Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реализм в изобразительном искусстве. Эстетическая программа. Характерные черты. Ведущие представители.






 

Реализм (от позднелатинского realis - вещественный, действительный)

Он может толковаться двояко: в самом широком смысле - как общая установка на изображение жизни в формах самой жизни, такой, какой она реально видится человеку; и в более узком, " инструментальном" смысле - как творческий метод, сводимый к определенным эстетическим принципам, например:

а) типизация фактов действительности, т.е., по Энгельсу, " помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах";

б) показ жизни в развитии и противоречиях, носящих, прежде всего, общественный характер;

в) стремление раскрыть сущность жизненных явлений без ограничения тем и сюжетов;

г) устремленность к нравственным исканиям и воспитательному воздействию.

В широком смысле реализм, представляющий собой основную тенденцию, своеобразный эстетический " стержень" художественной культуры человечества, существовал и продолжает существовать в искусстве и литературе с глубокой древности. В узком понимании, как творческий метод, он стал отождествляться либо с эпохой Возрождения (XIV-XVI века), либо с XVIII веком, когда говорят о так называемом просветительском реализме.

Наиболее полное раскрытие специфических черт этого метода обычно связывают с критическим реализмом XIX столетия, пародией на который стал мифический " соцреализм".

Понимание реализма как метода в изобразительном искусстве вырабатывалось преимущественно на образцах Ренессанса и Просвещения, а как метода в литературе - на произведениях европейской, американской и русской классики XIX века. Следует, однако, отметить, что и в прошлом, и в наше время этот метод далеко не всегда предстает в " химически чистом" виде. Реалистические тенденции под влиянием меняющихся общественно-исторических условий и самой психики современного человека нередко уступают место периодам декаданса, отчужденному от жизни формализму или возврату к прошлому в виде вульгарного эпигонства, представленного, например, " искусством" фашистского третьего рейха или номенклатурным " искусством" сталинизма.

Выступая как ведущий метод прежде всего в живописи и литературе, реализм ярко проявляет себя в связанных с ними синтетических и " технических" искусствах - театре, балете, кино, фотоискусстве и других.

 

Реализм.

 

Начало 1830-х: романтическая эстетика обогащается реалистическим восприятием действительности. Во Франции – Барбизонская школа и школа Гюстава Курбе.

 

- Гюстав Курбе.

Основывался на романтизме + английское влияние (Констебл) + базируется на социальных теориях. Романтизм идёт из литературы, а реализм прикован к эмпирическому познанию мира. Изображение действительности как таковой. Социальный пафос художников. Самые выразительные работы – автопортреты.

 

- Автопортрет с чёрной собакой.

Пастозная живопись, фактурная, густая. Крепкий рисунок, мощная светотень, чувство формы.

 

- Автопортрет «Бунтарь».

Демонизм, безумный взгляд. Отличное владение пластической анатомией. Предметность. Очень натуралистичное построение формы, без идеализации.

 

- Похороны в Орнане.

Социальная аллегория, основа которой – факт из жизни семьи художника. Сюжет – похороны деда Курбе. Площадь полотна 21 кв.м. Определена социальная роль каждого из членов семьи. Зрителя призывают к изучению динамики французской истории: смерть деда-революционера, рядом – его современники в костюмах рубежа веков (укороченные панталоны). Слева молодёжь в белых шарфах, новое поколение. Картина не понравилась публике, так как сочли, что в ней обыденность, нет увлекательного сюжета, эффектности. Просто грубая констатация факта с социальной диалектикой. Курбе даёт зрителю пищу для размышлений.

 

- Мастерская художника.

Курбе сам строит павильон для экспозиции своих работ, так как его нигде не выставляют. Курбе изображает себя за холстом, рядом обнажённая дама, вокруг родственники, справа Бодлер, различные персонажи картин Курбе. Это памятник тщеславия художника.

 

- Нимфа (?).

Жанр ню – поле для экспериментов Курбе. Отражает всю непривлекательность тела. Подчёркивает приземлённость своих мыслей, побуждений. Нюансы цвета, анатомическая и образная убедительность. Броская провокативность. Новаторство Курбе в развитии темы неразрывности живописного полотна и среды, целостности пейзажа и сюжета.

 

- Борцы.

Крепкий скульптурный образ моделей не совсем соответствует пейзажу по характеру решения.

 

- Сон.

Заказ турецкого султана. Сюжет лесбийской любви волнует элиту того времени. Раскрытие темы со всей прямотой. Исключительное живописное мастерство. Незначительные тональные градации. В центре – мотив фиксации цвета на теле. Скульптурная осязаемость, пластичность, «сделанность». Курбе «видит мир глазами крестьянина, а пишет его рукой академика». Отчасти принят академиками.

 

- Барбизонцы.

Группа единомышленников, создающая традицию французской пейзажной живописи. Преодоление романтического в себе в сторону фиксации документального факта. Старшие представители школы: Дюпре, Теодор Руссо, Де ла Пенья. Младшие (вместо осознания романтизма – самоценность живописных качеств): Добиньи, Буден и др.

 

- Жюль Дюпре.

- Пейзаж.

Драматизм, ощущение надвигающейся бури. Но сюжет безобиден: возвращение стада. Нет никакого социального пафоса. Это изучение природных мотивов без идеализации.

 

- Теодор Руссо.

- Закат в Орбонне (?).

Более пристальное фактическое обоснование, работа с натурой. Более «жидкая» техника. Рыхлость + акцент живописного жеста. Передача поэтического настроения места.

 

- Добиньи.

- Лодка на Уазе.

Больше белил. Связь с натурой, передача природного состояния. Рассеянный свет. Прямой путь к импрессионизму.

 

- Эжен Буден.

Один из учителей Моне.

- Пляж Довиля.

Более яркий, праздничный колорит. Игра кисти, роль мазка возрастает, сюжет второстепенен.

 

- Le Trepart (?).

Исполняет быстрые эскизные наброски в разных техниках. Расплывающиеся тона, акценты. Построение сведено на минимум. Главное – живописное решение холста.

 

- Оноре Домье.

Известен как карикатурист и литограф. Обобщение образа в произведениях. Экспериментирует, ищет необычайные формы. Способность к художественному обобщению + правда действительности парижского люда. Поздние картины вершины соцреализма Франции. Но у него нет социальной аллегории, нет пафоса. Художник – сочувствующий реалист. Хочет раскрыть правду быта простых французов. Красота целого, силуэта, пятна. Реалистичность засчёт мотива и доверительной интонации повествования.

 

- Прачка.

- Вагон третьего класса.

- Бродяги.

- Дон Кихот.

Поздняя работа. Пластический костяк выражен предельно лаконичными средствами.

 

- Камиль Коро.

Желание быть наследником прошлого сочетается у него с новыми тенденциями реалистического художественного языка.

 

- Орфей освобождает Эвридику.

Миф + реалистический пейзаж.

 

- Замок Пьерфон (?).

Живопись скромна по своим живописным качествам, по выбору мотива. Удивительная чувствительность в передаче атмосферы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.