Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура современной психологии (разделы психологии).






Современная психология представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования, связан­ных с различными областями практики. Как же классифицировать эти многочисленные отрасли психологии? Одна из возможностей классификации содержится в принципе развития психики в деятельности. Исходя из этого, в качестве основания классификации отраслей психологии может быть избрана психологическая сторона: 1) конкретной деятель­ности; 2) развития; 3) отношения человека (как субъекта развития и деятельности) к обществу (в котором осуществляется его дея­тельность и развитие).

Если принимать первое основание классификации, то можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические про­блемы конкретных видов человеческой деятельности.

Психология труда изучает психологические особенности трудо­вой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда. В задачу психологии труда входит исследова­ние профессиональных особенностей человека, закономерностей развития трудовых навыков, выяснение влияния на трудящегося производственной обстановки, конструкции и расположения при­боров и станков, средств сигнализации и т.п. Психология труда имеет ряд разделов, которые являются вместе с тем самостоя­тельными, хотя и тесно связанными друг с другом отраслями психологической науки. Таковы:

инженерная психология, изучаю­щая главным образом деятельность оператора в автоматизирован­ных системах управления, решающая проблему распределения и согласования функций между человеком и машиной и др.;

авиационная психология, исследующая психологические законо­мерности деятельности человека в процессе летного обучения и выполнения полетов;

космическая психология, исследующая пси­хологические особенности деятельности человека в условиях невесомости и пространственной дезориентации, при возник­новении особых состояний, связанных с нервно-психическим напряжением при чрезмерных перегрузках организма, и т.п.

Педагогическая психология имеет своим предметом изучение психологических закономерностей обучения и воспитания челове­ка. Она исследует формирование у учащихся мышления, изучает проблемы управления процессом усвоения приемов и навыков интеллектуальной деятельности, выясняет психологические фак­торы, влияющие на успешность процесса обучения, взаимоотно­шения между педагогом и учеником и отношения в ученическом коллективе, индивидуально-психологические различия учащихся, психологические особенности учебно-воспитательной работы с детьми, обнаруживающими отклонения в психическом развитии, психологическую специфику работы со взрослыми в процессе их обучения и т.д. К разделам или узким областям педагогической психологии относятся:

психология обучения (психологические основы дидактики, частных методик, формирования умственных действий и т.д.);

психология воспитания (психологические основы методики воспитания, психология ученического коллектива, пси­хологические основы исправительно-трудовой педагогики);

психо­логия учителя, психология учебно-воспитательной работы с ано­мальными детьми.

Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного. Она подразделяется на:

нейропсихологию, изучающую соотношение психических яв­лений с физиологическими мозговыми структурами;

психофар­макологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека;

психотерапию, изучающую и использующую средства психического воздействия для лечения больного;

психопрофилактику и психогигиену, разрабатывающих систему мероприятий для обеспечения психического здоровья людей.

Юридическая психология рассматривает психологические вопро­сы, связанные с реализацией системы права. Она подразделяется на:

судебную психологию, исследующую психические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свиде­тельских показаний, особенности поведения обвиняемого, психо­логические требования к допросу и т.п.);

криминальную психо­логию, занимающуюся психологическими проблемами поведения и формирования или деформации личности преступника, моти­вами преступления и т.д.;

пенитенциарную, или исправительно-трудовую, психологию, изучающую психологию заключенного в исправительно-трудовой колонии, психологические проблемы воспитания методами убеждения и принуждения и т.п.

Военная психология исследует поведение человека в условиях боевых действий, психологические стороны взаимоотношений начальников и подчиненных, методы психологической пропаган­ды и контрпропаганды, психологические проблемы управления боевой техникой и т.д.

Психология спорта рассматривает психологические особенно­сти личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки, психологические параметры трени­рованности и мобилизационной готовности спортсмена, психоло­гические факторы, связанные с организацией и проведением со­ревнований.

Психология торговли выясняет психологические условия воз­действия рекламы, индивидуальные, возрастные и другие особен­ности спроса, психологические факторы обслуживания клиентов, исследует вопросы психологии моды и т.п. В условиях рыночной экономики ее значение возрастает.

В последнее время началась разработка проблем психологии научного творчества (особенности творческой личности, факторы, стимулирующие творческую активность, роль интуиции в осуще­ствлении научного открытия и т.д.). Своеобразный раздел психо­логии научного творчества составляет эвристика, к задачам которой относится не только исследование закономерностей творческой (эвристической) деятельности, но и разработка мето­дов управления эвристическими процессами.

Наконец, следует назвать психологию художественного твор­чества (в области литературы и искусства) и эстетического вос­приятия — область, значение которой не вызывает сомнения, но пока еще весьма слабо изученную.

Если за основу классификации ветвей психологии принять пси­хологические аспекты развития, то перед нами выступит ряд ее отраслей, в которых реализуется принцип развития.

Возрастная психология, изучающая онтогенез различных пси­хических процессов и психологических качеств личности разви­вающегося человека, разветвляется на:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.