Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика шкал






Шкала 1: открытость.

Примеры пунктов, входящих в эту шкалу:

 

§ Иногда я пытаюсь выдать себя не за того, кто я есть.

§ Мне случалось совершать поступки, которым вряд ли можно найти оправдание.

§ Я никогда не раздражаюсь и не злюсь без особых на то причин.

§ Я никогда не выдаю понравившиеся мне чужие мысли за свои.

§ Я не способен причинить душевную боль самым любимым и родным мне людям.

 

Утверждения, вошедшие в данный фактор, формулировались так, чтобы в них содержались некоторые качества (в первую оче­редь негативные с точки зрения обыденной морали), в определен­ной степени присущие каждому человеку, но требующие достаточ­ных навыков рефлексии и обладания определенной внутренней честностью для их признания. Ответы на данные пункты опреде­ляются преобладанием одной из двух тенденций: либо критично­сти, глубокого осознания себя, внутренней честности и открыто­сти, либо комфортности или выраженной мотивации социально­го одобрения.

Шкала 2: самоуверенность.

Примеры пунктов:

§ Уверен, что на меня можно положиться в самых ответствен­ных делах.

§ Я — человек надежный.

§ Я думаю, что имею умного и надежного советчика в себе самом.

§ Я вполне могу сказать, что уважаю сам себя.

§ Мне кажется, что мало кто уважает меня по-настоящему.

§ Мое мнение имеет достаточный вес у окружающих.

 

Данный фактор задает отношение к себе как к уверенному, самостоятельному, волевому и надежному человеку, которому есть за что себя уважать. Высокий балл суждения соответствует самоуверенности, вы­сокому самоотношению, ощущению силы своего Я. Низкий балл суждения связан с неудовлетворенностью своими возможностя­ми, ощущением слабости, сомнением в способности вызывать ува­жение.

Шкала 3: саморуководство.

Примеры пунктов:

§ Если я спорю с собой, то всегда уверен, что найду един­ственно правильное решение.

§ Мнение других обо мне вполне совпадает с моим собствен­ным.

§ Я сам создал себя таким, каков я есть.

§ Ко мне относятся так, как я того сам заслужил.

§ Мне очень просто убедить себя не расстраиваться по пус­тякам.

§ То, что со мной случается, — дело моих собственных рук.

 

Данный фактор можно интерпретировать как отражающий пред­ставление о том, что основным источником активности и резуль­татов, касающихся деятельности и собственной личности субъек­та, является он сам. Человек с высоким баллом по шкале отчетли­во переживает собственное Я как внутренний стержень, интегрирующий и организующий его личность, деятельность и общение; считает, что его судьба находится в его собственных руках, испытывает чувство обоснованности и последовательности своих внутренних побуждений и целей. Кроме этого, ряд пунктов отражает мнение индивида о способности эффективно управлять и справляться с эмоциями и переживаниями по поводу самого себя. Низкий балл суждения связан с верой субъекта в подвластность его Я внешним обстоятельствам, плохой саморегуляцией, размы­тым локусом Я, отсутствием тенденции искать причины поступ­ков, результатов и собственных личностных особенностей в себе самом.

Шкала 4: отраженное самоотношение.

Примеры пунктов:

§ Думаю, что все мои знакомые относятся ко мне с симпа­тией.

§ Вряд ли найдутся люди, которым я не по душе.

§ Сомневаюсь, что вызываю симпатию у большинства окру­жающих.

§ В моей личности, наверное, есть что-то такое, что способно вызывать у других острую неприязнь.

§ Случайному человеку я, скорее всего, покажусь человеком приятным.

 

Как видно из примеров, содержание данного фактора отражает представление субъекта о том, что его личность, характер и дея­тельность способны вызвать у других уважение, симпатию, одоб­рение, понимание и т. п. или противоположные им чувства.

Шкала 5: самоценность.

Примеры пунктов:

§ Именно богатство и глубина моего внутреннего мира и оп­ределяют мою ценность как личности.

§ Мое собственное Я не представляется мне чем-то достой­ным глубокого понимания.

§ Иногда я сомневаюсь, можно ли любить меня по-настоящему.

§ Мне кажется, что если бы таких людей, как я, было больше, то жизнь изменилась бы в лучшую сторону.

§ Мое внутреннее Я всегда мне интересно.

Высокий балл фактора отражает ощущение ценности собственной личности и одновременно предполагаемую ценность свое: Я для других. Шкала отражает эмоциональную оценку себя, свое Я по внутренним интимным критериям духовности, богатстп.1 внутреннего мира, способности вызывать в других глубокие чувства.

Низкий балл шкалы говорит о сомнении в ценности собственной личности, недооценке своего духовного Я, отстраненности и безразличия к своему Я, потере интереса к своему внутреннем у миру.

Шкала 6: самопринятие.

Примеры пунктов:

  • Можно сказать, что - я себе нравлюсь.
  • Мне кажется, что я все-таки не умею злиться на себя по настоящему.
  • Мое отношение к самому себе можно назвать дружеским.
  • Во мне вполне мирно уживаются и мои достоинства, и мои недостатки.
  • Мой внутренний голос мне редко подсказывает то, с чем бы я в конце концов согласился.

В основе фактора лежит чувство симпатии к себе, согласия со своими внутренними побуждениями, принятия себя таким, ка­кой ты есть, пусть даже с некоторыми недостатками. Фактор свя­зан с одобрением своих планов и желаний, снисходительным, дружеским отношением к себе.

Шкала 7: самопривязанность.

Примеры пунктов:

§ Я бы хотел оставаться таким, какой я есть.

§ Мой характер, каким бы он ни был, вполне меня устра­ивает.

§ Мне бы очень хотелось во многом себя переделать.

§ Если не мелочиться, то в целом мне себя не в чем упрекнуть.

§ Мне еще многого не хватает, чтобы с уверенностью сказать себе: «Да, я вполне созрел как личность».

В содержании данных пунктов в первую очередь обращает внимание желание или нежелание изменяться по отношению к наличному состоянию. Данные утверждения, по-видимому, отражают некоторую ригидность Я -концепции, консервативную самодостаточность, отрицание возможности и желательности раз­вития собственного Я (даже в лучшую сторону). Общий фон от­ношения к себе положительный, полностью принимающий, даже с оттенком некоторого самодовольства. Даже переживания часто сопровождаются привязанностью к неадекватному образу Я. В по­следнем случае тенденция к сохранению такого образа — один из защитных механизмов самосознания. Низкий балл суждений связан с сильным желанием изменений себя и окружения, неудовлетворенностью собой, тягой к соответствию идеальному представлению о себе.

Шкала 8: внутренняя конфликтность.

Примеры пунктов:

§ Порой мне кажется, что я какой-то странный.

§ Я часто чувствую, что мало влияю на то, что со мной проис­ходит.

§ Порой мне бывает мучительно больно общаться с самим собой.

§ У меня нередко возникает сомнение: таков ли я на самом деле, каким себе представляюсь?

§ Нередко споры с самим собой заканчиваются мыслью, что все равно выйдет не так, как я решил.

§ Что-то мешает мне понять себя по-настоящему.

 

Хорошо видно, что содержание данных пунктов связано с на­личием внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой. В них просматривается тенденция к чрезмерному самокопанию и рефлексии, протекающим на общем негативном эмоциональном фоне отношения к себе. Отрицание данных качеств может говорить о закрытости, поверхностном самодовольстве, отрицании проблем. По общему психологическому содержанию данный ас­пект самоотношения можно обозначить как чувство конфликтности собственного Я.

Шкала 9: самообвинение.

Примеры пунктов:

§ Когда я пытаюсь оценить себя, я прежде всего вижу свои недостатки.

§ Если я и отношусь к кому-нибудь с укоризной, то прежде всего к самому себе.

§ Во мне есть немало такого, что вряд ли вызывает симпатию.

§ Где-то в глубине души я считаю себя слабаком.

§ Мои мысли о себе по большей части сводятся к обвинениям в собственный адрес.

Содержание данного фактора довольно просто интерпретиро­вать. В него вошли пункты, связанные с интрапунитивностью, самообвинением, отрицательными эмоциями в адрес Я. Индивид, соглашающийся с этими утверждениями, готов поставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки. В фактор не вошли утверждения, связанные с положительным отношени­ем к себе. Это фактор с низким баллом, имеющий самостоятель­ное значение в системе самоотношения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.