и Леонтьева в понимании категории деятельности.

^ Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) еще в 20-е годы был приглашен Челпановым в Психологический институт. По воспоминаниям В.П. Зинченко, Леонтьев рассказывал, что когда Челпанов вынужден был уйти из созданного им института, он пришел к нему и сказал, что уйдет вместе с ним. На что Челпанов ответил: «Вы еще молодой человек, у вас впереди вся жизнь, ивы еще не созрели для того, чтобы принимать сознательные решения». Леонтьев остался в институте. Если бы он ушел, то едва ли стал бы учеником и сотрудником Выготского.

Вместе с тем в официальных интервью Леонтьева встречается столь обычный в советское время эпитет в адрес Челпанова – «идеалист, который возглавлял институт, весьма отсталый, подражательный и глубоко провинциальный по своим исследованиям». Вообще о Леонтьеве существует много воспоминаний в том духе, что он был скорее «партийно-государственным функционером». Но этот образ, как пишут его ученики, очень далек от истины. «Он брал на себя выяснение отношений с идеологией, жертвуя своей свободой научного творчества, чтобы обеспечить эту свободу другим. Он был буфером между идеологией и психологической наукой».

Таков был Леонтьев – человек, благодаря которому был создан факультет психологии Московского университета в 1966 г., благодаря которому в психологии сохранился дух школы Выготского. В свое время идеи Выготского связывали с буржуазной наукой педологией, его работы не переиздавались, рукописи не публиковались. Во многом благодаря Леонтьеву были изданы многие произведения Выготского, правда, уже после смерти Сталина.

В 1930 г. Леонтьев создал в Харькове собственную научную школу, центральным для которой стало понятие деятельность. В группу входили Петр Яковлевич Гальперин, Петр Иванович Зинченко, Лидия Ильинична Божович, Александр Владимирович Запорожец. Это бывшие ученики Выготского, которые не соглашались с тем, что значение слова – демиург (творец) сознания, а общение – демиург значения. Их не удовлетворял «словоцентризм» системы Выготского. Сам Выготский остро переживал отъезд Леонтьева и других своих учеников в Харьков (1933) и отход от своей парадигмы исследования.

Одни исследователи считают, что деятельностный подход, который начинает развиваться в группе Леонтьева, есть альтернатива «недеятельностному подходу» Выготского. Другие утверждают обратное – что школа Леонтьева развивала деятельностные идеи самого Выготского. Третьи говорят, что мы имеем дело с двумя научными парадигмами: культурно-исторической психологией и психологической теорией деятельности в рамках одной школы. Кто прав в этом споре – рассудит время. Уже в начале 30-х годов Леонтьев начинает развивать принцип единства сознания и деятельности, вытекающий из идей Карла Маркса. Оказалось, однако, что этот принцип может быть использован не только при анализе собственно человеческого сознания, но и в филогенетических исследованиях психики животных и при решении одной из величайших загадок природы – возникновения психического отражения.

То, что принцип единства сознания и деятельности распространили на исследования животной психики, переформулировало его в принцип единства психики и деятельности. За это Леонтьев был подвергнут критике со стороны учеников Рубинштейна: ведь деятельность животных и деятельность человека не одно и то же. Но в понятии деятельность животных Леонтьев хотел подчеркнуть активность животных в процессе приспособлениях их к окружающему миру в противовес реактивному пониманию этой категории в бихевиоризме.

Целью его исследований стала разработка структурного анализа деятельности, выделение в ней компонентов и уровней, которые образуют систему, функционирующую как целое. Деятельность рассматривалась как главная образующая психики, движущая сила ее развития, опережающая на один шаг необходимый для ее обеспечения уровень психической жизни. Деятельность же является и методом, позволяющим диагностировать появление психики, ее развитие и качественные изменения.

Филогенетический аспект разработок данного принципа получил свое освещение в работах Леонтьева конца 30-х годов и последующих, опубликованных в 1940-1947 годах и вошедших затем в книгу «Проблемы развития психики», которая впоследствии была удостоена Ленинской премии. В работе предпринята попытка разрешения вопроса о возникновении психического отражения в ходе эволюции живой материи. Леонтьев рассматривает проблему возникновения ощущений как элементарной формы психического. Ощущение, по Леонтьеву, появляется там и тогда, когда появляется способность организма реагировать на нейтральные для жизни самой по себе стимулы (абиотичные), но которые приобретают для организма сигнальное значение (шорох для лягушки)

Леонтьев решил проверить, сможет ли человек приобрести в ходе эксперимента способность ощущать свет кожей ладони. Рука испытуемого помещалась на столе, в котором был вырез, подсвечивающийся снизу зеленым светом. Испытуемому сообщалось, что исследуется электрокожная чувствительность. Его задаче было держать палец на ключе; почувствовав же удар тока – снять палец с ключа. Но перед ударом следовало освещение ладони светом, о чем испытуемый не знал. Результаты: даже после большого числа сочетаний света с ударом тока у испытуемых не образовалось условного рефлекса на свет. Значит, отсутствует какое-то условие, которое может привести к появлению ощущения. И Леонтьев нашел его. Вторая серия экспериментов отличалась тем, что испытуемый получил инструкцию: перед ударом током будет очень слабое раздражение, ощущение которого позволит вам избежать удара током – ведь вы заранее сможете снять палец с ключа. В конце серии у испытуемых появилось ощущение света. Они чувствовали какое-то воздействие на руку «вроде ветерка», «волны» и т.п.

Отсюда Леонтьев делает важный вывод: необходимым условием возникновения ощущения является наличие определенной направленной активности субъекта, которая имеет возможную только у человека форму внутренней ориентировочной деятельности. Т.о., психическое отражение есть процесс ориентировочной деятельности субъекта в окружающем мире. Образ окружающего мира – всего лишь результативное выражение этой деятельности.

Между школой Рубинштейна и школой Леонтьева существовали серьезные разногласия. Первое касается принципа детерминизма, сформулированного Рубинштейном: внешние причины действуют через внутренние условия. Согласно Рубинштейну, в школе Леонтьева односторонне преувеличивается роль внешних причин формирования сознания. В школе Леонтьева придавалось большое значение развитию способностей, которые формируются в процессе усвоения индивидом операций, воплощенных для него сначала во внешней форме. Например, музыкальные способности. Важнейший компонент музыкальных способностей – способность различать высоту звуков. В школе Леонтьева доказывалось, что это не врожденное качество, а результат усвоения сенсорных действий в процессе активной деятельности человека. Как правило, формирование данного умения у музыкально одаренных детей происходит в раннем детстве, и поэтому зачастую кажется, что ребенок таким родился. Но тогда непонятно, почему в некоторых культурах все дети музыкальны. А это объясняется тем, что в этих культурах восприятие высоты звука имеет для ребенка исключительно важное значение: высота звука имеет смысловую функцию, как во вьетнамском языке.

Рубинштейн считал, что нельзя сводить способности только к усвоению неких готовых систем действий. При этом остается все же непонятным, почему у одного ребенка усвоение идет намного легче, чем у другого. В исследованиях мышления в школе Рубинштейна, в работах Абульхановой-Славской, было показано, что при решении творческих задач определенную роль играют подсказки, т.е. более простые задания, решения которых содержат тот же принцип, что и собственно творческие задачи. Однако эти подсказки выполняют свою роль только тогда, когда процесс решения основной задачи уже достаточно продвинут. Т.о., одни и те же причины действуют по-разному в зависимости от разных внутренних условий.

Вторая линия полемики связана с решением самого фундаментального вопроса психологии: предмета исследования. Здесь диаметрально противоположные позиции.

Рубинштейн считал предметом психологии психику и сознание, а деятельность – это объяснительный принцип психики и сознания.

Леонтьев же доказывал, что деятельность входит в предмет психологии, потому что психика является формой предметной деятельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.