Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмоции и чувства. 1. Как происходит отражение действительности в чувствах и че?






1. Как происходит отражение действительности в чувствах и че?

Оно отличается от отражения в познавательных процессах?

В процессе познания достаточно четко просматриваются две стороны - чувственное отражение и рациональное познание.процесс познания, как правило, имеет своим исходным моментом отражение действительности с помощью органов чувств человека. Именно через органы чувств мы получаем всю первичную информацию о предметах и явлениях внешнего мира. Чувственное отражение выступает в трех основных формах: в виде ощущений, восприятий и представлений. Что представляет каждая из этих форм?

Ощущения - это чувственные образы отдельных свойств предметов. Мы ощущаем цвета, звуки, запахи, имеем вкусовые, осязательные ощущения и т.д. Ощущения, как отмечал Л. Фейербах, это субъективный образ объективного мира. Этот образ объективен по содержанию, он адекватно отражает свойства объекта, но субъективен по форме, зависит от особенностей физиологии органов чувств человека, физиологии его высшей нервной деятельности, и даже, как показано выше, от его жизненного опыта.

Иное дело, если ощущения являются образами, тогда они не могут не иметь известного сходства с отражаемыми свойствами, тогда они могут и должны выступать и выступают исходной клеточкой познавательного процесса.восприятие.

Наконец, высшей формой чувственного отражения является представление - образное знание о непосредственно не воспринимаемых нами объектах, воспроизводимое по памяти.

Рациональное познание в конечном счете базируется на том материале, который дают нам органы чувств. Наконец, регулирование предметной деятельности обеспечивается прежде всего с помощью чувственных образов. Эту характеристику можно дополнить и тем, что к числу достоинств чувственного отражения относится и его образность, а также непосредственная данность его образов и их яркость.

Вместе с тем автономность двух сторон познания лишь относительна: чувствуя, ощущая, мы уже теоретизируем, размышляем, и, мысля, не отрываемся начисто от чувственных образов, опираемся на них. И все-таки что же мы понимаем под мышлением? Мышление - это активное, целенаправленное, опосредованное, обобщенное и абстрагирующее отражение существенных свойств и отношений внешнего мира, а вместе с тем и процесс созидания новых идей.

А теперь обратимся к характеристике основных форм мышления. Эти формы знакомы каждому из нас, и хотя мы пользуемся ими постоянно, наверное, не каждый сможет с ходу назвать их. Это понятие, суждение и умозаключение. Раскроем скобки в их содержании. Понятие - это такая форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Понятия обозначаются словом или группой слов. Различают обыденные и научные понятия. Понятия - это и итог работы мысли, и одновременно средства мышления. Но мы оперируем не отдельными понятиями, а понятиями в их связи друг с другом, отражающей связь вещей. Иными словами, о вещах мы судим. Суждение - форма мысли, в которой посредством связи понятий нечто утверждается либо отрицается о предмете мысли. Суждение, как правило, выражается в форме предложения. При этом связь понятий в суждении должна соответствовать связи вещей. Наконец, умозаключение - форма движения мысли, при которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение, называемое заключением или следствием. Умозаключения делятся на два основных класса: индуктивные, представляющие собой выведение общего положения из ряда частных фактов, и дедуктивные, при которых из некоторого общего положения выводятся частные, менее общие.

2. В чем заключается отличие между эмоциями и чувствами?

Эмоции и чувства – очень близкие понятия, часто используются как синонимы. " Чувство гнева" или " эмоция гнева" – можно сказать и так и так, вас поймут. При этом иногда, для специальных задач, эти понятия нужно разводить. Эмоции кратковременны и ситуативны: «я раздражен», «ты меня бесишь», «я в восхищении», «обожаю тебя» - обычно это реакции на какую-то конкретную ситуацию. А чувства, живя потоками под волнением мелькающих эмоций, более стабильны и говорят больше о самом человеке, нежели об особенностях конкретной ситуации. Разница между эмоциями и чувствами – в скорости и длительности процессов. Эмоции – это быстрые и короткие элементы чувств. Чувства – это длящаяся и более устойчивая основа вспыхивающих эмоций Говорить об эмоциях проще, потому что они не так интимны, эмоции - на поверхности, а чувства - в глубине. Эмоции, если только человек их специально не прячет - очевидны. Эмоции видны на лице, они насыщены, они ярко проявляются и иногда похожи на взрыв. А чувства - всегда немного загадка. Это нечто более сглаженное, глубинное и по крайней мере вначале их нужно разгадывать - и окружающим, и самому человеку. Случается так, что человек не понимая, что он на самом деле чувствует, говорит об эмоциях и это вводит в заблуждение тех, кто пытается понять его. Впрочем, и значение каждой конкретной эмоции можно понять только в контексте того чувства, которое оно выражает. Эмоции и чувства – вещи хотя разные, но во многом схожие. А вот " быть в эмоциях" и " чувствовать" - состояния очень различные, скорее противоречащие друг другу. Человек в эмоциях хуже чувствует других (даже близких) людей, а тот, кто привык чувствовать и вчувствоваться – реже впадает в эмоции.

3. По каким признакам можно констатировать, что человек находится в состоянии эмоционального возбуждения?

Предполагается, что возникновение эмоционального процесса в принципе равнозначно появлению состояния возбуждения. Это возбуждение связано с повышением уровня активации (arousal) центральной нервной системы. Усиление эмоционального возбуждения может привести к двигательной активности, увеличению скорости и силы моторных реакций, но может этих эффектов и не вызывать; внешне человек может даже казаться равнодушным, неподвижным, тогда как увеличение возбуждения будет выражаться в форме значительного усиления ассоциативной активности — в том, что обычно описывается как «наплыв мыслей», беспрерывный поток фантазий и грез, «хаос в голове», ощущение сильного беспокойства, неодолимое желание что-то сделать и т.п. Тот факт, что повышение эмоционального возбуждения может привести не только к увеличению интенсивности внешних реакций, но и к усилению внутренней активности, известен ужо давно. В связи с этим различали стенические эмоции (приводящие к увеличению активности — к действию) и астенические (не побуждающие к действию). В отдельных случаях фактор, нарушающий равновесие, может привести к уменьшению возбуждения, то есть к снижению активации. Эмоциональный процесс, для которого характерно уменьшение возбуждения, возникает тогда, когда сложившаяся ситуация исключает какую бы то ни было возможность приспособления (во всяком случае, с точки зрения субъекта); такое снижение активации может быть также следствием бурной эмоциональной вспышки или длительного пребывания в состоянии возбуждения.

Эмоциональное возбуждение может принять также специфическую форму, обычно называемую “эмоциональным напряжением”.Что такое «эмоциональное напряжение»? это — состояние, характеризующееся повышенным уровнем активации и соответствующим ему эмоциональным возбуждением, которые блокируются в экспрессивно-исполнительной фазе. Другими словами, эмоциональное напряжение возникает, как правило, в ситуациях, которые вызывают страх, но исключают бегство, вызывают гнев, но делают невозможным его выражение, возбуждают желания, но препятствуют их осуществлению, вызывают радость, но требуют сохранения серьезности и т.п. Оно характерно также для состояния конфликта. Во всех таких случаях наблюдается сильная тенденция к определенным действиям, но тенденция эта блокируется — именно тогда и возникает состояние, которое можно назвать эмоциональным напряжением. Его характерным признаком являются непроизвольные выразительные движения. Возможно, однако, что эмоциональное напряжение возникает и при других обстоятельствах. Однако в действительности эмоциональное напряжение проявляется, скорее всего, в обеих формах: торможения внешней активности и накопления возбуждения.

4. Какие объективные и субъективные факторы могут влиять н настроение?

В жизни каждого человека случаются неприятности, которые, как правило, сопровождаются плохим настроением. Если оно проходит, как только проблема решена, это нормально. А если проблема решается, а плохое настроение остается и начинает влиять на другие сферы жизни, об этом стоит задуматься. Существует даже особое состояние – депрессия, при котором плохое настроение и пессимистическая оценка окружающего являются основными симптомами. Причины постоянного пониженного настроения могут быть различными. После того, как в жизни человека случилась какая-то серьезная неприятность, то еще долго у него возможны спады настроения. В этом случае подходит известная поговорка «время лечит». С другой стороны, постоянный плохой настрой может быть обусловлен каждодневными неурядицами, к примеру, проблемами на работе или ссорами в семье. В такой ситуации человек подвергается мелким стрессорам, но каждый день, и это становится причиной стабильно подавленного настроения. Выясняя корни плохого настроения, психологи советуют анализировать текущие проблемы — к примеру, низкая самооценка, отсутствие партнера, неудовлетворительные отношения в семье и т.д. Такие проблемы поддаются решению, необходимо только усилие самого человека и его желание сделать свою жизнь лучше.

Существует множество способов борьбы с плохим настроением. В поиске оптимального способа борьбы с пониженным настроением стоит опираться на сильные и «ресурсные» стороны своей жизни. К примеру, для «компанейского» человека прекрасным выходом из ситуации будет организация вечеринки для друзей. Тут и приятная деятельность, общение с друзьями, да и возможность завести новые знакомства, которые – кто знает? – могут оказаться судьбоносными. Если человек склонен к уединению и не любит большие компании, то оптимальным вариантом будет выбор занятия, которое приносит положительные эмоции. К примеру, чтение – прекрасный источник новой и интересной информации, которая поможет отвлечься, а затем и преодолеть плохое настроение. Универсальный способ поднять настроение – получить новые впечатления. Выбор при этом ограничен только воображением человека: тут и прыжок с парашютом, и посещение танцев, и экстремальные виды спорта. Даже процесс освоения вязания крючком может вознаградить положительными эмоциями и удовлетворением от результата! Самый простой источник хорошего настроения – просмотр комедийных фильмов. Кроме этого, покупка новой вещи чаще всего сопровождается положительными эмоциями, что также помогает в борьбе с плохим настроем. Все эти способы можно сочетать, добавлять те, что подходят конкретному человеку, главное, чтобы они помогали преодолеть пониженное настроение и способствовали более позитивному взгляду на жизнь!

5. Всегда ли в состоянии аффекта человек теряет контроль над своим поведением?

Аффект (от лат. affectus – «душевное волнение», «страсть») – сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением в функциях внутренних органов. Аффект возникает на уже произошедшее событие и является как бы сдвинутым к его концу.

Любое чувство может переживаться в аффективной форме. Сюда относятся и случаи аффективного восторга на выступлении любимого ансамбля, и аффективный гнев болельщиков на стадионе, недовольных качеством судейства, и религиозный экстаз и т.д. Иногда аффект проявляется в напряженной скованности движений, позы, речи. Такими могут быть ужас, отчаяние. Или, если человек неожиданно получает приятное известие, он теряется, не знает, что сказать.По В. Витвицкому, аффект – это чувственное состояние, которое «приобретает весьма значительную силу и становится общим бурным нарушением психической жизни» (1946). К аффектам он относил такие эмоциональные реакции, как страх, ужас, гнев и т.п. К. Штумпф, считая чувства разновидностью ощущений, выделял аффекты как особый вид психических явлений.

Причиной аффекта (как уже было сказано выше) может стать конфликт, противоречие между сильным влечением, желанием, стремлением человека к чему-либо и объективной невозможностью удовлетворить возникшее побуждение, причем человек или не хочет осознать эту невозможность, или не может с ней примириться (гнев, ярость). Конфликт может заключаться и в повышенных требованиях, предъявляемых к человеку в данный момент, и его переживаниях, неуверенности в своих силах, недооценке своих возможностей. Например, задача может показаться сверхтрудной, невыполнимой и вызовет панический страх. Аффект возникает резко, внезапно в виде вспышки, порыва. При этом изменяются основные характеристики внимания и в поле восприятия удерживаются только те объекты, которые в связи с переживанием вошли в комплекс. Все остальные раздражители осознаются недостаточно, и это одна из причин практической неуправляемости этим состоянием. Кроме того, изменяется мышление, человеку трудно сосредоточиться, предвидеть результаты своих поступков и целесообразное поведение становится невозможным.

Отличительной чертой аффекта является ослабление сознательного контроля, узость сознания. Аффект сопровождается сильной и беспорядочной двигательной активностью, происходит своего рода разрядка в действии. Аффекты отрицательно сказываются на деятельности человека, резко снижая уровень ее организованности. Если в сферу действий человека попадают предметы, не имеющие отношение к причине аффекта, он может в ярости отшвырнуть попавшую под руку вещь, толкнуть стул, хлопнуть по столу. Теряя власть над собой, человек как бы весь отдается переживанию. Такое состояние вызвано сильным возбуждением определенных центров промежуточного мозга и коры полушарий. Обладая свойствами доминанта (временно господствующая рефлекторная система, обусловливающая работу нервных центров в данный момент и тем самым придающая поведению определенную направленность.Учение о доминанте создано А.А. Ухтомским), аффект тормозит несвязанные с ним психические процессы и навязывает тот или иной стереотипный способ «аварийного» разрешения ситуации. Чрезвычайно сильное возбуждение, перейдя предел работоспособности нервных клеток, сменяется безусловным охранительным торможением, возникает эмоциональный шок. В результате аффект заканчивается упадком сил, усталостью и даже ступором. Критерии определения аффекта по А.Н. Леонтьеву: 1) явно выраженные вегетативные изменения; 2) расстройство сознания; 3) импульсивность поведения, отсутствие планирования; 4) несовпадение аффективного поведения с личностью. Можно выделить две функции аффекта:

1. Обладая свойством доминанты, аффект тормозит не связанные с ним психические процессы и навязывает личности способ «аварийного» разрешения ситуации (оцепенение, бегство, агрессия), сложившийся в процессе биологической эволюции.

2. Регулирующая функция аффекта состоит в образовании аффективных следов, дающих себя знать при столкновении с отдельными элементами породившей аффект ситуации и предупреждающих о возможности ее повторения.

6. Каковы главные признаки аффекта?

Самыми важными признаками состояния аффекта являются следующие:

Внезапность возникновения. Аффект овладевает человеком, ломая его волю.

Кратковременность. Сколько длится состояние аффекта? Точную цифру не назвать, обычно это несколько минут, а то и секунд.

Динамика является взрывоопасной. То есть за очень короткий промежуток времени ситуация достигает максимального накала.

состояние аффекта признаки

Напряженность и интенсивность протекания периода аффекта. Обычно у людей в эти моменты наблюдается увеличение физической силы.

Дезорганизующее влияние на психику. Человек в состоянии аффекта не способен адекватно оценивать ситуацию, гибкость мышления значительно снижается, самоконтроль сведен практически к нулю.

Увеличение двигательной активности. Характерны беспорядочные и бессвязные движения.

Вегетативные изменения – покраснение (побледнение) кожи, сухость во рту, изменение голоса, аритмия дыхания и т.д.

Последствиями аффекта могут быть частичная потеря памяти или полная амнезия.

7. Какие признаки характеризуют страсть как форму переживани чувств?

Страсть — сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти всех его устремлений и сил. Причины формирования страсти достаточно разнообразны — они могут определяться осознанными идейными убеждениями, исходить из телесных влечений, иметь патологическое происхождение (например, в случае паранойяльного развития личности) (см. Психопатии, Фанатизм). Страсть может быть принята, санкционирована личностью, а может осуждаться ею, переживаться как нечто нежелательное, навязчивое. Основным признаком страсти является ее действенность, слияние волевых и эмоциональных моментов. Объединение страсти и нравственного, разумного начала в человеке нередко выступает движущей силой великих дел, подвигов, открытий. По мнению специалистов, страсть – это постоянное влечение к объекту обожания, постоянное желание, порой не контролируемое и превращающее человека в настоящего зверя. В плане физических характеристик страсть проявляется в виде учащенного сердцебиения, рассеянности внимания, непроизвольного расширении зрачков, дрожания рук, перепадов температуры, сильного сексуального возбуждения. Пребывая в состоянии страсти, человек ощущает не свойственные ему чувства и желания.

Психологи утверждают, что страсть представляет собой лишь физиологическое возбуждение, а все остальные ее проявления называются лишь оттенками страсти. Организм человека, испытывающего страсть, не может находиться в состоянии покоя, его мучает непреодолимое желание обладать полностью объектом своей страсти. Из-за такого разнообразия чувств внутри одного человека теряется возможность контролировать свои действия, что зачастую приводит к проблемам разного рода, о которых человек не задумывается во время страсти. Объятый страстью человек также может забывать о чувствах и желаниях другого человека, который является объектом страсти. Влияние страсти на организм человека можно сравнить с воздействием наркотических средств. По мнению специалистов, во время страсти у человека непроизвольно вырабатываются такие вещества как энкефалин и эндорфин, именно они воздействуют на человека как наркотик. Но стоит отметить, что действие этих веществ на организм человека непродолжительно, постепенно организм перестает реагировать на них. Таким образом, можно сравнить страсть с эгоизмом. С постоянным желанием брать и не давать взамен, поэтому чувство страсти не может стать основой отношений. В отношениях нельзя допускать. Чтобы страсть брала верх над остальными чувствами. Контролируйте свои эмоции и не дайте испортить свои отношения мимолетным приливам страсти!

8. В чем заключаются отличия эмоций человека от эмоций животныех?

Не секрет, что животные, подобно человеку, способны испытывать страх, радость, грусть и другие эмоции. Однако, насколько сходны их переживания с человеческими? Можно ли сравнивать эмоции людей и животных в принципе? Ученые уже давно работают в данном направлении, но разобраться в этих вопросах совсем не так просто, как кажется. И пока что исследования далеки от завершения, кое-что интересное специалисты все же нашли. Оказывается, животные и люди ощущают эмоции по-разному, причем отличия эти довольно велики. Если вы наблюдаете, как кошка мурлыкает, или собака виляет хвостом от радости, не стоит думать, что они ощущают то же, что и мы, когда радуемся. Более того, у разных животных эти ощущения тоже разные. Объединяет всех млекопитающих тот факт, что эмоции и чувства берут начало из одинаковых базовых «схем выживания» в мозге. Эмоциональный мозг

Все знают, что такое эмоции, пока не попросить дать четкое определение этого «феномена». Здесь и кроется, пожалуй, главная проблема. Поэтому в психологии и неврологии есть некоторые условные соглашения касательно определения эмоций и того, как отличить их от других аспектов сознания и поведения. В силу того, что каждый из нас ассоциирует с эмоциями разные чувства, то и понятие это зыбкое и изучать его даже применительно к человеку не просто. При сравнении наших, «не очень определенных» эмоций с таковыми у животных, проблем возникает еще больше. Поэтому исследователи решили пойти немного другой дорогой.

Схемы выживания

Вместо того, чтобы пытаться сравнивать животных и людей, ученые пытаются изучать заложенные в поведении базовые «схемы выживания». Такие, как страх и голод. Оказалось, что множество различных животных имеют очень похожие схемы выживания. К примеру, участки мозга, которые говорят животному спасаться от угрозы, одинаковы у особей с двумя, четырьмя ногами или крыльями. И это несмотря на то, что данные участки контролируют различные модели поведения для разных видов. Ученые отмечают, что все это больше относится к мотивации, однако считают, что грань между эмоциями и мотивацией очень тонка: когда человек находится в эмоциональном состоянии, он мотивирован. Это ведет к разнице в поведении и том, как мы принимаем наши собственные чувства и эмоции. То же самое происходит и у животных, поэтому и ощущения чувств у всех будут различны.

9. Почему моральные, интеллектуальные, эстетические и праксические чувства принадлежат к высшим чувствам?

Если низшие, ситуативные эмоции связаны с удовлетворением биологических потребностей, то высшие эмоции - чувства связаны с личностными, социально значимыми ценностями. Иерархия чувств определяет мотивационную сферу личности. Чувства - базовые эмоционально-смысловые компоненты личности. От биологически обусловленных эмоций они отличаются происхождением - формируются по мере накопления индивидом социальных ценностей и норм.

Чувства человека иерархически организованы - у каждого есть доминирующие чувства, определяющие его личностную направленность. Они регулируют различные сферы взаимодействия человека с действительностью.

Различаются практические, нравственные, эстетические и познавательные чувства. Праксические чувства - чувства, возникающие в практической деятельности. Еще Аристотель говорил, что видов чувств столько, сколько видов деятельности. Всякая деятельность связана с определенным отношением к ее цели и средствам достижения. В процессе антропогенеза у человека сформировалась потребность в труде, эмоциональное отношение не только к результатам, но и к процессу труда, ибо в этом процессе человек, преодолевая препятствия, утверждает и совершенствует себя, свои психические и физические возможности. Особенно эмоциональны те виды труда, которые связаны с творчеством, поиском нового. Эмоционально переживается умственное и физическое напряжение трудового процесса. В труде человек удовлетворяет свои потребности; в труде сформировалось его чувство радости в связи с достижением цели. Нравственные чувства - это эмоциональное отношение личности к своему поведению и поведению других людей в зависимости от его соответствия или несоответствия социальным нормам. Нравственные чувства основаны на принятом в данном обществе понимании добра и зла, долга и чести, справедливости и несправедливости. Совокупность выработанных данным обществом правил и норм поведения называется моралью. Нравственные чувства образуют высший механизм человеческойсаморегуляции - " нравственный закон внутри нас". Они образуют непроизвольную мотивационную сферу поведения личности. Поведение человека формируется и модифицируется через формирование его доминирующих нравственных чувств, его сверхсознания. Эстетические чувства - это чуткость, восприимчивость к прекрасному в окружающей жизни. Способность воспринимать и оценивать красоту, изящество предметов и явлений, художественное достоинство произведений искусства - один из основных показателей психической развитости индивида, его способности дифференцировать прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное.

Эстетические чувства формируются в значительной мере средствами искусства. Искусство рассчитано на способность человека понимать символическое отображение идеализированной действительности. Опираясь на воображение, искусство расширяет рамки непосредственного опыта, становится средством формирования идеальных устремлений.

10. Является ли настроение результатом количественного преимущества положительных и отрицательных эмоций?

да является колличествомэмоций которые проебладают на данный момент+ общее физическое самочувствие (положительное) Эмоция - это реакция в виде субъективно окрашенного переживания индивида, отражающая значимость для него воздействующего раздражителя или результата собственного действия (удовлетворение или неудовлетворения). Эмоциональность как свойство человека упоминалась еще Гиппократом, когда он говорил о холерическом типе темперамента. Эмоциональность является одной из важнейших характеристик человека и оказывает влияние практически на все аспекты его деятельности.моциональность зачастую рассматривается как степень склонности поддаваться страху и гневу, но в целом эмоциональность трактуется в терминах актов поведения, которые теоретически связаны с лежащей в их основе эмоцией. В качестве основных характеристик эмоциональности выделяется впечатлительность, импульсивность и эмоциональная лабильность. При этом впечатлительность выражает аффективную восприимчивость человека, чуткость к эмоциогенным воздействиям, импульсивность понимается как быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их, а под эмоциональной лабильностью понимается быстрота, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим. Высшим уровнем человеческой эмоциональности является эстетическая эмоция, базирующаяся на ассоциативном мышлении и воображении (фантазии), посредством которых человек выходит за рамки непосредственного мышления и попадает в сферу отвлеченных, абстрагированных построений. При этом нереализованная в предметно-чувственной сфере эмоция находит выход в форме образного мышления, которое, по существу, является объективированным выражением эмоции. Объективация эмоции в рамках сознания есть процесс её интеллектуализации, результатом которой является мысль как объективированная форма эмоции. Эмоция, возникшая в результате отражения воображаемой мысли, есть в социологическом отношении проявление высшей сущностной силы человека, причем такие эмоции могут передаваться подходящим для этого языком психологического раскрытия. Существуют три уровня проявления эмоций:

- на уровне тела (вегетативные реакции);

- на поведенческом уровне (все эмоции так или иначе проявляются в поведении);

- на уровне психологических переживаний.

Характер.

 

1. Какие черты человека объединяет в себе характер?

О характере

Для того чтобы рассмотреть черты характера людей, лучше предварительно определиться с главным понятием, то есть узнать, что же такое характер. Это греческое слово, его значение: отличительная черта, примета. Во все времена люди знали, что именно характер формирует точку зрения человека, его принципы и даже манеру поведения и общения, это некий внутренний стержень, который и управляет человеком. А от того, какие именно присущи черты характера людей определенному человеку, можно сделать выводы о его персоне. Важно уточнить, что сам характер – не статичная единица, он постоянно изменяется. На это может повлиять как сам человек, так и общество, которому он принадлежит. Черты характера

Стоит сказать, что сегодня существует огромное количество классификаций, по которым ученые различают черты характера.

В первую группу входят те черты, которые иллюстрируют основу личности, – честность и неискренность, мужество и слабость духа, принципиальность и изменчивость.

Вторая группа выделяет те черты, которые формируют отношение человека к себе подобным: доброта, внимательность, доброжелательность.

Третья группа – это те черты характера людей, которые показывают отношение к самому себе, – тщеславие, адекватность, гордость.

И четвертая, последняя группа, объединяет те черты характера, которые показывают отношение человека к трудовой деятельности: активность, инициативность, трудолюбие.

Хороший человек

Наверное, большинство людей хочет, чтобы окружающие вдогонку говорили: «Это хороший человек!» Но для подобного необходимо много трудится над собой, качественно изменяя свой характер и вырабатывая те его черты, которые так нравятся людям. Среди главного - человек должен быть трудолюбивым, честным, искренним и справедливым (хотя в некоторые моменты это может кому-то и не понравиться). Ценится гибкость. Многим по душе придется щедрость. Также для определенной группы людей (например, для босса) важными станут пунктуальность и усердие. Черты характера доброго человека, по мнению любимых: нежность и смирение, а вот друзьям в характере понравится чувство гордости, чести и, конечно же, гостеприимство.

Национальные черты

Стоит также рассмотреть черты характера русского человека, ведь каждая нация имеет свои особенности и в этом плане тоже. Самым интересным фактом, по мнению множества ученых, является тот, который гласит, что в душе русского человека уживаются противоположности. Это такие черты характера людей, как сила воли и лень, а также желание стать богатым и счастливым, особо не напрягаясь (об этом свидетельствуют даже множественные сказки). Также русский человек отличается упорным стремлением к власти, даже сейчас в стране все хотят быть управленцами. Но еще жители страны богаты позитивными чертами характера – доброжелательностью, великодушием, а также религиозностью. К слову, россияне весьма доверчивы, что часто играет с ними злую шутку

 

2. В каких отношениях между людьми наиболее полно проявляется характер?

 

Характер человека проявляется, прежде всего, в тех поступках, которые можно с высокой степенью уверенности ожидать от него. Такие поступки, как правило, осознанны, слабо зависят от конкретных обстоятельств, предсказуемы и предопределены прошлым опытом человека.

 

3. Какие компоненты можно выделить в структуре характера?

В структуре характера выделяют содержание и форму. Содержание характера человека определяется условиями жизни и воспитания. Поступки человека всегда мотивированы, на что-то или на кого-то направлены. Но формы намерения, стремления могут быть разными. Это зависит и от обстоятельств, ситуаций, в которых находится человек, и от особенностей его характера, особенно от темперамента.

В структуре характера выделяют такие компоненты:

1) направленность;

2) убеждения;

3) умственные черты;

4) эмоции;

5) воля;

6) темперамент;

7) полнота;

8) целостность;

9) определенность;

10) сила.

 

5. В чем проявляется акцентуация характера личности?

 

АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА – преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. В зависимости от уровня выраженности выделяют две степени акцентуации характера: скрытую и явную. При скрытой акцентуации черты определенного типа характера не выражены совсем, однако могут ярко проявиться под влиянием специфических ситуаций. Проявленные акцентуации может быть различной выраженности – от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни –

психопатии

 

6. Как объединяются влияния на характер природных и социальных факторов?

На характер индивида влияет природный фактор. Наблюдается закономерность географического местонахождения с определением характера человека. Жители южных регионов отличаются по характеру и темпераменту по сравнению с людьми, проживающих в северных областях. Различие наблюдаем между проживающими в горных поселениях и низменностями, а так же личности морского побережья и пустыни.

Рассмотрим социальный фактор. Здесь разница значительнее, так как существенные противоречия в социальных группах заметнее. Главным фактором выступает различие между городом и деревней и между физическим и умственным трудом.

 

7. Как работает механизм формирования свойств характера?

В психологии существуют три точки зрения на природу характера: одни считают, что характер наследственно обусловлен; другие – что он целиком определяется условиями жизни; третьи – что характер имеет как наследственное, так и приобретенное свойство.

Первой точки зрения свойственна биологизация характера, вторая является другой крайностью.

 

8. Как связаны между собой характер и темперамент?

 

Содержание характера составляет жизненную направленность личности, т.е., ее материальные и духовные потребности, интересы, идеалы и социальные установки. Темперамент определяет уравновешенность поведения, легкость или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность реакции (однако не определяет характер). Свойства темперамента, могут в какой – то степени даже приходить в противоречие с характером. Общим является зависимость от физиологических особенностей человека и прежде всего от типа нервной системы.

 

 

9. Каковы условия формирования характера?

 

Характер означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении.

Он формируется в определенной среде проживания индивида. Быт обуславливает черты характера, является первичной основой его формирования.

Окружение значительно влияет на его свойства, черты. Личность, воспитанная в агрессивной сфере, ужесточается. А в доброй – смягчается.

 

10. Может ли характер влиять на особенности проявления темперамента?

 

Да, влияет. Каждому отдельному типу темперамента свойственны свои характерные особенности. Выделяют черты типа поведения: холерика, сангвиник, флегматик, меланхолик.

Холерик – человек, нервная система определяется преобладанием возбуждения над торможением.

Сангвиник – человек с сильной уравновешенной, подвижной нервной системой.

Флегматик – человек с сильной уравновешенной, но инертной нервной системой.

Меланхолик - человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям.

 

 

Темперамент.

 

Какими свойствами психической деятельности характеризуется темперамент?

 

Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют поведение человека, его деятельность и общение с другими людьми, особое место принадлежит темпераменту.

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

К свойствам темперамента можно отнести те отличительные индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения (после того, как центральная нервная система приобретает специфически человеческие формы).

 

 

2 СООТНОШЕНИЕ ТИПОВ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СВОЙСТВАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА.

 

Дальнейшее развитие учение о типах высшей нервной деятельности получило в трудах Б.М.Теплова, В.Д.Небылицина. Ими были открыты новые свойства нервной системы: динамичность и лабильность. Э.А.Голубева показала, что психическая активность как черта темперамента зависит от особого свойства нервной системы – активированности. В.М.Русалов предложил более современную трактовку свойств темперамента, по которой вместо двух параметров (активности и чувствительности) рассматриваются четыре компонента: эргичность (т.е. выносливость), пластичность, скорость и эмоциональность (т.е. чувствительность). Все эти компоненты он считает биологически и генетически обусловленными.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.