Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ыяИнформационное право

ИСТОРИЯ

Информац право молодая наука

 

Научно-технические и соц факторы формирования информац права

 

Объективные закономерности формирования объективного права:

- научно-технич факторы

1. экспонентное развитие научно-технического прогресса сформировавшее предпосылки для создания ЭВМ как основного технического средства соц прогресса в целом.

2. появление на рубеже 60-80 гг. новых технологических форм передачи информации цифровых линий связи.

3. Развитие нового класса наукоемких информационных технологий – основного индикатора соц преобразований;

Названные факторы научно-технического прогресса в свою очередь:

1. изменили хар-р гос политики в информац сфере развития общества

2. стали толчком к массовой информатизации общества

3. активизировали правовую систему в сторону новых информационных отношений

 

ФОРМИРОВАНИЕ ГОС ИНФОРМАЦ ПОЛИТИКИ:

Гос информац политика представляет собой официальную позицию властвующего субъекта по определению и реализации целей, задач, принципов, приоритетов и условий развития информац сферы

 

Доктрина информац безопасности кот определила концептуальные условия формирования защиты нац интересов в информац сфере.

 

2002г. Фед целевая программа электронная Россия 2002-2010 цель которой повышение эффективности функционирования экономики и государственного управления на базе информац-телекамуникац технологий. И реализация технологических предпосылок для развития гражданского общества за счет обеспечения прав на свободный доступ к информации.

2004 г концепция использования информац технологий в деят-ти фед орг гос вл до 2010 г.

2006 концепция региональной информатизации до 2010г.

 

Основная цель документов-повышение эффективности в механизмах гос упрвления на основе создания общей или единой информац-технологической инфраструктуры.

 

 

2008 г стратегия развития информац общества;

2008 г концепция формирования в РФ электронного правительства до 2010г.

 

МАССОВАЯ ИНФОРМАТИЗАЦИЯ:

К числу соц факторов определяющих объективный процесс формирования и развития общественных регуляторов относится глобализация в информац сфере, что проявляется в таких тенденциях развития глобального информац общества как:

1. интеграция (объединение) информационных технологий создающая единую информационную средусоц-эк политич и гуманитарной жизнью

2. интеграция внутригосударственных правил и стандартов с международными.

Эти тенденции находят отражение в:

-в возможности создавать наиболее оптимальные формы обработки информации

- в создании гибких глобальных телекоммуникационных систем, кот позволяют включиться в международный информац обмен;

- создание и развитие электронной торговли

- в создании наиб общих условий и правил защиты интересов личности общества и государства в информац сфере.

 

3. оптимизация правовой системы

 

Формирование началось в 90ые гг в это время для отечественных юристов информац сфера ОО не была предметом фундаментальных исследований, исследования проводились в основном в области проблем прикладного хар-ра.

 

В это время в процесс нормотворчества включились специалисты из технических областей знаний инженеры слесари

В следствии чего первые законы были приняты к середине 90ых гг и имели многие концептуальные противоречия.

В это же время процесс правового регулирования информац сферы стал развиваться в сторону подзаконного регулировании.

Суд практика в таких условиях вынуждена была ограничиваться оговорками об отсутствии достаточной нормативной базы для принятия эффективных суд решений. Это вызвало дополнительный интерес к правовому осмыслению расширения информац сферы в жизни. В юр вузах в качестве учебной дисциплины начали вводиться предметы информац цикла.

Начали появляться научные обобщения в области правового регулирования информац процессов.

 

В 2000г. утверждена новая научная специальность Информац право. Таким образом создание вычислительных средств нового поколения цифровых технологий передачи информации. Изменение технологич основы сети интернет, значительно изменили хар-р информационных потребностей всех структур общества и обусловили не только формирование массовой информатизации, но и систему управления этим процессом в том числе в форме прав регулирования.

 

ОБОСТРЕНИЕ ПРОБЛЕМ И ПРОТИВОРЕЧЕЙ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА, КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА.

 

1. углубление информационного противоборства как новая форма международного противостояния. концепции информац ыойн монополизм разработчиков информац технологий/излишняя конкуренция разработчиков информац.

2. проблемы информац безопасности и кибирпреступности

3. защита частной жизни в информационной сфере

4. проблема защиты авторского права

5. проблема цифрового неравенства – разница информац развития в государствах или регионах

Указанные проблемы проявляются в том числе и на международном уровне в следствии чего именно на международном уровне государство принимает документы в кот устанавливается мотив правопорядка в информац обществе;

Однако в настоящее время большей частью-это док декларативного характера. Окенавская хартия глобального информац общества.

 

На национальном уровне документом задающим направление развития информац общества является стратегия развития информац общества.

 

принята указом президента

 

В стратегии закрепляются цель задачи принципы и основные напрвления гос политики в области использования и развития информац и телекоммуникац технологии науки образования и культуры для продвижения страны по пути формирования и развития информац общества.

Целью стратегии явл повышение качества жизни граждан беспечение конкуретно способности Россииразвития экономич соц-политич культ и духовной сфер жизни общества совершенствование системы гос управления на основе использования информац технологий.

 

Задачи:

-формирование современной информац инфраструктуры и предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологии.

- повышение качества образования мед обслуживания соц защиты населения на основе развития и использования

-совершенствование системы гос гарантий конституц прав человека в информац сфере.

-развитие экономики РФ на основе использования информац технологий.

-повышение качества предоставления гос услуг повышение эффективности гос управления взаимодействия гражд общества и бизнеса с ОГВ.

-сохранение культуры многонац народа РФ укрепление нравственных и потреатических принципов в обществ сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвящения.

-противодействие использования потенциала информац технологий в целях угрозы нац интересов России.

 

Для реш этих задач гос-во разрабатывает основные мероприятия по развитию информац общества обеспечивает развитие законодательства и совершенствования правоприминительной практики в области использования информац технологий.

 

Создает условия для равного доступа граждан к информации обеспечивает повышение качества и оперативности предоставления гос услуг на основе использования информац технологий и определяет контрольное значение показателей развития информац общества в РФ.

 

В результате реализации основных мероприятий стратегии к 2015 г. в РФ дб достигнуты следующие контрольные значения показателей:

1. место РФ в междунар рейтингах в области развития информац общества в числе 20ти ведущих стран мира.

2. уровень доступноси для населения базовых услуг в сфере информац технологий 100%

3. доля отечественных товаров и услуг в объеме внутр рынка информац технологий более 50%

4. сокращение различий м/у субъектами РФ по основным показателям информац развития до 2ух раз.

5. наличие ПК подключенных к сети интернет не менее чем 75 % домохозяйств.

 

Доля гос услуг кот население может получить с использованием информац технологий в общем объеме гос услуг 100% к 2015г.

 

 

6. доля электронного документооборота м/у орг гос вл в общем объеме документооборота не менее 70%

Доля размещенных заказов на посатвки товаров для гос и муницип нужд с использованием электронных торговых площадок в общем объеме заказов 100%

7. доля библиотечных фондов переведенных в электронную форму в общем объеме фондов библиотек 50 % в том числе библиотечных каталогов 100%

 

информац общество-это новое состояние и развитие общества кот хар-ся массовой компьютеризацией для обеспечения высокого уровня автоматизации производства в кот производство информац продукта должно стать движущей силой образования и развития общества

 

Признаки:

-массовая информатизация –внедрение информац технологий во все сферы общества

-высокоразвитая информац инфраструктура

- широкий доступ населения к информац ресурсам

-формирование рынка информац продуктов

 

 

ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ИНФОРМАЦ ПРАВА:

 

ИП формировалась сначала как комплексная отрасль законодательства включ в себя не только спец законы но и отдельные нормы в составе отраслевых законодат актов кот призваны регулировать ОО складывающиеся по-поводу информации и связанных с нею систем.

- этап 90-2000гг среди основных законов выделяются: ФЗ об информации информатизации и защите информации 95г.

ФЗ о СМИ ФЗ РФ О СВЯЗИ 95г ФЗ о рекламе ФЗ о междунар-информац обмене 96г

 

в этот же период нормы о различных формах использования объектов права имеющих информац природу были включ в отраслевые кодексы ст 128 гк гл 14 тк персональные данные

 

На втором этапе в силу активизации информац политики и формирование предпосылок к появлению информац общества, информац законодательство стало бурно развиваться и принимаемые законы были отнесены к спец области законодательства.

 

Соц-эк условия развития общества в РФ и эволюция прав реулирования ОО возникающих по-поводу различных объектов информационного характера (кредитные истории базы данных электронный док и электронная подпись информац системы информац-телекомуникац сети, сформировали предпосылки ИП как адекватной реакции со стороны прав системы на развитие информац общества.

 

В последние годы наблюдается особая активность законодателя в информац областиприняты ФЗ об информации информац технологиях и о защите инофрмации Фз о персональных данных об электронной подписи о доступ к официальной информации и тд.; ФЗ о списке запрещенных сайтов;

 

Названные законы продолжают традицию закрепления базовых норм (норм принципов норм дефиниций и норм предназначенных для правового регулирования ПО по-поводу конкр информац Объектов права. На основе названных спец законов формируется нормативная основа всех складывающихся ПО по-поводу информации.

 

Объектом науки ИП явл закономерности развития прав обеспечения информац действительности:

1. природа информации и ее потребление в прав сфере

2. прав рег ОО в информ сфере

3. формирование методологич средств

4. познание информац сферы

5. формирования совершенствование и приминение информац законодательства

6. формирование прав сознания и прав культуры в информац сфере

Предметом науки явл конкретная модель реш проблемы информац права.

-взаимодействие ИП с др отраслями права (реш задач прав рег)

-формирование понятийного аппарата ИП

-систематизация информац законодательства

-содержание права на информацию и его структура

-правовой статус субъектов информац сферы

-состав информац ПО

-защита интересов личности общества и государства в информац сфере (информац безопасность)

- правовая основа информац деят-ти в условиях глобализации

 

Объектом учебной дисциплины явл наиб общие знания о прав регулировании информац отношений, а предметом уч дисциплины знания и умения по конкретным вопросам: понимание сущности информации как объекта права

специфические особенности и хар-р информац ПО

комплексная природа и содержание норм права информац хар-ра

развитие системы информац законодат и практики его применения

правовое обеспечение информац безопасности

юр квалиф ОО в информац сфере

 

 

В настоящее время наметились признаки и черты формирования ИП как отрасли системы права в частности: определен особый уникальный предмет –оо в области информации

2. расширяется круг объектов ПО информац ПО преобретают конкретные содержания

3. формируется сам-ый понятийный аппарат в области прав рег информац ПО

4.Определены принципы ИП

5. используются комплексные методы прав регулирования имер и деспзит и их сочетания

6. формируются комплексные прав режимы существования различных форм информации и форм информац деят-ти в составе кот выделяются особенности инструментария прав обеспечения интересов субъектов информац сферы.

 

ИП-это комплексная структурно-сложная система знаний в области прав обеспечения информац общества и норм регулирующих ОО складывающиеся по-поводу информации и связывающих с нею систем.

СИСТЕМА ИП:

 

ОСОБЕННОСТИ РЕЖИМА ОТДЕЛЬНЫХ НАИБ ЗНАЧИМЫХ ИНФОРМАЦ РЕСУРСОВ: база данных архивы библиотеки массивы статистической информации и тд.

Правовой режим информации ограниченного доступа:

 

Тайное ведение

прав режим гос тайны

служебной тайны

коммерч тайны персональных данных

 

Прав режим информац систем.

прав регулирование деят-ти в области коммуникации

прав регулирование распространения массовой информации

прав обеспечение информац безопасности

технич прав и орагнизац средств

 

Прав режим междунар информац обмена/права ям

 

 

ПРЕДМЕТ И МЕТОД ИП

 

 

-полномочными органами проверочных мероприятий

-определение видов, размеров и порядка предоставления льгот

-ознакомление с нормами законодательства предусматривающие ответ-ть за разглашение гос тайны

 

при решение вопроса о допуске фед службой безопаснотси проводятся проверочные мероприятия объем кот зависит от степени секретности сведений к кот допускается оформляемое лицо.

 

Устанавливаются 3 формы допуска к гос тайне, соответствующие трем степеням секретности.

особая важность

соверш секретность

секретные сведения

 

Наличие у граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности явл основанием для доступа к сведениям более низкой степени секретности;

 

слены СФ деп гос думы судьи адвокаты участвующие в качестве защитиков по угол делам связанным с гос тайной.

 

Судьи адвокаты участвующие по угол делам допускаются к сведениям составляющих гос тайну без проведения проверочных мероприятий.

 

ОСнования для отказа гражданину в допуске к гос тайне.

 

нахождение под судом и следствием наличие неснятой судимости наличие мед противопоказаний для работы с гос тайной постоянное проживание за границой уклонение от проверочных мероприятий предоставление недостоверных сведений во время проверочных меропряитий.

 

прекращение допуска не освобождает гражданина от взятых обязательств о нераспространение сведений составляющих гос тайну

 

Должн л и граждане виновные в нарушении законодательства о гос тайне несут все виды ответ-ти угол гражд дисциплен в зависимости от тяжести совершенного деяния.

 

Допуск предприятий к проведению работ связанных с гос тайной осуществляется путем получения ими лицензии на проведение работ со сведениями соотв степени секретности;

 

Лицензия выдается на основании результатов спец экспертизы предприятия и гос аттестации их руководителей ответственных за защиту сведений составляющих гос тайну.

 

Средство защиты информации должны иметь сертификат удостоверяющий их соответствие требований по защите сведений соотв степени секретности.

 

КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА:

фз о коммерч тайне в соотв с кот коммерч тайна-это режим конфиденциальности информации позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров работ и услуг или получить иную коммерч выплату.

 

 

Информация составляющая коммерч тайну могут относиться сведения любого хар-ра производственные техни экономич организац и иные сведения в том числе о результатах интеллект деят-ти в аучно-технич сфере сведения о свособах осуществления проф деят-ти кот имеют действительную или потенциальную коммерч ценность в силу неизвестности их третьим лицам к кот у 3их лиц нет свободного доступа на законом основании и в отношении кот обладателем таких сведений введен режим коммерч тайны.

 

Субъектами ПО относится:

обладатель коммерч тайны физч и юр л

кот передаем контрагенты

работники

орг гос вл

 

Персональные данные:

81 г конвенция о защите частных лиц в отношении оптимизированной обработке данных личного хар-ра. Определяет понятие персональных данных, в соотв с конвенцией данные личного хар-ра –это любая информация относящаяся к физич лицу идентифицированному или кот мб идентифицированной.

 

Субъекты персональных данных физич л, в соотв с конвенцией автоматически обрабатываемые персональные данные должны приобретаться и обрабатываться честным и законным способом, хранится в конкретно установленных и законных целях, быть полными иметь прямое отношение к цели их сбора, быть точными и там где это необходимо поддерживаться на уровне современности, храниться в форме кот позволяет идентифицировать субъектно информацию в течении времени не превышающего потребности для кот хранится информация, особой категорией данных (данные личного хар-ра отражающие расовое происхождение политич утверждения религиозные верования а также относящиеся к здоровью или сексуальной жизни) подлежат автоматической обработке только в том случаи если внутреннее право предоставляет надлежащие гарантии сохранности такого рода данных.

 

В соответствии с конвенцией любое лицо должно иметь возможность узнать о существовании автоматизированной картотеки данных личного хар-р, ее цели а также личность и место нахождение и принцип назначения владельца картотеки

 

Получить в походящее время через любой срок и без особых затрат подтверждения наличия в автоматизированной картотеки данных личного хар-ра к нему относящихся получить эти данные в надлежащей форме, требовать в случае необходимости исправления или удаления данных если они были обработаны с нарушением принципов конвенции или внутр законодательства.

 

Правовой базой института персональных данных в РФ помимо конвенции, Кции ФЗ о персональных данных; в соотв с кот персональные данные-это любая информация относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физич лицу в том числе:

- фио дата места рождения образование профессия доходы место жит-ва семейное положение

Закон предусматривает наличие операторов персональных данных гос или муницип орган юр или физич л организующее или осуществляющее обработку персональных данных а также определяющее цели и содержание обработки персональных данных.

Под обработкой понимается действия с персональными данными включ сбор систематизацию накопление хранение уточнее использование распространение обезличивание блокирование и уничтожение персональных данных.

Персональные данные не мб использованы в целях причинения имущественного и морального вреда граждан затруднении реализации прав и свобод граждан лица кот в соотв со своими полномочиями владеют информацией о гражданах несут ответ-ть за нарушения режима защиты обработки и порядка использования этой информации.

 

Деят-ть таких лиц подлежит обязательному лицензированию.

 


ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ:

Персональные данные находящиеся в ведении держателя относятся к конфиденциальной информации кроме случаев определенных законодательством РФ. Держатель персональных данных обязан обеспечивать и охрану во избежание несанкционированного доступа к нему их блокировании или передаче изм или утраты режим конфиденциальности персональных данных снимается в случаях обезличивания персональных даных либо по желанию субъектов персональных данных. Липо по истечении 15 летнего срока хранения персональных данных (личное дело)

 

Для отдельных категорий персональных данных лиц занимающих высшие гос должности и кандидатов на эти должности может устанавливаться спец прав режим их персональных данных обеспечивающий открытость персональных данных имеющих общественную значимость.

По желанию субъекта для его персональных данных мб установлен режим общедоступной информации, в целях информационного обеспечения общества могут создаваться общедоступные массивы персональных данных куда с пис осгласия субъекта могут включаться и иные сведения предоставленные субъектом или полученные из открытых источников других обще-доступных массивов персональных данных если эти истчоники сформированы с согласия субъекта персональных данных. Если персональные данные получены из открытых источников обладатель обще доступного массива обязан информировать субъекта о содержании его персональных данных об источикаах получения и цели использования.

 

Персональные данные конкретного субъекта исключаются держателем персональных данных из общедоступного массива на основании распоряжении этого субъекта или решения ПО органов.

 

Доступ субъекта к персональным данным, субъект персональных данных имеет право знать о наличии у держателя персональных данных относящихся к нему сведений и иметь к ним доступ информирование граждан о наличии персональных данных у держателей осуществляется на основе общедоступного реестра держателей массивов персональных данных публикуемого в СМИ.

Информация о наличии и содержании персональных данных субъекта дб выдана ему держателем в общедоступной документированной форме на основании пис запроса субъекта и документа удостоверяющего его личность за плату не превышающую затраты на поиски и выдачу информации в срок не превышающей неделю с момента подачи заявления.

 

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ:

 

фз о сми

массовая информация- информ предназначенная для неограниченного ркуга лиц печатная аудио аудио-визуальная и иные сообщения и материалы.

 

Под СмИ понимается периодическое печатное издание радио теле видео программы и иные формы периодического распространения массовой информации.

 

При производстве и распространении массовой информации действуют следующие субъекты: редакция СМИ физич и юр л осуществляющее производство и выпуск СМИ, главный редактор-лицо возглавляющее редакцию и принимающее окончательное решение в отношении выпуска СМИ, журналист лицо занимающееся подготовкой материалов для редакции связанная с ней договорными отношениями или занимающиеся такой деят-тью по ее полномочию, издатель учреждение осуществляющее

матер технич обеспечения производства продукции и СМИ распространитель, потребители

Редакция осуществляет свою деят-ть на основе проф самостоятельности также может выступать в качестве учредителя издателя распространителя собственника имущества редакции. Мб оформлено юр л в соотв законом способом, редакцией руководит главный редактор кот представляет ее в отношениях со всеми субъектами

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Инструкция по получению государственной услуги | Этапы развития чувств человека - фазы сексуальной любви




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.