Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2.Эмпирическое изучение проблемы влияния эмоциональной тревожности на специфику общения дошкольников с взрослыми и сверстниками






Организационные аспекты эмпирического исследования

Экспериментальное исследование констатирующего характера было направлено на выявление влияния эмоциональной тревожности на специфику общения дошкольников со взрослыми и сверстниками. Исследования проводились на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад присмотра и оздоровления № 49». Исследования проходили с апреля - май 2014года. В экспериментальном исследовании принимала группа детей старшего дошкольного возраста.

Таблица №1 Список детей экспериментальной группы

Ф.И ребенка Возраст
  Жасмин Б. 6лет 1месяц
  Леонид Б. 6лет
  Иван Б. 5лет 7 месяцев
  Соня Г. 5лет 10месяцев
  Василиса У.В. 6лет
  Артем К. 5лет 5месяцев
  Витя Т. 6лет 1 месяц
  Диана П. 6 лет
  Ксюша Ю. 6 лет 2 месяца
  Ярослав К. 5лет 8 месяцев
  Илья Г. 5лет 7месяцев
  Руслан М. 6лет
  Вика Р. 5лет 11месяцев
  Степа М. 6лет
  Максим П. 5лет 9месяцев


Исследование состояло из двух этапов. На каждом из этапов использовались определенные методы.

Цель первого этапа: выявление детей имеющих высокий уровень тревожности.

1.Была проведена методика Р.Теммл, М. Дорки и В. Амен «»Выбери нужное лицо» Цель: выявить количественные и качественные показатели тревожности ребенка. Ребенку предлагались поочередно и в строго перечисленном порядке 14 карточек с рисунками, предлагалось посмотреть на изображения и ответить на вопросы, все ответы заносились в протокол.

2.Методика исследования тревожности (по Мерлину В.С.)

Цель: Выявить тревожных детей

Детям предлагалось выполнять задание за определенный период времени, измеряемый при помощи песочных часов, результаты наблюдений заносились в протокол.

По результатам проведения первого этапа дети распределились на две группы. В первую группу вошли дети с высокой тревожностью (условно обозначили А), во вторую группу вошли дети с нормативной тревожностью (условно обозначили Б).

На втором этапе исследования предполагалось провести исследования по изучению особенностей общения у детей имеющих высокий уровень тревожности.

1.Сначала нами использовалась методика одномоментных срезов (Приложение №2а)

Цель: Изучить особенности свободного общения детей в ситуации: «ребенок-взрослый», «ребенок-ребенок».

В ходе наблюдения фиксировались, ситуации обращения детей ко взрослым и сверстникам, обращалось внимание на характер содержания общения, использования средств во время общения, особенности поведения ребенка.

При выполнении анализа наблюдения учитывались критерии:

- количество и частота контактов со взрослыми и сверстниками;

- соотношение контактов возникающих по собственной инициативе и по инициативе других;

-интенсивность и экстенсивность контактов;

-количество контактов, когда ребенок был один;

Во время наблюдения за детьми обращалось внимания на коммуникативные умения:

- умение самостоятельно устанавливать контакт, используя различные средства

- проявление инициативности

- легкость или затрудненность при контактирование

- умение слушать собеседника, поддерживать и развивать тему общения, уважать чужую точку зрения, отстоять свою, используя навыки культуры общения.

- умения самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.

- умение доводить контакт до завершения и завершать его, учитывая не только свои, но и чужие интересы.

- позиция, которую занимает ребенок вовремя контакта

2. На данном этапе предполагалось провести экспериментальную методику «Рукавички» (Приложение №2б)

Цель: Изучение и определение особенностей развития коммуникативных умений, использование вербальных и невербальных средств общения со сверстниками и взрослыми.

Методика включала два варианта: Совместная деятельность со взрослым и совместная деятельность со сверстником. Первым выполнялось задание, которое включало в себя ситуацию взаимодействия со взрослым, затем следовала ситуация взаимодействия со сверстником.

В каждой из ситуаций ребенок должен был украсить предложенное ему силуэтное изображение рукавичек (носочков), так чтоб получилось красиво, нарядно и составили пару.

При анализе результатов проделанной деятельности учитывалось:

1.Проявляет ребенок инициативу или избегает контакта

2.Какую позицию предпочитает занимать ребенок во время взаимодействия (подчинительную, лидера, наравне)

3.Легкость или трудность в установлении контактов, частота и их продолжительность.

4.Умение преодолевать барьеры в общении.

5. Предлагает свой вариант, или делает по образцу партнера.

6.Умение осуществлять взаимный контроль по ходу деятельности.

7.Как относится к результату проделанной работы, своей и партнера.

Оценка результата второго этапа осуществлялась в соответствии с выделенными группами и сравнении коммуникативной деятельности между группами.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.