Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комментарии 5 страница. 20) Ныне известно, что некоторые славянские племена назывались вана-ми






20) Ныне известно, что некоторые славянские племена назывались вана-ми. Когда Один шел со своими асами с юга Европы, ваны обитали между Тана-исом и Волгой, они были исполнены понятливости и мудрости, и долго оспаривали могущество сильных асов, с которыми вели ожесточенную войну, почему скандинавская мифология и причисляет их к племенам враждебным, наравне с йотнами (т. е. финскими племенами). Во всяком случае, мы должны вместе с Геэром (Geijer) причислить ванов к племенам славянским. Россия, страна славянская, поныне называется финнами землею ванов, а русские — ва-нами. Это имя, вероятно, есть измененное древнее слав, слово: Vendi, Vendes, Vanadis...

Словом, все заставляет думать, что ваны имеют значение историческое; и если, по мифическим рассказам, в них, как и в йотнах, олицетворены вообще враги асов, то это потому, что и ваны, и йотны из всех враждебных племен суть те, с которыми асы имели самые близкие и частые сношения».

А германские народы, соседи Балтийских славян, называли вообще славян виндами и вендами. Под этим именем балтийские славяне являются в первых исторических известиях, какие сохранились о них у греческих и римских писателей. Уже за несколько веков до Р. X. носилось у греков смутное сказанье, что янтарь отыскивается в стране венетов (без сомнения, венедов или славян). лиг. Известие о балтийских виндах возобновляется в половине I в. до Р. X., когда Квинт Метелл Целлер, бывший (около 58 г. до Р. X.), проконсулом Галлии, получил в подарок от одного германского князя нескольких индов, как рассказывает Корнелий Непот, и узнал от них, что, путешествуя по торговым делам, они были загнаны бурей из индийских вод на берега Германии. Очевидно, что эти инды были просто винды (славяне), занесенные бурей из Балтийского моря (которое в действительности называлось в древности Венедским) в Немецкое. Стало быть, в то время винды были на Балтийском море; а сто лет спустя.

Плиний говорит определеннее, что венеды живут, вместе с другими народами, на восток от Вислы и на запад от сарматов.

У Тацита же венеды являются на огромном пространстве, между певками (жившими, сколько известно, близ Черного моря, около Днепра) и финнами: значит, там же, где помещает их и Плиний, в землях, лежащих на восток от Вислы.

Между тем, в VII в. до Р. X. или еще раньше, является между Доном и Днепром торговый город Геллон. Жители его, которых греки причисляют к греческим скифам, говорили, как и сарматы, на языке скифов; город этот состоял из деревянных домов и имел множество балаганов и лавок (budir), почему будто бы греки и называли жителей его будинами. (т. е. лавочниками) и гелонами (т. е. насмешниками).

Греческие скифы называли третьего сына скифа-Иракла Геллоном (Gelonos), что соответствует скифскому имени Svalianas, (солнечный, от греч. selas и gelas, блеск), и названию славян, slavon (солнечный, славянин, solaire, slave). Gelonos, сын солнца, сделался родственным божеством геллонов (солнечных славян, solaires, slaves), которые, как обитатели города Буды (de la cite de Buda), назывались также будинами. Будины, или геллоны, были земледельцы, подобно паралатам (les Paralates), с которыми они схожи, так как божественный их родоначальник, Гелон, был сын Солнца, покровителя земледелия.

Из чего следует, что слово Геллон — довольно странное для означения целого города насмешников, если только такие города существовали, — гораздо ближе подходит к выражению солнечного света или сияния, как это и есть; а равно и название будинов гораздо определеннее выражает поклонников Буды, нежели города, состоящего из лавок; тем более, что пришла в ту местность целая партия или целое племя с Востока, называвшее себя царственными вин-дами и заявившее, что оно вышло прямо из Индии.

Город Геллон находился, по мнению кн. Щербатова, несколько севернее нынешнего Киева. Это был город степной; Дарий во время похода на скифов выжег его дотла или сами скифы сожгли его; но удивительное сходство этот поход имеет с нашествием Наполеона и на Россию: то же отступление скифов вначале, такие же долгие переговоры, та же зима и поспешное бегство Дария назад той же дорогой, по которой он пришел, та же брошенная часть войска и больных на явную гибель от голода и скифов, и, наконец, та же Березина, только в виде другой реки, переправа через которую удается Дарию только по оплошности ожидавшей его там засады.

Геллон возобновился опять; длина же и ширина его означена по указанию Геродота. В Геллоне был храм какому-то богу, которого греки называли Бахусом, или предполагали, что это должен быть Бахус. Но известно, что скифы называли своего родоначальника Солнце — Pakus (почтенный, от санскр. Ба-гас, Шива, Солнце); от чего произошли и греч. Бахус, и слав, слово бог, выражающее собой всякое божество. А поскольку геллоны были винды, славяне- жившие потом на Балтийском море, то всего ближе предположить, что это божество был бог света или сияния, Геллон, Солнце, древний Вишну, Белбог-Святовит (святой свет), которому потом покланялось Балтийское поморье и вся земля славянская. В этой же местности полагаются и георги, наши поляне.

Что же касается названия геллонов будинами, то весьма вероятно, что между ними были и поклонники Будды, так как поклонение Будде в ту пору уже распространялось по всему Востоку, особенно между саками, из среды которых последний Будда и явился, и весьма легко могло быть занесено оттуда новыми переселенцами. Близ Дона тогда лежал путь от греков и, конечно, из Скифии, в Индию, и вся местность между Черным морем и Каспийским была усеяна торговыми местечками или городами, может быть, подобными Гелло-ну, но о которых до нас дошло только смутное предание.

21) Главная обязанность жриц у скифов заключалась в удушении человеческих жертв; по при храмах состояли еще особые девицы или женщины для священных гаданий, которые совершались посредством стрел, жеребьев и над котлами, наполненными жертвенной кровью. Котлы эти при иных храмах были из чистого золота; бронзовые огромные котлы становились на перекрестках или перепутьях, которые считались святыми. Из этих священных жриц и гадальщиц, преимущественно из первых, избирались народные послы к чужим племенам; в послы назначались также и певцы или гудошники, считавшиеся вещими, примером чему служат слав, бандуристы, привезенные в Царьград пленниками, которые заявили императору, что в их стране не имеют понятия о войне, а живут, забавляясь только игрой на гуслях и других мирных инструментах.

22) В древности кладбища и вообще места погребения пользовались особенным народным уважением; так как усопшие становились богами-покровителями потомков: в ведах они носят имя отцов, Pitris, божества, властвующего над царством смерти (Яма и Ями). Могила






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.