Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подготовка кадров и повышение квалификации педагогического персонала. Выявление слепоглухонемых, диагностика, первая помощь родителям 4 страница






Необходимо подмечать стремление слепоглухонемых использовать обычное спортивное оборудование и инвентарь, приспосабливать их к своим возможностям и помогать воспитанникам в этом деле. Например, один тотально слепоглухонемой воспитанник научился кататься на двухколесном подростковом велосипеде по кругу, используя для опоры длинный шест, один из концов которого он втыкал в изъян асфальта, а другой держал в руке. Этот способ катания, изобретенный воспитанником, послужил основой разработки велокарусели для слепоглухонемых.

Слепоглухонемые воспитанники привлекаются к ремонту спортивного инвентаря, подготовке его к эксплуатации и хранению по окончании сезона. Некоторые воспитанники Загорской школы прекрасно справляются с этой работой. Например, С. Фанилю особенно хорошо удавалась установка на лыжах креплений.

Несмотря на стремление специалистов, работающих со слепоглухонемыми, разнообразить их досуг, вводить в него подвижные игры, развлечения, связанные с движением, последних явно не хватает. Особенно мало таких, в которых слепоглухонемой мог бы участвовать самостоятельно, не пользуясь посторонней помощью. Необходимо продолжать их разработку, так же как и разработку специальных технических средств спорта для слепоглухонемых.

«Я с большим сожалением замечаю, что в школе-интернате слабовидя-щие глухонемые ребята отмежевываются от слепоглухонемых. Слабовидящие всегда находят себе занятия — играют в футбол, волейбол, биллиард и т. д. А незрячие скучают, у них нет подобных мероприятий. То же самое наблюдается в походах. Слепые ребята сидят в стороне, скучают или ходят за воспитателем. Разве нет никаких развлечений для незрячих? По-моему, и для таких ребят надо что-то придумать. Например, научить слепоглухонемых устанавливать палатки. Можно было бы проводить соревнования по скорости и аккуратности в установлении палаток».

Так один из воспитанников в заметке для стенгазеты делился впечатлениями о турпоходе. И проблему сам поставил, и пути ее решения наметил. По его предложению слепоглухонемых, включая и тотально слепоглухонемых, обучили ставить палатки, и соревнования по установке палаток во время турпоходов вызывали у ребят огромный интерес. К этому добавились соревнования по ориентированию на местности с помощью солнца, мха на северной стороне деревьев, специального компаса. Устраивались соревнования и по перетягиванию каната, лазанию на шест, чистке картошки, надуванию резиновых матрасов.

В заметке воспитанника обращает на себя внимание мотив неразделимой связи физического и нравственного здоровья слепоглухонемых детей. Действительно, физическая активность детей, степень их участия в физической деятельности тесно связаны с самоуважением ребенка. Педагоги не должны выпускать из поля зрения отстраненных своими сверстниками от физических занятий детей, особенно тотально слепоглухонемых. Ибо такие дети замыкаются в себе, ищут другие, малоподвижные занятия, вступают в общение с такими же слабыми ребятами, что не способствует их физическому совершенствованию. Физическое воспитание в единстве с трудовым, нравственным, эстетическим — одна из важнейших задач воспитания детей.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Эстетическое воспитание трудно представить без непосредственного восприятия человеком явлений живой природы, произведений искусства. Как научиться понимать красоту, не имея представления о многообразной палитре красок, гармонии звуков?

У слепоглухонемого все восприятие мира переориентировано на осязание и отчасти обоняние. Достаточно ли этого для того, чтобы получить представление об искусстве, о прекрасном вообще? Оказывается, да! «Прекрасное есть жизнь», —утверждал Н. Г. Чернышевский. Стало быть, речь идет прежде всего о восприятии слепоглухонемым жизни во всем многообразии ее проявлений. Может ли слепоглухонемой иметь идеал прекрасного? Способен ли он в своем воображении создать идеал тарного существа, которое воплощало бы его представления о прекрасном? Если такой идеал у слепоглухонемого может быть сформирован, то не окажется ли он, подобно самому слепоглухонемому, существом, лишенным возможности воспринимать краски и звуки?

Слепоглухонемому доступен мир человеческих переживаний, их внешнее проявление во взаимоотношении с ним окружающих людей. Доступна его осязанию человеческая фигура, ее гармония и все возможные «некрасивости» и уродливости. Может воспринимать он человеческую мимику, если специально этому обучен, судить по ней об эмоциональном состоянии человека. Слепоглухонемой осязательно знакомится с животным миром: с подвижной ласковой собакой, вызывающей у него положительные эмоции, и с лягушкой, которая, по выражению Н. Г. Чернышевского, покрыта «холодной слизью, какою бывает покрыт труп...». Для слепоглухонемого лягушка столь же отвратительна, как и для зрячеслышащего человека.

Слепоглухонемой может осязательно воспринимать свежую траву, листья деревьев и цветы. Обоняние помогает этому восприятию, его эмоциональной окраске. Запахи, сопутствующие различным природным явлениям, часто приходят на помощь слепоглухонемому. Пахнет свежий белый снег, сочная зеленая трава, пахнет серая пыль, пахнут каждый по-своему красный помидор, свежий зеленый огурец и спелая желтая дыня. Хорошо, что природа проявляет себя не только цветом, восприятие которого недоступно слепоглухонемому, но и пестрой палитрой запахов, форм, структур. Надо только изощрить сохранные органы чувств, и можно будет улавливать, распознавать множество различных оттенков жизни природы. Ведь видеть — еще не значит знать. Известно, например, что муравей видит ультрафиолетовые лучи, а человек — нет, однако человек знает о них значительно больше муравья. И это отражено в народной мудрости: «Не видит не тот, у кого глаз нет, а тот, кто умом слеп».

«...Был такой чудный вечер. Мне кажется, что за все лето еще ни разу не было такого вечера. Неудержимо тянуло в сад, где благоухали белые табаки, петунии и настурции. Я сидела на скамье и думала... Едва уловимый ветерок теплыми струйками скользил по моему лицу и рукам. Ко мне подошла Е. А. Я спросила ее: «Какой сегодня вечер, лунный или темный?»—«Да, лунный. Небо чистое, синее, с крупными звездами». Я долго сидела в саду, а когда легла спать, не могла уснуть. Обаяние этого вечера далеко отогнало от меня сон...»— это запись из дневника О. И. Скороходовой.

Свежие цветы, их запах, пышная форма радуют слепоглухонемого. Цветы, увядшие при первых заморозках, их прелый запах вызывают печаль, усиливающуюся от мысли, что и последние, еще сохранившиеся на клумбах растения ждет та же неминуемая гибель. Напоминание о гибели, о смерти слепоглухонемому столь же неприятно, как и обычному человеку. Активное проявление жизни в доступной для осязания и обоняния форме наполняет слепоглухонемого восхищением. Образец такого восприятия природы отражен в заметке Сергея С, предназначенной для стенгазеты. В ней он одухотворяет природу.

Весна и дружба

«Здравствуй, Весна!

Пожмем руку Весне. 1 Мая — это день Весны. Весна — очень красивая добрая девушка (люди часто называют Весну девушкой).

Почему Весна красивая? Весна красивая потому, что у нее есть молодая зеленая трава (в лесу, в парке, во дворе детского дома, на скверах города), молодые цветы (на газонах, в лесу, в парке, на клумбе, в саду), теплый свежий воздух и солнце. Она пригласила к себе в гости птиц из далеких теплых стран.

Весна велела деревьям и кустарникам надевать новые зеленые платья (молодые зеленые листья). Еще Весна попросила взрослых и нас, ребят, помогать ей наводить порядок и чистоту во дворе, на огороде, в саду, в парке и городе (вскапывать землю, убирать мусор, подстригать ветки, красить лавочки, заборы, вазы для цветов, деревья). Это Весна учит нас трудиться и помогать природе.

Мая Весна скажет нам всем спасибо за хорошую помощь. Кто хорошо работал, получит в подарок от Весны хорошее настроение. Им Весна разрешит хорошо отдохнуть в свой праздник.

Почему Весна добрая? Потому что она хочет, чтобы все люди дружили и были добрыми, как она, Весна. Дружат хорошо только те люди, которые любят работать и помогать друг другу. Этих людей любит Весна. Она приглашает их на свой праздник 1 Мая. На этом празднике дружные люди будут веселыми, будут смеяться, петь веселые песни, будут шагать по городам и селам с цветами и флагами, с воздушными шарами.

Ребята! Давайте и мы тоже будем дружными и добрыми, трудолюбивыми людьми! Тогда 1 Мая Весна улыбнется нам и подарит хороший веселый отдых!»

С помощью осязания слепоглухонемые могут воспринимать скульптуру, тонко улавливать настроение, запечатленное автором в мимике, позах скульптурных произведений. Вот что говорит о своем восприятии этого вида искусства О. И. Скороходова:

«Я люблю обеих Венер, но по-разному: Милосская, нежная, серьезная и скромная, как-то ближе и понятнее; осматривая ее, я невольно становлюсь и сама серьезнее. Венера Медицейская заставляла меня улыбаться...» Или: «С особенно теплым чувством осматриваю двух спящих младенцев в кресле. Это скульптура из лучшего, нежнейшего мрамора. Дети —ну, только что не дышат! Если бы их оживить, были бы дети чудесной красоты...».

Слепоглухонемого ребенка обучают восприятию скульптуры, предварительно научив его осязать и воспринимать объекты живой природы. Обучение начинается с регулярных уроков лепки, на которых воспитанников учат воссоздавать образы предметов и объектов природы, животных, людей, воспринятых с натуры. Уроки лепки позволяют не только формировать у слепоглухонемых навыки работы с пластилином, знакомить с ваянием, но и проводить коррекционную работу по представлениям об окружающем мире, выявлять степень адекватности имеющихся у них понятий о реальной действительности. Известен эпизод, когда тотально слепоглухонемая воспитанница по заданию педагога вылепила из пластилина птичку, сидящую на ветке в позе, в которой человек сидит на стуле: птичка сидела на хвосте, свесив с ветки лапки.

В области ваяния слепоглухонемые могут достигать больших успехов. Тотально слепоглухой Ардалион К. мечтал поступить в Ленинградскую академию художеств. Это была реальная мечта, так как в Академии были одобрены его скульптурные работы, и в 1941 г. юноша получил стипендию ЦК ВЛКСМ для обучения скульптуре. Этой мечте не суждено было осуществиться лишь в связи с началом Великой Отечественной войны. Слепоглухой выпускник Загорской школы Юрий Л. получил профессию скульптора.

Произведения скульптуры должны быть повседневно доступны для слепоглухонемых учащихся. Поэтому в интерьере школы обязательно должна быть скульптура. Желательно, чтобы это были скульптурные группы, отражающие различную деятельность и взаимоотношения людей. Скульптуры животных, различные эпизоды из их жизни, знакомые слепоглухонемым по текстам учебников и художественных произведений, должны занять достойное место в оформлении школьного двора и игровых площадок.

Огромное воспитательное значение имеют экскурсии в музеи, где представлена скульптура.

Однажды в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина одна из тотально слепоглухонемых девушек стала исследовать скульптуру О. Родена «Поцелуй». Но вдруг девушка внезапно прервала занятие, изобразила негодующие жесты «стыдно», «плохо» и отошла в сторону. Однако после некоторого раздумья лицо ее просветлело, она вновь приблизилась к скульптуре и продолжила ее изучение. Противоречивое выражение эмоций не ч ускользнуло от глаз педагога и послужило поводом для обсуждения с девушками вопроса о правильном понимании интимных человеческих отношений, о красоте человеческого тела, о произведениях знакомых им скульпторов, воспевших человеческую красоту.

Широкие возможности для проникновения в мир прекрасного предоставляет слепоглухонемому художественная литература. Она наравне со скульптурой является самым доступным для слепоглухонемых видом искусства, произведения которого они могут не только воспринимать, но и творить сами. Свидетельством тому — литературное творчество О. И. Скороходовой и выпускника Загорской школы Александра С.

Когда мы говорим о музыке, то предполагаем царство звуков, их гармонию и совсем забываем, что музыка — это и вибрация воздуха, возникающая при звучании инструмента, вибрация самого инструмента, пола, на котором он стоит. Для обычных людей ощущение вибрации не играет роли при восприятии музыки, между тем вибрация передает ритм, темп, силу и высоту звучания. По-видимому, можно говорить о гармонии не только музыки, но и вибрационных ощущений. Вот эта-то гармония и доступна слепоглухонемым. Специалисты уже привыкли к тому, что слепоглухонемые приобретают транзисторные приемники на первые полученные за работу в мастерской деньги. Положив на транзистор пальцы, воспитанники с увлечением слушают музыку. Тотально слепоглухонемой Виктор К. всегда мог безошибочно ответить на вопрос, какую музыку передают по радио и кто поет, мужчина или женщина. Правильно поступают родители, которые дарят своим слепоглухонемым детям транзисторы. Это с детства приучает их к вибрационному восприятию музыки.

Не только восприятие музыкальной вибрации доступно слепоглухонемым, обладают они и музыкальной памятью. Вот как пишет об этом О. И. Скороходова: «...мне показали бюст Бетховена... Глухой, одинокий, Бетховен пишет свои лучшие симфонии... С трудом отрываюсь я от этих воспоминаний и замечаю, что руки мои все время лежали на голове Бетховена. Вдруг в руках появляется странное ощущение, словно ток проходит в пальцах. Сначала я удивляюсь, но скоро понимаю это состояние: несколько раз я слышала, держа руки на пианино, «Лунную сонату» Бетховена».

Эстетика человеческих телодвижений также доступна слепоглухонемым. Под музыку слепоглухонемой может танцевать: вибрация пола от игры на фортепиано или рояле хорошо воспринимается подошвами ног, а вместе с вибрацией передается ритм и темп музыки. Еще легче воспринимать ритмичную музыку эстрадного оркестра с его ударными и щипковыми инструментами: она воспринимается всей поверхностью тела.

«Я думаю, что среди зрячих немного найдется таких, которые поверят, что слепоглухой может «слушать» пение и музыку. А между тем слепоглухой очень хорошо ощущает звук голоса и игру на музыкальном инструменте и может получить большое удовольствие. Конечно, «слушает» слепоглухой не ушами, а руками. Мне очень нравится класть руки на рояль или какой-нибудь инструмент в то время, когда на нем играют», — пишет О. И. Скороходова.

Ходят слепоглухонемые и в театр. Правда, прежде они знакомятся с содержанием постановки по книге. В театр их сопровождает переводчик, из пересказа и импровизации которого они узнают о содержании отдельных действий и актов. Вибрация помогает воспринимать им музыкальное сопровождение спектакля. Затем в самодеятельном коллективе под руководством воспитателя можно подготовить пьесу к постановке. В театре не полезешь на сцену ощупывать артистов, а у себя в школе всегда можно осязательно воспринимать и позы, и движения самодеятельных артистов, особенно если сам участвуешь в постановке.

Одним из средств эстетического воспитания могут быть театрализованные игры-импровизации с малой группой воспитанников. Здесь проигрываются эстетически оформленные актуальные моменты их коллективной жизни. Особенно важно, что такие игры-импровизации включают в себя пантомимические средства, воспринимающиеся детьми как выражение чувств, мыслей, утверждение коллективных ценностей и актуальных

проблем.

Из сказанного ясно, что область прекрасного многоаспектна для слепоглухонемых детей. Искусство формирует эмоциональный строй души, придает трудовому воспитанию творческую одухотворенность. Начала эстетического воспитания коренятся в общении слепоглухонемого ребенка с природой благодаря целостной, гармоничной связи ребенка со всем окружающим его в природе, в сопереживании всему растущему и живущему, без чего не могут формироваться чувства бескорыстия, доверчивости в общении с окружающими людьми.

Огромную роль играет связь эстетической культуры с результатами труда воспитанников. Это важнейший фактор социализации личности.

Отсутствие эстетических переживаний — причина душевной черствости, лени, общей апатии.

УЧЕНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

Казалось бы, что отсутствие зрения и слуха фатально обрекает слепоглухонемых на разобщенность. Между тем практика показывает, что этот редкий комплексный дефект не препятствует объединению владеющих специальными средствами общения слепоглухонемых в коллектив. Общественная жизнь в их среде может быть достаточно активной, разнообразной и содержательной. Велика в этом роль воспитателя, особенно на начальном этапе организации общественной жизни слепоглухонемых. В основе работы педагога лежит стремление расширять связи слепоглухонемых воспитанников, не давать им замыкаться в узком кругу, делать общими интересы различных категорий детей, объединять их для выполнения совместных конкретных задач.

Все слепоглухонемые воспитанники, за исключением дошкольников, объединяются в октябрятскую, пионерскую и комсомольскую организации. Работа по воспитанию ученического коллектива проводится в рамках этих организаций. Каждая из них по уставу, целям, задачам и содержанию работы не отличается от соответствующих организаций массовой школы. Однако некоторые разделы общественной работы имеют специфический характер. Большая по объему и значению работа, проводимая учащимися-общественниками, — организация и соблюдение речевого режима в школе, который предписывает всем ребятам, владеющим дактилологией, выражать словесно свои мысли, избегая в общении жестов. Другой важный специфический вопрос, относящийся к компетенции ученических общественных организаций, — регулирование отношений между различными по множественному дефекту категориями детей.

В детских общественных организациях решаются сложные проблемы морально-этического воспитания. Слепоглухонемые воспитанники через свои общественные организации вовлекаются в мероприятия по проведению досуга, спортивных мероприятий и соревнований, викторин и читательских конференций, подготовку и устройство праздников. В общественной работе воспитанники учатся быть активными, проявлять личную инициативу и самостоятельность. Отчеты перед товарищами за порученное дело способствуют формированию у них чувства личной ответственности.

Каждый из комсомольцев имеет персональное поручение с учетом сенсорных дефектов, уровня интеллектуального и языкового развития, интересов и склонностей. Крепнут взаимоотношения дружбы и товарищества, развиваются сотрудничество и взаимопомощь. Каждый учащийся может самоутвердиться в сфере общественной работы. Приведем для иллюстрации работы комсомольской организации Загорской школы решение одного из комсомольских собраний.

1. Подготовить комсомольское открытое собрание в честь дня рождения комсомола к 29 октября.

2. Поручить доклад по истории комсомола Васе У.

3. Халиде А. и Ольге Ш. написать рассказы для стенгазеты о трудовом героизме комсомольцев в наши дни.:

4. Подготовить рассказы о героях-комсомольцах гражданской и Великой Отечественной войн Тамаре Б. и Фанилю С.

5. Поручить Вале Б. выпустить стенгазету ко дню рождения комсомола.

6. Заслушать отчеты комсомольцев Владимира Л. и Владимира П. за октябрь.

7. Владимиру Л. поручить систематически, один раз в неделю, выпускать заметки о спортивной жизни школы.

8. Владимиру П. провести спортивные соревнования в физкультурном зале в последнее воскресенье октября.

9. Комсомолкам Халиде А. и Ольге Ш. серьезнее относиться к своим комсомольским обязанностям по шефству над малышами.

10. Вынести строгое предупреждение комсомольцу Владимиру Л. за самовольный уход с территории школы.

11. Просить администрацию школы выделять транспорт для экскурсий воспитанников в выходные дни.

У слепоглухонемых пионеров и комсомольцев наблюдается повышенная принципиальность и ответственность за выполнение учебных и общественных обязанностей. Подростки и юноши, как правило, взыскательны и к себе, и к окружающим. Сама обстановка повседневной жизни школы приучает их к обязательности, активности, ответственности, рациональному использованию времени. В жизни школы ребята обычно не сталкиваются с проявлением человеческих слабостей, порочными склонностями людей. Это способствует развитию у школьников критического отношения к самым незначительным, казалось бы, отклонениям от установившихся правил. Такое отношение выражено в заметке Наташи К. Ребята, вы любите свою школу? Хотите, чтобы она была красивой? Я знаю, что старшим мальчикам не хватает дела, в котором они показали бы свою способность, силу, любовь к труду. Стыдно, но факт: Юра, Сережа и Саша — три комсомольца фактически ничего не приготовили на выставку детского творчества к 7 Ноября. Юра сделал никому не нужные вещи из папье-маше, несколько фигурок из пластилина. Сережа положил тетрадь по обучению системе Морзе.

А ведь вы, большие, умные, могли бы сделать что-нибудь полезное, существенное! Вот, например, цветы у нас имеют жалкий вид и никого не радуют. Пальмы в полуразвалившихся ящиках, вода из ящиков течет, портит паркет. В классе у нас много цветов, которые нужно повесить на стену или сделать для них специальные полочки, но никто из ребят не обращает на это внимания, не заботится о красоте школы. А ведь мы — хозяева, мы живем тут!

Предлагаю комсомольцам проявить инициативу и в кратчайший срок сделать все, что нужно. Надо вовлечь в работу и других мальчиков. Делать ящики, подставки, подвески гораздо проще и полезнее, чем никому не нужные деревянные игрушки и конструкторы.

Не менее развито у слепоглухонемых комсомольцев чувство самокритики. Вот как оно проявилось у секретаря комсомольской организации Сергея С. в письме, направленном им директору Загорского детского дома: «После прошедшего комсомольского собрания мне стало неловко. Меня как секретаря осудили за то, что я мало работаю с комсомольцами. И я лично считаю, что мало работаю со своими подшефными, мало бываю среди ребят. Теперь мне хочется стать более строгим к своему времени. Очень хочется приносить школе больше пользы, больше работать с ребятами. Кроме того, необходимо заниматься изобретательской работой. У меня много замыслов. Но наряду с этим мне нужно быстрее продвигаться по учебе, больше пройти по литературе... я хочу обратиться к вам с большой просьбой: добавить к трем свободным часам еще один (за счет сна). Я хочу разделить четыре часа на две части — первую часть до 21 часа посвятить общественной работе, одну четвертую, с 21 до 22 часов, — на доучивание уроков и оставшийся час —•на чтение литературы. Если вы поможете мне выделить добавочное время, я оправдаю доверие».

Сергей С. не подвел, он оправдал доверие. Несомненно, большую роль в коллективной жизни слепоглухонемых учащихся играет стенная печать как средство их самовыражения и пропаганды морально-этических ценностей. И пионерская, и комсомольская организации имеют свой печатный орган. Здесь находят отражение все события внутри-школьной жизни. Через стенную печать отмечаются успехи отдельных воспитанников и коллектива в целом, критикуются отклонения от норм поведения, недочеты в учебе и работе, в особых случаях помещаются призывы и листки-молнии. Тематика стенной печати не ограничивается внутришкольной жизнью, но отражает события, происходящие в нашей стране и за рубежом. Все заметки вывешиваются в двух видах: в плоскопечатном (крупным шрифтом) — в расчете на восприятие слабовидящими и брайлевском для тотально слепоглухонемых.

В шефской работе комсомольцев на первом месте стоит организация общения с младшими, менее развитыми в языковом отношении воспитанниками. Поэтому живому общению с ними, беседам, коллективным читкам плоскопечатных материалов из журналов и газет, организации утренников и детских праздников комсомольцы уделяют много внимания. Комсомольская организация шефствует над пионерской стенгазетой, руководит деятельностью кружка лепки. Личным примером комсомольцы вовлекают пионеров в занятия спортом и общественно полезным трудом.

Общественная жизнь слепоглухонемых учащихся не замыкается рамками школы. Поощряются связи слепоглухонемых пионеров и комсомольцев с организациями учащихся школ глухонемых, слепых и массовых школ, с комсомольцами шефствующих предприятий и учреждений. Это вносит свежую струю в жизнь слепоглухонемых, позволяет заимствовать лучший опыт пионерской и комсомольской работы, разнообразить ее. При этом расширяется круг общения слепоглухонемых, обогащается их духовный мир. Однако необходимо соблюдать одно условие: связь с сотрудничающими детскими организациями должна быть систематической и постоянной, потому что появившиеся, а затем навечно исчезнувшие «друзья» травмируют психику слепоглухонемых детей. Понятно, что представители сотрудничающих и шефствующих организаций должны владеть словесным общением в дактильной форме, иначе их связи со слепоглухонемыми будут вредить интересам обучения учащихся словесной речи. Не следует пугаться сложности в овладении дактилологией. Грамотному человеку для этого достаточно недели.

Замечено, что сходство дефектов -воспитанников и специальных средств их общения — дактилологии и особенно жестовой речи, которая не всегда понятна воспитателям, — способствует сплочению старших учащихся в неформальные группы. В этих неформальных группах, насчитывающих до десяти человек, устанавливается свой микроклимат, появляются свои установки, морально-этические нормы, выделяется признанный всеми членами группы лидер. Воспитателю порой бывает трудно проникнуть во внутреннюю жизнь таких групп. Между тем они в значительной мере влияют на жизнь всего школьного коллектива, на его морально-этические установки. И эти влияния нельзя сбрасывать со счетов, тем более что неформальные объединения слепоглухонемых очень устойчивы, надолго сохраняются и после окончания ребятами школы.

Воспитатель должен чутко присматриваться к таким объединениям, следить за тем, чтобы их духовная жизнь не приняла сектантской обособленности, не ушла в сторону от целей коммунистического воспитания. Необходимость внимательного и осторожного отношения к неформальным объединениям слепоглухонемых объясняется еще и тем, что, несмотря на стихийность таких организаций, в них соблюдается принцип взаимопомощи и сотрудничества по характеру и степени сенсорных дефектов. Потребность в сотрудничестве иногда является отправным мотивом для объединения.

Если лидер неформального объединения играет позитивную роль и установки группы не идут вразрез с установками и традициями всего коллектива, то деятельность такого лидера полезно поддерживать, его позиции в официальных детских организациях укреплять. Лидеров, отрицательно влияющих на воспитанников, следует осторожно, но настойчиво направлять. Если выправить положение не удается, то целесообразно развенчать лидера в глазах его ближайшего окружения. Однако делать это нужно очень тактично, не нарушая без надобности целостности и внутренней структуры объединения.

Взаимопомощь, являющаяся одной из главных цементирующих связей сообществ, дух солидарности их членов, а также позитивные установки большинства групп благоприятно влияют на жизнь коллектива в целом. Поэтому полезно выявлять лидеров социально благоприятных групп, а иногда и рекомендовать этих ребят на различные выборные должности комсомольского самоуправления и других общественных организаций учащихся.

Процесс развития коллектива зависит от характера руководства со стороны педагогов. В процессе развития коллектива меняется его структура и положение в нем отдельных воспитанников, а это изменяет воспитательные возможности коллектива и характер воздействия его на личность.

Формирование коллектива происходит через преодоление противоречий и не характеризуется плавностью. В динамике сплочения коллектива можно обнаружить три стадии.

I стадия первоначального сплочения, характеризующегося приятельскими отношениями, возникновением чувства принадлежности к коллективу.

II стадия — период укрепления приятельских отношений и переход их в дружеские. Система коллективных ценностей охватывает не только сферу учения и труда, но и сферу досуга. На этой стадии коллектив превращается в инструмент целенаправленного воспитания всех своих членов.

III стадия знаменуется тем, что входящие в коллектив воспитанники занимают благоприятную для своего развития позицию. На этой стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого ребенка.

На I стадии особую роль играет умение педагога включать каждого воспитанника в многообразные виды деятельности, но так, чтобы дети могли наиболее полно раскрывать свои навыки и умения, выявлять свои лучшие стороны. Именно в этот период особое значение имеет бережное управление неформальным общением и работа с неформальными лидерами. Можно рекомендовать следующие способы педагогического воздействия на коллектив:

1) поручение разных видов деятельности небольшим группам ребят данного коллектива;

2) использование новых ситуативных лидеров;

3) подключение в деятельность более далеких от этой группы ребят.

II стадия, характеризующаяся переходом от приятельских отношений к дружеским, требует постоянного внимания со стороны педагогов, которым надо наблюдать за формированием устойчивых межличностных отношений в процессе делового общения. Особую роль здесь приобретает формирование коллективной направленности у большинства членов коллектива, наблюдение за стилем и тоном общения воспитанников, за нравственной атмосферой и психологическим климатом коллектива, его эмоциональной и интеллектуальной насыщенностью.

III стадия отличается большой сплоченностью всех членов коллектива; теперь учащиеся могут быть хорошими помощниками в воспитании младших ребят.

Переход коллектива от одной стадии к другой осуществляется под непосредственным и опосредованным руководством педагогов в соответствии с конкретными целями воспитания в данном периоде, в постоянном единстве с воспитанием идейно-нравственной, интеллектуальной и эмоциональной активности учащихся.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.