Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подготовка кадров и повышение квалификации педагогического персонала. Выявление слепоглухонемых, диагностика, первая помощь родителям 6 страница






Полезно познакомить слепоглухонемого ребенка с объектами, не только являющимися постоянными носителями одного и того же цвета, но и со случайными его владельцами. Учащимся предлагают упражнения по перечислению таких объектов. Например, зеленый цвет имеют трава, огурец, елка. И тут же даются в сравнении возможные цвета некоторых вещей, изготовленных руками человека: зеленая, как трава, рубашка; белый, как снег, маскировочный халат; голубой, как небо, бант и т. д.

«Многих зрячих, — пишет О. И. Скороходова, — чрезвычайно интересует вопрос: могу ли я представить тот или иной цвет? Некоторые даже спрашивали: нельзя ли с помощью осязания различать цвета? На оба эти вопроса я отвечаю: «Конечно, нет». Но поскольку я пользуюсь языком зрячих, то о различных цветах и их оттенках говорю теми же словами, какими принято о них говорить».

Не следует преувеличивать значение цвета в жизни людей, иначе слепоглухонемой ребенок будет считать себя очень обделенным и остро переживать отсутствие возможности воспринимать цвет.

§ 10. ЗНАЧЕНИЕ ЧТЕНИЯ В ЖИЗНИ СЛЕПОГЛУХОНЕМОГО ШКОЛЬНИКА. ЭТАПЫ ПРИОБЩЕНИЯ СЛЕПОГЛУХОНЕМОГО ШКОЛЬНИКА К КНИГЕ

Невозможность познать окружающее с помощью основных дистантных анализаторов приводит к поиску иных каналов информации для слепоглухонемых.

У обычного ребенка восприятие многоканально и синхронно. Зрением он воспринимает предметы и явления окружающей жизни, слухом улавливает сопровождающие их звуки, но, главное, слышит словесное обозначение этих предметов и явлений. Он одновременно, зрительно и через слово, знакомится с назначением окружающих предметов, узнает суть и причины явлений природы и общественной жизни.

У слепоглухонемого ребенка отсутствует такая комплексная актуальная информация до тех пор, пока он не научится словесному общению, а главное, восприятию печатного слова. Книга открывает слепоглухонемому путь к вершине человеческих знаний, дает простор для беспредельного интеллектуального развития, для оперативного самостоятельного пополнения сведений об окружающей жизни. «...Знаниями и литературной речью, — пишет О. И. Скороходова, — я обязана чтению, чтению и еще раз чтению книг, и в первую очередь художественной литературе. Спасение слепого, глухонемого и особенно слепоглухонемого— в чтении. Как научить слепоглухонемого чтению и письму, об этом пусть расскажут мои учителя, а я говорю только о том, что думаю о чтении как о единственном средстве спасения слепоглухонемого, слепого, глухонемого. Когда это поймут те, кто руководит обучением и воспитанием слепоглухонемых, слепых и глухонемых, обучение это двинется вперед гораздо успешнее, чем теперь».

После практического освоения языка приобщение слепоглухонемого ребенка к чтению становится первостепенной задачей. Опоздание с приобщением к чтению, отсутствие интереса к печатному слову может нанести непоправимый вред всему последующему развитию ребенка. Практика работы с слепоглухонемыми детьми показывает, что высокого интеллектуального развития достигают только те слепоглухонемые, у которых своевременно удалось развить интерес к чтению.

Во время чтения формируется эмоционально-образное мышление, раздвигаются границы познания; отчасти решаются вопросы «Кто я?», «Какой я?». В этой связи очень важно сохранение контактов с воспитателем, формирующим активную социальную позицию ребенка.

Трудно переоценить роль чтения в сфере самосознания воспитанников, в развитии эмоционального сочувствия. Неотъемлемым фактором в становлении мировоззрения чтение является еще и потому, что все вопросы, противоречия, проблемы ребенок воспринимает интимно-личностно, эмоционально. Чтение помогает эмоциональному осознанию опыта, полученного в практической деятельности и общении.

Очень сложный момент в воспитании слепоглухонемых — проблема уединения. Чтение позволяет и в уединении сохранить непрерывность воспитательного процесса. Чтение и обдумывание прочитанного в моменты уединения позволяют включать в эти процессы воспитание активной жизненной позиции, решение проблем общения, познания, обособления, самосознания, выработки мировоззрения, а также эмоциональные переживания и сопоставления с жизненным опытом.

Уединение во время чтения имеет и компенсаторную функцию, проявляющуюся в эмоциональном переживании новых психических состояний, новых потребностей, переживании мечты. Иногда компенсируется отсутствующее признание товарищами через общение с героями книг. Именно для выявления таких состояний очень важны беседы с воспитателем о прочитанном.

Развивая любовь к книге, следует учитывать прежде всего заинтересованность ребенка в информации, которую поставляет ему тот или иной текст.

Замечено, что слепоглухонемые любят получать письма от родных и знакомых. Каждое письмо, сколь бы пространным оно ни было, прочитывается от начала до конца. Это обстоятельство используют для развития интереса к чтению у слепоглухонемых учащихся. Родителям рекомендуется писать письма чаще и объемнее, включая в содержание волнующие ребенка темы. Для развития у детей интереса к переписке устраиваются коллективные игры в почту, которые всегда вызывают оживление и проходят при активном участии ребят. В этих играх закрепляются навыки письма и чтения, ведения почтовой переписки и ее оформления.

Другое средство приобщения к печатному слову — систематические дневниковые записи учащихся. Дневниковые записи отражают личный опыт учащихся, связанный с их эмоциональными переживаниями, а потому содержание записей притягательно для ребят. Большую пользу приносит чтение учащимися дневниковых записей друг друга. Из них каждый узнает о знакомых ему по личному опыту событиях, о поступках товарищей. Целесообразно также давать для прочтения воспитанникам дневниковые записи старших учащихся, сделанные ими в прошлые годы. По форме изложения эти записи вполне доступны пониманию обучаемых, а их содержание раскрывает события, происходившие в школе ранее.

Огромную роль в приобщении слепоглухонемых детей к чтению играет стенная печать. Заметки в стенгазету содержат материал из жизни школы, описывают события, участниками которых были сами дети. Поэтому заметки интересны и доступны пониманию читающих. Тем же, кто пишет заметки, они служат средством самовыражения и обретения навыков адаптированного изложения мыслей, так как часть читателей стенной газеты находится по уровню развития ниже составителей заметок.

Регулярно обновляются адаптированные тексты о сезонных изменениях в растительном и животном мире. Эти тексты составляют воспитатели и вывешивают на панно с контурным изображением имеющихся в школьном хозяйстве животных. Тексты расширяют возможности формирования письменной речи воспитанников, их содержание близко личному опыту слепоглухонемых учащихся, так как связано с их общественно полезным трудом в пришкольном хозяйстве. Тексты посвящают детей в различные забавные происшествия, происходящие в мире животных, дают рекомендации по уходу за животными, содержат критику воспитанников, нерадиво относящихся к хозяйственным обязанностям.

Систематически проводятся конкурсы на лучшие сочинения. Последующий их анализ под руководством педагогов позволяет совершенствовать у слепоглухонемых навыки правильного изложения мыслей, приобщать воспитанников к художественному слову.

Для развития интереса учащихся к художественной литературе в методических объединениях составляют сборники адаптированных произведений детских писателей. Сборники рассчитаны на различные уровни развития слепоглухонемых учащихся начальных классов.

Библиотечная работа, проведение читательских конференций и диспутов позволяют развить у детей устойчивый интерес к книге.

«...Отдыхаю хорошо, — писал своей учительнице Саша С, находившийся дома на каникулах.—Успокойте, пожалуйста, Л. И. и Р. С.— читаю рекомендованную ими «Войну и мир». Других произведений Л. Толстого по Брайлю здесь не оказалось. Для разнообразия взял двухтомник С. Есенина, «Железный поток» А. Серафимовича, а для развития способности «думать и мыслить» взял по рецепту Э. В. «Очередные задачи Советской власти» В. И. Ленина. В редакцию «Советского школьника» послал два своих стихотворения».

Практика работы с различными категориями слепоглухонемых детей показывает, что не все они одинаково успешно приобщаются к книге. Наиболее быстро приходит интерес к чтению при тотальной и практической слепоглухонемоте. Последнее вызвано тем, что у этих двух категорий детей крайне ограничены виды досуга, в которых они могут участвовать наравне со своими слабовидящими глухонемыми товарищами. Поэтому тотально слепоглухонемые и практически слепоглухонемые учащиеся в языковом и интеллектуальном развитии, как правило, обгоняют слабовидящих глухонемых. Этих последних отвлекает от чтения разнообразная зрительная информация. Часто можно наблюдать, как тотально слепоглухонемые учащиеся адаптированно в дактильно-жестовой форме пересказывают содержание прочитанных произведений своим слабовидящим глухонемым товарищам.

Известно, что скорость восприятия слепоглухонемыми книжного текста, выполненного брайлевским шрифтом, в два раза ниже, чем скорость чтения плоскопечатного текста зрячим человеком. В старших классах учащимся приходится много времени уделять чтению учебников и художественных произведений. Поэтому немаловажное значение на этом этапе имеют навыки быстрого чтения. Исследования показали, что восприятие брайлевского текста пальцем слепоглухонемого подчиняется принципу сигнальности так же, как и чтение плоскопечатных текстов. Этот принцип заключается в том, что каждый из нас не вчитывается в отдельные буквы, а узнает и считывает слова глобально по определенным сигналам в виде присущих словам немногих индивидуальных сочетаний букв. Скорость чтения зависит от индивидуальных способностей сигнального восприятия текста. Развитию сигнальности восприятия слов и целых словосочетаний уделяется особое внимание при обучении слепоглухонемых. В этом помогают специальные технические средства общения («Специализированный класс» и «Комплект брайлевских строк»).

Самостоятельное чтение слепоглухонемыми художественной литературы бывает затруднено незнанием некоторых слов и выражений. Поэтому совершенно необходимо иметь слепоглухонемым учащимся старших классов толковый словарь. В школьной практике используется переведенный на шрифт Брайля «Словарь русского языка» (сост. С. И. Ожегов).

В подростковый период и в юношеском возрасте слепоглухонемые учащиеся начинают задумываться над необычностью своей судьбы, над личными жизненными перспективами. В это время их нельзя оставлять в одиночестве с тяжелыми раздумьями. Нужно помочь им найти достойный путь сопротивления обстоятельствам. Большую помощь может оказать художественная литература. В этот период важно дать учащимся образцы борьбы и побед сильных духом людей над жизненными невзгодами. Для подросткового периода доступны такие произведения, как А. Маршалла «Я умею прыгать через лужи», Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке», В. Г. Короленко «Слепой музыкант». Для более старшего возраста можно рекомендовать произведения и биографию Н. Островского, книгу О. И. Скороходовой «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир», знакомить учащихся с жизнью и творчеством слепоги скульптора Лины По.

Воспитанию у слепоглухонемых учащихся активной жизненной позиции служат газетные статьи, дающие образцы стойкости советских людей в различных экстремальных условиях. Газетные материалы используют для коллективных читок с помощью специальных технических средств или в качестве заметок, переведенных на брайлевский шрифт в школьной стенгазете. Иногда газетные статьи приходится адаптировать.

Наконец, большой интерес для слепоглухонемых учащихся в плане осознания себя полноправными членами общества, способными преодолевать трудности, получать высокое интеллектуальное развитие и иметь жизненные перспективы, представляют опубликованные в различных популярных журналах, а также специальном журнале для слепых «Наша жизнь» статьи их старших товарищей, бывших воспитанников школы слепоглухонемых. В этих статьях они описывают свою учебу в МГУ, делятся впечатлениями о начале своей трудовой деятельности в качестве младших научных сотрудников Научно-исследовательского института общей и педагогической психологии АПН СССР. Систематическое чтение специальных журналов «Наша жизнь» и «В едином строю», в которых отражен быт и труд людей с дефектами зрения и слуха на современных учебно-производственных предприятиях, также представляет интерес для слепоглухонемых.

Полезно знакомить, учащихся с заметками о научных достижениях в области офтальмологии, оториноларингологии, специальной техники, способствующей коррекции и компенсации дефектов. Часто эти материалы нуждаются в разъяснении, а терминология — в доступном для слепоглухонемых толковании.

Процесс формирования личности слепоглухонемого ребенка при всей специфике решения многих вопросов воспитания и обучения основывается на ведущей роли предметно-практической и трудовой деятельности. Основным механизмом приобщения слепоглухонемых детей к духовному развитию и саморазвитию является предметно-практическая деятельность в условиях развитых форм общения, становление которых — постоянная забота воспитателей. Через воспитательное и первостепенное значение трудовой деятельности (как бытовой по самообслуживанию, так и коллективно значимой) возможен подход к нравственному, физическому, эстетическому воспитанию.

Воспитание личности слепоглухонемого в коллективе основывается на связи видов деятельности с формированием оптимистического мироотношения личности, на влиянии развитых форм общения на ее самосознание, где общение рассматривается как один из важнейших видов деятельности.

Огромное значение для формирования эмоциональной культуры в процессе социализации ребенка имеет личный опыт, приобретаемый им в условиях непрерывного воспитательного процесса, а также своевременное формирование интереса к чтению как пути становления активной жизненной позиции.

Претворение в жизнь этих положений позволяет решить проблему индивидуализированного подхода в целостном воспитании личности.

 


18/Включение слепоглухих в профессиональный труд

 

ВКЛЮЧЕНИЕ СЛЕПОГЛУХИХ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТРУД

Приобщение слепоглухонемых к профессиональному труду имеет свою историю. Оно осуществлялось за рубежом еще в прошлом веке. Правда, труд слепоглухонемых в то время применялся не в целях их гармонического развития, а лишь в качестве способа добывать средства для жизни. Это был примитивный механический труд, не способствующий развитию личности, а отупляющий, подавляющий ее.

В перечне работ, выполнявшихся слепоглухонемыми, имелись лишь работы, требующие однообразных мышечных усилий: вязание, плетение корзин, сеток, изготовление щеток, ершей, ткачество, работа на ручных станках. Каждый из перечисленных видов труда, несомненно, допускает элементы творчества. Но, к сожалению, и в этих работах слепоглухонемым доверялось выполнять лишь самые элементарные операции. Зачастую слепоглухонемые не знали, для каких целей используются изготовляемые ими детали, какое место занимает их труд в цепи последовательных операций. Это препятствовало формированию сознательного отношения к труду, развитию мышления и становлению личности слепоглухонемых. При трудовом приспособлении слепоглухонемых исходили из возможностей местного примитивного производства, специальных же условий для труда не создавалось.

В начале XX в. наблюдались случаи привлечения слепоглухонемых к выполнению простейшего ручного труда на производстве. Такой труд слепоглухонемых применялся в Германии и Франции, а позднее в гитлеровской Германии примитивный труд слепоглухонемых в целях секретности использовался на военных заводах.

По сообщению американских исследователей Л. Бетика и Д. Ньютона, Нью-Йоркский индустриальный дом слепых работает с отдельными слепоглухонемыми в области приспособления их к труду с 1920 г. Подробности-реабилитационной работы этого периода исследователи не освещают. В 1962 г. это начинание было расширено, и к 1967 г. система реабилитации слепоглухонемых охватывала 90 человек. 20 из них жили при специальном учреждении, остальные были приходящими. Трудовое приспособление шло последующим направлениям: работа у верстака, на станках, сборка, упаковка и вязание. Для женщин были организованы, кроме того, специальные курсы но домоводству, включающие шитье, приготовление пищи, уборку помещений.

У нас в стране, по данным А. В. Ярмоленко, после Октябрьской революции воспитанники ленинградской группы слепоглухонемых осваивали шитье, вязание, столярное дело. Однако включение их в профессиональный труд осуществить не удалось в связи с началом Великой Отечественной войны.

С 1932 по 1940 г. в ленинградской группе с 12-летнсго возраста обучался тотально слепоглухонемой Ардалион К., который потерял слух в возрасте полутора лет, а к пяти годам утратил полностью и зрение. Обучение Ардика общеобразовательным дисциплинам было настолько успешным, что предполагалось его поступление в Ленинградскую академию художеств на факультет скульптуры. Война разрушила этот план. Оказавшись во время войны у родителей в Туле, Ардалион К. в 1941 г. поступает слесарем на металлургический завод, и с этого периода начинается его трудовая биография. За 35 лет производственной деятельности Ардалион К. обучился столярному, трикотажному, щеточному, сеточному и картонажному делу, работал штамповщиком на ручном и моторном прессах. В па-стоящее время он работает на Тульском УПП ВОС сборщиком электрического шнура, освоил все осуществляемые в цехе операции и является одним из лучших производственников.

В Харьковской школе-клинике для слепоглухонемых, руководимой И. А. Соколянским, уже с 12-летнего возраста дети участвовали в профессиональном труде на станках в обувном производстве. Однако подробного описания процесса включения слепоглухонемых подростков в профессиональный труд в условиях специального учреждения И. А. Соколянский не дает.

И. А. Соколянский практиковал обучение слепоглухонемых профессиональному труду путем надомной работы па штамповальных станках. Оборудование и материалы поставлялись в школу-клинику обувной фабрикой. И. А. Соколянский приводит также подробное описание процесса включения в надомный профессиональный труд слепоглухонемой Лиды X.

Уровень интеллектуального развития Лиды X. был крайне низок. Она не владела дактилологией и для общения с матерью использовала около 70 жестов, понятных только им двоим. Поэтому сфера общения Лиды была крайне ограниченной. В общение с окружающими она не вступала, чужих людей сторонилась. Социализация Лиды вне семьи не была организована. Несмотря на узость социальных связей, сферы общения и низкий интеллектуальный уровень, трудовая реабилитация слепоглухонемой проходила успешно. Она овладела семью операциями по изготовлению гребенок из винипласта и органического стекла и, по утверждению И. А. Соколянского, уже па пятом месяце была переведена из учениц в работницы и самостоятельно выполняла норму. Ее заработок стал основой материального благосостояния семьи.

Воспитательница группы слепоглухонемых при Научно-исследовательском институте дефектологии АПН СССР Н.В.Иванова излагает опыт формирования навыков профессионального труда у тотально слепоглухонемой с младенчества Юлии В., которая поступила на обучение в эту группу в 1955 г. в 14-летнем возрасте. До этого девочка воспитывалась и обучалась в семье в соответствии с методическими указаниями И. А. Соколянского. В семье Юлия освоила навыки самообслуживания и общественно полезного труда. К началу обучения профессиональному труду она полностью овладела языком и приступила к изучению школьного курса. Юлия успешно овладела всеми операциями по запрессовке шляпки мебельного гвоздя и сборке колец тугопровода (деталь сельскохозяйственной машины), Дальнейшее ее обучение, трудовая и социальная реабилитация осуществлялись в Загорском детском доме для слепоглухонемых детей.

Таким образом, до 1967 г. имелись лишь отдельные случаи приобщения к профессиональному труду, чаще в надомных условиях, слепоглухонемых одиночек. В 1967 г. впервые в истории отечественной тифлосурдопедагогики целая группа слепоглухонемых была включена в профессиональный надомный труд в мастерских Загорской школы, а затем в 1973 г. группа слепо-глухих из 12 человек была переведена па самостоятельную работу в УПП ВОС.

Включение слепоглухпх в профессиональный труд на УПП ВОС оправдало себя.

Несмотря па то что особенности общения как будто роднят елепоглухпх с глухими, устройство слепоглухих па работу в УПП ВОГ нецелесообразно, так как все трудовые операции здесь производятся с опорой на зрение. Конечно, па этих предприятиях можно подобрать ряд операций для слепоглухих одиночек, однако работа там больших групп слепоглухих затруднена из-за отсутствия разнообразных видов приемлемого для них труда. Кроме того, слепоглухие, общаясь в своей среде, используют главным образом контактное дактилпрование, в то время как в трудовых коллективах глухих господствуют жесты, рассчитанные на визуальное восприятие. Так что родство общения не такое уж близкое, как кажется на первый взгляд.

На предприятиях ВОС трудовые, операции специально предусмотрены для лиц с нарушениями зрения и отвечают медицинским рекомендациям ВТЭК. В этих условиях слепоглухим можно подобрать индивидуально виды труда, согласованные с медицинскими рекомендациями.

Однако при оформлении слепоглухих на предприятия ВОС сразу же остро встает вопрос организации их общения с обслуживающим персоналом предприятия из числа зрячих сотрудников и незрячими кадровыми работниками. Поэтому с каждой повой партией сленоглухих па производство желательно направлять воспитателя, который работал с данными учащимися рапсе. Воспитатель знаком с психическими особенностями, физическими возможностями и наклонностями воспитанников, и это позволяет подбирать каждому из них соответствующие операции, содействовать их эффективной адаптации в трудовом коллективе. Вместе с тем это дает возможность воспитателю, наблюдая за внедрением воспитанников в производственный коллектив, учитывать недочеты и промахи, допущенные в воспитании, обучении и предпрофессиональной подготовке учащихся.

Внедрение слепоглухих в трудовой коллектив не всегда проходит успешно. Непривычная обстановка, отсутствие навыков установления контактов в производственном коллективе приводят к снижению коммуникативной активности слепоглухих рабочих. Вся их энергия при этом обращается на механическое выполнение трудовых операций. Даже при прекращении подачи сырья или поломке станка некоторые слепоглухие рабочие не пытаются самостоятельно выйти из создавшейся ситуации, а пассивно ждут, когда кто-нибудь из окружающих заметит их вынужденное безделье и придет на помощь.

Явление пассивного ожидания наблюдал еще И. А. Соколянский, исследуя вопрос включения слепоглухонемых в производительный труд па дому. Он обращал внимание на возможность наступления такого момента в самостоятельной работе слепоглухонемого, «когда ритм рабочих движений может перейти в шаблон, в простую цепь ассоциированных актов, следующих неизбежно один за другим и выполняемых учащимися механически». Во избежание такого положения И. А. Соколяпский предлагал делать «неожиданные вставки»—искусственные срывы. Например, к рабочему месту слепоглухонемого несвоевременно поставляли сырье пли вызывали остановку станка, побуждая слепоглухонемого предпринять какие-либо действия, чтобы выйти из создавшегося положения. Делать такие вставки И. А. Соколяпский предлагал до тех пор, «пока у учащегося не сформируется умение совершенно самостоятельно справляться с затруднительным положением, конечно, если это создавшееся положение не выходит за пределы возможности обучаемого».

На первых порах целесообразно снабжать слепоглухонемых карточками с надписью: «У меня сломался станок», которые устанавливаются на рабочих местах в период простоя. Для устранения сбоев в снабжении сырьем выделяется доступное для слепоглухого рабочее место, на котором складируется запас сырья и полуфабрикатов. С этого места слепоглухой в случае необходимости самостоятельно пополняет свои запасы.

Приходится сталкиваться и со скептическим отношением к трудоспособности слепоглухих со стороны администрации. Такое отношение связано с опасением, что слепоглухие не будут работать достаточно производительно и тем самым поставят под угрозу выполнение плана производством. Поэтому в мастерских школы следует заниматься не только предпрофессио-палыюй подготовкой как частью политехнического обучения, но проводить также профессиональное обучение слепоглухих. При этом полезно внедрять трудовые профили, тождественные тем, которые имеются в местном УПП.

Появление слепоглухпх на производстве вызывает обычно скептицизм и со стороны некоторой части обслуживающего персонала, а также кадровых незрячих рабочих. В то же время многие из сотрудников УПП из сострадания к слепоглухим берутся чрезмерно им помогать, нередко выполняя за них часть работы. Это вредно сказывается на трудовой реабилитации воспитанников. С персоналом следует проводить беседы о вреде неумеренной помощи слепоглухим. Содействие им со стороны кадровых рабочих УПП нужно направлять в русло оказания методической помощи, обмена опытом по выполнению различных операций.

Бывает достаточно двух-трех месяцев предварительной практики, для того чтобы слепоглухие не только догнали по производительности своих слепых товарищей, но и опередили их. Высокая производительность труда слепоглухих —следствие их необыкновенного усердия, происходящего, во-первых, от воспитанной у них привычки к систематическому упорному труду, во-вторых, от отсутствия отвлекающих факторов. Пи перекуров, ни бесед с соседом по рабочему месту у них нет. Дурные наклонности им не привиты, а для бесед нужно высвобождать руки, занятые трудом.

Слепоглухим необходимо предлагать дополнительные перерывы, помимо обеденного, для отдыха, короткой прогулки на воздухе, чтения художественной литературы. Обязательна и производственная гимнастика. Это полезно для здоровья и умственного развития слепоглухих, поскольку высокая производительность труда требует большого физического напряжения и изматывает их, превращая в живых роботов, что, конечно, противоречит задачам их гармонического развития. Не во всех случаях слепоглухие воспринимают введение дополнительного отдыха с энтузиазмом, поскольку это снижает заработную плату. Однако воспитательные меры, беседы о необходимости сохранять здоровье доходят до их сознания, и добровольные физические перегрузки прекращаются.

Очень важно наладить самостоятельный учет слепоглухимн вырабатываемой ими продукции, подсчет зарплаты в зависимости от выработки.

Например, в практике работы слепоглухих при Загорском УПП сложилась традиция, при которой слепоглухие рабочие перед зарплатой подают воспитателю записку с указанием количества сданной продукции и самостоятельно сделанным расчетом зарплаты за месяц. Полученный расчет воспитатель сверяет с данными бухгалтерии. В случае расхождения расчетов причина доводится до сведения слепоглухого. Эта традиция имеет позитивное значение, так как позволяет слепоглухому прогнозировать свой бюджет и предотвращать необоснованные недовольства, которые в первый период работы на УПП случаются довольно часто. Слепоглухой рабочий сам получает в кассе зарплату и планирует свои расходы. Однако воспитатель направляет их в сторону целесообразных покупок.

Для того чтобы адаптация слепоглухих на УПП имела плавный, безболезненный характер, им прежде всего предлагают виды труда, знакомые по предпрофессионалыюй подготовке в школьных мастерских. Это позволяет молодому рабочему привыкнуть к повой обстановке, занимаясь привычным, не требующим новых навыков делом. По прошествии периода адаптации слепоглухому предлагают осваивать другие, еще незнакомые ему профессии. Таким образом, и на предприятии продолжается профессиональное обучение слепоглухих, начатое в школьных мастерских. В числе новых профессий, например, работа монтажника на конвейере по изготовлению блоков к цветным телевизорам. Эта работа требует особого внимания и расторопности. На монтаже телевизионных блоков используются следующие операции, выполняемые слепоглухими: крепление диодов, триодов, перемычек, вставка нескольких типов резисторов. В Загорском УПП ВОС на шести из восьми конвейерных зонах работают слепоглухие. Кроме того, слепоглухие выполняют операции по вязке электрического шнура, что также требует большого внимания и четкости в работе.

После приобретения трудовых навыков на отдельной операции происходит обучение слепоглухого выполнению смежных операций в пределах полного изготовления узла. Это расширяет представления молодого рабочего о пути прохождения заготовки, дает ему возможность приходить на помощь своим товарищам, что особенно важно при работе на конвейере.

В некоторых зарубежных странах критерием подготовленности слепоглухого к производительному труду считается его конкурентоспособная производительность. В условиях нашего общества нет необходимости в таких критериях, однако в плане морального удовлетворения самого слепоглухого важно довести производительность его труда до выполнения общих со слепыми товарищами производственных норм. В этом деле необходимо идти по пути целесообразной.организации рабочего места слепоглухого, обучения его рациональным приемам труда, обеспечения специальными приспособлениями, компенсирующими отсутствие зрительного контроля, налаживания взаимопомощи.

Рабочее место новичка с первых дней организуется так, чтобы инструменты и детали не скатывались и не сползали со стола, чтобы каждый инструмент находился со стороны использующей его руки. Полезно снабдить рабочее место слепоглухого ячеистыми наклонными ящиками: из них удобно брать инструменты и детали. Поощряется стремление слепоглухих к улучшению организации рабочего места, распространению интересных решений среди товарищей по труду.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.