Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проектирование экранных форм и отчетов






 

Экранные формы и отчеты, которые используют базу данных и обращаются к ней, являются витриной приложения. Как и витрина, они создают у пользователя первое впечатление, которое затем нелегко изменить. Поэтому очень важно, чтобы экранные формы и отчеты были выполнены на профессиональном уровне, хорошо смотрелись и с ними легко было работать. Пакетные процессы — это " машинное отделение" системы. Никому не интересно, как они выглядят и работают, но все мы ожидаем, что они будут функционировать надежно и эффективно.

 

Самый важный вопрос проектирования экранных форм — как сделать, чтобы они были интуитивно понятными и могли, не утомив пользователя, провести его по тому или иному рабочему процессу.

В наши дни практически каждый пользователь БД знаком и с другими продуктами. У большинства людей на столах стоят ПК, и они навернякапользуются текстовыми процессорами или электронными таблицами. Если их спросить, каким должен быть интерфейсе, то вполне естественно, что они сошлются на знакомые приложения. Вам следует сделать точно так же. Проектируя, старайтесь обеспечить максимальное соответствие стандартам, принятым в рабочей среде пользователя (например, в приложениях Microsoft Windows для вызова справочной системы служит клавиша F1). Следует также добиваться согласованности с другими приложениями, привычными для пользователей.

Однако при этом легко попасть в зависимость от этого требования и в результате получить программу, напоминающую нечто такое, чем она на самом деле не является. Электронные таблицы и текстовые процессоры хороши для выполнения многих задач, однако в качестве внешних систем баз данных они непригодны, особенно если базу данных нужно обновлять. Не пытайтесь сделать так, чтобы экранная форма ввода данных выглядела и работала, как окно Lotus 1-2-3 или Microsoft Excel. На ознакомление пользователей с новым форматом или стилем требуется совсем немного времени. Можно потратить несколько недель на создание перемещаемой панели кнопок, когда достаточно просто приучить пользователя к тому, что эта панель будет постоянно находиться в верхней части экрана. Кроме того, хотя графические пользовательские интерфейсы (ГПИ), скорее всего, будут присутствовать в приложении, полная реализация их возможностей может и не быть лучшим вариантом для всех пользователей.

Полезно разбить всех пользователей на группы. Вот один из вариантов такого разбиения:

• операторы ввода данных, которые пользуются системой часто и интенсивно, но не выдают запросы;

• пользователи, регулярно выдающие запросы, но вводящие мало данных;

• пользователи, задающие нерегламентированные запросы, иногда выполняющие поиск и (еще реже) обновление;

• пользователи, обеспечивающие поддержку принятия решений, которым нужно работать с нерегламентированными запросами, но которые редко выполняют обновление или не выполняют его вообще;

• операторы, планирующие и контролирующие отчеты и пакетные задания.

Давайте сначала рассмотрим операторов ввода данных. Стоит потратить время и понаблюдать за тем, как они работают в действующей системе. Скорость, с которой они вводят данные, может быть просто впечатляющей! Если планируется заменить старую систему, то лучше сделать так, чтобы не повлиять на производительность труда операторов, особенно если их зарплата зависит от объема введенной информации. Вполне вероятно, что они пользуются архаичным символьным экраном, который им так полюбился за долгие годы работы. Тут вдруг приходим мы, этакие рыцари в сверкающих доспехах, и говорим: вам нужно не что иное, как ГПИ!

Проблема состоит в том, что в нашей новой среде они не видят для себя никаких преимуществ — разве что в перерывах можно поиграть вSolitaire или Minesweeper. Меньше всего они хотят снимать руки с клавиатуры и вводить данные мышью. Конечно, это не означает, что операторам ввода данных вообще не подходят экранные формы на базе ГПИ. Мы лишь хотим подчеркнуть, что вы должны проектировать экранные формы и интерфейс, ориентируясь в первую очередь на пользователей.

Теперь рассмотрим пользователей, регулярно выдающих запросы. Возможно, они обнаружат, что мышь идеально подходит для их целей, особенно если в одной руке у них обычно телефон. В этом случае свободной рукой им легче манипулировать мышью, а не клавиатурой.

Это еще одна область, где неоценимую помощь может оказать быстрое макетирование. Пользователям можно предложить макеты экранных форм для " пробной поездки". Основываясь на результатах работы с макетами (которой должно быть охвачено большое число пользователей), можно проектировать интерфейс с учетом требований пользователей. Однако при этом нужно соблюдать осторожность. Для большинства людей характерно естественное сопротивление изменениям, и они высказывают только отрицательные мнения. Новая компьютерная система может быть лишь малой частью перестройки организации, и проектируемые экранные формы могут отражать новые принципы работы. Люди воспользуются обратной связью для того, чтобы выразить свои возражения по поводу этого процесса, а не конкретных системных функций внутри него (особенно если они считают, что перестраивать будут персонально их!). Всегда помните об этом, когда оцениваете мнение пользователей и определяете, какие из их проблем вы можете (и должны) решить.

Вот общие принципы проектирования экранных форм:

• Все экранные формы должны иметь уникальные и информативные заголовки.

• Все поля необходимо снабдить надписями; при вызове справочной с системы должны быть доступны подробные описания полей.

• Курсор по умолчанию, как правило, должен перемещаться слева направо, а затем сверху вниз.

• Обязательные элементы должны находиться в верхней части экрана. Элементы на экране необходимо упорядочить по степени важности.

• Экранная форма должна обнаруживать ошибочно введенные данные и сообщать о них как можно раньше, а не откладывать проверку (если речь не идет об экранных формах, работающих по низкоскоростной сети, например по коммутируемой линии).

• Экранная форма должна использовать непротиворечивые методы блокировки, обнаруживать и разрешать конфликты.

• Экранная форма не должна состоять из множества страниц (Вспомните о мегамодулях!).

• Пользователи должны вводить код только один раз и не должны ничего запоминать или записывать при переходе от одной экранной формы к другой.

• Использование специальных эффектов следует свести к минимуму. Если вы решительно настроены придать экранным формам и отчетам профессиональный вид, обратитесь к специалисту-дизайнеру. Даже дизайнер среднего уровня выполнит эту работу лучше, чем все ваши проектировщики, аналитики и пользователи, и гораздо лучше, чем ваши программисты (даже если этот дизайнер не может писать рекурсивные структуры на C++).

• Размещение на экранной форме дополнительных элементов за счет уменьшения размера символов допустимо только в ограниченной степени.

• Большинство пользователей гораздо лучше справляются с вертикальной, а не с горизонтальной прокруткой, особенно если при прокрутке вправо из левой части экрана исчезают важные данные и условные обозначения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.