Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Палубные средства тушения пожара, перечень аварийного инвентаря (схема розположения) схемы пожарных систем






Имеется 2 огнетушителя, с правого и левого борта. Так же имеется 4 пожарных рукава, 2 с правого борта и 2 с левого

Система пенотушения

Возникший на судне пожар можно ликвидировать нанесением на горящий предмет углекислой пены, благодаря чему прекращается доступ кислорода воздуха к горящему предмету. В зависимости от способа получения и состава пена бывает химическая и воздушно-механическая.

Химическая пена образуется в результате реакции растворов кислот и щелочей в присутствии специальных веществ, придающих ей клейкость. Она содержит пузырьки углекислого газа. Находясь на поверхности горящего предмета, пена образует инертную прослойку, которая изолирует предмет от кислорода воздуха, благодаря этому прекращается его горение. Полученная пена очень легка, ее плотность 0, 12-0, 15 кг/м3, поэтому она плавает на поверхности даже самых легких жидких нефтепродуктов. Толщина слоя пены в этом случае должна быть не менее 150- 300 мм.

Особенно распространена система пенотушения на таких судах, как танкеры, перевозящие жидкие горючие вещества. Пену на судах могут вырабатывать стационарный (ПГ-100) и переносные (ПГ-25 и ПГ-60) пеногенераторы. Цифра на марке пеногенератора соответствует его пенопроизводительности в метрах кубических за секунду.

На рис. 2.17. показано устройство судового пеногенератора ПГ-50С, применяемого в системах для выработки химической пены. В бункер 4 пеногенератора засыпают пенообразующий порошок. Горловина бункера, сообщаясь с эжектором 9, перекрывается шаровым клапаном 7, помещенным в корпусе 2 и удерживаемым в верхнем положении пружиной 8. К эжектору с одной стороны поступает вода из пожарной магистрали по патрубку 1, с другой стороны отводится пена. Засыпав в бункер порошок, открывают клапан на трубопроводе подвода воды к эжектору. Поток воды, проходя через узкую часть эжектора, создает в нем разрежение. Клапан 7 открывается, и порошок подсасывается из бункера. В пенопроводе порошок растворяется, что сопровождается реакцией ценообразования. Клапан 7 в крышке 3 уплотнен кольцом 6. В корпусе бункера установлена сетка 5. Недостатком пеногенераторов является неподготовленность их к немедленному действию, так как герметически закрытые банки с порошком можно вскрывать лишь при возникновении пожара. Загружать бункер пенопорошком заблаговременно нельзя ввиду его высокой гигроскопичности, приводящей к образованию комков. Пожаробезопасность важна не только на суднах, но и в домах, здесь можно узнать про установку соответствующих сигнализаций.

Наряду с пеногенераторами применяют пеноаккумуляторы - аппараты того же назначения и аналогичного принципа действия, но с меньшей производительностью. В них можно заранее загружать порошок и в связи с этим быстро приводить их в действие. Производительность пеноаккумулятора должна быть достаточной для тушения пожара в период, предшествующий запуску основного пеногенератора. Трубопроводы системы изготовляют из стальных оцинкованных труб с бронзовой или латунной арматурой. Диаметр магистрали, согласно Правилам Регистра ОХР, должен быть не менее 70 мм. Скорость пены 4-8 м/с

Несмотря на то что химическая пена по сравнению с воз душно-механической обладает более высокими огнегасительными качествами и ее требуется примерно в 1, 5 раза меньше; из-за свойственных химическому пенотушению недостатков она теперь применяется редко. В настоящее время используют преимущественно воздушно-механическую пену, состоящую по объему из 90 % воздуха, 9, 8 % воды и 0, 2 % пенообразователя (жидкости специального состава)

Рис. 2.17. Одноэжекторный пеногенератор для выработки химической пены.

Пенообразователь хранится в обыкновенных цистернах. Он нечувствителен к изменению температуры, не теряет своих пенообразующих свойств до 0. °С и не портится при продолжительном хранении. Положительным является и то, что для этой системы не требуется создания специальных пенообразующих станций, так как пенообразование происходит в воздушно-пенных стволах в конце трубопровода.

Трубопроводы транспортируют смесь с пенообразователем, а не пену, поэтому диаметр труб требуется меньший, чем в системе химического пенотушения. Однако стойкость воздушно-механической пены меньше, чем химической, поэтому для покрытия ею поверхности горящей жидкости необходим более толстый слой.

На рис. 2.18 представлена простейшая схема воздушно-механического пенотушения. Пожарный насос всасывает забортную воду из кингстона. В приёмную трубу добавляется пенообразователь, количество которого регулируется дозирующим клапаном. Смесь воды с пенообразователем поступает в пенный пожарный кран и далее по рукаву - в воздушно-пенный ствол, где, соединяясь с воздухом, образует пену.

Рис. 2.18. Схема воздушно-механического пенотушения.
1 - кингстон; 2 - эжектор пенообразователя; 3 - дозирующий клапан; 4 - пусковой клапан; 5 - цистерна с пенообразователем; 6 - пенный пожарный кран; 7 - воздушно-пенный ствол; 8 - задвижка; 9 кран; 10 - пожарный насос.

Система жидкостного тушения. Жидкостной системой обору дуют машинно-котельные отделения, фонарные, малярные и другие помещения, содержащие легковоспламеняющиеся вещества. В качестве огнегасительного агента в системе применяют специальные жидкости, которые при выпуске в помещение легко испаряются, превращаясь в тяжелый негорючий газ.

Наибольшее распространение на судах получила смесь бром-этила (73 %) и тетрафтордибромэтана (27 % по массе), не образующая при тушении пожара ядовитых паров. Система пенотушения с использованием такой огнегасящей жидкости сокращенно именуется СЖБ (рис. 2.19).

Рис. 2.19. Схема системы СЖБ.
1 - баллон с огнегасящей жидкостью; 2 - баллон сжатого воздуха: 3 - трубопровод от системы сжатого воздуха; 4, 8 - запорные клапаны: 5 - редукторный клапан; б - трубопроводы подачи жидкости в помещения; 7 - клапан продувки системы сжатым воздухом; 9 - манометр; 10 - предохранительный клапан.

Запас огнегасящей жидкости хранится в баллонах под давлением 0, 1-0, 2 МПа, что практически исключает опасность утечки паров жидкости.

Баллоны размещают на станции жидкостного тушения. От баллонов в каждое охраняемое помещение проводится трубопровод, который заканчивается в верхней части помещений распылительными головками. При высоте помещения более 5 мм устанавливают два яруса распылителей. Подача жидкости производится о по мощью сжатого воздуха давлением 0, 5-1 МПа. По окончании работы системы трубопроводы должны быть продуты сжатым воздухом от остатков жидкости, а помещение хорошо провентилировано.

Жидкостная система при годна для тушения пожаров любых горючих веществ, а также электроустановок, находящихся под током, причем гасящее действие жидкости даже выше, чем углекислоты.

Углекислотная противопожарная система

Для тушения пожара в закрытых помещениях можно применять углекислый газ. Принцип действия углекислотной системы состоит в том, что содержащийся в жидком виде в баллонах газ направляется по трубам к месту пожара. При входе в помещение он вследствие 450 кратного расширения переходит в газообразное состояние и, смешиваясь с воздухом помещения, понижает содержание в нем кисло рода.

Так, при введении в помещение углекислого газа в количестве 28, 5 % объема помещения воздух будет содержать 56, 5 % азота, 28, 5 % углекислого газа и лишь 15 % кислорода, а при такой концентрации кислорода процесс горения прекращается.

Согласно Правилам Регистра СССР, углекислый газ применяют для тушения пожаров в сухогрузных трюмах, почтовых кладовых, малярных и других сильно загроможденных грузами помещениях, в танках и грузовых отсеках нефтеналивных судов, топливных цистернах и т. д.

Углекислый газ содержится в стальных баллонах вместимостью 40 л, размещаемых в помещениях станции углекислотного тушения. Эти помещения должны быть газонепроницаемыми и иметь обособленный выход на открытую палубу. Чаще всего углекислотные станции размещаются в отдельных рубках или надстройках на верхней палубе.

На рис. 2.15. приведена схема расположения баллонов с углекислотой на станции тушения, где баллоны объединены в группы. Углекислый газ поступает от баллонов к распределительной коробке, от которой по своим независимым трубопроводам направляется к месту пожара. Рис. 2.15. Схема расположения баллонов с углекислотой на станции тушения.
1 - баллоны с углекислотой; 2 - привод для выпуска углекислоты из баллонов в соответствующие помещения судна; 3 - сборная колонка; 4 - распределительная клапанная коробка; 5 - главный стопорный клапан; 6 - трубы подвода углекислоты в помещения для тушения пожара.

Наиболее ответственной частью аппаратуры станции являются баллоны и установленные на них запорные клапаны. На рис. 2.16 изображены выпускная головка (клапан) и схема установки ее на баллоне. Заполнение баллонов и выпуск из них углекислоты осуществляются через эту головку, располагаемую в верхней части баллона и присоединяемую к сифонной трубке, которая не доходит до дна баллона на 5-10 мм. Внутренний диаметр трубки 12-15 мм, а диаметр проходного канала в выпускной головке баллона 10 мм. Площадь поперечного сечения сифонной трубки принимают на 0, 2-0, 3 см2 больше, чем у проходного канала в выпускной головке, чтобы предотвратить замерзание углекислоты при выпуске ее из баллона. Выходные головки баллонов снабжают предохранительными мембранами из калиброванной латуни или оловянистой бронзы, выдерживающими давление 18 ± 1 МПа и разрушающимися при давлении более 19 МПа.

Предохранительные трубопроводы, соединенные с баллонами, в мембраны позволяют выпускать углекислоту в атмосферу при возникновении в баллонах недопустимых давлений. Это предотвращает произвольный выход ее в трубопроводы, обслуживающие помещения. Для выпуска углекислоты в систему необходимо прорезать мембрану. Баллоны с углекислотой периодически взвешиваются. При уменьшении массы углекислоты более чем на 10 % производят перезарядку баллонов. Рис. 2.16. Выпускная головка углекислотного баллона с приводом от троса или валика.
1 - нажимной рычаг; 2 - трос или валик; 3 - пусковой рычаг; 4 - тарелка; б - шток; в - выпускные отверстия перерезывающего мембрану ножа; 7 - муфта; 8 - втулка; 9 - прорезывающий мембрану нож-труба с заточенным нижним концом; 10 - корпус го ловки; 11 - корпус бал лона; 12 - сифонная трубка; 13 - предохранительная мембрана.

Недостатки углекислотной системы пожаротушения - большая потребность в заряженных баллонах, высокая стоимость оборудования станции, значительные расходы на перезарядку баллонов и опасность для личного состава при несоблюдении мер предосторожности.

Комплект аварийного снабжения – это набор инвентаря и материалов, находящийся в постоянной готовности и предназначенный для борьбы с аварийным поступлением воды внутрь судна. В комплект входят: пластыри разных типов, аварийный инвентарь, аварийные материалы и инструменты. Все предметы, входящие в комплект аварийного имущества, маркируют синим цветом. На палубе и в проходах указываются места расположения аварийного снабжения.

Повреждения корпуса судна различаются по размерам: малые – до 0, 05 м, средние до 0, 2 м2 и большие – от 0, 2 до 2 м2. Трещины, разошедшиеся швы и малые пробоины заделываются, как правило, с помощью деревянных клиньев и пробок.
Аварийный инвентарь состоит из раздвижных упоров, аварийных струбцин, крючковых болтов, болтов с поворотной головкой, подушек с куделью и шпигованных матов. Конструкция приспособлений позволяет ускорить работы по ликвидации аварийных повреждений корпуса судна при высокой надежности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.