Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пошаговое проектирование индивидуальной коррекционной программы






(предметное обучение)

Шаг 1. Сбор данных комплексного обследования ребенка и составление характеристики, в которую включаются сведения об актуальном (исходном) уровне развития ребенка, компенсаторных возможностях и зоне ближайшего развития (то, что ребенку доступно для выполнения с помощью взрослого).

Специалист отмечает, какие функции ограничены, нарушены, не развиты и в какой степени. Определяет, на какие сохранные анализаторы и функции можно опереться при организации коррекционной работы. Например, у слабослышащего ребенка с синдромом Дауна сохранны подражательные способности и имеются собственные жесты, используемые им для общения со взрослыми. Сохранные подражательные способности позволяют ребенку выполнять с помощью взрослого предметные действия сопряженно, а простейшие бытовые действия отраженно за взрослым. Поэтому коррекционная работа должна начинаться с этапа сопряженных действий с опорой на имеющиеся жесты.

Комплексное обследование предусматривает участие следующих специалистов:

Врачи-специалисты (педиатр, психиатр, невролог, отоларинголог, окулист, хирург-ортопед, сурдолог). В случае наличия у ребенка множественных нарушений желательно предусмотреть консультацию генетика для исключения хромосомной патологии. Врачи-специалисты указывают дату осмотра, диагноз, назначения, сведения о госпитализациях и санаторно-курортном лечении. Данные сведения анализируются вместе с анамнезом (история возникновения и развития основного заболевания) из амбулаторной карты.

Сведения о семье может собирать социальный педагог, либо воспитатель, либо классный руководитель совместно с психологом. Проводится анкетирование или беседа с родителями, в ходе которых выясняются сведения о составе семьи; ФИО, возрасте, образовании родителей (или лиц их заменяющих); жилищных условиях и материальном положении; характере взаимоотношений в семье, стиле и особенностях воспитания. Данные сведения помогают определить реабилитационный потенциал семьи, выявить наиболее активных членов семьи для привлечения к участию в коррекционном процессе. Для семей с низким уровнем реабилитационного потенциала необходимо предусмотреть систему специальных мер по повышению мотивации.

Те же специалисты собирают сведения о социальном развитии ребенка. Сюда входит представления ребенка о себе и своих родственниках; особенности коммуникации (со взрослыми, со сверстниками); используемые средства общения (вербальные, невербальные); особенности характера, эмоционально-волевой сферы, поведения; навыки самообслуживания; интересы и предпочтения ребенка в играх, общении, деятельности.

Дефектолог (или дефектолог с психологом) определяют особенности психических процессов; моторики общей и мелкой; предметно-практической и продуктивных видов деятельности; особенности игры.

Особое внимание уделяется следующим критериям оценки деятельности:

v восприятию и пониманию инструкции;

v наличию мотивации к деятельности;

v возможности удержания мотивации и алгоритма деятельности;

v темповым характеристикам деятельности;

v характеру выполнения (обследовательские действия);

v степени самостоятельности;

v умению принимать и выполнять задания с помощью взрослого;

v возможности саморегуляции и самоконтроля своей деятельности.

Задача специалистов определить уровень актуального развития ребенка и зону ближайшего развития.

Логопед определяет предпосылки развития речи, особенности и уровень развития экспрессивной и импрессивной речи. Среди детей со сложными (комплексными) нарушениями часто встречаются дети, которых специалисты относят к категории т.н. «безречевых» детей. В этом случае, логопеду необходимо:

v определить все имеющиеся вокализации и звукосочетания у ребенка, вывить наиболее близкие по звучанию и артикуляции к звукам родного языка (это позволяет определить последовательность отработки звуков в процессе логопедической работы);

v выявить произвольность и осознанность их использования (соотносит ли определенную вокализацию с конкретными предметами, действиями или проявляется спонтанно вследствие эмоциональных реакций);

v определить характер употребления вокализаций (постоянный или непостоянный, то есть использует одни и те же вокализации, доступные для произношения, или они варьируются вне зависимости от ситуации);

v эмоциональную окрашенность вокализаций, позволяющих понять смысловые оттенки;

v способность к подражанию вместе с логопедом или за логопедом повторить доступные вокализации, но с измененными характеристиками (интонацией, силой, высотой голоса, темпом) или в новой ситуации (например, в процессе расширения смыслового оттенка имеющейся вокализации);

Задача логопеда определить сформированность коммуникативных навыков (невербальных и вербальных) и возможности их использования в разных ситуациях общения.

Если у ребенка сохранны вербальные средства общения, то логопед обследует речевые функции по адаптированной диагностической схеме, то есть разработанной индивидуально с учетом речевых возможностей ребенка. При этом особое внимание уделяется обследованию языковых компонентов на уровне импрессивной речи, а экспрессивная речь обследуется в различных ситуациях общения.

Все данные оформляются в индивидуальную карту комплексного сопровождения ребенка.

В процессе обследования определяется уровень психоречевого развития ребенка и степень отставания по возрасту, т.е. какому возрасту соответствуют основные показатели нервно-психического развития. Для ребенка с комплексными нарушениями развития такими показателями будут являться: понимание речи, активная речь, сенсорное развитие, игра, предметно-практическая и различные виды продуктивных видов деятельности, движения, навыки самообслуживания.

Необходимо также в процессе обследования определить структуру нарушения, т.е. соотношение первичных и вторичных отклонений, а также степень выраженности первичных нарушений и характер влияния друг на друга.

Для того чтобы спланировать эффективную программу коррекционной помощи, необходимо выявить компенсаторные возможности ребенка в ходе проведения диагностических исследований. С этой целью следует создать насыщенную полисенсорную среду и определить сохранные функции.

Шаг 2. Планирование индивидуальной коррекционной программы (далее ИКП).

По результатам диагностики планируется форма обучения (предметное, беспредметное) и определяется содержание и последовательность индивидуальной коррекционной работы.

Режим работы и нагрузка определяется с учетом рекомендаций специалистов и медицинских показаний.

При планировании программы по предметному обучению можно опираться на рекомендации М.В. Жигоревой[8].

1 этап. Выбор программ, на основании которых будет строится ИКП. В процессе диагностики определяется структура сложного нарушения. Выбор программ осуществляется с учетом первичных нарушений, представленных в данной структуре. Например, для ребенка с тяжелым нарушением слуха и ДЦП выбираются программы обучения для С(К)ОУ соответствующего вида.

2 этап. Соотнесение содержания разделов программ и количество часов на изучение каждой темы. Выбор общих тем разделов по каждому предмету (или содержательно схожих и доступных ребенку для изучения).

Сложность и объем содержания темы, представленного в каждом разделе, количество часов на изучение темы определяется с учетом степени доступности для овладения ребенком с данной структурой. Опираемся на программу с упрощенным содержанием. Например, для ребенка с нарушением слуха более сложным будет являться овладение программой по русскому языку, иностранному языку, музыке, а значит данные разделы берутся из программы С(КОУ) 1 или 2 вида. Возможно исключение отдельных разделов и дополнение с учетом специфики нарушения. Так иностранный язык не представлен в программе обучения глухих, а значит, этот предмет исключается из ИКП. Затем планируется содержание работы по коррекционным разделам. Выбираются все виды коррекционных занятий в соответствие с компонентами структуры нарушений. Так, для ребенка, имеющего в структуре ДЦП и нарушение слуха необходимо предусмотреть в содержании программы виды занятий: развитие слухового восприятия и формирование правильного произношения, фонематическую ритмику (из программы С(КОУ) 1 или 2 вида), ЛФК, логопедические занятия (из программы С(КОУ) 6 вида).

3 этап. Составление ИКП. М.В. Жигорева предлагает изначально запланировать 2 варианта ИКП (упрощенный – начальная ступень) и усложненный (основная ступень), для того, чтобы обеспечить корректировку программы с учетом динамики ее усвоения ребенком.

Усложнение содержание и увеличение объема материала планируется по принципу линейности и концентричности построения.

 

Планирование программы по беспредметному обучению осуществляется с учетом проявлений, представленных по основным показателям нервно-психического развития, выявленных в процессе комплексного обследования. В связи с этим ведущими направлениями коррекционной работы по беспредметной форме обучения будут являться следующие:

v формирование представлений ребенка о себе и окружающем,

v развитие навыков коммуникации,

v формирование навыков самообслуживания и безопасной жизнедеятельности,

v подготовка к овладению простейшими видами учебной деятельности,

v социальная интеграция и преодоление бытовой зависимости от ближайшего окружения.

Содержание коррекционной работы должно быть направлено на формирование возрастных психологических новообразований и становления всех видов детской деятельности. При этом в программе должны быть представлено содержание работы с семьей. При разработке формы ИКП можно использовать рекомендации специалистов Института коррекционной педагогики РАО (Москва) А.В. Закрепиной (к.п.н., старший научный сотрудник) и М.В. Братковой (к.п.н., старший научный сотрудник)[9]. Авторы рекомендуют включить в структуру программы 3 основные части:

1 часть. Педагогические условия проведения занятий с ребенком (требования к организации режима, определение нагрузки, место и время проведения занятий, требования к подбору игрового и дидактического материала с учетом психофизических особенностей и потенциальных возможностей ребенка и задач коррекционно-развивающего обучения).

2 часть. Определяются направления, задачи коррекционно-педагогической работы и комплекс игр и игровых упражнений по каждому направлению. Предусматривается пять основных направлений в соответствии с основными линиями развития ребенка: социальное развитие, социальное развитие, физическое развитие, формирование ведущей деятельности, формирование продуктивных видов деятельности.

3 часть. Даются рекомендации для родителей.

 

Шаг 3. Реализация с мониторингом не реже 3 раз в год корректировка программы при отсутствии динамики.

Рекомендуется проводить на базе ОУ психолого-медико-педагогические консилиумы с участием родителей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.