Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 10 устойчивое развитие регионов, повышение их конкурентоспособности






Основной целью социально-экономического развития регионов Республики Беларусь является повышение уровня благосостояния населения независимо от мест его проживания и уменьшение существующих различий между регионами на основе стабильного и сбалансированного роста экономики, наиболее эффективного использования их конкурентных преимуществ.

В настоящее время не в полной мере задействованы региональные резервы в реализации приоритетных направлений социально-экономического развития страны, сохраняется территориальная асимметрия в развитии и размещении сфер производства и услуг, уровне доходов и заработной платы жителей г. Минска, больших и малых городов. Происходит постоянная миграция наиболее активной части населения из сельской местности и малых городских поселений в столицу республики и областные центры.

Для преодоления негативных тенденций социально-экономического развития регионов будет усилен инновационный компонент региональной экономики. Следует продолжить углубление специализации экономики регионов, содействующих реализации их конкурентных преимуществ на внутреннем и внешних рынках товаров и услуг. Это обеспечит сбалансированность воспроизводства и эффективность использования местных природных сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. Следствием устойчивого экономического роста регионов станет достижение научно обоснованных параметров качества жизни людей независимо от мест проживания, создание равных возможностей в получении образования и медицинской помощи.

Будет продолжена работа по формированию благоприятной среды обитания человека, сохранению и восстановлению естественных экологических систем.

Необходимо улучшить демографическую ситуацию в каждом регионе, регулируя миграционные потоки на основе приоритетного развития малых и средних городских поселений, агрогородков, городов-спутников столицы республики.

Социально-экономическое развитие регионов будет предопределяться инновационностью производимой продукции, повышением роли малого и среднего бизнеса, максимально возможным уровнем использования местных природных ресурсов.

Приоритетными станут направления регионального развития, обеспечивающие качественные параметры роста (повышение рентабельности хозяйственной деятельности, рост производительности труда, снижение энергоемкости и материалоемкости производства продукции, работ и услуг).

В каждой области и г. Минске предусматривается реализация 25–30 масштабных инновационных проектов.

Одним из главных конкурентных преимуществ Брестской области является выгодное геоэкономическое расположение (транспортные и таможенные «ворота» Союзного государства, ЕврАзЭС, Таможенного союза, близость к рынкам сбыта Западной и Восточной Европы). Приоритетными будут инвестиционные программы в сфере развития транспортной инфраструктуры, направленные на повышение пропускной способности трансъевропейского коридора, повышение качества транспортно-логистических услуг.

В области предусматривается дальнейшее развитие потребительского комплекса, в первую очередь перерабатывающих организаций, использующих местные сырьевые ресурсы. Устойчивому развитию Брестской области будет способствовать реализация Государственной программы социально-экономического развития и комплексного использования природных ресурсов Припятского Полесья на 2010–2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 29 марта 2010 г. № 161 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 80, 1/11503). Будет осуществляться строительство мини-ТЭЦ, установок, работающих на биогазе, котельных на местных видах топлива.

Предусматривается реконструкция и техническое переоснащение комплексов по выращиванию крупного рогатого скота, свинокомплексов и птицефабрик, а также строительство 58 молочнотоварных ферм. Намечается увеличение производства овощей и фруктов.

Планируется развитие туристической инфраструктуры вдоль основных транспортных коридоров, в городах с ценным историко-культурным наследием, Национальном парке «Беловежская пуща».

Конкурентными преимуществами Витебской области являются наличие крупных организаций по производству нефтепродуктов и химических производств, лесные и рекреационные ресурсы, высокий туристический и транспортно-логистический потенциал.

В области требуется структурная перестройка промышленного производства за счет расширения действующих и строительства новых производств, работающих на местном сырье. Предусматривается создание ряда предприятий по углубленной переработке древесины, производству современных строительных материалов, модернизация льнозаводов, строительство Полоцкой ГЭС, энергетических установок, работающих на биогазе, двух мини-ТЭЦ и котельных на местных видах топлива. Будет организовано производство оборудования для цифрового телерадиовещания, светодиодной техники, светотехнического медицинского оборудования, специального автомобильного транспорта, автогидроподъемников. Предусмотрено формирование и развитие технопарков в городах Витебске и Новополоцке.

Для повышения эффективности и роста объемов продукции сельского хозяйства приоритетное развитие получит мясное скотоводство с развитым свиноводством и птицеводством.

Для развития туризма в области предусматривается создание соответствующей инфраструктуры в городах Витебске и Полоцке, Национальном парке «Браславские озера».

Конкурентными преимуществами Гомельской области являются мощный промышленный потенциал, наличие разведанных запасов минерально-сырьевых ресурсов.

Намечено создание производства легковых автомобилей. Получат развитие производства древесных плит, столярно-строительных изделий улучшенного качества и мебели, а также выпуск энергоэкономичной строительной продукции. Рассматривается возможность строительства Лельчицкой ТЭЦ на базе добычи местных бурых углей. Планируется строительство мини-ТЭЦ, когенерационного комплекса по выработке электроэнергии с использованием нетрадиционных и возобновляемых источников энергии. Для ликвидации промышленных отходов намечается создание производства по комплексной переработке электросталеплавильных шлаков.

В сельском хозяйстве области приоритетным будет развитие мясного скотоводства и использование технологий, обеспечивающих получение экологически чистой продукции в районах, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Важное значение для развития области будет иметь реализация Государственной программы социально-экономического развития и комплексного использования природных ресурсов Припятского Полесья на 2010–2015 годы и Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011–2015 годы и на период до 2020 года, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 1922 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 10, 5/33118).

Для Гродненской области характерны такие конкурентные преимущества, как благоприятные природно-климатические и социально-экономические условия для развития сельского хозяйства и пищевой промышленности, накопленный потенциал в химическом производстве.

Планируется расширение производства сельскохозяйственной техники, агрегатов для автомобилей, оптических изделий. Для улучшения энергообеспечения предусматривается реконструкция действующих электростанций, завершение строительства Гродненской ГЭС, строительство ветроустановок. Продолжится создание объектов инфраструктуры для строительства АЭС. Будет организован научно-технологический парк в г. Гродно.

Намечены модернизация производства ОАО «Ошмянский сырзавод», строительство 164 новых животноводческих ферм, птицефабрики на 200 тыс. тонн мяса в живом весе в год.

Предусматривается развитие трансграничного туризма с регионами Польши и Литвы, создание инфраструктуры и разработка туристических маршрутов в районе Августовского канала.

Основными конкурентными преимуществами Минской области являются выгодное экономико-географическое положение, высокое качество земельных и рекреационных ресурсов, созданный потенциал в производстве машин, оборудования, транспортных средств, химическом производстве, разведанные запасы минерально-сырьевых ресурсов, сильный кадровый потенциал.

Предполагается модернизация и реконструкция рудников и обогатительных фабрик в ОАО «Беларуськалий», будут внедрены ресурсосберегающие, экологически чистые технологии по комплексной переработке хлористого калия и хлористого натрия. Намечаются обновление выпускаемой карьерной техники, освоение производства новых агрегатов для дорожной техники и тракторов, выпуск инновационной оптико-электронной, оптико-механической, светотехнической продукции. Предусматриваются организация производства гемоконсервантов крови в ОАО «Несвижский завод медицинских препаратов», строительство малых ГЭС и мини-ТЭЦ на местных видах топлива, биогазовых установок, создание в Дзержинском районе ветропарка.

Планируется строительство крупных жилых районов для жителей г. Минска в 9 городах-спутниках Минской области, строительство жилого района в г. Смолевичи и малоэтажного усадебного жилого района в Смолевичском районе. В городах-спутниках будут созданы новые рабочие места, в том числе за счет переноса действующих предприятий из г. Минска.

В сельском хозяйстве области предполагается наращивание производства овощной продукции, закладка садов интенсивного типа, плантаций плодово-ягодных культур. Намечено строительство тепличного комплекса и теплиц по выращиванию овощной продукции и цветов.

Планируется построить 23 современных свиноводческих комплекса и 5 репродукторов, 120 новых молочнотоварных ферм, овцеводческого комплекса в Логойском районе. Предусмотрена реконструкция птицеводческих предприятий.

Будет продолжена работа по расширению социальной инфраструктуры. Намечено открытие четырех гипермаркетов, создание торгово-логистических центров в Минском районе. Для активизации туристической деятельности предусматривается комплексное развитие курортной зоны Нарочанского региона.

Основными конкурентными преимуществами развития Могилевской области являются производство резиновых и пластмассовых изделий, машин и оборудования, близость к российским рынкам сбыта произведенной продукции.

В регионе предполагается техническое переоснащение шинного производства, организация производства полиэфирных полиолов на территории свободной экономической зоны «Могилев». Предусматривается расширение ассортимента машин и оборудования для сельского хозяйства, лифтового оборудования, электротехнических изделий.

Намечается строительство завода древесностружечных плит в ОАО «ФанДОК», четырех мини-ГЭС, мини-ТЭЦ, ветроэнергетических установок.

В области планируется построить 84 новые молочнотоварные фермы и провести реконструкцию 179 функционирующих ферм. Дальнейшую концентрацию свиноводства на комплексах намечается обеспечить за счет строительства 18 новых, а также реконструкции 106 действующих свинокомплексов.

Будет осуществляться продвижение туристических услуг на основе использования местного туристического потенциала, развития агроэкотуризма, расширения сети местных туристско-культурных центров.

Конкурентные преимущества г. Минска: его расположение на пересечении двух трансъевропейских коммуникационных коридоров, мощный промышленный потенциал, наличие развитой научной инфраструктуры и высококвалифицированной рабочей силы.

Предусматривается опережающее развитие наукоемких производств, в первую очередь производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования, расширение номенклатуры высокотехнологичной продукции в других видах экономической деятельности. Особое внимание будет уделяться внедрению технологий нового поколения, в том числе нанотехнологий и основанных на них средств автоматизации, космических и информационно-коммуникационных технологий. В производстве машин, оборудования и транспортных средств намечается создание конкурентной техники (машин стандарта Евро-4 и Евро-5), модернизация производства в открытых акционерных обществах «МАЗ» и «Минский моторный завод».

Особое внимание будет уделяться развитию и совершенствованию социальной инфраструктуры. Намечено строительство гостиничного жилого комплекса в жилом районе Лебяжий, культурно-развлекательного спортивного комплекса в микрорайоне Чижовка, городской клинической больницы в жилом районе Северный, физкультурно-оздоровительного комплекса с аквазоной и социальной инфраструктурой на территории, прилегающей к водохранилищу «Дрозды».

В целях оптимизации численности населения города, совершенствования структуры его экономики и улучшения экологической ситуации в 2011–2015 годах предусмотрен вынос (перенос) 12 производственных объектов, не соответствующих регламенту генерального плана столицы республики.

Сохранится приоритетное развитие малых и средних городских поселений, превращение их в благоприятные и устойчиво развивающиеся места проживания и занятости местного населения. Будут созданы новые предприятия по производству строительных материалов, промышленной переработке сельскохозяйственных и лесных ресурсов, современные пищевые производства на местных ресурсах.

Предстоит оптимизировать внутренние миграционные процессы путем создания соответствующих механизмов территориального перераспределения рабочей силы, стимулирования трудовой мобильности граждан в трудонедостаточные районы и сельскую местность. Будут разработаны мотивационные стимулы по уменьшению оттока специалистов из сельской местности, включая развитие договорной системы сопровождения подготовки молодых специалистов для работы в агропромышленном комплексе, получение беспроцентных займов для приобретения жилья и товаров длительного пользования.

Особое внимание будет уделено строительству жилья для молодежи. В целях стимулирования притока и закрепления молодых специалистов в малых городских поселениях предстоит ввести надбавки к их заработной плате, как и в сельских населенных пунктах.

Продолжится дальнейшее развитие сельских поселений нового типа – агрогородков.

Темпы роста валового регионального продукта составят в Брестской области 165–171 процент, Витебской – 167–173, Гомельской – 163–169, Гродненской – 164–170, Минской – 162–168, Могилевской области – 165–171, в г. Минске – 159–165 процентов.

Осуществление намеченных мер позволит уменьшить межрегиональную и внутрирегиональную дифференциацию в условиях жизнедеятельности населения, повысить уровень его благосостояния, существенно увеличить уровень и эффективность использования местных ресурсов и конкурентных преимуществ каждого региона.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.