Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема творчества и творческой личности Р.Роллана («Бунт», «Ярмарка на площади»).






Роман «Жан-Кристоф». Замысел романа возник еще в 90-х гг. XIX ст. Со временем Роллан упоминал, что у него было желание написать «музыкальный роман». Он хотел не анализировать чувства, а непосредственно «вызвать» его у читателя - так, как это делает музыка. Стремление передать динамику чувства определило жанровую специфику «Жан-Кристофа». Роман разрушает традиционные. принципы романной формы. Это «роман-поток», роман-симфония, где каждая с трех частей имеет свою тональность, свой ритм. Многочисленные вставные эпизоды и лирические отступления создают атмосферу взволнованности и эмоциональной приподнятости. Л. Арагон назвал «Жан-Кристоф» «романом об идеях». В самом деле, Роллан создает вариант интеллектуального романа, в котором борьба характеров раскрывается прежде всего как борьба идей. Основой романа служат несколько постоянных мотивов и этических постулатов: возрождение через смерть, поражение в победе и победа в поражении.

В описании гениального музыканта, немца Жан-Кристофа, Роллан воплощает мечту о герое, об «современном Бетховене». События духовной биографии Жан-Кристофа - основа разворачивания сюжета. Восстав против деспотизма немецких вельмож, против насилия, Кристоф удирает во Францию. Знакомство героя с большим миром европейской культуры и политики разочаровывает его. Французскую культуру он воспринимает как «ярмарка на площади», где все покупается и продается. Книга «Ярмарка на площади» («La Foire sur la place») свидетельствовала об усилении остроты социального анализа в творчестве Роллана и о его сатирическом даровании.

В «Жан-Кристофе» рассказ о событиях внутренней жизни героя объединяется с воспроизведением широкой социальной и культурной панорамы европейской жизни в начале 20в. Кристоф, испытав многочисленных испытаний, осознает, что свобода лишь для себя самого является ограниченной. Стремясь к полноте духовной индивидуальной свободы, гибнет его друг, француз Олив'є, гибнет без толку и случайно, оставаясь одиночкой. В финале романа Жан-Кристоф теряет свой мятежный запал, но сохраняет верность себе, свою творческую неповторимость. Обязанность художника он усматривает усталость, чтобы оставаться верным своим природе и таланту. В этом для Роллана заключается ручательство бессмертия гения. Идея бессмертия выражена в символической финальной картине, в которой Кристоф-Христофор переносит через бурный поток грудного ребенка - Будущий день.

 

" Жан-Кристоф" необычен уже самим замыслом. Это - повествование о жизни гениального музыканта, от рождения и до смерти. Роман необычен и по своей структуре: никакой романической интриги, мало внешних событий, но зато много размышлений, подчас - страницы лирической прозы, а подчас - переходы повествования в прямую публицистику. Манера изложения неровная, местами непривычно приподнятая и несвободная от длиннот; диалоги выразительные, насыщенные мыслью и чувством, но мало похожие на будничную, бытовую речь. Автор явно не заботился о занимательности, о полной общедоступности своего романа. То и дело на его страницах встают имена композиторов и писателей разных эпох, возникают по ходу действия разнообразные ассоциации с произведениями искусства; нередко идет речь и о таких событиях общественной и художественной жизни, которые не так уж хорошо известны читающей публике.

Историческая перемена - выдвижение на арену истории рабочего класса, который обретал самостоятельность, привлекал на свою сторону и непролетарские слои трудящихся. В " Жан-Кристофе" по-своему отразились и нарастание военной опасности и поднимавшийся подспудно протест против нее: "... отрицание империалистической бойни - вывод, глубоко заложенный в строе идей этого произведения".

Все-таки перед нами история музыканта, ведь речь идет о становлении, поисках, творческом восхождении композитора, человека мятежного по своему духу, но по самой сути своей профессии далекого от политической жизни. Но возмущение властью собственников, враждебной подлинной культуре и искусству, отвращение к торгашеству, мещанству, к явлениям буржуазного распада, протест против угнетения человека человеком и в то же время ожидание больших исторических сдвигов в жизни людей - все это живет в романе, одушевляет его. Черты характера Жан-Кристофа - непримиримость, независимость и вместе с тем глубокая симпатия к трудящимся.

В романе воплотилась вера писателя в жизнь, в поступательное движение человечества.

" Жан-Кристоф" богат суровым критическим содержанием, - и там, где изображен мещанский мир Германии, переходящий к милитаристской ярости, и там, где показана без прикрас верхушка Франции, погрязшая в коррупции и цинизме. Пятая книга романа, где изумленному, возмущенному взору Жан-Кристофа открывается парижская " ярмарка на площади", отличается особой резкостью тона.

Десятитомный роман впервые был опубликован в журнале «Двухнедельные тетради», издаваемом другом Роллана Шарлем Пеги.

Идеалом художника для Роллана был Бетховен. Справедливо отмечается сходство биографических черт Жан-Кристофа и Бетховена: свойственные этому герою бетховенское мужество, неутомимость в поисках, ненависть к косной буржуазной среде.

 

Роллан избирает своим героем композитора, тем самым определяется основная тема романа - судьба художника в буржуазном обществе. Как известно, эта тема живо волновала многих выдающихся писателей Запада в XX в. В «Жан-Кристофе» уделено большое внимание вопросам искусства, культуры. Роллан изображает своего героя в самом центре современных социальных противоречий, сталкивает с представителями самых различных классов, рисует его в гуще наиболее значительных событий, ставит перед ним трудные вопросы своей эпохи. «Жан-Кристоф» социальное эпическое полотно, рисующее во всех, аспектах жизнь не только Франции, но и Германии и других европейских стран. Сила романа в правдивом., реалистическом отражении типических условий современного общества.

 

Лучшие книги «Жан-Кристофа» посвящены борьбе героя с буржуазным обществом, с упадочным искусством. Но герой одинок, и автор, как бы стремясь уравновесить борющиеся силы, гиперболизирует образ Жан-Кристофа, возвеличивает его и приподнимает над действительностью. Это заключает в себе положительное начало, давая возможность показать героизм Жаи-Кристофа, его моральную чистоту, активность плебейской натуры. Но это ведет и к абстрагированию героя, известному отрыву его от действительности.

В первых трех книгах романа - «Заря», «Утро», «Юность» - показано формирование характера Жан-Кристофа Крафта, пробуждение творческой личности. Действие происходит в одном из захолустных полуфеодальных герцогств Германии. На берегу Рейна начинается жизнь и проходит юность героя. Мощь реки сопутствует герою и символизирует большую судьбу его, значительность и необычность всей жизни Жан-Кристофа, его постоянное развитие. Мир Жан-Кристофа здесь еще ограничен узкими рамками семьи, провинциального городка. Усилия автора сосредоточены на раскрытии психологии Жан-Кристофа в различные периоды его детства и юности. Писатель проявляет большое мастерство, показывая, как различные жизненные препятствия формируют характер героя. По мере его возмужания усиливается социальная струя в романе. Тяжелое, безрадостное детство в семье музыкантов, пьянство отца и безропотность матери, необходимость с детства содержать своим тяжким трудом всю семью, унизительное положение бедняка - все это вырабатывает в Жан-Кристофе дух протеста, презрение к обывателям, плебейскую непокорность, твердую волю к борьбе. Вместе с тем детство и юношеские годы Жаи-Кристофа окутаны поэтической дымкой, когда человек познает мир, не подозревая всей его жестокости. Любовь к матери, дедушке, дяде Готфряду помогает Кристофу не ожесточиться и не очерстветь. Родная природа, простые люди, народные песни, музыка великих мастеров обогащают душу Кристофа, предопределяют основы его творчества.

В четвертой книге - «Бунт» дается уже обобщенная картина немецкой действительности. Активный протест героя против «окружающей филистерской среды» начинается со стремления отстоян, правдивость, реализм искусства. Новаторские, глубоко народные произведения Кристофа встречают холодный прием. Кристофу ненавистны посредственность, ремесленничество, убивающие искусство. Кристоф задыхается в Германии, населенной раболепствующими обывателями. «Я не раб ваш, я буду говорить, что хоту, буду писать, что хочу...» - заявляет оп герцогу. Конфликт Кристофа с обществом углубляется, ему ненавистен германский милитаризм, весь реакционный строй Германии. Кристоф покидает родину, надеясь найти свободу и возможность творить во Франции.

Пятая книга романа - «Ярмарка на площади» - стала им ответом. Роллан всегда был интернационалистом, не случайно героем его романа является немец Кристоф. Еще в большей мере, чем «Бунт», «Ярмарка на площади» имеет памфлетный характер, Роллан подвергает в пей уничтожающей критике все области духовной жизни буржуазной Франции, ее культуру, политику, нравы. «Ярмарка на площади» - достойное продолжение традиций Бальзака, Флобера, Золя, обличавших буржуазную культуру. Атмосфера Франции становилась «все более удушливой, искусство разлагалось, цинизм и безнравственность разъедали политическую жизнь». Писателю больно видеть свою родину, французское искусство в столь бедственном состоянии. Отсюда взволнованность и страстность его тона.

Вначале он наделяет своего героя иллюзиями в отношении «цивилизованной» Франции. Жан-Кристоф полон светлых надежд на то, что в Париже, городе искусства, он найдет понимание и поддержку. По уже мрачные краски парижского городского пейзажа сразу подавляют Кристофа. По мере того как Кристоф все более входит в культурную жизнь Парижа, он проникается все большей неприязнью к ней. Вынужденный из-за отсутствия средств сразу же приступить к поискам работы, он сталкивается с глубоким равнодушием и алчностью тех, в чьих руках находится французское искусство. Это дельцы, торгующие искусством.

В девятой книге - «Неопалимая купина» - изображается жизнь низов народа, рабочих. Страшное обнищание, обездоленность народа показаны па примере семьи Руссель, покончившей самоубийством.

 

Для подлинно творческого человека в жизни есть только одно счастье: творить. Более того, всю свою жизнь, включая и любовь, он стремится превратить в творчество. Таким человеком был и Ромен Роллан. Помимо литературы, огромное место в его жизни занимала музыка. Музыка - это вторая натура Ромена Роллана, которая в полной мере отражена в образе главного героя книги «Жан-Кристоф». Как и положено творческому человеку, он не всегда находит понимания со стороны окружающих его людей. Если люди бездарны, то даже самые гениальные идеи, пройдя через их души, становятся посредственными.

Хотя внешне произведение близко жанру «романа воспитания», Роллан рассматривал свой роман как «символ веры» в форме «музыкального романа», построенного как симфония. «роман-поток» - новый тип эпического повествования, представляющего собой не сумму романов, объединенных общими персонажами («Человеческая комедия» Бальзака, «Ругон-Маккары» Золя), а единый роман, посвященный судьбе одного человека на широком социальном фоне («Жан-Кристоф», «Трилогия желания» Т. Драйзера) или семейства («Будденброки» Т. Манна, «Сага о Форсайтах» Д. Голсуорси).

В системе символических образов романа первое место принадлежит образу реки. Шум реки сопровождает Жан-Кристофа от рождения до самой смерти, да и сам он представляется автору рекою, потоком.

Начинающий композитор убеждается в том, что музыка — это высшая форма проявления творческого духа. Естественно, что кумиром Жан-Кристофа становится Бетховен.

Биографией Бетховена навеяны отдельные моменты жизни Жан-Кристофа. од воздействием классической немецкой музыки складывается важнейший тезис эстетической программы Жан-Кристофа: «Правда — это жизнь. Смерть — это ложь». Иными словами: «Творить — значит убивать смерть». Покинув пределы родной Германии, Жан-Кристоф оказывается во Франции, посреди «ярмарки на площади» современной культуры. Здесь-то он и сталкивается с умирающим «декадентским искусством, искусством, несущим смерть».

Главную беду современной ему французской музыки Жан-Кристоф — равно, как автор, — усматривает в эстетстве, культе формы, ориентации на элиту. Один из центральных эпизодов книги «Ярмарка на площади», пятой части романа, — премьера «Пелеаса и Мелисанды» Дебюсси. Приговор немецкого композитора суров: «Нет музыки. Нет развития. Никакой последовательности. Никакой связности. Очень тонкие гармонии. Мелкие оркестровые эффекты совсем не плохи, просто даже хорошего вкуса. Но, в общем, решительно ничего».

В противовес эпигонству немецкого искусства и изощренным исканиям искусства французского и создает свою музыку Жан-Кристоф, музыку общечеловеческую, ту, которая одна небренна, бессмертна. Характер Жан-Кристофа формируется, наконец, в противостоянии обществу.

Ключевое слово произведения — заглавие четвертой части романа — «Бунт». В первых частях романа Жан-Кристоф поднимает бунт против убожества, филистерства, деспотизма в Германии. Во Франции Жан-Кристоф воюет не только против упадочнического искусства. Он восстает против политического режима Третьей республики. В «Неопалимой купине» Жан-Кристоф и его друг Оливье связаны с революционным движением (первоначально Роллан предполагал создать целый том «Жан-Кристофа», «сюжетом которого была бы революция»). Описывая современное ему рабочее движение, автор отзывается о нем весьма критически. Связано это и с реальными пороками французского социализма тех лет, и с временным разочарованием самого Роллана в истинности революционных идеалов. Но никогда писатель не терял веры в народ, которая сочетается у него с верой в союз «избранных душ», союз лучших представителей интеллигенции различных стран. Такой союз осуществляют — на страницах романа — немец Жан-Кристоф, французы Оливье и его сестра Антуанетта, итальянка Грация. Роман посвящен «свободным душам всех наций, которые страдают, борются и победят».

Роллан отвергал натурализм, творчество авторов, которые «представляли себе естественного человека как порочное животное», и «рабский реализм, грызущий кору вещей, но неспособный проникнуть в их суть». Писатель высказывался за реализм нового толка, сочетающий правдивое изображение действительности в ее типичных проявлениях, в ее квинтэссенции с самыми широкими обобщениями. Не случайно символика играет такую значительную роль в «Жан-Кристофе»: символичен и образ реки, и образ путника, и образ самого Жан-Кристофа, новоявленного Святого Христофора, который — в финале романа — переносит через поток ребенка, имя которому Грядущий день.

 

В советской критике (в частности, в работах Т. Л. Мотылевой) установилась точка зрения на «Жан-Кристофа» как на роман-эпопею. Но эпопею особого рода. Читатель не найдет в романе широких картин народной жизни. Действительность воссоздается не панорамно, через систему образов, передающих различные тенденции своего времени. Сам Роллан называл «Жан-Кристофа» «обширной поэмой в прозе». Роман глубоко лиричен. Это обнаруживается и в многочисленных пространных отступлениях, и в самом ключе, в котором выдержано повествование, и в стилистике, яркой, субъективно окрашенной.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.