Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социализация






Раздел 2. Человек

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции

2.1.1. Человек продукт длительной биологической, социальной и культурной эволюции (биологическая эволюция началась раньше, длилась дольше)

(Эволюция – длительный, постепенный процесс выделения человека из мира животных

Антропогенез – процесс возникновения и развития человека)

- биологическая – человек формировался как биологический организм, имеющий свои признаки (голосовой аппарат, прямая походка, первый палец, увеличение объема головного мозга)

- социальная – формирование человеческого коллектива, опыт взаимодействия

- культурная – человек – создатель и носитель культуры, участник исторического процесса.

Бытие – философская категория, обозначающая существования, реальность

2.1.2. Человек по своей сути есть существо биосоциальное.

Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.

Биологическая природа человека- (естественная предпосылка, условие существования) Социальная сущность: (социальные качества человека, формируемые в процессе взаимодействия с другими людьми, в процессе развития, качества личности, социокультурные опыт человека)
1. анатомия, физиология; 2.человек обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами; 3.Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования. 1.способность и готовность к общественно полезному труду, способности, 2.сознание и разум, мышление 3.свобода и ответственность, творчество 4. наличие речи 5. характер

2.1.3. Основные отличия человека от животного

· Человек обладает мышлением и членораздельной речью

· Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности.

· Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности.

· Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.

· Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности.

Социализация

Социализация - процесс воздействия общества на человека (индивида), в результате его люди накапливают социальный опыт (необходимый в конкретном обществе и становятся личностями)

Социализация – начинающийся в раннем детстве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм.

Социализация (от лат. socialis, общественный) — это процесс приобретения человеком таких качеств личности, которые позволят ему жить, общаться, трудиться в обществе, проявлять себя как личность, отвечать за все свои дела, за себя и за тех, кто рядом. Социализация- это и результат освоения человеком социального опыта.

Агенты социализации – группы и социальные контексты, в рамках которых совершаются процессы социализации

Агенты социализации – семья, школа, армия, СМИ, церковь, друзья…

Институты социализации – это социальные учреждения, которые влияют на процесс социализации личности, помогающие человеку в формировании его личностных качеств.

К институтам социализации относятся:

  • семья
  • школа
  • вуз
  • армия
  • спортивная школа
  • музыкальная школа
  • церковь
  • СМИ и другие.

Причём также выделяют первичные институты (семья, школа) и вторичные (СМИ, армия, церковь).

Этапы социализации: детство, юность, зрелость, старость

Этапы социализации: первичный, вторичный

Этапы Особенности Агенты
Первичный Необходима на ранних этапах жизни ребенка, характерны личные отношения с агентами Непосредственное окружение человека: семья, друзья, няни, воспитатели, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок
Вторичный Необходима на более поздних этапах жизни человека, характерны формально-деловые Опосредованное окружение человека: представители администрации школы, ВУЗа, предприятия, армии, церкви, СМИ

 

Процесс становления личности проходит три фазы:

- Адаптация - (приспособление) привыкание к изменившимся условиям (новое место жительство: из деревни в город); новая социальная роль (ребенок – ученик); новая работа, социальное положение и т.д.

-Индивидуализация – проявление своих особенностей

- Интеграция – объединение (себя и группы)

 

Социализация ребенка как человека, возможна только в обществе

Примеры детей – «маугли»; ''робинзонов''

 

Десоциализация – утрата….

Ресоциализация – восстановление…

 

Особенности социализации в современном обществе:

  1. гуманизация детства
  2. процесс социализации требует все больше времени
  3. особая роль в социализации принадлежит образованию и приобретению профессии

Вопрос: назовите новые требования к характерологическим чертам человека как полноценного члена общества

 

2.2. Человек – индивид, индивидуальность, личность.

2.2.1. Индивид – отдельно взятый представитель всего человеческого рода, совокупность врожденных черт Индивид– подчеркивает и обозначает типические признаки, характерные для одного из представителей рода человеческого, выделившегося из природы или одного из социальной группы

2.2.2. Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, уникальные особенности (врожденные и приобретенные), присущие конкретному человеку, отличие одного человека от другого.

В чём проявляется индивидуальность?

  • Во внешности
  • В чертах характера
  • В особенностях протекания психических процессов (памяти, мышления и др.)
  • Во взглядах на жизнь, в ценностях, идеалах, смысле жизни.

Индивидуальность имеет:

- биологические черты: внешность, темперамент, задатки к определенному виду деятельности (например к интеллектуальной деятельности)…

- то, что приобретается в процессе социализации: характер, развитие способностей, потребности, интересы и т.д.

Интересы – индивидуальные особенности человека, определенная направленность сознания на нечто, необходимое человеку.

2.2.3.Способности – индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенного рода деятельности

Способности человека обнаруживаются в том, насколько успешно он выполняет ту или иную деятельность.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.