Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современное состояние и перспективы развития опорного каркаса России






Опорный каркас России чрезвычайно неравномерно распределен по территории страны: наибольшим сгущением как узловых, так и линейных систем каркас характеризуется в европейской части страны, в то время как в азиатской части он чрезвычайно разрежен, что особенно характерно для северных районов Сибири.

Географически логично то выдающееся скопление крупней­ших центров, которое наблюдается в Урало-Поволжье, соот­ветствующее экономико-географическому положению региона, его скрепляющей роли в территориальной структуре всей Рос­сии. Развитость транспортного каркаса, образованного широт­ными и меридиональными линиями, сочетается с развитостью урбанистического каркаса. Регион предоставляет своим центрам возможность выступать в роли важнейших узлов межрайонных взаимодействий. Не случайно его первенствующие города — Са­мара и Екатеринбург — назывались кандидатами на пост столи­цы России при обсуждении вопроса о ее переносе из Москвы. Роль временной столицы в годы войны Самара уже выполняла. Опорные центры Севера сети не образуют, отмечая разрознен­ные и разделенные колоссальными расстояниями очаги ос­воения. Каждый из таких очагов привязан к своим базовым ареа­лам, потребности в связях между ними нет. Опорные центры, формирующиеся не в глубине ресурсных ареалов, а на подсту­пах к ним, намечают, пока «пунктиром», контактную полосу между староосвоенными районами и северной зоной.

Формирование в недалеком будущем системы ВСМ и продол­жающаяся дифференциация в совокупности узлов каркаса вызо­вет выделение в нем главных элементов — и линейных и узловых. Возникает «суперкаркас», в который из узлов войдут региональные центры и субцентры, «вторые города» экономических районов, наиболее крупные порты, научные центры и курорты.

 

 

Выводы

 

Прежний опорный каркас России в настоящее время претерпевает изменения: сформированная в эпоху советской индустриализации экономика начала интегрироваться в глобальный рынок, перестала быть замкнутой и самодостаточной, эффективность утратили как отдельные производственно-технологические комплексы (достаточно упомянуть, что после того, как исчез централизованный контроль за ценами значительная часть продукции из Сибири и Дальнего Востока стала неконкурентоспособной), так и их территориальная проекция в виде системы расселения.

Новая система расселения и пространственная организация Российской Федерации формируется хаотично и закрепляет в первую очередь сырьевую специализацию страны и транзитный характер развития многих ее регионов – во многом этот процесс поддерживается иностранными игроками, которые заинтересованы в сугубо сырьевой функционализации России.

В Российской Федерации должен быть сформирован новый опорный каркас пространственной организации, обеспечивающий достижение заявленных целей пространственного развития. Узлами опорного каркаса должны выступить крупные городские агломерации – инновационные и управленческие центры, концентрирующие в себе экономическую активность в стране и выступающие источником изменений.

Таких опорных регионов в РФ будет относительно немного. В настоящий момент в стране только один мегаполис мирового масштаба – Москва и один всероссийского – Санкт-Петербург. Остальные 11 миллионников – города с населением в интервале от полутора до миллиона человек. В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке нет ни одного миллионника (при том, что в Китае их около 100, из которых 10 новых выросли вдоль границы с Россией). Почти все крупнейшие города-миллионники за время между двумя последними переписями потеряли 2–5% своего населения, а Санкт-Петербург – 7%. Из 13 миллионников рост демонстрируют только Москва, Ростов-на-Дону и Волгоград.

Опорные регионы, будут узлами опорного каркаса пространственной организации страны и должны «собирать» российскую территорию как основные транспортные узлы, зоны интеграции РФ с глобальной экономикой, территории концентрации центров управления товарными, финансовыми, информационными и миграционными потоками. Узлы опорного каркаса должны быть дополнены новыми объектами линейной системы опорного каркаса – дополнительными транспортными магистралями. Только в этом случае в стране можно сохранить «точки роста» даже в условиях долгосрочного тренда депопуляции и обострения дефицита рабочей силы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.