Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация инвестиционных стратегий






 

Инвестиционная стратегия разрабатывается и осуществляется на макро- и микро уровнях (на уровне государства, региона, отрасли, муниципального образования, на уровне предприятий и организаций). Различают следующие виды инвестиционных стратегий:

— государственную инвестиционную стратегию развития;

— региональную инвестиционную стратегию развития;

—инвестиционную стратегию развития на местном уровне (муниципальную инвестиционную стратегию);

— корпоративную инвестиционную стратегию развития;

— отраслевую инвестиционную стратегию развития;

— общую инвестиционную стратегию развития субъекта;

— частную инвестиционную стратегию развития субъекта, входящую в общую стратегию его развития.[2]

Инвестиционные стратегии тесно связаны со всеми другими стратегиями развития, поскольку все прочие стратегии базируются на долгосрочном инвестиционном процессе и формализованном инвестиционном анализ. Частные инвестиционные стратегии могут носить иные названия, например, информационная или инновационная стратегии развития. И в то же время частные стратегии подразумевают инвестиции, то есть вложения финансовых ресурсов в конкретные проекты и программы.

Инвестиционная стратегия государства — это стратегия и программа стимулирования притока инвестиций в общее развитие страны, в отрасли, сектора экономики, предприятия, в повышение уровня и качества жизни населения, в развитие и рост человеческого капитала, в развитие инфраструктуры, в институциональное развитие страны.

Инвестиционная стратегия государства включает и определение приоритетов развития — предпочтительных объектов и субъектов долгосрочного финансирования и развития. Основные цели инвестиционной стратегии государства — создание привлекательного инвестиционного климата и привлекательного предпринимательского климата; создание конкурентоспособной экономики; повышение эффективности самого государства; повышение уровня и качества жизни населения; решение оборонных и геополитических задач государства.

Инвестиционная стратегия региона — это, прежде всего, составляющая общей стратегии развития региона. Инвестиционная стратегия политики должна быть направлена на увеличение совокупного инвестиционного потенциала региона и его составляющих, и на снижение совокупного инвестиционного риска и его составляющих, то есть на повышение привлекательности инвестиционного климата региона.[3]

Инвестиционная стратегия муниципального образования позволяет установить приоритетные цели и задачи экономического развития, отобразить роль инвестиций в решении этих целей. Стратегия позволяет, сопоставляя желания и возможности, выбирать приоритеты и область концентрации усилий, сравнивать текущее развитие с прогнозом и правильно реагировать на изменения во внутренней и внешней среде муниципальных образований.

Инвестиционная стратегия на микро уровне (на уровне предприятия) базируется на следующих базовых концепциях финансового менеджмента:

— сочетание стратегии и тактики финансового менеджмента;

— максимизация доходов фирмы в сочетании с минимизацией финансовых и производственных рисков;

— рост капитализации фирмы (рост стоимости акционерного капитала - стоимости собственников фирмы);

— создание и поддержание конкурентных преимуществ фирмы

— создание уникальной и выгодной стратегической позиции на рынках, содержащей определенный набор конкурентных видов деятельности.[4]

Существуют несколько основных вариантов инвестиционных стратегий на уровне предприятия. Инвестиционные стратегии различаются для предприятий из разных стран, отраслей, различных форм собственности, масштаба фирмы, территориального расположения, вида продукции, технологического уровня и т.д.

Так, например, среднее инновационное предприятие имеет несколько вариаций инвестиционной стратегии.

Инвестиционная стратегия предпринимателя (инвестора), купившего венчурную фирму, заключается в быстром росте капитализации фирмы (рыночной стоимости) и захвате рынков сбыта. Средние предприятия, обладающие значительным интеллектуальным капиталом, могут вести агрессивную наступательную патентную политику на рынках. И расширять подобным образом свое рыночное пространство, укреплять свои конкурентные преимущества.

Этими предприятиями используются также стратегии:

— " Поиск наград". Данную стратегию используют фирмы, работающие на рынках наукоемкой продукции. Инвестиционная политика строится на венчурных (рискованных) инвестиционных проектах, компенсирующих высокие риски ожидаемыми сверхприбылями;

— " Пирамида". Мобилизуются все доступные источники для реализации одной, но перспективной инвестиционной программы;

— " Все для вас". Стратегия следования за стабильным и крупным потребителем (например, крупной и прибыльной фирмой).

В этом случае предприятие работает по принципу " от добра — добра не ищут" и работает по заказам крупного потребителя своей продукции.

Рассмотренная классификация, несмотря на свою условность, помогает выделить некоторые типовые стратегии, на основе сочетания которых может быть разработана стратегическая программа действий профессиональных участников в зависимости от ситуации на рынке и сценариев ее изменения.

Теоретические основы стратегического планирования социально-экономического развития города

Важность стратегического плана развития города

 

Стратегическое планирование становится необходимым элементом управления в условиях набирающих скорость перемен, происходящих в экономике и обществе. Современная экономика требует перехода от административного иерархического планирования к стратегическому планированию. Поиск нового качества и содержания в планировании социально-экономического развития муниципальных образований привел к появлению новых форм и методов этой деятельности.

Стратегический план необходим городу по многим соображениям:

* стратегический план - признанный в мировой практике элемент в системе нормативных актов, обеспечивающих регулирование развития города, он позволяет создавать условия для перспективного развития, помогает принимать текущие решения с учетом стратегических целей;

* в условиях продолжающихся социально-экономических преобразований, предполагающих адаптацию структуры города к требованиям рыночной экономики и открытого международного конкурентного рынка, стратегический план является наиболее адекватным инструментом, способным консолидировать усилия властей и общества в решении проблем трансформации занятости, технологий и пространства;

* разработка стратегического плана способствует формированию в городе гражданского общества, улучшению имиджа города, создает единый вектор усилий всех активных сил города;

* наличие стратегического плана - обязательное требование, выдвигаемое при реализации крупных инвестиционных проектов с иностранным участием.

Территориальное стратегическое планирование понимается как самостоятельное определение местным сообществом целей и основных направлений устойчивого социально-экономического развития в динамичной конкурентной среде. Можно выделить два главных признака, определяющих специфичность стратегического планирования в отличие от других видов планирования. Они выражаются двумя ключевыми словами: конкурентоспособность и диалог, характеризующими соответственно содержание и процесс стратегического планирования. По содержанию стратегическое планирование - это, прежде всего, выбор целей и ориентиров, выявление видения желаемого будущего города, определение стратегии и направлений развития, обеспечивающих конкурентоспособность города в целом как места для жизни, хозяйственной деятельности и временного пребывания, а также конкурентоспособность отдельных отраслей городской экономики и социальной сферы. Специфика территориального планирования как процесса предопределена тем, что одной из его главных задач является снижение неопределенности будущего. А это достигается, в частности, путем обозначения, обсуждения, прояснения, согласования действий заинтересованных участников городского развития.

Первый в России Стратегический план был разработан в Санкт-Петербурге в конце 1997 года. Он получил широкую известность и стимулировал многие города и субъекты Российской Федерации к началу подобных разработок.

В настоящее время количество городов России, знакомых со стратегическим планированием и использующих его элементы на практике, можно оценить цифрой 200. Количество муниципальных образований (городов и районов), разрабатывающих разнообразные концепции и программы долгосрочного развития, еще больше - 350.

Из 200 городов, использующих элементы стратегического планирования, 40-45% продвинулись в создании стратегического плана в точном смысле этого понятия.[5]

 

Задачи стратегического планирования

 

На сегодняшний день уже многие российские города обзавелись своими стратегиями и стратегическими планами развития. Рязань до последнего времени находилась на обочине этих процессов: были и раньше попытки сформулировать основные направления стратегического развития города, но в формат полноценной муниципальной стратегии они не облекались и чаще всего так и оставались попытками. И вот теперь город приступает к разработке собственного «Плана стратегического развития до 2020 года» или, сокращённо, городской Стратегии развития.

Открытый конкурс на разработку Стратегии был проведён в январе 2008 года, его победителем стал «Институт экономики города», негосударственная некоммерческая организация, более 10 лет работающая в сфере содействия социально-экономическому развитию муниципальных образований. Сформированы координационный Совет по разработке Стратегии и рабочая группа, непосредственно занимающаяся данным вопросом. Основательность, с которой город подошёл к разработке своей Стратегии, вселяет надежду, что на сей раз попытка будет успешной.

Что такое вообще «городская Стратегия»? Это главный плановый документ города, задающий вектор его развития на ближайшие 10-20 (в нашем случае по Рязани – 12) лет. Он призван дать внятный ответ на вопрос: какие важнейшие цели и задачи стоят перед городом сейчас и останутся актуальными еще как минимум 10 лет и что следует предпринять для их достижения? В каком направлении двигаться Рязани, на что опираться и делать ставку, какие задействовать ресурсы, каким крупным инвестиционным проектам отдавать предпочтение – все эти вещи в сжатом виде должны быть отражены в нашей Стратегии. При этом Стратегия задаёт лишь общий контур развития, его приоритеты. Она не обязана содержать в себе детально прописанных путей достижения целей и механизмов решения задач – для этого в городе разрабатываются и будут разрабатываться многочисленные целевые программы и планы, комплексные и отраслевые, краткосрочные и среднесрочные. Но принципиально, что все эти программы и планы в конечном счёте должны быть ориентированы на главный документ – Стратегию, конкретизируя и детализируя её. Образно говоря, городская Стратегия – это верхний этаж системы планирования в городе, прочие же плановые документы формируют нижние этажи этого прочного (в идеале) здания.

Чтобы поставленные цели и задачи не «повисли в воздухе», они должны иметь чёткие промежуточные и конечные ориентиры, выраженные в измеримых целевых индикаторах. Это крайне важно. Сейчас в стране на всех уровнях переходят от абсурдной, но привычной системы планирования от проделанного объема работы к технологиям планирования, ориентированного на результат. К планированию стратегическому это относится в полной мере. В этом смысле чрезвычайно важно грамотно сформулировать индикаторы реализации Стратегии с учётом их реальной достижимости и измеримости. В частности, нужно помнить, что количественные индикаторы предпочтительнее качественных, так как последние сложно оценить и сопоставить с планом.

Стратегия – это гибкий документ, оставляющий возможность для внесения в него корректив по мере изменения внешних факторов. Чтобы подобные изменения можно было своевременно отследить и учесть, Стратегия обязана предусматривать механизмы мониторинга её реализации и оценки по результатам мониторинга. Об этих инструментах на практике нередко забывают и в итоге получают неуправляемую и неэффективную систему.

Стратегия – это общегородской документ, а не внутренний план действий администрации, и в его подготовке должны принять участие как можно более широкие слои населения города, представители городских общественных и предпринимательских организаций и прочих действующих в городе сил. Очень важно, чтобы город не повторил ошибок тех муниципальных администраций, которые разрабатывали свои стратегии кулуарно, игнорируя общественное обсуждение, и в итоге получили документы, не воспринимаемые жителями всерьёз, если вообще известные им. Закономерно, что и эффективность этих квазистратегий оказывалась минимальной.

Именно поэтому к участию в координационном Совете по разработке Стратегии привлечены представители предпринимательского сектора, бизнес-ассоциаций, некоммерческих, общественных и научно-исследовательских организаций. На период работы над Стратегией планируется проведение публичных слушаний, организация круглых столов и семинаров. Среди руководителей предприятий и организаций будут распространены анонимные анкеты, задача которых – собрать «из первых рук» информацию о текущем состоянии дел в городе (ведь детальный анализ ситуации – неотъемлемый этап подготовки Стратегии), а также о взглядах представителей рязанского сообщества на перспективы городского развития, их предпочтениях и пожеланиях.

Широкое общественное участие – это не только необходимое средство для успеха стратегии, но и инструмент достижения согласия в обществе в более широком смысле. Есть разрозненные группы интересов, преследующие свои, не всегда совпадающие цели, и довольно апатичная основная масса горожан. Но, в конечном счете, все мы заинтересованы в процветании города. Ничто так не сплачивает, как общая цель, и, возможно, совместная работа над главным документом города. В случае успеха это послужит школой поиска компромиссов и в других вопросах, а также отправной точкой для формирования в городе полноценного городского сообщества.[6]






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.