Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сравнительный анализ результатов исследовательской работы.






1. Влияние цвета на умственную продуктивность (внимания)

Для эксперимента была создана группа учащихся в количестве 10 человек.

До начала эксперимента было установлено, что все испытуемые примерно одинаково различают цвета. Эксперимент проводился в школьном кабинете в течение трёх дней, приблизительно в одно и то же время - с 12.00. до 13.00.часов (учеными установлено, что максимальное цветоразличие приходится начасов).

Исследование умственной работоспособности осуществлялось при помощи корректурных буквенных проб (таблицы Анфимова). Таблицы были размещены нами на бумаге разного цвета: оранжевого, синего, светло-зелёного и белого.

Испытуемым предлагалось задание: по возможности быстро и точно вычеркнуть заданную букву в течении одной минуты. При этом для определенного цвета бумаги предлагалось использовать определенную букву для вычеркивания, что исключает привыкание испытуемых к букве.

Концентрация внимания оценивалась по количеству ошибок, допущенных учащимися на бумаге разного цвета.

1. Исходя из полученных данных видно, что внимание учащихся при выполнении умственной работы зависит от цвета бумаги, на которой предлагаются задания.

2. Лучше концентрируется внимание учащихся при выполнении задания на светло-зеленой бумаге. (Приложение 1.)

2. Влияние возрастного уровня (предпочтение определённого цвета)

1. Исследование проведено с помощью метода анкетирования среди вторых, четвёртых классов и учителей начальной школы.

Исходя из полученных данных можно сделать вывод:

§ Учащиеся вторых классов (опрошено 49 человек) предпочитают красные и сине– голубые цвета. Красный выражает жизненную силу, активность, означает всевозможные склонности и устремления получать результаты и добиваться успеха, импульсивность, волю к победе. Синий означает полное спокойствие, довольство, умиротворенность. Он олицетворяет собой узы, которыми человек связывает себя с окружающими; объединение, чувство общности. Красный-синий – гармония и активность в сотрудничестве, эмоциональная удовлетворенность, сотрудничество и взаимопонимание на благо созидания.

§ Учащиеся четвёртых классов (опрошено 40 человек) предпочитают красные и чёрные цвета. Красный цвет олицетворяет могущество, он всегда добивается того, чего хочет. Он всегда в движении, всегда источник энергии. Он символизирует страсть, возбуждает страстность, т. е. страстно любит, страстно ненавидит и страстно верит. Ему свойственна максимальность в чувствах. Черный всегда скрывает в себе все, что несет; он “загадочен”. Он связан с любопытством, он притягивает к себе, пугает. Черный цвет всегда бросает вызов, чтобы человек попытался освободить свою сущность, то есть человек должен пройти через черное, чтобы познать, как много в нем белого. Красный-черный – драматизация, импульсивные чрезмерные желания.

§ Педагоги начальной школы (опрошено 22 человек) предпочитают сине-голубые цвета.

Люди, предпочитающие синий цвет и голубой, стараются все привести в порядок, систематизировать. Они всегда имеют собственную точку зрения, преданы тому, что делают. Синий цвет – это постоянство, упорство, настойчивость, преданность, самоотверженность, серьезность, строгость.

Вывод: моя первая гипотеза, что каждый возрастной уровень имеет предпочтение определённого цвета, оказалась верна и характеристика цвета это подтверждает. (Приложение 2.)

2. Учащимся 4 класса, в количестве 25 человек, была предложена анкета в которой было два вопроса: С каким цветом ты себя ассоциируешь? С каким цветом ты ассоциируешь своего друга?

После проведения исследования и изучения полученных результатов, выявилось, что ученики, которые ассоциируют себя с теплыми оттенками цветов, при ассоциации цвета друга выбирали так же теплые цвета. Аналогичная ситуация с холодными цветами. Из чего следует вывод, что энергичные, активные, быстро принимающие решения дети, склонны к общению с такими же детьми. А более спокойные, уравновешенные, вдумчивые, но склонные к сомнению дети поступают аналогично при выборе друга.

Некоторые личностные характеристики цветов:

Синий — честный, справедливый, невозмутимый, добросовестный, добрый, спокойный.

Зеленый — черствый, самостоятельный, невозмутимый.

Красный — отзывчивый, решительный, энергичный, напряженный,

дружелюбный, уверенный, общительный, раздражительный, сильный, обаятельный, деятельный.

Желтый — разговорчивый,, открытый, общительный, энергичный, напряженный.

Фиолетовый — несправедливый, неискренний, эгоистичный, самостоятельный.

Дети, ассоциирующие себя с определенным цветом, дружат с детьми, выбирающими такой же цвет или цвет сочетающийся с ним. (Приложение 3.)

Выводы:

1. Изучение соответствующей литературы показало, что каждый цвет имеет свою символику и свои психологические особенности. Зелёный – цвет надежды, естественности и свежести. Зелёный цвет успокаивает, а его обилие может вызывать депрессию, " тоску зелёную". Белый – цвет невинности и чистоты. Люди, которых притягивает белый цвет, постоянно находятся в поисках самих себя и стремятся к совершенству. Чёрный – цвет тайны, печали, зла и смерти. Одеваться в чёрное предпочитают творческие личности, философы жизни. Жёлтый цвет возбуждает и создаёт хорошее настроение. Люди, которых привлекает жёлтый цвет, открыты для всего нового. Они обладают хорошими аналитическими способностями и острым умом. Синий успокаивает, охлаждает, расслабляет и умиротворяет. Любовь к синему цвету говорит о совестливости и честности. Красный – цвет жизни, радости, силы и здоровья. Люди, предпочитающие красный – импульсивны, энергичны – это истинные любители дискуссий и споров.

2. Внимание учащихся при выполнении умственной работы зависит от цвета бумаги, на которой предлагаются задания. Лучше концентрируется внимание учащихся при выполнении задания на светло-зеленой бумаге.

3. В зависимости от возраста каждый человек отдаёт предпочтение определённому цвету: 2 классы – красный, синий, что говорит об активности этого возраста и желании добиться успеха. 4 классы – красный, чёрный, что говорит о драматичности и импульсивности этого возраста. Взрослые люди – синий цвет, что говорит о наличии своей точки зрения на всё, что их окружает, добросовестности и строгости.

4. Эксперимент, проведённый в школе, показал, что цвет действительно влияет на поведение, самочувствие и работоспособность учащихся. Работоспособность и активность повысилась.

Заключение

Фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, в период обучения в школе. Поэтому проведение мероприятий, направленных на сохранение здоровья школьников является важным делом. Цвет – мощное средство воздействия на психику человека. Соответственно современный человек должен знать и понимать, как цвет воздействует на его организм и психику, чтобы лучше ориентироваться в окружающем мире. Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и тревожить. Цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека.

Мной установлено, что каждый цвет каждый цвет имеет свою символику и свои психологические особенности. Так же установлено, что уравновешенная в цветовом отношении среда привлекает, создает творческую атмосферу, успокаивает и улучшает работоспособность школьников. Цвет существенно влияет на состояние ученика, на поведение, самочувствие и работоспособность.
Моя гипотеза относительно того, что цвет оказывает влияние на работоспособность школьников ПОДТВЕРДИЛИСЬ!

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.