Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обработка и интерпретация результатов






Показателями адаптированности (i +) служат высказывания 4, 5, 11, 12, 15, 19, 22, 23, 26, 27, 29, 33, 35, 37, 41, 44, 47, 51, 53, 55, 63, 67, 68, 72, 74, 75, 78, 79, 80, 88, 91, 94, 96, 97, 98; показателями дезадаптированности (i —) — высказывания 2, 6, 7, 13, 16, 18, 25, 28, 32, 36, 38, 40, 42, 43, 49, 50, 52, 54, 56, 59, 60, 62, 64, 65, 69, 70, 71, 73, 76, 77, 83, 84, 86, 90, 95, 99, 100. Девять суждений (8, 34, 45, 48, 81, 82, 89, 92, 101) составляет «шкалу лжи».

Коэффициент социально-психологической адаптированности вычисляется по сумме позитивных (i +) высказываний, рассортированных школьниками на 5, 6, 7-ю позиции шкалы, и негатив-(i -), попавших в позиции 1, 2, 3-я:

 

К = N (5 6 7) + N (1 2 3)

i + i -

Так как позитивных суждений в шкале — 36, а негативных — 37, то гипотетическая максимальная величина коэффициента — 1, 73, минимальная — 1.

Иногда бывает полезным получить и показатель дезадаптированности, который рассчитывается как сумма позитивных выска­зываний, распределенных на 1, 2, 3-ю позиции, и негативных, занявших 5, 6, 7-ю позиции шкалы.

В старшем подростковом и раннем юношеском возрасте (VII — Х классы), для которых в наибольшей степени предназначен данный инструмент, средние индексы социально-психологической адаптированности располагаются обычно в пределах 39— 44 баллов. Сопоставление коэффициентов СПА с объективными показателями — успеваемостью, позицией ученика в системе межличностных отношений в классе — крайне желательно, ибо позволяет выявить адекватность полученных с помощью шкалы данных. Одной и той же величины индексы, скажем, очень высокие, тяготеющие к 50, могут быть вполне адекватными (как, например, в группе наиболее успевающих и популярных в классе учащихся) или завышенными, свидетельствующими об особенностях лично­стного реагирования учащихся на их страдающую огрехами реальную практику деятельности и отношений с окружающими, о ком­пенсаторных и гиперкомпенсаторных тенденциях в отношении к себе самому и требованиям действительности.

За низкими индексами СПА, тяготеющими к 30, также могут стоять совершенно различные причины. Они могут быть адекватной реакцией на неуспех в учении, неблагополучие в отношениях со сверстниками, неправильное отношение и негативную установку учителя по отношению к ученику, но могут свидетельствовать об отклонениях сугубо в сфере субъективных переживаний.

Высказывания сгруппированы по 6 факторам, отвечающим кри­териям адаптированности и дезадаптированности (в скобках указаны номера составляющих их суждений):

1) приятиенеприятие себя (соответственно суждения 33, 35, 55, 67, 72, 74, 75, 80, 88, 94, 96 и 7, 59, 62, 65, 90, 95, 99, т.е. 11 и 9 высказываний);

2) приятие других—конфликт с другими (9, 14, 22, 26, 53, 97 и 2, 10, 21, 28, 40, 60, 76, в целом, 6 и 7 высказываний);

3) эмоциональный комфорт (оптимизм, уравновешенность) — эмоциональный дискомфорт (тревожность, беспокойство или, напротив апатия) (23, 29, 41, 44, 47, 78 и 6, 42, 43, 49, 50, 83, 85, т.е. 6 и 8 суждений)

4) ожидание внутреннего контроля (ориентация на то, что достижение жизненных целей зависит от себя самого, акцентируются личностная ответственность и компетентность ) - ожидание внешнего контроля (расчет на толчок, поддержку извне, пассивность в решении жизненных задач) – (4, 5, 11, 12, 19, 27, 37, 51, 63, 68, 79, 91, 98 и 13, 25, 36, 52, 57, 70, 71, 73, 77, итого 13 и 9 высказываний).

5) Доминирование – ведомость (зависимость от других) (58, 61, 66 и 16, 32, 38, 69, 84, 87 – 3 и 6 суждений)

6) Уход от проблем – (17, 18, 54, 64, 86 – 5 высказываний).

 

Содержание заданий, выносимых на СРС

Тема Задание СР Формы предъявления
Психология самопознания Маклаков В.Г. Основы самопознания и саморазвития.- М., 2002. С.27-55 конспект
Самопрезентация личности «Я в мире других людей». · Методика «Нарисуй несуществующее животное». · Мини-сочинение: «Какими я вижу двух участников тренинга» (метод ассоциации). Рисунок Сочинение
Изучение способности к самопознанию. 1. Переписать памятку о формировании адекватной самооценки. 2. Законспектировать: · Столяренко Л.Д, Основы психологии. - Р.-на-Д., 1997. - с. 280-283. · Зимбардо Ф. Застенчивость. - М., 1991. - с. 31-32, 146-147. 3. Составить характеристику с завышенной и заниженной самооценки на уровне вербалики и невербалики. Подобрать примеры из художественной литературы. Памятка, Конспект, Характеристика
Исследование Я- концепции личности 1. Брушлинский А.В. Психология субъекта: индивида и группы. // Психологический журнал, 2002, том 23, №1. конспект
Я и моя субъектность. Локус контроля. 1. Кон И.С. Открытие «Я».-М., 1978, с. 20-35. 2. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. - М., 1991. С. 45-82 конспекты
Я – субъект учебной деятельности · Расписать приемы, способы и средства своей учебной деятельности которые способствуют ее эффективности (неэффективности). · Сделать памятку по НОТ (Научной организации труда) Расписать памятка
Я – субъект межличностных отношений 1. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. - М., 1987. С. 57-98 конспект
Защита творческого проекта «Я человек развивающийся»    

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.