Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рефлексия






Условные рефлексы вырабатываются и угасают в течение жизни и отражают индивидуальный опыт каждого организма.

Главным условием выработки условного рефлекса – должно являться совпадение вещей в пространстве или во времени, сигнал и деятельность в некоторое повторение данного совпадения.

Основа условно-рефлекторной деятельности – это принцип сигнальности. Условный раздражитель сигнализирует о наступлении тех или иных внутренних или внешних событий, подготавливая физиологию и динамику организма к ним.

У людей условные рефлексы возникают практически на любые раздражители, их сочетание и последовательность. В условных рефлексах находят отражение важные для организма взаимосвязи природы.

Практически: все значимые для организма взаимоотношения – ведут к образованию целых комплексов условных рефлексов, которые и начинают взаимодействие друг с другом – образуются, рефлексы – второго и третьего порядка, иначе говоря, образуется сложнейшая архитектоника, нераскрытой нами стриктуры, которая и создаёт «модель мира», как отражение человеком внешнего мира. Внутренняя «модель мира» позволяет, в свою очередь, организму предвидеть наступление значительных событий, несколько раньше, чем они произойдут, и заблаговременно к ним подготовится и соответственные образом отреагировать на них, для этого существует внутри ЦНС, специальная система, делающая это.

Итак, в условных рефлексах, находит отражение субъективная «картина мира», как зеркальное отражение, объективной реальности действительного физического мира.

Основой для выработки условного рефлекса – является одномоментное возникновение импульсов. Но, основой для выработки фиксированного условного рефлекса – является всё же, подкрепление. Очень часто подкреплением является безусловный раздражитель, хотя подкреплением может быть и уже выработанный, но другой условный рефлекс. Безусловные рефлексы могут быть как положительными, так и отрицательными.

Подкрепление - совершенно необходимо, как для образования условного рефлекса, так и для его сохранения. Вот почему психотерапевты, добиваются большего количества процедур от пациента и в основном не ради изменения его поведения, а скорее ради того, чтобы он долее сохранял позитивные изменения к лучшему на будущее, а может, навсегда, вот тут количество повторений и ииграет большую роль.

Гашение условного рефлекса зависит, прежде всего, от значимости рефлекса и свойств бессознательных установок. Например, оборонительные условные рефлексы в 5 раз устойчивее, чем пищевые, а потому, работая с алкоголиком, лучше подкреплять выработанные программы, оборонительными безусловными рефлексами. Например. На страх смерти. При этом, достаточно подкреплять, когда вырабатываем новый динамический стереотип, каждый третий условный раздражитель.

Генерализация Иррадиация Дифференциация

Например, при выработке условного рефлекса на прикосновение к предплечью, в силу закона генерализации, будет вначале возбуждаться весь анализатор. Это явление касается всех модальностей. Таким образом, прикосновение и в любом другом месте может вызвать безусловный рефлекс, который мы выработали.

Но, если мы и дальше продолжаем работу, то пойдёт процесс дифференцировки. При прикосновении к предплечью мы подкрепляем безусловный рефлекс, а прикосновение к другим местам, не подкрепляем, то рефлекс укрепляется, концентрируется, а другие, не подкрепляемые моменты, угасают.

Таким образом, если будут подкрепляться только прикосновения к предплечью, а другие прикосновения подкрепляться не будут, тогда и осуществляется дифференцировка.

В психотерапии это происходит, когда мы накладываем кинестетический якорь. То делаем это несколько раз, стараясь, каждый раз сделать это точно также.

Образование условных рефлексов на большое количество относительно близких раздражителей, возникающих в силу иррадиации, явление как полезное. Так и отрицательное, всё зависит от контекста и ситуации.

Когда генерализируется положительное явление, т.е. переходит на другие контексты – это хорошо. Но, если генерализируется патология, то это – плохо, и с такими явлениями приходится бороться психотерапевту, его работа с точки зрения рефлексии, будет заключаться в выработке дифференцировки.

Рефлексы второго порядка

Так, например, зрительные раздражители могут явиться подкреплением, заменяющим безусловный рефлекс, тогда образовавшийся новый условный рефлекс будет носить название – уловного рефлекса второго порядка.

Условный раздражитель, хорошо осуществляющий безусловную реакцию, сам становится подкреплением для вновь образованного условного рефлекса второго порядка.

Таким образом, изменяется способ приобретения новых знаний, не на основе непосредственного знакомства с закономерностями. А с помощью уже каких-то познанных сторон того или иного явления. Этим самым значительно расширяется возможность познания закономерностей, существующих в окружающей среде.

Рефлекторная дуга рефлекса первого порядка представляет собой связь между корковым центром, воспринимающим условный раздражитель и нервным центром условно-рефлекторной реакции.

При образовании рефлекса второго порядка, временная связь образуется между двумя корковыми пунктами, ответственными за анализ условных рефлексов второго и первого порядка.

Например, вышеназванное явление хорошо просматривается и используется в такой технологии как «Визуально-кмнестетическое смешивание».

Условный рефлекс второго порядка можно представить и в виде последовательной цепи возбуждений: условный раздражитель второго порядка, вызывает возбуждение в центре его анализа, а уже отсюда, в силу образовавшейся временной связи, распространяется на нервные элементы связанные с анализатором, условного раздражителя первого порядка, а отсюда в центр бузусловного рефлекса, что и вызывает осуществление условно-рефлекторной реакции.

Представляется и иная структура рефлекса второго порядка. Нервные элементы, к которым адресуется условный раздражитель второго порядка, н6епосредственно вступает во временную связь с нервным центром безусловного рефлекса, который, каждый раз, в процессе образования рефлекса, возбуждается под действием условного раздражителя первого порядка.

У людей, в отличии от животных, кроме временных связей между анализаторами коры и центрами безусловных рефлексий, возникает способность к образованию временных связей и между анализаторами и зонами в КГМ.

Эти межкорковые связи могут быть довольно-таки прочными, хотя, в них безусловные рефлексы непосредственного участия не принимают.

Условный и безусловный тормоз

Нередко, для того, чтобы началась какая-нибудь новая реакция, необходимо приостановить другую. Это один из случаев для развития процесса торможения.

Угасительное торможение – это другой случай, когда прекращается подкрепление. При этом раздражитель, ранее вызывавший очаг возбуждения в КГМ, после угасания, начинает вызывать торможение

Третий вид торможения – запаздывающее. Это когда безусловное подкрепление происходит после начала действия условного раздражителя.

Четвёртым видом торможения является дифференцированное торможение. Раздражитель, сходный с условным, при первых предъявлениях, вызывает условный рефлекс, но, если он никогда не подкрепляется, то рефлекс на него угасает.

Условный тормоз

Образуется следующим образом. Действию условного раздражителя, психотерапевт предпосылает другой раздражитель и такую, вновь полученную комбинацию раздражителей никогда не подкрепляют безусловной реакцией. Получается как он как бы два раздражителя; простой – это первый и другой – сложный (двойной). Ситуация напоминает дифференцировку. После ряда повторений, отдельно взятый, первый раздражитель становится условным тормозом для условного рефлекса.

Выработка условного тормоза, внешне напоминает выработку условного рефлекса второго порядка. В обоих случаях новый раздражитель предваряется действию условного, и, это комбинация никогда не подкрепляется. Разница заключается лишь только в наличие или отстутсвие интервала между действием нового и действием старого условного раздражителя. Если раздражители следуют друг за другом без интервала, например, как при визуально-кинестетическом смешивании», или с очень маленьким интервалом «Взмах», то первый раздражитель становится условным тормозом ко второму.

Если же интервал между ними достигает более 15 секунд, то первый их них становится условным раздражителем второго порядка, т.е. приобретает способность вызывать такой же условный рефлекс, как и сочетанный с ним раздражитель. Вот почему в таких психотехниках как «Взмах», картинки нужно менять, как можно быстрее, а в таких психотехниках, как «Визуально-кинестетическое смешивание» картинки соединяются где-то в течение 15 и более секунд.

Комплексные раздражители

Условные рефлексы вырабатываются и на комплексные раздражители, те. на одновременно действующие или последовательно действующие простые раздражители.

Например, вырабатывается условный пищевой рефлекс на последовательность действия трёх раздражителей: зрительного, аудиального и кинестетического. После ряда повторений, такой комплексный раздражитель начинает вызывать пищевой условный рефлекс. Причём не только в целом, но и каждый раздражитель вначале вызывает пищевую реакцию. Но, если продолжать тренировку уже образованного условного рефлекса, то вскоре, без всякой видимой причины, отдельные раздражители комплекса, потеряют способность вызывать условный рефлекс. Это значит, что комплексный раздражитель перестал быть простым набором раздражителей, а сам стал единым самостоятельным раздражителем, резко отличающимся от каждого входящего в него компонента. Происходит это потому. Что между нервными центрами, к которым адресуются каждый из компанентов комплекса, образовались временные связи, которые объединили их в один общий функциональный центр. Чем выше организация мозга. Тем сложнее система возникающих у неё временных связей. Каждый, отдельно взятый компонент, будет уже являться новым раздражителем, а, следовательно, вызовет не пищевой, а ориентировочно-оборонительный рефлекс.

На этом свойстве разработаны ряд психотехнических приёмов. Например, для лечения алкоголизма.

У человека внутрикомплексные временные связи обеспечивают тонкое дифференцирование двух комплексов последовательно действующих раздражителей, состоящих из одних и тех же компонентов, но, предъявляемых в разной последовательности.

Аналогичные временные связи возникают и при выработке условных рефлексов на одновременный комплекс раздражителей. Они то и обеспечивают нам создание «психо-образов». Поэтому прослушивание музыкального произведения остаётся в памяти как нечто цельное, а не как набор в определённой последовательности отдельно звучащих звуков и голосов.

Способность к образованию внутрикомплексных временных связей, объясняется возникновением в мозге ассоциативной коры. По мере роста интеллекта, ассоциативная кора, начинает обособляться, а у человека полностью отделена, от непосредственно анализаторных областей и локализуется в теменных и лобных частях каждого полушария мозга.

Особенно сильно развита ассоциативная кора у человека и занимает почти всю поверхность больших полушарий, оставляя для анализаторных зон лишь незначительную часть.

Предполагается, что теменная часть ассоциативной коры обеспечивает анализ в мыслительных процессах и синтез комплексов, поступающих из анализаторных зон – зрительного, слухового, к5инестетического. Анализ комплекса, состоящего только из одного вида раздражителя может осуществляться целиком в соответствующем анализаторном центре, без участия ассоциативной коры.

Лобный участок ассоциативной коры, выполняет ещё более сложные задачи. Он принимает участие в анализе и синтезе идеомоторных комплексов, в состав которых включены раздражители, поступающие из двигательных анализаторов. Но, чаще всего, он включается в работу, когда в зависимости от результатов анализа теменных частей ассоциативной коры, организм должен осуществить какие-то соответствующие прямые или воображаемые, двигательные реакции.

Итак, компоненты комплекса, в процессе выработки условного рефлекса, сами становятся условными рефлексами. Продолжение повторения данного комплекса, особенно при выработке дифференциации, может сильно изменить внутрикомплексные взаимоотношения. Каждый из компонента может вызвать рефлекс, но включение его будет уже зависеть от силы раздражителя, но, особенно от того, какое место в комплексе, он занимал. Например, вырабатывается условный рефлекс на комплекс состоящий из трёх последовательных раздражителей; визуальный, аудиальный и кинестетический, а далее производится дифференцировка на комплекс, состоящий из тех же раздражителей, но действующих в обратном порядке – кинестетический, аудиальный и визуальный. При этом, после ряда повторений, отдельно взятый визуальный компонент, будет вызывать наибольший рефлекс, а кинестетический раздражитель, приобретёт свойство условного тормоза. Это явление хорошо просматривается в технологии «Кинотеатр», где ослабляется кинестетическое ощущение, путём обратной прокрутке всего комплекса, причём это сочетание не подкрепляется.

Индифферентные раздражители

Итак, любой приём лекарственного препарата, при условии, что он помогает, например, снимает боль, вырабатывает определённый стереотип. Поэтому в психотерапевтических условиях, с помощью определённых манипуляций можно «включить» этот стереотип и получить облегчение, но уже без приёма лекарственного препарата.

Временные связи при сочетании индифферентных раздражителей, довольно быстро могут пеореходить в тормозное состояние, однако они так же быстро и легко под действием новизны, ориентировочного рефлекса или по ассоциации или внушении, могут растормаживаться, т.е. перейти в активное состояние. В этом и состоит та огромная разница между человеком и животным.

Так «консервацией» многочисленных временных связей, достигается огромная экономичность в работе человеческого мозга, т.к. в любой момент, заторможенная временная связь, может быть оживлена и «включена» в любые «цепи» временных связей и с успехом использована, что и называется в психотерапии – процессом моделирования.

Ориентировочные рефлексы

Временные связи на базе ориентировочного рефлекса возникают без участия безусловных рефлексов и лежат в основе всей мыслительной деятельности и речи человека.

Способность к образованию огромного числа временных связей на базе ориентировочного рефлекса, явилось предпосылкой в ходе эволюции, для возникновения и развития речи, в психотерапии это носит название – второй сигнальной системы, сигналы сигналов,

Таким образом, для человека, кроме непосредственных раздражителей, как бы заменяя их, существуют второсигнальные раздражители – СЛОВА, которые сами могут образовывать рефлексы.

Раздражители второй сигнальной системы – СЛОВА, обеспечивают гораздо большую степень обобщения, они могут более иллюзорными и более востребованными, чем раздражители первой сигнальной системы.

Наличие РЕЧИ и ПИСЬМЕННОСТИ, очень упрощают мыслительную деятельность и поднимают её на больший нейрологический уровень.

У человека имеется и визуальное мышление, работающее синхронно с речью – это письменность.

Вторая сигнальная система участвует или принимает участие во всех условно-рефлекторных реакциях.

С помощью второй сигнальной системы образуется огромное количество временных связей и в первую очередь – ассоциаций, причём их образование осуществляется уже без участия обычных первосигнальных раздражителей, в отсутствии, безусловно-рефлекторной деятельности. Хотя безусловные реакции могут служить при этом сильными подкрепляющими факторами, т.е. ресурсами. Безусловная рефлексия при этом может служить в психотерапевтической практике, как положительным, так и отрицательным подкреплением, которое мы можем использовать, например, в форме применения якорей и триггеров.

Речь и письменность позволяет передавать знания от одного человека к другому; животные это могут делать только путём подражания, что менее эффективно. Но, что интересно, и у людей подражательный эффект сохраняется, что часто можно наблюдать в психотерапевтической практике, например, когда дети повторяют мета-программы родителей.

Изобретение письменности, ещё более упростило процесс коммуникации и передачи информации, сделав необязательными личностные контакты людей для обмена идеями или знаниями. Кино, а затем интернет продолжили эту тенденцию.

Ассоциативные связи на базе речи и письменности сделали собственно изх на ЛЮДЕЙ.

Подкрепления

Термин «подкрепление» относится к некому абстрактному событию, результатом которого может быть изменение ассоциации стимулов, действующих в момент проявления исследуемого или происходящего события.

Подкрепление, в учении И. П. Павлова об условных рефлексах, хорошо проработано и изучено.

Подкрепление, имеет большую роль в сохранении выработанного условного рефлекса. Без подкрепления условный рефлекс, быстро может «затухать», что часто наблюдается в психотерапии.

Павловское представление о подкреплении сводилось к действию биологически значимого раздражителя, которое придаёт сигнальное значение другому, сочетанному с ним несуществующему в биологическом смысле раздражителю, благодаря которому, последний приобретает и сохзраняет свойство вызывать эффект первого в виде условного рефлекса.

Физиологический эффект подкрепления представляется как порождение этим безусловным раздражителем очага сильного возбуждения в церебральных структурах, имеющих свойство притягивать на себя (свойство доминанты) возбуждения из других пунктов; что способствует быстрому и более лёгкому возникновению условно-рефлекторного комплекса и его более долгому и эффективному существованию и впредь.

Чаще И. П. Павлов, вместо выражения подкрепляющий раздражитель применял термин – «подкрепляющий рефлекс», что более точно выражает сущность явления подкрепления, каким-то образом связано с мотивацией более выгодного поведения.

Выделяют биологические мотивации – это; голод, жажда, агрессия, страх, половое возбуждение – играют чрезвычайно важную роль в организации целенаправленного поведения человека. Отличительной особенностью мотивационных состояний, является их свойство активизировать ориентировочно-исследовательские реакции, направленные на удовлетворение биологических потребностей и снижению мотивационного возбуждения внутреннего гомеостаза.

Редукция влечений широко применяется для интеграции как подкрепляющего фактора в условно-рефлекторном поведении, которое проявляется в религиозных ритуалах и предрассудках у человека, мы наблюдает данное явление в суевериях и мистиках разного толка.

Имеются ситуации, когда мотивации при завершающихся реакциях не только не уменьшаются, но, и, наоборот, увеличиваются; примером может служить алкоголизм, курение, наркомания.

В «павловской» школе в биологическом аспекте, условный раздражитель рассматривался как сигнал по отношению к безусловному рефлексу, что в настоящее время, понимается, как контекст – «теория замещения стимула».

Подкрепляющим фактором по отношению к предыдущему стимулу, может быть любой стимул или реакция, повышающая вероятность достижения биологически полезного результата или имеющее положительный градиент эффективного тонуса – называемый РЕСУРСОМ.

Вообще, вместо слова, ресурс, целесообразнее использовать термин – подкрепление в общем смысле, как единый акт, а величину, силу и направленность действия лучше характеризовать как «положительный» или «отрицательный» стимул, подразумевая как «награду» или «наказание».

Подкрепляющим фактором может служить как текущая, так и прогнозируемая афферентация в результате действия на основе опережающего отражения в соответствии с принципом оптимального информационного взаимодействию. Например, когда человек знает, что выздоровел, он будет себя чувствовать очень хорошо, то это и может служить мотивирующим подкреплением.

Индефферентный раздражитель должен непременно предшествовать безусловному, чтобы стать сигналом. Этот фактор свидетельствует о том, что подкрепление является необходимым фактором для образования временной связи, т.к. при обратном порядке предъявления раздражителей, условный рефлекс намного слабее, либо не вырабатывается вовсе совсем.

Вот почему в психотерапевтических технологиях существует определённая последовательность шагов, и менять их в другом направлении не только не целесообразно, но и вредно, т.к. не наступит должного эффекта.

Положительные стимулы – поощрение, награда

Еда, питьё, после солёной рыбы, продолжают оставаться наиболее употребимыми положительными подкреплениями или «наградами» в условно-рефлекторных экспериментах над животными.

В условиях психотерапии. Поощрением может служить слово, положительное воспоминание, ресурсный якорь и т.д. своеобразным поощрением может служит избегание наказания и пр.

Отрицательные стимулы – наказания

Наказание – это событие, противоположное поощрению, которое уменьшает вероятность реакции с которой оно ассоциируется, что используется в условно-рефлекторной психотерапии при лечении наркомании, алкоголизма, курении и переедании и т.д.

Обычно эффект наказания, противопоставляется эффекту награждения: это удар током, рвотные средства, шлепок и т.д.

Результаты с применением как положительных, так и отрицательных подкреплений, зависит от многих условий; в частности от силы стимула, уровня влечения («драйв») основной реакции. увеличение голода, например, может компенсировать увеличение наказания голубей по пищевой методике. Одним словом, если крысы очень голодны, то они предпочитают получить пищу и удар тока, нежели не получить ничего.

В экспериментальных опытах, было показано, что после выработки условного рефлекса с наградой и последующим наказанием после (вместо награды) за ту же реакцию, показало, что скорость переформирования обратно пропорциональна разнице между двумя подкрепляющими стимулами. В практике психотерапии – это показывает. Чтобы отучить алкоголиков пить, сила отрицательного стимула должна быть не меньше, чем величина того «кайфа», который он использует, а с другой стороны, если наказание следует во время питья водки, например, удар тока, то рефлексия не подавляется, но если удар тока предваряет питьё, то условный рефлекс тормозится.

Итак, при эксперименте с крысами в лабиринте, было показано, что они предпочитают пищу и удар тока, чем ничего, когда они подаются вместе, но не при отставании.

Опыты с отставанием наказания показали важность фактора смежности во времени, т.е. действует закон, тот же, что и при положительном подкреплении. Отсюда, наказание должно идти вначале или непосредственно, перед тем как начинается пагубное поведение.

Механизмы ответственные за подкрепление при поощрении и наказании, по-видимому существенно различны. П. А Анохин утверждал, что оба способа являются подкреплениями. вследствие активации гедонических центров мозга, что и определяет существование механизма достижения желаемого и избегания нежелательного, которые коррелируют между собой, если цель и намерение у них одна. Например, уменьшение страха при избегании и есть награда, т.к. избегание худшего в данном случае, уже само по себе является не отрицательным, а положительным подкреплением.

Мотивация

Влияние мотивации или драйва на условный рефлекс в большинстве случаев определяется грубо и примерно.

Противоречивые данные имеются относительно влияния мотивации в ситуации принятия решения и выбора. Различие в видимом количестве порождает предпочтение большего, даже при равном времени доступа. Однако, мотивация при выработке или гашении рефлекса, обычно не различаются, хотя ои и диаметрально противоположны.

Ориентировочный рефлекс

Частичное подкрепление усиливает сопротивляемость к угашению рефлекса, чем при 100% подкреплении, потому что подключается ориентировочный рефлекс.

После неоднократных предъявлений, обычно появляется фрустрация, активизируюшая поиск реакции, которая затем подкрепляется. По П. Х. Анохину предполагается, что всякое рассогласование, т.е. отклонение текущего паттерна от прогнозируемого стереотипа, вызывает активизацию ориентировочного рефлекса, независимо от направления рассогласования; одновременно в анализаторных структурах мозга повышается специфическая чувствительность. Существенное увеличение силы активизации возбуждения происходит и в неопределённой ситуации или при наличии соответствующей мотивации.

В условиях, когда раздражители приобретают сигнальное значение, ориентировочные реакции усиливаются и далее не угасают. Тонус ориентировочной реакции всегда выше Ю, а в от физиологические ориентировочные рефлексы угасают медленнее.

Ориентировочный рефлекс, как врождённый безусловный инстинкт, сам по себе может являться подкреплением и мотивацией. Внешне он выражается в ИНТЕРЕСЕ, повороте головы, прекращении другой какой-либо производимой в этот момент деятельности.

Возбудителем ориентировочного рефлекса является НОВИЗНА в самом широком смысле этого слова. Ориентировочную реакцию вызывает каждый НОВЫЙ раздражитель, в том числе и ПРЕКРАЩЕНИЕ действия любого длительно действующего раздражителя.

Активизация ориентировочной реакции может произойти не только на физическое изменение стимула, но и на изменение ЗНАЧИМОСТИ сигнала, УСЛОЖНЕНИЕ контекста или задачи, либо при задании более ТОНКОЙ дифференцировки. В психотерапии ориентировочный рефлекс активизируется, когда мы наблюлдае5м переформирование симптома в сигнал обратной связи при формировании какого-либо нового стереотипа.

Ориентировочная реакция также возникает, когда неопределенность ситуации достигает или ПРЕВЫШАЕТ порог новизны.

В методике вероятностного подкрепления или тонкой дифференцировки, происходит непрерывное микроугасание и восстановление ориентировочной реакции, вследствие этого результат уже будет в большей степени подвержен реакции ориентировочной реакции.

Присутствие ориентировочной реакции резко ускоряет и усиливает выработку нуюной рефлексии, а также, одновременно вызывает задержку угасания условной реакции.

При минимальной энтропии – 100% подкрепления, условные рефлексы быстро вырабатываются, но и быстро угасают.

При максимальной энтропии – 30-50% подкрепления, скорость выработки условного рефлекса падает, но и во много раз падает его способность к угасанию.

Модальности

Скорость образования элементарных условных рефлексов приблизительно одинаков у всех животных, но, выработка сложных форм несомненно сильно отличается по принципу филогенеза. Например, к сложным формам поведения можно отнести многократную переделку, отставленное по времени подкрепление и дифференсацию близких зрительных образов.

Раздражители оказывают разное действие в зависимости от того, как они соотносятся к тому или иному виду анализаторов. Отсюда, у разных животных и людей, в зависимости от того, какой из анализаторов играет ведущую роль в приспособительной деятельности, преобладают рефлексы определённого характера.

Некоторые авторы отмечают быстроту формирования и прочность условных рефлексов, образованных на тактильных раздражителях; вот почему в практике психотерапии, предпочтительней якорить нужные реакции кинестетически.

Во многих отношениях, интересен кожный анализатор, поскольку у него очень высокая степень дифференсации кожной поверхности. Эта особенность учитывается в иглотерапии и рефлексотерапии.

Интересно, что одним из элементов ориентировочной реакции является изменение биоэлектрической активности головного мозга, выражающегося либо в угнетении либо в активизации высокочастотных ритмов.

Однако, не абсолютная, а относительная новизна к прошлому опыту, определяет уровень ориентировочной реакции. При этом реакция имеет активный характер и связан с оценкой или переоценкой наблюдаемых событий, что обязательно заканчивается в таких случаях обратной афферентацией.

Характерной особенностью биологических систем является их способность при объединении образовывать каолиции, системы и союзы, в которых общая энтропия меньше суммы энтропий исходных систем, что объясняет эффективность психотерапевтических технологий, напрмер, «Втизуально-кинестетическое смешивание» и т.д.

Передний план – задний план

И. П. Павлов исследовал явления «стимул – реакция». В одной из таких исследований он вызвал у собак слюноотделение на комплексный раздражитель, когда собкака слышала звонок, гудок и музыкальный тон одновременно. Далее И. П. Павлов обнаружил, что в отдельности, но в разной степени, отдельно взятый раздражитель вызывает слюноотделение, но в разной степени. Звонок взывал слюноотделение до 10 раз без подкрепления, гудок – 5, а тон – 2

Другими словами, звонок был на «переднем плане», на который реагировала собака, т.е. собака обращала большее внимание на звонок, чем на гудок и тон.

Музыкальный тон, наименьшим образом воздействовал на неё – значит он служит – «задним планом».

Затем И. П. Павлов обнаружил, если подавлять реакцию собаки на музыкальный тон, т.е. не подкреплять или наказывать, так что у собаки совершенно не было слюноотделения на тон; то после этого, применив вновь комплексный раздражитель – звонок, гудок и тон, он не получил реакцию слюноотделения, т.е. значение комплексного сигнала тоже упало до нуля. Три сигнала вместе, уже не служат для собаки стимулом для слюноотделения.

Этот принцип был положен Гриндлером и Бендлером в основу лечения фобии и аллергии.

1. Выявляем передний план восприятия. Наблюдаем, что в данном контексте всегда при пациенте, но на заднем плане.

2. Создаём сильную ассоциацию между задним планом и задним планом контр-примера.

Очень важно найти такой контр-пример, который «достаточно близок» в образе мышления пациента для обобщения. Лучший вид контр-примера, когда пациент должен иметь ту реакцию, на которую обычно жалуется. Ещё лучше, когда контр-пример, является чем-то, что вызывает удовлетворение, но близко похоже на негатив.

Технология

1. Идентификация ограничивающей реакции, которая получается в данном контексте (аллергия, бор-машина, тон голоса и пр.)

А) калибруем физиологию, ассоциированную с проблемой

Б) выявляем передний план, что больше всего пациент осознаёт, что осознаёт подсознательно, а что бессознательно?

2. Ищем соответствующий ресурсный контр-пример. Либо, когда пациент должен бы иметь реакцию, но не имел. Либо подобный контекст, похожий на ограничивающий, но позитивный, положительный и ресурсный.

А) выявляем какой передний, средний и задний план, что больше осознаёт пациент, а что меньше?

3. Идентифицируем то, что должно случиться и в ограничивающем контексте и в контр-примере, что находится в бессознательном поле контроля пациента. Каков задний план в обоих случаях? Выясняем, каковы ощущения, чувства – присоединяем якорь к ощущению.

Удерживая якорь, заставляем пациента сфокусировать фокус своего внимания на том, что он больше всего осознаёт как опыт ограничивающей реакции.

Цель психотерапевта – создать сильную ассоциацию между тем, что сильнее всего пациент осознаёт на переднем плане ограничивающей реакции и тем, что он не придавал значения, но оно всегда есть на заднем плане в бессознательном им контр-примере.

4. Отпускаем якорь и просим пациента немедленно вспомнить и ассоциироваться с ограничивающим опытом.

5. Калибруем физиологию полученной реакции, если ограничивающая реакция всё ещё остаётся, ставим новый якорь, но уже на новое ресурсное состояние с другим контр-примером и усиливаем ассоциацию между передним и задним планами.

6. Отпускаем якорь и вновь просим ассоциироваться с ограничивающей реакцией.

7. Экологическая проверка и привязка к будущему. Удерживая якорь переднего плана, просим пациента думать о будущем контексте и калибруем полученную физиологию.

Переход через процесс субмодальностей

Вместо использования якоря мы выявляем какие субмодальности присутствуют, когда иммунная система работает нормально и перемещаем это туда, где у пациента есть несоответствующая реакция.

Желательно выявить два или три различения в субмодальностях. Желательно, чтобы это были «критические» субмодальности.

1. Калибруем.

2. Объясняем ошибку иммунной системы.

3. Выявляем вторичную выгоду, если она есть.

4. Находим контр-пример. Выявляем субмодальности этого примера. Субмодальности сами выполняют функцию якоря.

5. Выполняем субмодальности аллергической реакции.

6. Заставляем пациента переместиться через субмодальности так, чтобы привести их в соответствие с субмодальностями контр-примера.

7. Экологическая проверка и привязка к будущему.

По-видимому, исходя из предположения, что аллергия – это фобия иммунной системы, можно применить психотехники, которые используют для быстрого лечения фобий. Например, «Кинотеатр» и «Визуальнокинестетическая диссоциация».

Наверное хорошо применить технику визуального смешивания, если пациент кинестетик.

Хорошо будет срабатывать и техника «Взмах», если пациент визуалист.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.