Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные теории лидерства.

Карта теорий из статьи «Теории лидерства в менеджменте: история и перспективы» С. Р. Филоновича; ВШМ ГУ-ВШЭ; Российский журнал менеджмента №2, 2003.

 

 

 

 

В середине девяностых годов прошлого века при обсуждении черт индивидуального управленца самым часто употребляемым стало выражение «эмоциональный интеллект». Его предложил Д. Голман, написавший одноименную книгу. В книге излагались мысли о том, что мы много времени уделяем своему образованию, но забываем про эмоциональный интеллект, который, по сути, является нашим характером. Интеллект, по мнению Голмана, не делает наш лидерами, а характер точно обеспечит первое место на пъедестале. Прав ли Голман? Отчасти, да. Но не слишком ли он принижает значение интеллекта. Всё-таки, если бы не образованность и умение мыслить, написал бы Голман свой труд?

 

В своём творении Д. Голман написал о четырёх способностях индивида, по которым можно судить о нём, как о лидере:

 

1. Организация групп - подразумевает человеческую инициативу и координирование усилий коллектива людей с сетевой организацией.

 

2. Обсуждение решений - это талант посредника, способствует предотвращению вспыхнувших конфликтов, а также предотвращению возможных.

 

3. Личная связь - талант сопереживания и налаживания связей. Это искусство устанавливания и поддержания взаимоотношений.

 

4. Социальный анализ - способность находить и понимать чувства и интересы других людей. Такие люди могут проявить себя как психологи.

 

Важно сохранить понимание того, что имел в виду автор.

 

Есть ещё одна теория – теория «обслуживающего». Основная роль лидера состоит в обслуживании своих последователей. Эти мысли выдвинули несколько исследователей: Отри в 2004, Сайп и Фрик в 2009. Идея теории заложена в её девиз: «Хороший лидер – прежде всего слуга» (A good leader is primarily a servant). Лидер превозносит интересы своих подчинённых выше своих, его задача – это достижение общих целей, при сохранении благосостояния последователей и подчиненных.

 

«Обслуживающий» лидер доступен для подчинённых, статус не дает ему никаких особых привилегий (привилегий, а не полномочий), статус показывает лишь его высокую ответственность. Как заботливый лидер, он помогает другим решать проблемы делового и внутреннего личностного общения, пытается разрешать служебные конфликты. Он способен внимательно выслушивать работников, чувствовать и понимать даже их скрытые мысли и желания. Он строит коллектив, в прямом смысле этого слова.

Сотрудники готовы добровольно сотрудничать с таким лидером. Таким образом, благодаря этому встречному движению создается соответствующая среда – healthy organization, то есть здоровая среда для коллектива.

 

Это, конечно же, не все теории лидерства. Их так много, что, пожалуй, нужны месяцы, чтобы обстоятельно ознакомиться со всеми. Но нужно ли это? Попробую ответить на этот вопрос в заключении.

Заключение.

 

В современном обществе многие лидеры разных уровней считают, что управление – это раздавать указания и предъявлять требования, при этом, не давая ничего взамен. Я же считаю, что настоящий лидер должен проявлять индивидуальный подход, следить за работой и успехами каждого. Я упомянул успехи отдельно, ведь это самый важный аспект работы. И успехи надо поощрять. Жаль, что не все лидеры и их подчинённые осознают это. Наверное, в этом и заключается современная проблема лидерства. Управление в XXI веке – это направленность на каждого индивида, а не на группу целиком.

 

Так нужно ли лидеру изучать все эти теории? И нужно ли кому-то изучать самого лидера? Я думаю, что нет. Лидерские навыки заложены природой ещё до рождения. Вопрос в том, раскроются ли они в процессе работы? Но я убеждён, что развить лидерские навыки с нуля невозможно. Они должны быть заложены в человеке изначально.

 

Список источников:

1. Д. Максвелл. «Лидер на 360 градусов».

2. Андриянченко Е. Г. Теоретический анализ проблемы лидерства в зарубежной социальной психологии; Молодой ученый. — 2012.

3. У. Беннис, " Как становятся лидерами".

4. Э. Берн, «Лидер и группа. О структуре и динамике организации групп». – 2001.

5. «Теории лидерства в менеджменте: история и перспективы» С. Р. Филоновича; ВШМ ГУ-ВШЭ; Российский журнал менеджмента №2, 2003.

6. Wikipedia.org

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Творческая жизнь




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.