Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Когнитивная психология






Работы Пиаже и Брунера во многом способствовали появлению нового направления, появившегося уже в 60-х годах 20 века – когнитивной психологии. В когнитивной психологии психика трактуется как система, предназначенная для переработки информации. Методом анализа функционирования этой системы стал микроструктурный анализ психических процессов.

Философия человека, из которой исходят когнитивные психологи: человек – это компьютер, занятый получением, переработкой, хранением и использованием информации (в этот период широкое распространение получила компьютерная техника).

Вместе в ЭВМ появился также новый словарь и новый набор понятий, относящихся к когнитивной деятельности (информация, вход, переработка, кодирование, подпрограмма). Целью нового направления стало проследить, какие изменения претерпевает информация, поступившая на «вход» т.е. на органы чувств человека, в различных «блоках» ее последующей переработки. При этом было изобретено множество методик, позволяющих производить точную регистрацию во времени процессов предъявления информации и соответствующих ответов, что породило опьяняющее чувство прогресса. Увеличение этих остроумных и в научном отношении безупречных методов создавало впечатление, что когнитивная психология сумеет избежать все те ловушки, в которые попала старая психология.

Имелась в виду интроспективная психология, которая занималась «внутренними процессами», но старым, субъективным методом. А тут - вполне объективные данные. При этом упрощалась и игнорировалась неоднозначность человеческой психики.

Осознанию своего предмета и метода когнитивная психология обязана ^ Улрику Найсеру (р. 1928), выпустившему в 1967 г. книгу «Когнитивная психология». Найсер определил познание как процесс, при помощи которого входящие сенсорные данные подвергаются различным видам трансформации для удобства их накопления, воспроизведения и дальнейшего использования. Он предположил, что когнитивные процессы лучше всего изучать, моделируя информационный поток, проходящий через различные стадии трансформации.

Вначале он также занимался исследование «искусственного интеллекта», однако затем отошел от этих работ и критиковал некоторых своих коллег за чрезмерное внимание к искусственному интеллекту, поскольку в этом случае происходит сужение эффективности когнитивной психологии (при моделировании деятельности оператора недооценивается обилие информационных стимулов, которые получает человек в естественном информационном поле).

Примером социально-психологической концепции когнитивистской ориентации является теория когнитивного диссонанса американского психолога Леона Фестингера. Ее применимость доказывалась в диапазоне «от опытов с крысами в лабиринте, до формирования ценностей у детей; от исследования голодания студентов до изучения обращения в другую веру религиозных фанатиков».

Феномен когнитивного диссонанса возникает при наличии двух когнитивных элементов, не согласованных друг с другом. А поскольку «когнитивная структура» (по-старому гештальт) стремится к устойчивости, равновесию, простоте, непротиворечивости, «хорошей форме», постольку у субъекта возникает стремление восстановить равновесие и преобразовать данную когнитивную структуру, устранив тем самым диссонанс (пример с курильщиком).

Говоря о развитии когнитивного направления, необходимо упомянуть о теории личностных конструктов Г.Келли (1905-1967). В основе теории лежит понятие конструктивного альтернативизма, исходя из которого Келли доказывал, что каждое событие осмысливается и интерпретируется разными людьми по-разному, так как каждый человек обладает уникальной системой конструктов (схем). Конструкты имеют определенные свойства (диапазон применимости, проницаемость), на основании сочетаний которых Келли выделил разные типы личностных конструктов. Говоря о том, что «А – это то, что человек объясняет как А», он утверждал, что не существует такой вещи, относительно которой не может быть нескольких мнений. Разница во мнениях объясняется разными схемами (конструктами), которыми оперирует человек. Таким образом, ведущими в деятельности личности являются именно интеллектуальные процессы.

Люди постоянно строят свой образ реальности при помощи индивидуальной системы категорий – личностных конструктов. На основании этого образа строятся гипотезы о будущих событиях. В том случае, если гипотеза не подтверждается, человек в большей или меньшей степени перестраивает свою систему конструктов с тем, чтобы повысить адекватность следующих прогнозов. Т.е., ведущим мотивом является стремление к прогнозированию будущего.

Основной постулат теории Келли гласит, что психическая деятельность определяется тем, как человек прогнозирует (конструирует) будущие события. При этом Келли подчеркивал, что необходим целостный подход к человеку, а не анализ отдельных действий или переживаний.

Конструкты человека организованы в определенную иерархическую систему, которая не является жесткой, так как изменяются не только отношения доминирования-подчинения, но и сами конструкты. На основании этих положений Келли разработал методический принцип репертуарных решеток. Им было создано большое число методик диагностики особенностей индивидуального конструирования субъектом реальности, а также психотерапевтический метод фиксированных ролей.

С самого начала зарождения когнитивной психологии стала очевидна ограниченность такого подхода.

Во-первых, это была психология «лабораторного человека». Во-вторых, человек выступал больше как Думатель, чем как Деятель, т.е. практически исключалась активность субъекта. В-третьих, опять возрождались постулаты элементаризма: возможность «собрать» целостный образ познания человека из разрозненных процессов и «блоков» переработки информации. В-четвертых, отдельные концепции и частные теории оказались плохо согласованными друг с другом и не имеющими единой объединяющей их основы.

Doc






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.