Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика общения с взрослыми и сверстниками в детском возрасте






Общение имеет большое значение в формирования психики ребенка, ее развитии и становлении человека как личности. Согласно позиции Л.С.Выготского, социальный мир и окружающие взрослые являются органически необходимым условием человеческого развития. Ребенок изначально включен в общественные отношения, и чем он младше, тем более социальным существом является. Такое понимание процесса психического развития выдвигает на первый план роль общения с взрослым. Однако для Л.С.Выготского и его последователей взрослый выступал как посредник между ребёнком и культурой и, не смотря на всеобщее признание роли общения с взрослым в психическом развитии ребенка, сам процесс общения не исследовался. Этот пробел восполнила М.И.Лисина. Именно ее трактовку понятия общения мы будем использовать в своей работе. По М.И.Лисиной, общение это взаимодействие двух людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.[13]

Помимо взаимодействия двух людей при общении наиболее важной характеристикой его служит то, что каждый его участник активен и выступает как субъект. Для общения характерно также то, что каждый из участников общения выступает как личность, а не как физический предмет, тело. На эту особенность в общении обратили внимание Е.О.Смирнова (Мышление и общение.1973), А.А.Бодалев(1965)и другие психологи. Б.Ф.Ломов утверждает, что «общение есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты»[14]. Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает как субъект. По А.С.Золотняковой, общение является коммуникативно-регулятивным процессом, посредством которого передаются социальные ценности, и регулируется их усвоение индивидом и социальной системой. Несколько иной представляется точка зрения А.А.Бодалева, который предлагает рассматривать общение как взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между ними [14]. Н.И.Конюхов определяет общение как: «осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно- смысловых образованиях партнера».

В своей работе мы будем придерживаться определения понятия общения как деятельности. Поэтому синонимом общения для нас является термин коммуникативная деятельность.

В 1970-е годы широко обсуждался вопрос о соотношении двух ведущих категорий психологической науки – общение и деятельности. Применяя концепцию А.Н.Леонтьева к анализу общения как к особому виду деятельности, М.И.Лисина предложила свое решение в вопросах общения: она стала рассматривать общение как особый вид деятельности.[16] При этом М.И.Лисина выделяет в общении основные структурные компоненты.

Предмет общения – другой человек, партнер по общению как субъект деятельности.

Потребность в общении – стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию и самооценке. Люди узнают о себе и об окружающих благодаря разнообразным видам деятельности, так как человек проявляется в каждом из них. Но общение играет в этом отношении особую роль, потому что направлено на другого человека как на свой предмет, и, будучи двусторонним процессом, приводит к тому, что познающий и сам становится объектом познания и отношения других участников общения.

Мотивы общения – те качества партнера, которые, выявились в процессе общения, удовлетворяют потребность в общении.

М.И.Лисина указывает на три группы мотивов:

1. Познавательные - в которых взрослый выступает как источник сведений и организатор новых впечатлений ребенка

2. Деловые - где взрослый является партнером по совместной практической деятельности, помощником и образцом правильных действий.

3. Личностные – когда взрослый предстает как личность, член общества, представитель определенной группы.

Задачи общения – это та цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения.

Средства общения те операции, с помощью которых осуществляются действия общения (экспрессивно-мимические, предметно-действенные, речевые).

Продукты общения – образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения. К ним относится, прежде всего, тот результат, о котором упоминается в определении общения, но также и взаимоотношения, избирательные привязанности и что самое главное, образ самого себя и других людей – участников общения.

Действия общения – это единица коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект. Две основные категории действий общения – инициативные акты и ответные действия.

Чтобы общаться с другими людьми, необходимо грамотно выстроить свой коммуникативный акт, и иметь представление о правильном и неправильном его выстраивании.

А..Б Добрович предлагает рассматривать акт коммуникации путем последовательной смены фаз коммуникативного акта, и предлагает рассматривать их следующим образом:

фаза взаимоотражения – психическое отражение партнера, как главного в ситуации действия;

фаза взаимоинформирования – информирование партнера и прием ответной информации от него;

фаза взаимоотключения – выход партнеров из коммуникативного акта, если побудительные мотивы контакта исчезли.[17]

Если у ребенка сформированы необходимые коммуникативные умения, то он сможет выстроить полноценный, качественный акт общения.

Качество общения человека определяется (по В.Руденскому) его коммуникативным потенциалом. Коммуникативный потенциал – это совокупная характеристика возможностей человека, представляющая собой единство трех составляющих: коммуникативных свойств личности(мотивационно-потребностная составляющая), коммуникативной компетентности (представления о нормах и правилах эффективного общения) и коммуникативных способностей (поведенческая составляющая, область умений).

Таким образом, мы можем определить общение как сложный многоплановый психологический феномен, проявляющийся во взаимодействии конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу и воздействующих друг на друга, с учетом необходимых правил и коммуникативных умений. Без использования, которых невозможно выстроить полноценный коммуникативный акт.

Многие исследователи в области коммуникативной деятельности, не дают определенное понятие коммуникативных умений, а лишь перечисляют сами умения. Так Е.В.Сидоренко выделяет следующие коммуникативные умения, которые необходимо развивать для организации полноценного общения:

1.умение задавать вопросы

2.умение вести разговор

3.умение оптимизировать партнёра к прояснению его позиции

4.умение вступать в контакт

5.умение слушать и понять то, что говорил партнёр

6.умение воспринимать и понять то, что партнёр не в состоянии был выразить

7.умение передать партнёру, что его услышали и поняли

8.умение выравнивать эмоциональное напряжение в беседе. Таким образом, коммуникативные умения нужны для того, чтобы организовать полноценное общение, преодолеть проблемы общения: слушания, понимания, самовыражения, действия.[14]

Ю.В.Филиппова предлагает рассматривать коммуникативные умения как составляющую коммуникативных способностей и включающую в себя умение адресовать сообщение, чтобы привлечь к себе внимание собеседника, доброжелательность и аргументированность общения, умение заинтересовать собеседника своим мнением, принять его точку зрения, умение критично относится к собственному мнению, действиям, высказываниям, умение слушать, эмоционально сопереживать, а также разрешать конфликтные ситуации.[15]

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.