Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды административных правоотношений.






1. по субъектам можно разделить на отношения между:

а) вышестоящими и нижестоящими органами исполнительной власти, их называют вертикальные пр-ния. Например, между главой администрации области и района.

б) отношения между равнозначными, не подчиненными друг другу, органами исполнительной власти – горизонтальные пр-ния. Например, 2 министерствами, 2 главами администрации.

в) органами исполнительной власти и находящимися в их подчинении предприятиями, учреждениями, организациями. Например, между Мин. труда и социального развития РФ и ВЮТ.

г) органами исполнительной власти и не находящимися в их подчинении предприятиями, учреждениями, организациями. Например, финансовый контроль, таможенный контроль.

д) исполнительными органами государственной власти и исполнительными органами местного самоуправления. Например, гл. администрации области и глава администрации города.

е) исполнительными органами государственной власти и негосударственными организациями. Например, правительством и профсоюзами.

ж) органами государственно-исполнительной власти и гражданами. Например, администрация района и лицо, проживающее там.

2. В зависимости от целей возникновения:

а) внутренние, связанные с формированием управленческих структур, комплектование должностей служащих, распределением между ними прав, обязанностей, ответственности и др.

б) внешние – отношения между органами исполнительной власти и субъектами, не входящими в систему этих органов, т.е. гражданами, общественными организациями.

3. по содержанию:

а) материальные, которые регулируются материальными нормами административного права

б) процессуальные, связанные с разрешением индивидуально-конкретных дел, которые регулируются административно-процессуальными нормами.

 

9. Понятие и виды субъектов административного права.

Фз об общественных объединениях как регистрируются

Субъекты административного права - это обладатели прав и обязанностей, которыми они наделены с целью реализации полномочий, возложенных на него административным правом.

Субъекты административного права могут стать субъектами административных пр-ний при наличии 3-х условий:

1. административно-правовые нормы, предусматривающие права и обязанности субъекта

2. административной правоспособности и дееспособности субъекта

3. основание возникновения, изменения и прекращения пр-ний (юридический факт)

Административная правоспособность – это установенная. и охраняемая возможность субъекта вступать в административныепр-ния.

Административная дееспособность = способность субъектов своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, реализовывать их в рамках конкретных административно-правовых отношений.

В качестве субъекта административного права можно рассматривать РФ, субъектов РФ, государственные и негосударственные организации. В этой роли они обладают административной правоспособностью, но в конкретных административно-правовых отношениях они не участвуют. Административной дееспособностью обладают их органы исполнительной власти или управления.

Субъект административно-правовых отношений - это лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством, являются участниками управленческих отношений, регулируемых нормами административного права, наделены определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способны их осуществлять.

2. Субъекты административного права могут быть индивидуальные и коллективные.

Индивидуальные субъекты – граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Коллективные:

1) государственные организации

а) органы исполнительной власти

б) государственные предприятия, учреждения, организации и их объединения

в) структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией

2) негосударственные организации

а) общественные объединения (повт, виды)

б) трудовые коллективы

в) коммерческие структуры

г) органы местного самоуправления

 

10. Основы административно-правового статуса граждан.

 

Н/а: Конституция РФ

Закон РФ " О гражданстве" от 28 ноября 1991г.

Федеральный конституционный закон " Об уполномоченном по правам человека в РФ от 26 февраля 1997 г.

Положение " О комиссии по правам человека при Президенте РФ" от 18 октября 1996 г.

1. Административно-правовое положение граждан определяется объемом и характером административнойправосубъектности:

1) административная правоспособность – это способность гражданина иметь определенные права, предусмотренные нормами административного права и выполнять возложенные на него обязанности в сфере государственного управления. Она возникает с момента рождения и прекращается смертью

2) административная дееспособность - способность гражданина своими действиями приобретать, а также осуществлять права и обязанности, предусмотренные нормами административного права, и нести ответственность в соответствии с административными нормами.

(В качестве субъектов административного права можно рассматривать РФ, субъектов РФ, гос.).

Виды административной дееспособности:

1. полная, наступает с 18 лет

2. ограниченная, с 16 лет

На административную дееспособность влияет наличие у граждан определенных заболеваний – душевная болезнь, слабоумие. В силу указанных обстоятельств граждане могут быть признаны частично или полностью недееспособными.

Ст. 20

Не подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния.

2. Основные права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти закреплены в Конституции РФ.

Права граждан: ст. 27, 31, 32 (ч. 1, 4), 33, 42.

Обязанности: ст. 57, 58, 59.

Объем административной правосубъектности иностранных граждан и лиц без гражданства уже, чем граждан РФ.

1. Они не могут занимать государственные должности.

2. Заниматься деятельностью, связанной с принадлежностью к гражданству РФ (избирать и быть избранными).

3. Они не несут воинской обязанности

4. В отношении их допускается ограничение в передвижении и места жительства в целях обеспечения безопасности. Иностранные граждане, прибывшие в РФ для постоянного проживания, обязаны получить в ОВД вид на жительство и в установленный срок зарегистрироваться.

Ст. 184

Нарушение иностранными гражданами и лицами без гражданства правил пребывания в СССР, т.е. проживание без документов на право жительства, несоблюдение установленного порядка регистрации или прописки либо передвижения и выбора места жительства, уклонение от выезда по истечении определенного им срока пребывания, а также несоблюдение правил транзитного переезда через территорию СССР влечет взыскание штрафа.

Ответственность несут также должностные лица предприятий, учреждений, организаций, принимающих в СССР иностранных граждан.

Непринятие гражданами, пригласивших в СССР иностранных граждан и лиц без гражданства по частным делам и предоставившим им жилую площадь, мер к обеспечению в установленном порядке их своевременной регистрации, прописки или выписки влечет взимание штрафа. Ответственность несут и лица, предоставляющие иностранным гражданам и лицам без гражданства жилища, транспортных средств или оказывающих –им иные услуги в нарушение установленных правил пребывания иностранными гражданами и лицами без гражданства в СССР и правил транзитного переезда их через территорию СССР,

3. Предусмотрены в Конституции РФ (ст. 45, 46).

Для усиления гарантий соблюдения прав граждан создана комиссия по правам человека при Президенте РФ и введена должность Уполномоченного по правам человека в РФ, назначен Государственной Думой (Олег Нестеров), который рассматривает жалобы граждан на действие государственных органов и должностных лиц, если заявитель ранее обжаловал эти действия в судебном или административном порядке и не согласен с решением, принятым по жалобе.

ПРАВА

Ст. 27

1. Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

2. каждый может свободно выезжать за пределы РФ. Гражданин РФ имеет право беспрепятственно возвращаться в РФ.

Ст. 31.

Граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, демонстрации, шествия и пикетирование.

Ст. 32 (ч. 1, 4)

1. Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей

4. Граждане РФ имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Ст. 33

Граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в гос. органы и органы местного самоуправления

Ст. 42

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиняющего его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

ОБЯЗАННОСТИ

Ст. 57

каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Ст. 58

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

ГАРАНТИИ

Ст. 59 – в./ с

Ст. 45

1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Ст. 46

1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства прав.защиты.

 

11. Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.

 

ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

Конституция РФ закрепляет право граждан на обращения в органы государственной власти и местного самоуправления и должностным лицам!!!!!

Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно.

Какими правами граждане пользуются при рассмотрении их обращения:

а) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;

б) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения;

в) получать письменный ответ

г) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение (вторичная жалоба);

д) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Гарантии.

1. Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением с критикой.

2. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении.

3. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

Полномочия государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица:

а) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение

б) запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; указанные органы обязаны в течение 15 дней предоставлять документы, необходимые для рассмотрения обращения;

в) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

г) дает письменный ответ;

д) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган.

Организация работы с устными обращениями. Устные - при личном приеме граждан. Проводится руководителями. Информация о месте приема, днях и часах доводится до сведения граждан.При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

Если изложенные в устном обращении факты являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях - письменный ответ.

Новое, в ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов

Организация работы с письменными обращениями.

должны быть указаны:

- наименование государственного органа или органа местного самоуправления либо ФИО должностного лица;

- ФИО заявителя, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ

- суть предложения, заявления или жалобы,

- личная подпись;

- дата.

Если в письменном обращении не указана фамилия гражданина, направившего обращение, и обратный адрес, ответ на обращение не дается.

Недопустимые или нечитаемые обращения. Если в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, то это обращение остается без ответа. Если текст обращения не поддается прочтению, ответ не дается и сообщается гражданину, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Новое: если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы (и не приводятся новые обстоятельства) => вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу.

обращение - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;

Виды обращений.: предложения, заявления и жалобы.

- предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности органов, улучшению социально-экономической и иных сфер

- заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов, недостатках в работе либо критика деятельности органов.

- жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Сроки рассмотрения обращений.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления.

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в их компетенцию, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган, с уведомлением гражданина о переадресации обращения,

Новое: если решение вопросов относится к компетенции нескольких органов, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие органы.

Письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации.

В исключительных случаях вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив гражданина.

Результат рассмотрения. Ответ на обращение подписывается.

По результатам рассмотрения обращений - одно из решений:

а) о полном или частичном удовлетворении обращения;

б) об отказе полностью или частично в удовлетворении обращения.

в) о направлении обращения по подведомственности.

Если спросит:

ФЗ О порядке рассмотрения обращений граждан РФ.

Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

Ответ на обращение направляется по почтовому адресу, указанному в обращении.

Возможность подачи обращений на электронных и магнитных носителях.

Для приема обращений граждан в форме электронных сообщений (интернет-обращений), как правило, применяется специализированное программное обеспечение, предусматривающее заполнение заявителем реквизитов, необходимых для работы с обращениями и для письменного ответа, и, в случае незаполнения указанных реквизитов, информирующее заявителя о невозможности принять его обращение. Адрес электронной почты автора и электронная цифровая подпись являются дополнительной информацией.

В случае если в интернет-обращении заявителем указан адрес электронной почты, по этому адресу направляется уведомление о приеме обращения или об отказе в рассмотрении (с обоснованием причин отказа), после чего обращение распечатывается и дальнейшая работа с ним ведется как с письменным обращением.

Основанием для отказа в рассмотрении интернет-обращения, помимо указанных оснований, также может являться:

а) указание автором недействительных сведений о себе и (или) адреса для ответа;

б) поступление дубликата уже принятого электронного сообщения;

в) некорректность содержания электронного сообщения;

г) невозможность рассмотрения обращения без необходимых документов и личной подписи (в отношении обращений, для которых установлен специальный порядок рассмотрения).

Ответ на интернет-обращение может направляться как в письменной форме, так и в форме электронного сообщения.

В советское время шли споры о четвертом виде обращений – критических замечаниях.

Иные федеральные акты предусматривают также ходатайство, помилование.

В Законе Красноярского края использовались также следующие основные понятия:

- коллективные обращения -обращения двух или более граждан, в том числе принятые в ходе митингов, собраний;

- повторные обращения -обращения, поступившие от одного и того же лица (группы лиц) по одному и тому же вопросу, если со времени подачи первого обращения истек установленный федеральным и краевым законодательством для рассмотрения данного обращения срок или обратившийся не согласен с принятым по его обращению решением;

- анонимные обращения -обращения, не содержащие сведений о личности обратившихся граждан, а именно: фамилии, имени, отчества, данных о месте жительства, работы или учебы.

В Уставе Красноярского края и некоторых других субъектов РФ есть такой вид коллективных обращений, как петиции.

 

12. Судебная защита прав граждан и организаций в сфере государственного управления.

 

Каждый гражданин вправе обратиться в суд, если считает, что неправомерными действиями органов государства, местного самоуправления, организаций, объединений или должностных лиц, государственных, муниципальных служащих нарушены его права и свободы.

Обжалуются решения, действия, в результате которых:

1.нарушены права и свободы; 2.созданы препятствия для осуществления прав и свобод; 3.незаконно возложены обязанность или ответственность.

Различают право на общую и специальную судебную жалобу.

Общая жалоба означает, что любое решение, действие, акт могут быть обжалованы в суд любым гражданином.

Специальная жалоба подается субъектом, обладающим специальным статусом (военнослужащий, студент) по поводу специальных правоотношений. Регулируется специальными нормативными актами (АПК РФ, УПК, КоАП РФ).

Сроки подачи жалобы:

- 3 месяца - с момента, когда лицо узнало о нарушении его права;

- 1 месяц – со дня получения письменного уведомления об отказе в удовлетворении жалобы;

- 1 месяц - с момента истечения месячного срока для ответа на жалобу.

Сроки могут быть продлены по решению суда.

Суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений:

а) по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов;

б) по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Статья 247 ГПК РФ регулирует порядок обращения в суд. В отличие от административного порядка гражданин обращается не с жалобой, а с заявлением, в котором должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием).

Обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в суд. Таким образом, в российском праве установлен альтернативный порядок подачи жалобы: либо в вышестоящий орган, либо в суд.

Бремя доказывания

Обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых ненормативных актов, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на этот орган или должностное лицо.

Место рассмотрения

Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа должностного лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.

Сроки рассмотрения

Заявление рассматривается судом в течение десяти дней с участием гражданина, руководителя или представителя того органа, чьи акты или действия (бездействие) оспариваются.

(это на всякий случай - а Верховным Судом Российской Федерации - в течение двух месяцев)

Результаты рассмотрения заявления: удовлетворение или отказ в удовлетворении заявления.

При удовлетворении заявления оно признается обоснованным и устанавливается обязанность соответствующего органа должностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Данное решение суда направляется для устранения допущенного нарушения руководителю органа, должностному лицу, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

Если спросит:

Закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»

1. Обжалуются в суд действия, бездействие большого круга субъектов.

2. Формула «если считает…» означает, что нарушение прав может быть подлинным или мнимым.

3. Неравнозначность терминов «действие» и «решение».

Соотношение с административным порядком рассмотрения обращений. Решение проблемы подведомственности административно-правовых споров различно в зависимости от того, какой принцип положен в основу.

существует два принципа:

1. Общая «клаузула» (генеральное положение) означает принципиальную возможность судебного обжалования любого индивидуального или нормативного акта, который затрагивает права и законные интересы граждан или организаций.

2. Перечневый принцип, т.е. путем перечисления обжалуемых споров.

Существует также последовательный и альтернативный порядок судебного обжалования

 

13. Система субъектов, осуществляющих государственное управление.

 

Субъекты административного права делятся на две группы: коллективные и индивидуальные.

- индивидуальные субъекты - это физические лица: граждане и государственные (муниципальные) служащие.

Разграничение этих субъектов между собой осуществляется по критерию состояния в устойчивых (постоянных) или эпизодических отношениях с другими участниками административно-правовых отношений (т.е., государственно-властным субъектом).

В административно-правовых отношениях государственные служащие выступают в качестве субъектов управления (властвующего субъекта), а граждане – в качестве объектов управленческого воздействия (подвластного объекта).

Коллективные субъекты административного права – это организованные группы людей, находящихся в устойчивых отношениях. Коллективные субъекты административного права делятся на две группы: обладающие и не обладающие государственно-властными полномочиями. Органы исполнительной власти (а также другие наделенные властными полномочиями институции) выступают в качестве субъекта управления, иные коллективные субъекты (предприятия, учреждения, организации, общественные и религиозные объединения) – в качестве объектов управления.

Коллективные субъекты - организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, выступающие вовне как нечто единое, (не персонифицированное по физическим лицам).

Коллективный субъект функционально и организационно обособлен, имеет цели, задачи, функции, действует на основании норм права, признается правосубъектным.

Коллективные субъекты административного права – это организованные группы людей, находящихся в устойчивых отношениях. Делятся на: обладающие и не обладающие государственно-властными полномочиями.

ГК РФ - юридическое лицо - организация, которая обладает обособленным имуществом и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Классификация юридических лиц различна:

1.коммерческие и некоммерческие организации.

2. предприятия учреждения, иные организации!!!!!

Предприятие - производство материальных благ, выполнение работ и оказание услуг в целях извлечения прибыли.

Учреждение - нематериального характера, в некоммерческих целях.

Правосубъектность организаций закреплена косвенным путем -путем закрепления прав и обязанностей органов исполнительной власти в отношении данных организаций.

Административная правосубъектность- способность быть носителем прав и обязанностей в государственном управлении, способность вступать в административно-правовые отношения.

Складывается из административной правоспособности и дееспособности, то есть для организаций способность иметь права и обязанности и осуществлять их самостоятельно сливаются в одно понятие правосубъектности и, в отличие от правосубъектности физических лиц, возникают одновременно. Деликтоспособность означает способность нести юридическую ответственность за свое неправомерное поведение и является также элементом правосубъектности.

Характерные черты административной правосубъектности организаций:

1. Административнаяправосубъектность предприятий связана с властной деятельностью (интересы предприятий связаны с исполнительной властью) - присутствует публичный интерес.

2. Эти отношения - организационные, управленческие.

3. Административная правоспособность закрепляется в нормах административного права и реализуется в административных правоотношениях.

4. Административная правосубъектность - в процессе ее реализации приводятся в движение гражданские, трудовые, финансовые, земельные и др. отношения, (регистрация, заявление).

Общий и особенный статус

Общий - возникает по вопросам: государственная регистрация, лицензирование, предоставление обязательной информации и отчетность, (для налогообложения, статистики, обязательный бухгалтерский учет), природопользование, труд и занятость, санитарно-гигиенические правила, противопожарные правила, безопасность, антимонопольное законодательство, землепользование.

Специальный - статус государственных унитарных предприятий: учреждение, определение профиля и вида деятельности, место, наделение средствами, утверждение устава, назначение руководителя, заключение с ним контракта, государственный заказ, изъятие имущества, прекращение деятельности.

Например, все коммерческие организации обладают общим статусом, а субъекты естественных монополий – специальным

права и обязанности организаций можно разделить на две группы:

1 группа - общие для всех субъектов права и обязанности:

- соблюдать санитарные, противопожарные, таможенные, экологические, антимонопольные и другие общеобязательные правила;

- соблюдать правила регистрации, лицензирования, аттестации, сертификации деятельности организаций;

- обязанность не препятствовать реализации полномочий субъектов публичной власти при осуществлении контроля;

- закреплены определенные права организаций как подвластных объектов при осуществлении государственного контроля и надзора.

Специальный статус может быть у организаций, в существовании и развитии которых государство заинтересовано. Например, предприятия малого и среднего бизнеса, предприятия, использующие труд инвалидов, некоммерческие организации, занимающиеся социально-значимой деятельностью (для молодежи, студентов, ветеранов, инвалидов и т.д.).

3 типа отношений между органами исполнительной власти и организациями:

1. Горизонтальные - договорного типа, когда передаются полномочия на основе договоров или создаются совместные структуры или заключаются иные соглашения, таковы также и процессуальные отношения.

2. Вертикальные отношения в рамках организационной (имущественной) зависимости (учредитель, собственник - государство). Созданы специальные органы исполнительной власти – агентства, которые осуществляют функции по управлению государственным имуществом.

3.Вертикальные отношения вне рамок организационной зависимости, связанные с функциональной властностью органов государства - контроль, надзор, привлечение к административной ответственности.

Способы защиты

ФЗ " О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"

Статья 23. Защита прав при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля

1. осуществляется в административном и (или) судебном порядке

Статья 24. Общественная защита прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля

1. Юридические лица имеют право осуществлять защиту своих прав и (или) законных интересов.

2. вправе:

1) обращаться в органы прокуратуры с просьбой принести протест на противоречащие закону нормативные правовые акты, на основании которых проводятся проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

2) обращаться в суд в защиту нарушенных при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля прав и (или) законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Предприятия, учр. явл. коллективными субъектами АП. ПР-тия – это самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный для пр-ва пр-ции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общ.потребности и получения прибыли.

Учр. выполняет соц.-культ. или адм.-политич. ф-ции. ПР-тия, учр. в зависимости от форм собств. дел.на:

1) государств.

2) муницип.

3) частные

3) общественные

4) и смешанных форм соб-ти

В зависимости от орг.-прав. форм:

1) товарищества

2) общества

3) гос. муницип. пр-тия

4) произв. кооператив

Адм.-прав. статус пр-тия, учр. – это комплекс прав и обязанностей, кот. пр-тие и учр. приобретает и реализует в процессе совершения след. действий:

1) создание пр-тия, учр. по решению собственника им-ва или уполномоч. им органа или по решению ТК

2) гос. регистрация, осущ. по месту нахождения пр-тия, учр. местным органом гос. власти

3) получение разрешения на занятие определ. видами д-ти, выдаваемых в административн. порядке органом гос. власти

4) оформление органов управления делами

5) определение круга вопросов и полномочий вышестоящих гос. органов в отношении пр-тия

6) ведение и предоставление бух.и статист. отчетов

7) адм.-прав. гарантии прав пр-тия:

а) не допускается регистрация пр-тия по мотивам

б) запрет на вмешательство органов гос. власти в д-тьпр-тия, за искл. случаев, предусм. з-вом

в) защита имущества пр-тия от незаконного изъятия

г) не допускается монопольное положение на рынке отдельныхпр-тий и не добросовестной конкуренции

 

 

14. Понятие органа исполнительной власти. Компетенция органа исполнительной власти.

 

Н/а Конституция РФ, гл. 4-6

Федеральный конституционный закон " О правительстве РФ" от 31 декабря 1997

Указ Президента РФ " О системе федеральных органов исполнительной власти" от 14 августа 1996 г. Указ Президента " О структуре федеральных органов исполнительной власти" от 14 августа 1996 г.

Указ президента " О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти" от 17 марта 1997 г.

1. Орган исполнительной власти – это организация, которая являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территор. масштаб.деятельности, образована в соответствии законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке осуществления исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственных, социально-культурных, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.

Виды органов исполнительной власти:

1. в соответствии с федеральным устройством

а) федеральные органы исполнительной власти (Правительство, федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, федеральные надзоры, департаменты, главные управления, агентства).

б) органы исполнительной власти РФ

2. В зависимости от объема и характера компетенции

а) органы общей компетенции, которые осуществляют управление большинством отраслей, их сферой деятельности.

Правительство, администрация субъектов.

б) органы отраслевой (спец.) комп. – осуществляют руководство отдельными сферами или отраслями управления (министерства, ведомства, структурные подразделения администрации).

в) органы межотраслевой компетенции, которые ведают спец. вопросами управления, имеющими межотраслевое значение. Государственные комитеты, федеральные комиссии и надзоры.

г) органы смешанной компетенции, т.е. органы, имеющие признаки как отраслевой, так и межотраслевой сферы деятельности.

Министерство здравоохранения РФ руководит подведомственными органами здравоохранения и осуществляет межотраслевое управление мед.службами МВД и мин. обороны.

3. по порядку разрешения подведомственных вопросов.

а) единоначальные органы, в которых основные вопросы разрешаются их руководителем. Администрации, министерства

б) коллегиальные, решающие основные вопросы на коллегиальной основе, т.е. большинством голосов, входящих в их состав. Правительство, государственные комитеты.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.