Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Старина и современность






 

 

Время действия романа " Антикварий" относится к 1793-1794 гг., работу

над ним Вальтер Скотт начал в 1815 г. и закончил в 1816-м. Все это время

шла война между Англией и Францией. Двадцать два года! Своим романом Скотт

побуждал читателей поразмыслить над сравнительно еще недавними и уже

историческими событиями.

Вражда с Францией, сначала революционной, а затем наполеоновской,

новоимперской, составляет в романе фон, на котором выступают лица, не

имеющие, казалось бы, никакого отношения к этой вражде. Для современников

Вальтера Скотта связь была понятна, для нашего читателя ее необходимо

прояснить.

В эпоху Вальтера Скотта Англия занимала противоречивое положение

передовой и одновременно консервативной державы. Передовой, потому что в

Англии давно существовал парламент, давно совершилась буржуазная революция,

рано начался и полным ходом шел промышленный переворот.

Когда революция вспыхнула во Франции, то англичане, в том числе

представители аристократии и даже само правительство, поначалу ее

приветствовали: надеялись на мир с республиканским правительством и

уменьшение военных расходов. Но революционная " зараза" грозила

распространиться и на Англию, поэтому англичане стали поддерживать,

преимущественно деньгами, европейские континентальные державы, враждовавшие

с Францией.

Единодушия среди англичан, конечно, не было, в том числе среди

привилегированных слоев общества. Отчетливо это сказалось на отношении

англичан к Наполеону. Например, Байрон - он был, что называется,

" наполеонистом", для него Наполеон служил символом свободы и величия.

Другим было отношение к Наполеону у Вальтера Скотта, - для него Бонапарт

являлся возмутителем спокойствия, супостатом.

В подобных симпатиях и антипатиях проявлялись взгляды на происходящее

дома, в собственном отечестве. Вальтер Скотт стремился к компромиссу всех

общественных сил, поэтому он вложил в уста бедняка, бездомного нищего Эди

Охилтри патриотическую речь, выражающую готовность сражаться до последнего

с внешним врагом. " Неужто я не стану биться за свою родину и за берега

ручьев, по которым я брожу, и за очаги хозяек, которые дают мне кусок

хлеба, и за малышей, что ковыляют мне навстречу, чтобы поиграть со мной..."

Эти трогательные строки соотечественники Вальтера Скотта читали наряду с

известиями о голодных бунтах, вызванных высокими хлебными тарифами, которые

практически лишали тружеников куска хлеба, об отъеме пастбищных земель у

крестьян, об эксплуатации труда малолетних и о чудовищной детской

смертности.

Так что " Антикварий" - роман столь же политический, сколь и

исторический, но политическая тенденциозность автора выражена в нем, как и

полагается в художественном произведении, не прямо, а в расстановке

основных фигур, в живых речах персонажей.

Особое значение в романе обрела тема старины, что и подчеркнуто в

самом заглавии. Как уже отмечалось, почти все персонажи романа так или

иначе помешаны на старине. Они ищут в прошлом объяснения и оправдания

нынешнего положения вещей, прежде всего - своего собственного положения,

которое они стремятся укрепить или улучшить. Кто ищет старинные клады в

надежде на сказочное обогащение, кто - предания, подтверждающие или,

напротив, опровергающие различные семейные тайны, кто просто хочет сказать:

как было, так и будет. Есть и мошенники, наживающиеся на интересе к старине

людей, одновременно корыстных и простодушных.

Джонатан Олдбок, хозяин Монкбарнкса, истинный, основной антиквар в

романе, совместил в своем собирательском энтузиазме все оттенки в отношении

к старине. Это коллекционерство, перешедшее в своего рода манию. Это и

познание прошлого ради выяснения корней происходящего. Правда, однажды,

когда Олдбок пускается по своему обыкновению в исторический экскурс, ему

замечают, что как бы оно там ни было раньше, но сейчас все будет

по-другому, по-новому, и решаться вопрос будет силой оружия, а не ссылками

на первоисточники.

Именно этим богатством оттенков в освещении любой фигуры или ситуации

замечателен повествовательный метод Вальтера Скотта. Романист показал,

какова же реальная сложность жизненной правды: праведен гнев народа,

обездоленного на собственной земле, но и сила привязанности к той же земле

велика настолько, что те же бедняки будут защищать ее с оружием в руках,

отстаивая в том числе и " право" на собственную бедность: пустое дело эти

старинные побрякушки, и в них же скрыта истина о нынешних днях;

современность как бы скована, предопределена прошлым и - непредсказуема...

Вальтер Скотт сам указал на прототип Олдбока - это один из друзей его

отца, личность настолько характерная и верно отраженная в романе, что

читатели из числа близких друзей, узнав прототип, стали догадываться и об

истинном авторе романа, тогда еще скрытом под маской анонима. Кое-какие

черты, прежде всего увлеченность стариной, Вальтер Скотт передал тому же

персонажу и от себя самого.

Закончен был и вышел в свет " Антикварий" в том же году, что и

" Пуритане".

 

Д.М.Урнов

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.