Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Индивидуальная психология Адлера






Еще дальше, чем теория Юнга, отстоит от позиции Фрейда индивидуальная психология Альфреда Адлера (1870-1937). Врач-офтальмолог по образованию, он в 1902 г. познакомился Фрейдом и стал одним из первых его последователей. В 1910 г. он возглавил Венское психоаналитическое общество. Однако вскоре Адлер начал развивать идеи, противоречившие основным положениям Фрейда. В 1911 г. расхождения обострились, и Адлер официально оборвал свои связи с психоанализом.

Главная идея Адлера заключалась в том, что он отрицал положения Фрейда и Юнга о доминировании бессознательных влечений в личности и поведении человека. Не врожденные влечения, не врожденные архетипы, но чувство общности с другими людьми, ориентация на других людей – та сила, которая определяет поведение человека.

Адлер был единственным, кто считал важнейшей тенденцией в развитии личности человека стремление сохранить в целостности свою индивидуальность. Фрейд в принципе отвергал идею об уникальности личности. Юнг хотя и пришел к идее целостности и Самости, но значительно позже, в 50-60 г.
Адлер считал, что большое значение в формировании структуры личности человека имеют его семья, люди, которые его окружают в первые годы жизни. Ребенок рождается не с готовыми структурами личности, а лишь с их прообразами, которые формируются на протяжении жизни. Наиболее важной структурой он называл стиль жизни.

Стиль жизни тесно связан с чувством общности. Чувство общности, или общественный интерес, представляет собой своеобразный стержень, который держит всю конструкцию стиля жизни. Чувство общности хотя и является врожденным, но может остаться неразвитым. Развитие чувства общности связано с близкими взрослыми, прежде всего с матерью. У отверженных детей, растущих с холодными, отгороженными от них матерями, чувство общности не развивается.

Еще два врожденных и бессознательных чувства – чувство неполноценности и стремления к превосходству. Это источник энергии, необходимой для развития личности. Это позитивные чувства, стимулы для личностного роста. Чувство неполноценности вызывает в человеке желание преодолеть свой недостаток. Стремление к превосходству вызывает желание быть лучше всех, стать самым умелым, знающим. Механизм, который помогает развитию этих чувств – компенсация.

Адлер выделил четыре основных вида компенсации – неполную, полную, сверхкомпенсацию и мнимую компенсацию или уход в болезнь. Соединение определенных видов компенсации с жизненным стилем и уровнем развития чувства общности дало ему возможность создать одну из первых типологий развития личности.

При развитом чувстве общности дети с неполной компенсацией меньше чувствуют свою ущербность, так как они могут компенсироваться при помощи других людей, сверстников, от которых они не чувствуют отгороженности. Это особенно важно при физических дефектах, которые часто не дают возможности полной их компенсации.

В случае сверхкомпенсации такие люди стараются обратить свои знания и умения на пользу людям, их стремление к превосходству не превращается в агрессию против людей. Примером сверхкомпенсации превосходства при развитом чувстве общности для Адлера служил Рузвельт.

При неразвитом чувстве общности у ребенка начинают уже в раннем детстве формироваться различные невротические комплексы. Неполная компенсация приводит к возникновению комплекса неполноценности, делает ребенка тревожным, неуверенным в себе, завистливым, конформным и напряженным. Невозможность преодолеть свои дефекты часто приводит к мнимой компенсации, и ребенок начинает спекулировать своим недостатком, стараясь извлечь привилегии из внимания, которым его окружают.

В случае сверхкомпенсации у детей с неразвитым чувством общности формируется невротический комплекс власти, доминирования и господства. Такие люди – тираны и агрессоры, они подозревают окружающих в желании отнять у них власть и потому становятся подозрительными, жестокими, мстительными, не щадят даже своих близких (Наполеон, Гитлер, Нерон).

Т.о., одним из главных качеств личности является умение сотрудничать с другими. Только в сотрудничестве человек может преодолеть свое чувство неполноценности привнести ценный вклад в развитие общества. Адлер писал, что если человек умеет сотрудничать с другими, он никогда не станет невротиком.

Теория Адлера оказала огромное влияние на гуманистическую психологию.

^






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.