Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






для проведения занятия в школе повышения оперативного мастерства.

«Изучение тактико-специальных характеристик пожарных автомобилей. Работа на специальных агрегатах пожарных автомобилей»

 

Тема: Изучение ТТХ пожарной техники. АЦ-3, 0-40 NATISK (5557) модель 076-3ПВ 22 ПЧ.

Вид занятия: практическое

Отводимое время: 2 часа

Место проведения: фасад 11 ПЧ

Цель занятия: получение комплекса специальных знаний и навыков, обеспечивающих квалифицированное руководство действиями по тушению возможных пожаров с задействованием автоцистерны.

Литература, используемая при проведении занятия:

1. Приказ МЧС № 555 от 18 сентября 2012 года «Об организации материально-технического обеспечения системы МЧС России»

2. Справочник РТП –М: Стройиздат, 1987г., П.П. Клюс, В.П. Иванников.

3. Техническая документация на АЦ.

4. Приказ МЧС России от 30.12.2002г. № 630 ПОТР.

5. Приказ МЧС № 167 от 05.04.11 «Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны».

6. Приказ МЧС № 156 от 31.03.11 «Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны».

Старший помощник НДС СПТ ФКУ

«ЦУКС ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу»

майор внутренней службы А. Ю. Бойко

Многофункциональная пожарная автоцистерна с системой NATISK на базе УРАЛ АЦ-3, 0-40 NATISK (5557)Система тушения " NATISK" - подача высокоэффективной компрессионной пены - собственная разработка завода пожарных автомобилей " Спецавтотехника".

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:

• Базовое шасси УРАЛ - 5557

• Колесная формула 6х6

• Мощность двигателя, л.с. 230

• Тип двигателя дизельный

• Боевой расчет, чел 7

• Габаритные размеры, мм 8695х2500х3100

• Вместимость цистерны для воды, л 3000

• Емкость для пенообразователя, л 200

• Запас воздуха на вспенивание неограничен

• Напорных патрубков на пену 2

• Напорных патрубков на воду 2

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НАСОСНОЙ УСТАНОВКИ:

• Тип насоса пожарный центробежный

• Номинальная подача, л/с 40

• Номинальный напор, м 110

• Наибольшая высота всасывания, м 7, 5

• Дальность подачи воды через ствол ручной, м 40

 

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ NATISK:

• Огнетушащее вещество компрессионная пена

• Объем производимой пены, л до 60 000

• Производимость по пене, л/с 30-50

• Рабочее давление, бар 5-7

• Дозирование пенообразователа, % 0, 1-1, 0

• Регулировка кратности пены от 1: 5 до 1: 20

• Дальность подачи пены через ствол ручной, м 30

 

 

УНИКАЛЬНОСТЬ СИСТЕМЫ " NATISK":

• уменьшение времени тушения до 7 раз

• сокращение проливов до минимума

• минимальный риск повторного возгорания

• дальность подачи огнетушащих веществ - до 30 метров

• безопасность ствольщика

• надежная защита горизонтальных и ВЕРТИКАЛЬНЫХ поверхностей от распространения пожара

• моментальное развертывание на месте пожара

• экологичность

• возможность работы небольшим количеством боевого расчета

• легкость напорных рукавов с пеной

• увеличенный радиус действия (малые потери давления)

• возможность подачи по вертикальной напорной линии на высоту 250 м

• Тушение всех видов пожаров:

1. в многоквартирном доме любой этажности

2. в коттеджной застройке

3. в лесах

4. в бизнес-сооружениях

5. на промышленных предприятиях

6. на объектах газонефтехимической отрасли

 

В среднем, по статистике МЧС РФ, на территории России ежегодно происходит до 300 000 пожаров. Около 30 000 пожаров происходит на промышленных предприятиях, уничтожая продукцию и производственные помещения. Более 150 000 пожаров приходится на частные дома, садовые участки, квартиры и т.д. При этом, уничтожается или повреждается более миллиона кв. м. жилья в городах и более двух миллионов кв. м. в сельской местности. В год сгорает от 50 000 до 80 000 голов скота.

Не существует объекта, где не мог бы вспыхнуть огонь. Это промышленные предприятия, объекты сельского хозяйства, учебные заведения, детские дошкольные учреждения, жилые дома, леса и т.д.

Завод пожарных автомобилей «Спецавтотехника» предлагает высокоэффективное решение для защиты имущества, которое может быть утрачено в огне - Система NATISK.

Высокоэффективная система пожаротушения компрессионной пеной NATISK поможет в защите от пожара. Система NATISK позволяет многократно повысить эффективность борьбы с огнем. Это возможно, благодаря применению современных технологий в сфере пожаротушения.

 

 

1 ОПИСАНИЕ И РАБОТА ИЗДЕЛИЯ

1.1 Назначение изделия 1.1.1 Пожарная автоцистерна АЦ-3, 0- 40 NATISK (5557) модель 076-3ПВ предназначена для доставки к месту пожара боевого расчёта, запаса воды, пенообразователя и пожарно-технического оборудования, проведения действий по его тушению водой, воздушно-механической пеной, газонаполненной пеной, а также для проведения аварийно-спасательных работ, в том числе на предприятиях нефтехимической промышленности и в местах хранения нефтепродуктов.

1.1.2 Автоцистерна может эксплуатироваться в районах умеренного климата по дорогам всех видов и бездорожью. 1.1.3 Условное обозначение пожарной автоцистерны Автомобиль пожарный АЦ-3, 0-40 NATISK (5557) модель 076-3ПВ;

1.2 Основные характеристики Основные характеристики изделия приведены

Таблица 1 Наименование показателей, единица измерения Основные характеристики АЦ 3, 0-40 NATISK: Габаритные размеры, мм не более: длина 8695 ширина 2500 высота в транспортном положении 3100 Экипаж (включая водителя), чел. 7 Масса, кг, не более: – полная технически допустимая – полная разрешенная 21300 17650 Масса снаряженная, кг 10780 Распределение нагрузки на дорогу от АЦ, кг: Полной массы: – на передний мост 5145 – на заднюю тележку 12505 Угол свеса, град., не менее: передний задний 25 25 Минимальный радиус поворота автомобиля, м 12, 5 Статический угол опрокидывания, град, не менее 30. Вместимость цистерны для воды, л 2800 Вместимость пенобака, л 180 Вместимость емкости для раствора, л 200 Насос пожарный НЦПН-40/100 Подача насоса в номинальном режиме, л/с 40 Напор насоса в номинальном режиме, м 100 Наибольшая геометрическая высота всасывания, м 7, 5 Потребляемая мощность насосом в номинальном режиме не более, л.с.(кВт) 82 (111, 5) Расположение насоса в АЦ заднее Номинальная частота вращения привода, об/мин 2700 Система подачи газонаполненной пены NATISK Источник воздуха Компрессор KAESER M31 Максимальное давление воздуха подаваемого компрессором, бар 12 Производительность компрессора по воздуху атмосферного давления, л/мин 2300 Производительность установки газонаполненной пены, л/с, не менее 40 Рабочее давление подачи пены, бар 3-9 Максимальное давление подачи пены, бар 8 Кратность пены, воздух/вода 5-20 Дозирование пенообразователя, % 0, 6-6 Система пеносмешения FD200/0, 6-6, 0-APP-S Расход топлива на привод спецагрегатов, л/час 40, 8/44, 9 Основные параметры шасси: УРАЛ-5557 Максимальная скорость, км/час 72 Технически допустимая максимальная масса, кг 21300 Распределение этой массы, кг: – на передний мост 5300 – на заднюю тележку 16000 Мощность двигателя (максимальная), кВт (л.с.) 176, 5 Колесная формула 6х6 Вид потребляемого топлива дизельное Эксплуатационный расход топлива при скорости 60 км/ч, л/100 км 41

1.3 Состав автоцистерны Автоцистерна пожарная состоит из следующих составных частей: - шасси доработанное, - кузов, - насосная установка с приводом, - водопенные коммуникации, - пневмосистема, - установка газонаполненной пены «NATISK», - электрооборудование дополнительное, - пожарно-техническое вооружение.

1.3.1 Шасси доработанное В качестве шасси использовано доработанное под размещение пожарной надстройки шасси автомобиля УРАЛ-5557. Описание и условия эксплуатации базового шасси приведены в руководстве по эксплуатации «Автомобили УРАЛ с колесной формулой 4х4, 6х6 и их модификации». На базовом шасси произведены следующие доработки: - рама шасси, - кабина боевого расчета, - крепление запасного колеса изменено и перенесено, - боковое защитное устройство, - заднее защитное устройство. 1.3.1.1 Рама базового шасси увеличена в длину в задней своей части за счет дополнительных швеллеров. 1.3.1.2 Кабина боевого расчета увеличена путем присоединения к кабине базового шасси дополнительного модуля, изготовленного из покупных деталей штатной кабины. Вместимость кабины – 7 чел. (6 чел. - экипаж + водитель). Кабина боевого расчета представляет собой единую сварную 4-х дверную конструкцию. Передняя часть дополнительного модуля жестко связана балками с кабиной шасси, задняя часть кабины установлена на опоры, к которым закреплена подпружиненными болтовыми соединениями через резиновые подушки. Опоры закреплены к раме шасси болтовыми соединениями. Двери, арматура и остекление дверей, установка кабины на опору кабины заднюю, обивка задка и крыши, термошумоизоляция присоединенной кабины заимствованы со " штатной" кабины, обмазка противошумной мастикой и обивка с максимальным использованием " штатных" элементов кабины. В кабине боевого расчета установлены два ряда сидений для экипажа, поручень, правую и левую подножки, плафоны освещения, крепления дыхательных аппаратов встроенные в спинки сидений. На крышу кабины установлен помост. Помост закреплен кронштейнами к сливным желобам кабины. Помост представляет собой сварной каркас с облицовкой рифленым алюминиевым листом. Помост предназначен для крепления на нем пожарнотехнического вооружения;

1.3.1.3 Запасное колесо закреплено в задней части АЦ, под рамой шасси к поперечному кронштейну болтовыми соединениями. Подъем и опускание запасного колеса осуществляется с помощью троса червячным редуктором. 1.3.1.4 Боковое защитное устройство доработано под подножки для подъема экипажа во второй модуль кабины. 1.3.1.5 Заднее защитное устройство (ЗЗУ) производства ООО ЗПА «Спецавтотехника» закреплено на заднем срезе рамы шасси. Представляет собой профилированный швеллер с установленными в нем задними фонарями и местом под номерной знак, а также площадкой для доступа в насосно-агрегатный отсек АЦ. ЗЗУ крепится к раме шасси в нижнем – транспортном положении. При необходимости движения АЦ по сильнопересеченной местности или проезда через препятствия ЗЗУ может быть переустановлено в верхнее положение.

1.3.2 Кузов Кузов автоцистерны представляет собой сборную конструкцию. В состав кузова входят: - отсек, - цистерна, - пенобак, - лестница для подъема на крышу, - узлы крепления ПТВ. 1.3.2.1 Отсек Отсек предназначен для размещения в нем цистерны, пожарно- техничеcкого вооружения, насосной установки c приводом, установки NATISK, пенобака и водопенных коммуникаций. Отсек представляет собой сварную конструкцию из каркаса, обшивки и дверей. Отсек состоит из секций, секции разделены перегородками, выполненными из стального листа. В передней секции отсека по оси АЦ находится ложемент для установки цистерны, выполнен в форме корыта с кронштейнами для крепления цистерны. Задняя секция отсека по оси АЦ – насосно-аппаратная, в которой размещены насосная установка и установка NATISK, а также водопенные коммуникации. В верхней части отсека выполнены технологические люки (люк компрессорный, люк-площадка цистерны, люк емкости для раствора) и две ниши: ниша правая – для размещения пенобака, ниша левая – для размещения пожарнотехнического вооружения не оперативного использования. Люки и ниша пенобака закрыты крышками, закрепленными к отсеку резьбовыми соединениями. Ниша левая для размещения ПТВ закрыта крышкой, которая выполнена из алюминиевого сплава, крепится к отсеку шарнирными петлями, открывается вверх, фиксируется в закрытом положении замком-защелкой. Над цистерной установлен люк-площадка, закрепленный к отсеку резьбовыми соединениями.

В боковых секциях отсека размещено: - по левому борту: в первой, третьей и нижней секциях – пожарнотехническое вооружение, во второй секции – установлен компрессор, - по правому борту – в первой, второй, третьей и нижней секциях – пожарно-техническое вооружение. В состав отсека входят девять дверей, из них: шесть боковых дверей панельного типа, открывающихся вверх; две боковые нижние двери панельного типа, открывающиеся вперед по ходу движения АЦ; одна задняя дверь шторного типа. Дверь панельного типа представляет собой плоскую панель из квадратного трубчатого профиля с закрепленной на ней листовой обшивкой. На двери предусмотрены места крепления под шарнирные накладные петли и замок, с подпружиненным язычком. Двери панельного типа, отрывающиеся вверх, в открытом положении удерживаются усилием от телескопических газовых стоек. Нижние боковые двери, открывающиеся вперед по ходу движения, удерживаются в открытом положении магнитами, закрепленными на двери. В дверные проемы отсека закреплен уплотнитель. 1.3.2.2 Цистерна Цистерна предназначена для размещения запаса воды транспортируемой к месту пожара. Цистерна выполнена из пластика, представляет собой резервуар вместимостью 2800 л. Полость цистерны разделена волноломами, внутри цистерны расположены всасывающий патрубок и переливная труба. На верхней плоскости цистерны расположены горловина смотровая с крышкой, два заливных патрубка с головками ГМ-ГЗ-80 под присоединение рукава Ду80. На нижней поверхности - патрубок переливной трубы, сливной патрубок. На задней стенке - фланцы для присоединения водопенных коммуникаций (всасывающей и заполнения цистерны), а также бобышка с резьбовым отверстием, в которое установлен датчик уровня воды. Цистерна установлена в ложемент, расположенный в середине передней части отсека, на резиновые прокладки, закреплена к отсеку хомутами. 1.3.2.3 Пенобак Пенобак предназначен для размещения запаса пенообразователя транспортируемый к месту пожара. Пенобак выполнен из пластика, представляет собой резервуар емкостью 180 л. Полость пенобака разделена волноломами. В верхней части пенобака расположена заливная горловина с винтовой крышкой-сапуном. На левой стенке пенобака расположены патрубок для забора пенообразователя и бобышка с резьбовым отверстием, в которое установлен датчик уровня пенообразователя. В нижней части пенобака расположен сливной патрубок с краном (К21). Заправка пенобака методом налива осуществляется через заливную горловину. Пенобак установлен в задней части отсека в правой верхней нише, закреплен через резиновые прокладки болтовыми соединениями к отсеку. Ниша

отсека утеплена изолоном, сверху закрыта съемной крышкой, крепление крышки к отсеку – болтовое. 1.3.2.4 Лестница для подъема на крышу Отсек оснащен лестницей складной, закрепленной на его левой задней стенке. На правой задней стенке закреплена складная подножка, используемая для удобства снятия и укладки лестницы выдвижной трехколенной, рукавов напорно-всасывающих Ду75 и лестницы штурмовой. В транспортном положении лестница и подножка должны быть сложены и застопорены имеющимися в их составе фиксаторами. 1.3.2.5 Узлы крепления ПТВ В секциях отсека и на крыше предусмотрены узлы для размещения и надежного крепления пожарно-технического вооружения, спасательного и медицинского оборудования.

1.3.3 Насосная установка с приводом Привод насосной установки предназначен для передачи крутящего момента от двигателя автомобиля к пожарному насосу. Насосная установка включает в себя следующее: - насос, - привод насоса, - систему управления насосной установкой, - контрольно-измерительные приборы привода насосной установки. 1.3.3.1 Насос расположен в насосно-аппаратной секции отсека, установлен на раму через резиновые подушки для снижения вибраций, передаваемых от работающего насоса. Насос крепится к раме болтовыми соединениями. Рама насоса установлена на кронштейны, закрепленные на раме шасси, крепление – болтовыми соединениями. 1.3.3.2 Привод насоса осуществляется от коробки дополнительного отбора мощности шасси через систему карданных валов. 1.3.3.3 Система управления насосной установкой включает в себя следующее: - дистанционное управление «сцеплением», - дистанционное управление оборотами вала насоса. Управление насосной установкой осуществляется нажатием кнопок, расположенных на пульте управления насосом (ПУ-НП). Управление «сцеплением» осуществляется с помощью нажатия кнопки «СЦЕПЛЕНИЕ» на ПУ-НП, сигнал подается на привод пневмоцилиндра сцепления, установленный под кабиной слева по ходу движения АЦ, который через трос воздействует на педаль сцепления. Управление оборотами вала насоса осуществляется с помощью нажатия на ПУ-НП кнопок: «СБРОС», «+», «-». Для включения управления оборотами насоса требуется включить кнопку «ГАЗ» на панели водителя. Кнопка «СБРОС» осуществляет сброс оборотов двигателя, а следовательно вала насоса на «холостые». Кнопка «+» - повышение оборотов вала насоса. Кнопка «-» - понижение оборотов вала насоса.

Управление насосной установкой осуществляется с места оператора, находящееся около насосно-аппаратной секции отсека. 1.3.3.4 Контроль за параметрами работы привода насоса осуществляется с помощью тахометра, который указывает скорость вращения вала насоса и временя наработки насоса. Прибор закреплен в корпусе пульта управления насосом.

1.3.4 Водопенные коммуникации Водопенные коммуникации включают в себя следующее: - магистраль всасывающая, - магистраль заполнения, - магистрали напорные, - магистраль пенная, - магистраль вакуумная, - контрольно-измерительные приборы работы водопенных коммуникаций. 1.3.4.1 Магистраль всасывающая включает в себя систему трубопроводов с фланцевыми и рукавными соединениями, поворотный дисковый затвор с пневмоприводом (К14). Трубопровод подачи воды из цистерны в насос фланцем соединяется с всасывающим фланцем цистерны, проходит через компрессорную и насосноаппаратную секции, через дисковый затвор соединяется с всасывающим трубопроводом насоса. Всасывающий трубопровод имеет фланец присоединенный к насосу, вход от цистерны и всасывающий патрубок для забора воды из сторонней емкости или открытого источника. Всасывающий патрубок снабжен всасывающей головкой ГВ, которая в транспортном положении закрыта заглушкой ГЗ. 1.3.4.2 Магистраль заполнения включает в себя трубопровод с фланцевыми и рукавными соединениями, поворотный дисковый затвор с пневмоприводом (К13). Магистраль заполнения соединена с напорной полостью насоса, проходит через компрессорную и насосно-аппаратную секции, соединяется фланцем с ответным фланцем на цистерне. 1.3.4.3 Магистрали напорные включают в себя систему трубопроводов с фланцевыми и рукавными соединениями, поворотные дисковые затворы (К12, К20). Магистрали напорные соединены с напорным коллектором насоса. Выходящие патрубки расположены в насосно-аппаратной секции справа от насоса и всасывающего патрубка по ходу движения АЦ. Патрубки снабжены головками для присоединения рукавов, которые в транспортном положении головки закрыты заглушками. 1.3.4.4 Магистраль пенная состоит из пеносмесителя в составе насоса НЦПН-40/100, коллектора с разводкой на 3 линии, кранов, рукавных соединений. Линия первая коллектора – линия забора пенообразователя из внешнего источника (кран К17), вторая – линия промывки магистрали пенной (линия,

соединяющая цистерну с коллектором) (кран К18), третья – линия забора пенообразователя из пенобака. Пенная магистраль имеет ответвление с краном К8 подачи пенообразователя из пенобака в патрубок насоса дозирующего, входящего в состав установки газонаполненной пены «NATISK». Кран К8 должен находиться всегда в открытом положении, при демонтаже дозирующего насоса кран К8 необходимо закрыть. 1.3.4.5 Магистраль вакуумная входит в состав насоса НЦПН-40/100. В работе вакуумной системы используется вакуумный насос АВС 01Э, который состоит из: датчика заполнения, вакуумного клапана, вакуумного агрегата, вакуумного крана (К11), блока управления с соединительными кабелями и соединительными рукавами. Система вакууммирования предназначена для первоначального заполнения насоса и всасывающей линии водой при работе автоцистерны на открытом водоеме. Описание и правила эксплуатации АВС приведены в руководстве по эксплуатации «Насос центробежный пожарный нормального давления НЦПН40/100». Порядок выполнения действий, необходимых для заполнения насоса водой при использовании АВС в автоматическом режиме следующий: - переведите центробежный насос и вакуумную систему в состояние готовности (закройте все краны и вентили, присоедините всасывающий рукав, откройте вакуумный затвор, включите питание); - запустите вакуумную систему кратковременным нажатием кнопки «Пуск». По окончании процесса водозаполнения срабатывает датчик заполнения, вакуумный агрегат автоматически отключается, вакуумный электроклапан автоматически закрывается и загорается индикатор «Заполнено»; - закройте вакуумный затвор и запустите насос на рабочий режим – включите сцепление, задайте рабочую частоту вращения и откройте напорные вентили. При использовании АВС в ручном режиме: - переведите насос и вакуумную систему в состояние готовности, переключите тумблер «РЕЖИМ» в положение «РУЧН»; - запустите вакуумную систему, для чего нажмите кнопку «ПУСК» и удерживайте ее в нажатом положении до тех пор, пока не загорится индикатор «ЗАПОЛНЕНО»; - по окончании водозаполнения насоса отпустите кнопку «ПУСК», закройте вакуумный затвор и запустите насос на рабочий режим.

1.3.4.6 Контроль за параметрами работы насоса осуществляется с помощью контрольно-измерительных приборов: - во всасывающей и напорной полостях установлены мановакуумметр и манометр, предназначенные для контроля вакуума или подпора во всасывающем коллекторе насоса и для контроля давления в напорном коллекторе насосной установки;

- тахометр вмонтирован в пульт управления насосом; - блок управления АВС вмонтирован в пульт управления кратностью пены.

1.3.5 Пневмосистема АЦ Пневмосистема АЦ – система подачи сжатого воздуха из ресивера прицепа и СТС шасси в пневмоцилиндр привода сцепления и пневмоцилиндры приводов управляемых поворотных дисковых затворов (всасывания (К14) и заполнения (К13)). В состав пневмосистемы АЦ входит трехходовой шаровый кран и система фитингов и трубок, по которым поступает сжатый воздух. Ресивер прицепа и СТС, трехходовой кран расположены по правому борту АЦ. Трехходовой кран имеет два положения: в одном положении воздух из ресивера поступает в пневмоцилиндры приводов сцепления и управляемых поворотных затворов, во втором положении – подача воздуха осуществляется только в пневмоцилиндр сцепления, а из пневмосистемы поворотных затворов происходит сброс воздуха. Положение рукоятки крана «вниз»- открыта полость крана, соединяющая ресивер с воздушной магистралью затворов с пневмоприводами, при повороте рукоятки трехходового крана на 90 º влево – перекрывается поток воздуха из ресивера, открывается полость, соединяющая пневмоцилиндры затворов с атмосферой (сброс). Допускается вариант изготовления пневмосистемы с установкой двух кранов. Одним краном (расположенным горизонтально) перекрывается полость сообщения ресивер - воздушная магистраль пневмоприводов управляемых дисковых затворов (краны К13, К14), поворотом рукоятки другого крана (расположенного вертикально) открывается полость сообщения воздушной магистрали пневмоприводов управляемых дисковых затворов (краны К13, К14) с атмосферой, происходит сброс воздуха в атмосферу. В случае несрабатывания (открывания или закрывания) какого-либо затвора с пневмоприводом для выявления причины неисправности во время ремонта необходимо удалить воздух из пневмосистемы затворов в атмосферу.

1.3.6 Установка газонаполненной пены NATISK Установка газонаполненной пены (далее – установка) обеспечивает выработку пены кратности 1: 5…1: 20 для тушения пожаров и подачу ее (пены) в очаг пожара. В состав установки входят: компрессор, насос дозирующий, емкость для раствора, воздушный ресивер, барботажные камеры, трубопроводы и рукавные линии, запорно-регулирующая арматура, пульт управления установкой NATISK, пульт управления кратностью пены. 1.3.6.1 Компрессор KAESER М31 предназначен для подачи сжатого воздуха. Установлен во второй секции отсека по левому борту по ходу движения АЦ. Закреплен к отсеку болтовыми соединениями. Заправочная горловина компрессора выведена на крышу кузова. 1.3.6.2 Насос дозирующий FIREDOS FD200 предназначен для подготовки и подачи раствора в емкость для раствора. Установлен на правой

перегородке насосно-аппаратной секции отсека, закреплен к отсеку болтовыми соединениями. 1.3.6.3 Емкость для раствора предназначена для хранения в ней раствора пенообразователя. Представляет собой сварной баллон объемом 200л, выполненный из стали 12Х18Н10Т. Имеет в верхней части два резьбовых отверстия, в одно вмонтирован датчик уровня раствора, в другое предохранительный клапан, в нижней части находится сливное отверстие, закрытое крышкой. На цилиндрической поверхности предусмотрены штуцеры для подачи раствора внутрь и извне, а также для наддува. Установлена емкость для раствора в насосно-аппаратной секции, закреплена через резиновые прокладки к отсеку болтовыми соединениями. 1.3.6.4 Воздушный ресивер предназначен для хранения дополнительного объема сжатого воздуха, необходимого для компенсации скачков давления при работе компрессора. Представляет собой баллон объемом 110 литров, максимальное давление в баллоне 16 атмосфер, имеет предохранительный клапан, смотровой люк. Корпус баллона сварной. Установлен воздушный ресивер в насосно-аппаратной секции, закреплен в верхней части отсека через резиновые прокладки болтовыми соединениями. 1.3.6.5 Пульт управления установкой NATISK представляет собой металлический шкаф, на лицевой части которого размещена мнемосхема установки NATISK, кнопки «ПИТАНИЕ» и «ВОЗДУХ», а также переключатель режимов работы. Во избежание чрезмерного разряда аккумуляторной батареи во время длительного хранения автомобиля рекомендуется произвести отключение батареи от бортовой сети автомобиля. Пульт установлен в насосно-аппаратной секции на кронштейне, закрепленном на левой перегородке насосно-аппаратной секции. 1.3.6.6 Пульт управления кратностью пены представляет собой металлическую панель, в которой вмонтированы кнопки управления кранами всасывания и заполнения, блок управления АВС, динамик переговорного устройства с кнопкой вызова, краны регулирования кратности пены. Расположен пульт в насосно-аппаратной секции, под пультом управления установкой NATISK.

1.3.7 Электрооборудование Электрооборудование автоцистерны состоит из электрооборудования автомобиля и дополнительного электрооборудования. Электрооборудование шасси описано в руководстве по эксплуатации «Автомобили УРАЛ с колесной формулой 4х4, 6х6 и их модификации». В состав дополнительного электрооборудования АЦ-3, 0-40 NATISK входят: предохранительный блок, клавиши и кнопки включения/выключения, пульт управления насосом, пульт управления установкой NATISK, пульт управления кратностью пены, осветительное и сигнальное оборудование, два автономных отопителя с пультами управления(один расположен в кабине, второй – в насосной секции), видеокомплекс (монитор и две видеокамеры).

1.3.7.1 Предохранительный блок устанавливается в кабине на месте вещевого ящика на передней панели. На блок предохранителей подается напряжение 24В для питания: осветительного и сигнального оборудования, сигнально-громкоговорящей установки (СГУ), пульта управления NATISK, пульта управления насосом, пульта управления кратностью пены, пневмо и электроприводов кранов, видеокомплекса, пневмопривода выключения сцепления, освещения отсека, отопителей; 1.3.7.2 Клавиша для включения и подачи питания на СГУ, кнопки включения освещения отсека, передней и задней фары-искателя, фонарь контрольной лампы, сигнализирующий об открытом положении дверей отсека, расположены на передней панели кабины; 1.3.7.3 Пульт управления насосом установлен в насосно-аппаратной секции; 1.3.7.4 Пульт управления установкой NATISK установлен в насосноаппаратной секции; 1.3.7.5 Пульт управления кратностью пены установлен в насосноаппаратной секции; 1.3.7.6 В состав осветительного и сигнального оборудования входят следующие элементы электрооборудования: - СГУ, установленная на помосте над кабиной; - фара-искатель передняя, установленная с левой стороны кабины, фараискатель задняя, установленная на задней стенке отсека; - проблесковый фонарь, установленный на задней стенке отсека; - светодиодное освещение отсека. 1.3.7.7 Отопитель «Планар-4Д-24» и его пульт управления установлены в кабине, второй отопитель «Планар-4Д-24» установлен в насосно-аппаратной секции, его пульт управления закреплен на правой стенке насосно-аппаратной секции; 1.3.7.8 Монитор слежения видеокомплекса установлен на передней панели кабины, две видеокамеры установлены в насосно-аппаратной секции: одна закреплена у пульта управления установкой, другая - направлена на манометр насоса. 1.3.7.9 Переговорное устройство. Активный блок переговорного устройства размещен в кабине на передней панели, пассивный блок (динамик с кнопкой вызова - в насосно-аппаратной секции на пульте управления кратностью пены).

Включать дополнительное оборудование рекомендуется только при работающем двигателе автомобиля во избежание чрезмерной разрядки аккумуляторной батареи.

1.3.8 Пожарно-техническое вооружение На автоцистерне обеспечены места под размещение пожарнотехнического вооружения. Перечень пожарно-технического вооружения приведен в таблице 2.

Примечание Специальное громкоговорящее устройство мощность 200 Вт, СГУ-200 САП «Ветеран» шт. 1 Диэлектрический комплект (боты, перчатки, коврик 75х75, ножницы НД-1) к-т 1 Очки защитные LUX OPTICAL шт. 2 Специальное переговорное устройство АДФ-03 шт. 1 5 Водосборник ВС-12 шт. 1 Генератор пены средней кратности ГПС-600 шт. 2 Генератор огнетушащего аэрозоля АГС-5 шт. 3 Гидроэлеватор производительностью 600 л/мин Г-600 шт. 1 Головка переходная 70х50 ГП 70х50 шт. 3 Головка переходная 80х50 ГП 80х50 шт. 3 Головка переходная 80х70 ГП 80х70 шт. 3 Задержка рукавная ЗР-80 шт. 4 Зажим 80 ЗПР-80 шт. 4 Ключ К-80 шт. 2 Ключ К-150 шт. 2 Колонка пожарная КП шт. 1 Инструмент колонщика к-т 1 Крюк для открывания крышки гидранта шт. 1 Мостик рукавный МПР-80 шт. 2 Огнетушитель порошковый ОП-4 шт. 1 Огнетушитель порошковый ОП-8 шт. 2 Огнетушитель углекислотный ОУ-3 шт. 1 Разветвление РТ 70 шт. 2 Разветвление РТ 80 шт. 2 Рукав напорный с соединительной арматурой (DN 51, длиной 20 м) РПМ (П)-50-1.6-УХЛ шт. 6 Рукав напорный с соединительной арматурой (DN 66, длиной 20 м) РПМ (П)-65-1.6-УХЛ шт. 4 Рукав напорный с соединительной арматурой (DN 77, длиной 4 м) РПМ (П)-80-1.6-УХЛ шт. 2 Рукав напорный с соединительной арматурой (DN 77, длиной 20 м) РПМ (П)-80-1.6-УХЛ шт. 8

Рукав длиной 4 м Dу 32 КЩ-1-32-3 шт. 1 Рукав всасывающий длиной 4 м. Dу 125 В-1-125 шт. 2 Рукав напорно-всасывающий длиной 4 м. Dу 75 В-2-75-10 шт. 2 Сетка всасывающая СВ-125 с канатом капроновым диаметром 11 мм длиной 12 м шт. 1 Ствол ручной комбинированный универсальный с переменным расходом ИТС-50-8 шт. 2 Ствол ручной комбинированный универсальный ОРТ-50 с пеногенератором шт. 2 Ствол ручной комбинированный универсальный с переменным расходом ИТС-70-15 шт. 2 Ствол лафетный переносной СЛ-П20 шт.

Ствол ручной для подачи компрессионной пены специальный с рукояткой пистолетного типа «DELTA Attack 500» CAFS Ø 19 мм шт. 2

Ствол для тушения торфяных пожаров ТС 2 шт. 1 Веревка пожарная спасательная длиной 30 м в чехле ВПС-30 шт. 1 Веревка пожарная спасательная длиной 50 м в чехле ВПС-50 шт. 1 Лестница-штурмовка пожарная ЛШМ шт. 1 Связка звена ГЗДС шт. 1 Система ориентирования в задымленном пространстве – НСТ А-100 шт. 1 Лестница-палка пожарная ЛПМ шт. 1 Лестница пожарная трехколенная Л-3КМ шт. 1 Багор пожарный цельнометаллический БПМ шт. 1 Вилы шт. 1 Крюк пожарный КП шт. 1 Кувалда кузнечная массой 5 кг шт. 1 Лом пожарный легкий ЛПЛ шт. 1 Лом пожарный тяжелый ЛПТ шт. 1 Лом с шаровой головкой ЛПШ шт. 1 Лом пожарный универсальный ЛПУ шт. 1 Лопата штыковая ЛКО шт. 1 Лопата совковая ЛСП шт. 1 Нож (резак) для ремней безопасности «Salvex Maztor» № 538 шт. 1 Топор плотницкий А2 шт. 1 Ножовка столярная шт. 1 Фонарь электрический с зарядным устройством ФОС3-5/6 шт. 4

1 2 3 4 5 Медицинская аптечка для оснащения транспортных средств АППОЛО-АВТО шт. 1 Медицинская аптечка для оснащения пожарных автомобилей АППОЛО шт. 1 Прибор контроля местонахождения пожарных и спасателей «Маяк спасателя» к-т 1 Покрывало спасательное (изотермическое) шт. 2 Сапоги резиновые пар 5 Гидравлический аварийно-спасательный инструмент КГИ ИТС к-т 1 Станция насосная гидравлическая СНГИ-63 шт. 1 Кусачки гидравлические КГИ-63 шт. 1 Расширитель гидравлический РГИ-63 шт. 1 Цилиндр силовой односторонний ЦГИ-63 шт. 1 Бокорез БГИ-63 шт. 1 Пила отрезная дисковая MAKITA DPC 6430 шт. 1 Шерстяное одеяло в упаковке шт. 2 Домкрат ручной гидравлический Д-4 шт. 1 Буксирный трос двадцать тонн шт. 1 Знак аварийной остановки «Предупреждающий треугольник» шт. 1 Инструмент и принадлежности согласно ведомости изготовителя шасси шт. 1 Канистра для воды емкостью 5 л шт. 1 Канистра для топлива емкостью 20 л шт. 1 Колодка противооткатная шт. 2 Лампа паяльная ПЛ-80-1, 5 шт. 1 Набор гаечных ключей к-т 1 Сумка для документов шт. 1 Опись пожарно-технического вооружения шт. 1 Автономный обогреватель «Планар-4Д» шт. 2 Дыхательные аппараты шт. 4 * Запасные баллоны шт. 4 * Маска к дыхательному аппарату шт. 4 * Лодка резиновая надувная трёхместная грузоподъёмностью 250 кг шт. 1 * Жилет спасательный шт. 4 * Конец Александрова шт. 1 * Ранцевый огнетушитель шт. 2 * Костюм теплооотражательный (ТОК-200) к-т 3 * Самоспасатель изолирующий (СПИ-20) шт. 2 * Стационарная радиостанция (Моторола) шт. 1 *

* - Изготовитель предусматривает места для крепления, комплектуется потребителем.

 

2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПО НАЗНАЧЕНИЮ

Водопенные коммуникации пожарной автоцистерны АЦ-3, 0-40 NATISK (5557) модель 076-3ПВ обеспечивают следующие операции: - заправку цистерны водой с помощью собственного насоса от гидранта или водоема; - заправку пенобака наливом; - подачу воды на одну или две рукавных линии с забором воды из собственной цистерны; - подачу воды на одну или две рукавных линии с забором воды от стороннего источника (гидранта, водоема, вперекачку); - подачу водопенного раствора (для работы через ГПС) на одну или две рукавных линии с забором пенообразователя от пенобака или от сторонней емкости и с забором воды из цистерны или от стороннего источника; Дополнительно при включении в работу установки газонаполненной пены Natisk коммуникации также обеспечивают: - подачу газонаполненной пены на один или два ствола с одинаковой или различной кратностью по каждому стволу с забором пенообразователя от пенобака с забором воды из цистерны или стороннего источника; - одновременную подачу газонаполненной пены на один или два ствола и воды на одну или две рукавных линии в различных сочетания забора пенообразователя и воды из различных источников. При подаче газонаполненной пены работа на стволе должна выполняться импульсным методом путем открывания/ перекрывания ствола, избегать непрерывной подачи пены. Установка газонаполненной пены Natisk обеспечивает выработку пены кратностью 1: 5…1: 20. Устойчивая работа установки обеспечивается при следующих соотношениях давления:

Дополнительно АЦ может обеспечить работу пневматического инструмента (от компрессора).

2.1 Эксплуатационные ограничения

2.1.1 К работе на автоцистерне и управлению могут быть допущены только бойцы и командиры пожарных подразделений, тщательно изучившие настоящее РЭ и материальную часть автоцистерны, прошедшие практические занятия и сдавшие экзамены в установленном порядке.

2.2 Подготовка изделия к использованию

2.2.1 Поступившая в пожарную часть новая автоцистерна перед поставкой в боевой расчет должна пройти обкатку пробегом на расстояние 1000 км (включая обкатку заводом-изготовителем). Перед обкаткой водитель должен проверить крепление всех агрегатов и механизмов, наличие масла в агрегатах, исправность рулевого управления тормозной системы и светосигнальной аппаратуры. Обкатка автоцистерны должна производиться в соответствии с руководством по эксплуатации «Автомобили УРАЛ с колесной формулой 4х4, 6х6 и их модификации». 2.2.2 Насосная установка должна пройти обкатку общей продолжительностью наработки 1 час (включая обкатку заводом-изготовителем). Обкатка насосной установки осуществляется с подачей воды из открытого водоема в рукавную линию при частоте оборотов вала насоса 2000 - 2500 об/мин. В процессе обкатки насосной установки необходимо следить за показаниями контрольно-измерительных приборов. Во время обкатки допускается производить заполнение цистерны водой и включение коммуникаций на перекачку цистерна-насос-цистерна. 2.2.3 После обкатки автоцистерны необходимо произвести техническое обслуживание в соответствии с руководством по эксплуатации «Автомобили УРАЛ с колесной формулой 4х4, 6х6 и их модификации». Автоцистерна всегда должна быть готова к выезду для работы без каких-либо подготовительных операций.

 

2.3 Нормы расхода топлива

Условия эксплуатации

Норма расхода, л лето зима Трасса 40, 8 44, 8 Город 45, 9 50, 6 Холостой ход 7, 1 7, 8 Привод пожарного насоса 44, 2 48, 9

 

3 УКАЗАНИЕ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ

3.1 Ответственным за технику безопасности на автоцистерне является водитель, который обязан требовать выполнения правил техники безопасности от всего личного состава, связанного с работой автоцистерны. Водитель обязан содержать автоцистерну в полной технической исправности и в случае неисправности не выезжать на ней до устранения последней. К работе на автоцистерне допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие в установленном порядке медицинский осмотр, вводный и инструктаж на рабочем месте по охране труда, обучение и стажировку в течение 10 смен. 3.2 Техническое обслуживание и отладку механизмов автоцистерны производить только при заторможенных колесах автоцистерны. При техническом обслуживании и отладке механизмов автоцистерны необходимо пользоваться исправным инструментом. В помещениях, где при сборке, отладке и техническом обслуживании применяются бензин, керосин, лаки и другие горючие материалы необходимо соблюдать противопожарную безопасность, обеспечив эти помещения необходимыми средствами пожаротушения. 3.3 При испытании автоцистерны в помещении следует принять меры предосторожности, обеспечив эти помещения достаточно эффективной вентиляцией, выход выхлопных газов за пределы помещения, недопущение перегрева. 3.4 При работе автоцистерны запрещается: а) пребывания посторонних лиц на автоцистерне; б) производить смазку механизмов; в) оставлять автоцистерну без надзора; г) пользоваться огнем и курить во время заправки горючим; д) располагать легковоспламеняющиеся предметы около выхлопных трубопроводов; е) работать на автоцистерне, не убедившись в исправности или при обнаружении неисправности агрегатов, до устранения неисправности. ж) производить прогрев двигателя в закрытых помещениях с плохой вентиляцией во избежание отравления угарным газом; и) повышать обороты вала пожарного насоса более 2700 об/мин. во избежание выхода последнего из строя; к) прежде, чем перекрыть напорные линии водитель обязан сбросить газ и работать на малых оборотах двигателя. 3.5 При работе с технологическими смазками (ТС) необходимо выполнять следующие меры безопасности: 3.5.1 Работающие с ТС должны обеспечиваться защитными мазями, пастами и моющими средствами в соответствии с характером применяемых технологических жидкостей.

 

3.5.2 Работающие с ТС должны быть обеспечены спецодеждой, обувью, средствами индивидуальной защиты в соответствии с " Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты", утвержденными Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам. 3.5.3 Работающие с ТС должны быть обеспечены чистым обтирочным материалом (ветошь и т.п.), который не должен являться источником повреждения кожи при его использовании. 3.5.4 После окончания работы с ТС необходимо мыть руки, тело горячей водой. Применение для этой цели синтетических моющих средств и хозяйственного мыла не допускается ввиду высокого содержания в них щелочи, которая обладает выраженным раздражающим действием и может быть дополнительным фактором в возникновении заболеваний кожи. 3.5.5 Категорически запрещается мыть руки технологическими жидкостями и использовать их в качестве моющих средств для уборки.

В зимнее время не допускается хранение насоса дозирующего НД при отрицательных температурах.

 

4 ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОЦИСТЕРНЫ

Автоцистерна должна содержаться в гараже пожарной части в полной готовности к эксплуатации: заправлена топливом, маслом, укомплектована пожарно-техническим оборудованием, цистерна наполнена водой, пенобак - пенообразователем.

4.1 Порядок работы автоцистерны По прибытии на место пожара, в зависимости от условий предстоящей работы: работа от цистерны, водоема или гидранта, автоцистерна установить на место, безопасное от воздействия огня. При этом надо стремиться к тому, чтобы длина напорной рукавной линии и количество изгибов при прокладке рукавов были минимальными. 4.1.1 убедившись в надежности места, автоцистерну с работающим двигателем затормозить стояночной системой (рычаг коробки передач должен быть в нейтральном положении); 4.1.2 отключить сцепление педалью; 4.1.3 переключить раздаточную коробку в положение «нейтраль», для этого, выбрав положение «нейтраль» с помощью переключателя передач раздаточной коробки, нажать кнопку включения передач раздаточной коробки и удерживать ее в нажатом положении 5-7сек., в течение этого времени произойдет переключение (рис.2); 4.1.4 включить коробку дополнительного отбора мощности, затем включить пятую передачу; 4.1.5 включить сцепление педалью. 4.1.6 переключить тумблер «газа», расположенный на приборной панели, в положение «ВКЛ.» для подачи сигнала на пульт управления насосом (в дальнейшем ПУ-НП), который расположен в насосно-аппаратной секции.

 

4.2 Работа с места оператора:

Перед началом работы с насосом включить электрическое питание системы управления, нажав кнопку «ОБЩЕЕ ПИТАНИЕ» на пульте управления насосом и кнопку «ПИТАНИЕ» на пульте управления NATISK. На пульте управления NATISK будет отображаться уровень заполнения емкостей.

4.2.1 Заполнение цистерны от водоема: 4.2.1.1 включить питание пультов управления насосом и системой NATISK; 4.2.1.2 включить на пульте управления вакуумным насосом (в дальнейшем – ПУ-АВС) тумблер «ПИТАНИЕ», тумблер «РЕЖИМ» установить в положение «АВТ.»; 4.2.1.3 проверить переключатель режимов работы на пульте управления NATISK (в дальнейшем ПУ-NATISK) – он должен находиться в положении «0»;

4.2.1.4 нажать кнопку «СЦЕПЛЕНИЕ» на ПУ-НП – кнопка подсветится, муфта сцепления отключит привод насоса; 4.2.1.5 закрыть все краны водопенных коммуникаций: поворотом рукоятки крана закрыть краны К11, К12, К15, К16, К20, нажатием кнопок на пульте управления кратностью пены (далее ПУ-КП) закрыть краны К13 – кнопка «ЗАПОЛНЕНИЕ ЦИСТЕРНЫ», К14 – «ЗАБОР ИЗ ЦИСТЕРНЫ», кнопки отключатся; 4.2.1.6 присоединить к всасывающему патрубку насоса всасывающий рукав Ø 125 с сеткой СВ-125; 4.2.1.7 опустить свободный конец рукава с сеткой СВ в водоем; 4.2.1.8 открыть вакуумный кран К11; 4.2.1.9 заполнить пожарный насос водой с помощью вакуумного насоса АВС, для чего нажать и отпустить кнопку «ПУСК», и контролировать процесс водозаполнения по световым индикаторам на ПУ-АВС; 4.2.1.10 сразу после отключения вакуумного насоса кран К11 перекрыть; 4.2.1.11 нажать кнопку «СЦЕПЛЕНИЕ» на ПУ-НП – кнопка отключится, муфта сцепления включит привод насоса; 4.2.1.12 поднять давление воды в насосе до 1…2 атм. увеличением оборотов насоса, которые повышают нажатием кнопки «+» на ПУ-НП; 4.2.1.13 открыть кран К13, нажав на ПУ-КП кнопку «ЗАПОЛНЕНИЕ ЦИСТЕРНЫ», кнопка подсветится; 4.2.1.14 увеличить обороты насоса до 2000 об/мин, при наполнении контролировать уровень воды по показаниям индикаторов на ПУ-NATISK; 4.2.1.15 после заполнения все индикаторы на пульте будут гореть, а из переливной трубы цистерны (по левому борту АЦ) будет поступать вода; 4.1.2.16 сбросить обороты насоса, нажав кнопку «СБРОС» на ПУ-НП, перекрыть кран К13, нажав кнопку «ЗАПОЛНЕНИЕ ЦИСТЕРНЫ», кнопка отключится; 4.1.2.17 перейти в кабину, нажать педаль сцепления, переключить коробку передач в положение «нейтраль», выключить ДОМ, выключить раздаточную коробку; отжать сцепление, выключить кнопку «ГАЗ»; 4.1.2.18 слить воду из насоса – открыть краны К11 и К16, отсоединить всасывающий рукав, установить заглушку;

4.1.2.19 выключить питание пультов.

4.2.2 Заполнение цистерны от гидранта: 4.2.2.1 включить питание пультов управления насосом и системой NATISK; 4.2.2.2 проверить переключатель режимов работы на ПУ-NATISK – он должен находиться в положении «0»; 4.2.2.3 нажать кнопку «СЦЕПЛЕНИЕ» на ПУ-НП – кнопка подсветится, муфта сцепления отключит привод насоса;

 

4.2.2.4 закрыть все краны водопенных коммуникаций: поворотом рукоятки крана закрыть краны К11, К12, К15, К16, К20, нажатием кнопок на ПУ-КП закрыть краны К13 – кнопка «ЗАПОЛНЕНИЕ ЦИСТЕРНЫ», К14 – «ЗАБОР ИЗ ЦИСТЕРНЫ», кнопки отключатся; 4.2.2.5 присоединить к всасывающему патрубку насоса водосборник и всасывающие рукава Ø 75; 4.2.2.6 открыть крышку гидранта, установить на гидрант колонку пожарную, присоединить свободные концы всасывающих рукавов к патрубкам колонки, открыть клапан гидранта, краны колонки пожарной; 4.2.2.7 открыть вакуумный кран К11; 4.2.2.8 заполнить пожарный насос водой (при необходимости с помощью вакуумного насоса АВС аналогично работе от водоема); 4.2.2.9 при появлении воды из сливного патрубка вакуумного насоса кран К11 перекрыть; 4.2.2.10 нажать кнопку «СЦЕПЛЕНИЕ» на ПУ-НП – кнопка отключится, муфта сцепления включит привод насоса; 4.2.2.11 при недостаточном давлении в гидранте поднять давление воды в насосе до 1…2 атм путем увеличения оборотов насоса, которые повышают нажатием кнопки «+» на ПУ-НП; 4.2.2.12 открыть кран К13, нажав на ПУ-КП кнопку «ЗАПОЛНЕНИЕ ЦИСТЕРНЫ», кнопка подсветится; 4.2.2.13 увеличить обороты насоса до 2000 об/мин, при наполнении контролировать уровень воды по показаниям индикаторов на ПУ-NATISK; 4.2.2.14 после заполнения все индикаторы на пульте будут гореть, а из переливной трубы цистерны будет поступать вода; 4.2.2.15 сбросить обороты двигателя, нажав кнопку «СБРОС», перекрыть кран К13, нажав кнопку «ЗАПОЛНЕНИЕ ЦИСТЕРНЫ», кнопка отключится; 4.2.2.16 перейти в кабину, нажать педаль сцепления, переключить коробку передач в положение «нейтраль», выключить ДОМ, выключить раздаточную коробку; отжать сцепление, выключить кнопку «ГАЗ»; 4.2.2.17 слить воду из насоса – открыть краны К11 и К16, отсоединить всасывающий рукав, установить заглушку; 4.2.2.18 выключить питание пультов.

4.2.3 Заполнение пенобака: 4.2.3.1 проверить переключатель режимов работы на ПУ-NATISK – он должен находиться в положении «0»; 4.2.3.2 открыть крышку пенобака, расположенную на крыше надстройки по правому борту АЦ;

4.2.3.3 с помощью воронки залить пенообразователь в пенобак; 4.2.3.4 наполнение пенобака контролировать по индикаторам на ПУ-NATISK; 4.2.3.5 при включении верхнего индикатора MAX, заливку прекратить; 4.2.3.6 закрыть крышку пенобака; 4.2.3.7 выключить питание пультов.

4.2.4 Подача воды в рукавную линию с забором из цистерны (привод пожарного насоса включён): 4.2.4.1 включить питание пультов управления насосом и системой NATISK, проверить переключатель режимов работы на ПУ-NATISK – он должен находиться в положении «0»; 4.2.4.2 нажать кнопку «СЦЕПЛЕНИЕ» на ПУ-НП – кнопка подсветится, муфта сцепления отключит привод насоса; 4.2.4.3 закрыть все краны водопенных коммуникаций: поворотом рукоятки крана закрыть краны К11, К12, К15, К16, К20, нажатием кнопок на ПУ-КП закрыть краны К13 – кнопка «ЗАПОЛНЕНИЕ ЦИСТЕРНЫ», К14 – «ЗАБОР ИЗ ЦИСТЕРНЫ», кнопки отключатся; 4.2.4.4 проверить, установлена ли заглушка на всасывающем патрубке; 4.2.4.5 присоединить напорную рукавную линию и ствол к напорному патрубку; 4.2.4.6 открыть вакуумный кран К11; 4.2.4.7 открыть кран К14 подачи воды из цистерны, нажав кнопку «ЗАБОР ИЗ ЦИСТЕРНЫ», кнопка подсветится; 4.2.4.8 заполнить насос пожарный водой до появления воды из сливного патрубка вакуумного насоса, перекрыть вакуумный кран К11; 4.2.4.9 нажать кнопку «СЦЕПЛЕНИЕ» на ПУ-НП – кнопка отключится, муфта сцепления включит привод насоса; 4.2.4.10 поднять давление воды в насосе до 4…5 атм. путем увеличения оборотов насоса, которые повышают нажатием клавиши «+» на ПУ-НП; 4.2.4.11 плавно открыть кран К12 или К20 (или оба при работе на две рукавные линии) подачи воды в рукавную линию соответственно; 4.2.4.12 регулировать давление воды при подаче увеличением/уменьшением оборотов насоса нажатием кнопок «+» / «-» на ПУ-НП; 4.2.4.13 по завершении подачи воды нажатием кнопки «СБРОС» уменьшить обороты насоса до «холостых»; 4.2.4.13 закрыть краны К12 и/или К20; 4.2.4.14 перейти в кабину, нажать педаль сцепления, переключить коробку передач в положение «нейтраль», выключить ДОМ, выключить раздаточную коробку; отжать сцепление, выключить кнопку «ГАЗ»; 4.2.4.15 закрыть кран К14 подачи воды из цистерны, нажав кнопку «ЗАБОР ИЗ ЦИСТЕРНЫ», кнопка отключится;

 

4.2.4.16 слить воду из насоса – открыть краны К11 и К16, отсоединить всасывающий рукав, установить заглушку; 4.2.4.17 выключить питание пультов.

4.2.5 Подача воды в рукавную линию с забором из водоема или из гидранта (привод пожарного насоса включён): 4.2.5.1 включить питание пультов управления насосом и системой NATISK, включить на ПУ-АВС тумблер «ПИТАНИЕ», тумблер «РЕЖИМ» установить в положение «АВТ.», проверить переключатель режимов работы на ПУ-NATISK – он должен находиться в положении «0»; 4.2.5.2 нажать кнопку «СЦЕПЛЕНИЕ» на ПУ-НП – кнопка подсветится, муфта сцепления отключит привод насоса; 4.2.5.3 закрыть все краны водопенных коммуникаций: поворотом рукоятки крана закрыть краны К11, К12, К15, К16, К20, нажатием кнопок на ПУКП закрыть краны К13 – кнопка «ЗАПОЛНЕНИЕ ЦИСТЕРНЫ», К14 – «ЗАБОР ИЗ ЦИСТЕРНЫ», кнопки отключатся; 4.2.5.4 присоединить напорную рукавную линию и ствол к напорному патрубку; 4.2.5.5 присоединить к всасывающему патрубку насоса всасывающий рукав Ø 125 с сеткой СВ-125 (при работе от гидранта: присоединить к всасывающему патрубку насоса водосборник и всасывающие рукава Ø 75); 4.2.5.6 опустить свободный конец рукава с сеткой СВ в водоем (при работе от гидранта: открыть крышку гидранта, установить на гидрант колонку пожарную, присоединить свободные концы всасывающих рукавов к патрубкам колонки, открыть клапан гидранта, краны колонки пожарной); 4.2.5.7 открыть вакуумный кран К11; 4.2.5.8 заполнить насос пожарный водой с помощью вакуумного насоса АВС, для чего нажать и отпустить кнопку «ПУСК» и контролировать процесс водозаполнения по световым индикаторам на пульте управления вакуумным насосом (при работе от гидранта: без применения вакуумного насоса); 4.2.5.9 сразу после отключения вакуумного насоса кран К11 перекрыть; 4.2.5.10 нажать кнопку «СЦЕПЛЕНИЕ» на ПУ-НП – кнопка отключится, муфта сцепления включит привод насоса; 4.2.5.11 поднять давление воды в насосе до 4…5 атм. путем увеличения оборотов насоса, которые повышают нажатием кнопки «+» на ПУ-НП; 4.2.5.12 плавно открыть кран К12 или К20 (или оба при работе на две рукавные линии) подачи воды в рукавную линию соответственно; 4.2.5.13 регулировать давление воды при подаче увеличением/уменьшением оборотов насоса нажатием кнопок «+» / «-» на ПУНП; 4.2.5.14 по завершении подачи воды нажатием кнопки «СБРОС» уменьшить обороты насоса до «холостых»;

4.2.5.15 закрыть краны К12 и/или К20; 4.2.5.16 завершить работу пожарного насоса выполнив действия указанные в пунктах 4.1.2.17, 4.1.2.18; 4.2.5.17 выключить питание пультов.

4.2.6 Подача воздушно-механической пены с забором пенообразователя из пенобака и воды из цистерны (привод пожарного насоса включён): 4.2.6.1 включить питание пультов управления насосом и системой NATISK, проверить переключатель режимов работы на ПУ-NATISK – он должен находиться в положении «0»; 4.2.6.2 нажать кнопку «СЦЕПЛЕНИЕ» на ПУ-НП – кнопка подсветится, муфта сцепления отключит привод насоса; 4.2.6.3 закрыть все краны водопенных коммуникаций: поворотом рукоятки крана закрыть краны К11, К12, К15, К16, К20, нажатием кнопок на ПУ-КП закрыть краны К13 – кнопка «ЗАПОЛНЕНИЕ ЦИСТЕРНЫ», К14 – «ЗАБОР ИЗ ЦИСТЕРНЫ», кнопки отключатся; 4.2.6.4 проверить, установлена ли заглушка на всасывающем патрубке; 4.2.6.5 присоединить напорную рукавную линию и необходимое количество стволов ГПС-600 и СВП-4 к напорному патрубку; 4.2.6.6 открыть вакуумный кран К11; 4.2.6.7 открыть кран К14 подачи воды из цистерны, нажав кнопку «ЗАБОР ИЗ ЦИСТЕРНЫ», кнопка подсветится; 4.2.6.8 заполнить насос пожарный водой до появления воды из сливного патрубка вакуумного насоса, перекрыть вакуумный кран К11; 4.2.6.9 нажать кнопку «СЦЕПЛЕНИЕ» на ПУ-НП – кнопка отключится, муфта сцепления включит привод насоса; 4.2.6.10 поднять давление воды в насосе до 2…3 атм. путем увеличения оборотов насоса, которые повышают нажатием клавиши «+» на ПУ-НП; 4.2.6.11 установить указательную стрелку дозатора пеносмесителя на деление шкалы, соответствующее количеству стволов ГПС-600 И СВП-4, присоединенных к рукавным линиям; 4.2.6.12 открыть кран К15 пеносмесителя; 4.2.6.13 открыть кран К19 подачи пенообразователя из пенобака; 4.2.6.14 плавно открыть краны напорных патрубков насоса К12 и/или К20 и установить необходимый режим работы, регулируя давление воды при подаче увеличением/уменьшением оборотов насоса нажатием кнопок «+» / «-» на ПУ-НП, давление при подаче воздушно-механической пены должно поддерживаться 7…8 атм; 4.2.6.15 по завершении подачи нажатием кнопки «СБРОС» уменьшить обороты насоса до «холостых»; 4.2.6.16 закрыть краны К12 и/или К20; 4.2.6.17 закрыть краны К19, К15;

4.2.6.18 завершить работу пожарного насоса выполнив действия указанные в пунктах 4.2.4.14 - 4.2.4.16; 4.2.6.19 выключить питание пультов.

4.2.7 Подача воздушно-механической пены с забором пенообразователя из пенобака, воды из водоема или гидранта (привод пожарного насоса включён): 4.2.7.1 включить питание пультов управления насосом и системой NATISK, включить на ПУ-АВС тумблер «ПИТАНИЕ», тумблер «РЕЖИМ» установить в положение «АВТ.», проверить переключатель режимов работы на ПУ-NATISK – он должен находиться в положении «0»; 4.2.7.2 нажать кнопку «СЦЕПЛЕНИЕ» на ПУ-НП – кнопка подсветится, муфта сцепления отключит привод насоса; 4.2.7.3 закрыть все краны водопенных коммуникаций: поворотом рукоятки крана закрыть краны К11, К12, К15, К16, К20, нажатием кнопок на ПУ-КП закрыть краны К13 – кнопка «ЗАПОЛНЕНИЕ ЦИСТЕРНЫ», К14 – «ЗАБОР ИЗ ЦИСТЕРНЫ», кнопки отключатся; 4.2.7.4 присоединить к всасывающему патрубку насоса всасывающий рукав Ø 125 с сеткой СВ-125 (при работе от гидранта: присоединить к всасывающему патрубку насоса водосборник и всасывающие рукава Ø 75); 4.2.7.5 присоединить напорную рукавную линию и необходимое количество стволов ГПС-600 и СВП-4 к напорному патрубку; 4.2.7.6 для работы от водоема выполнить операции 4.2.1.7…4.2.1.12, а для работы от гидранта – операции 4.2.2.5…4.2.2.10, при этом давление во всасывающем патрубке насоса должно быть 2...3 атм. (давление регулировать заслонкой, встроенной в водосборник, а также клапанами пожарной колонки); 4.2.7.7 установить стрелку дозатора пеносмесителя на деление шкалы соответствующее количеству присоединенных стволов ГПС-600 и СВП-4; 4.2.7.8 открыть кран К15 пеносмесителя; 4.2.7.9 открыть кран К19 подачи пенообразователя из пенобака; 4.2.7.10 плавно открыть краны К12 и/или К20 напорных патрубков, установить необходимый режим работы регулируя давление воды при подаче увеличением/уменьшением оборотов насоса нажатием кнопок «+» / «-» на ПУНП, давление при подаче воздушно-механической пены должно поддерживаться 7…8 атм; 4.2.7.11 по завершении подачи нажатием кнопки «СБРОС» уменьшить обороты насоса до «холостых»; 4.2.7.12 закрыть краны К12 и/или К20; 4.2.7.13 закрыть краны К19, К15; 4.2.7.14 завершить работу пожарного насоса выполнив действия указанные в пунктах 4.1.2.17, 4.1.2.18;; 4.2.7.15 выключить питание пультов.

4.2.8 Подача воздушно-механической пены с забором пенообразователя из сторонней емкости:

4.2.8.1 в зависимости от источника воды произвести операции 4.2.6.1…4.2.6.8 – при работе от цистерны, 4.2.7.1…4.2.7.6 – при работе от стороннего источника воды; 4.2.8.2 снять заглушку крана К17 и присоединить к освободившейся головке рукав КЩ, свободный конец которого опустить в емкость с пенообразователем; 4.2.8.3 установить стрелку дозатора пеносмесителя на деление шкалы соответствующее количеству присоединенных стволов ГПС-600 и СВП-4; 4.2.8.4 открыть кран К15 пеносмесителя; 4.2.8.5 открыть кран К17 подачи пенообразователя; 4.2.8.6 плавно открыть краны К12 и/или К20 напорных патрубков, установить необходимый режим работы регулируя давление воды при подаче увеличением/уменьшением оборотов насоса нажатием кнопок «+» / «-» на ПУНП, давление при подаче воздушно-механической пены должно поддерживаться 7…8 атм; 4.2.8.7 по завершении подачи нажатием кнопки «СБРОС» уменьшить обороты насоса до «холостых»; 4.2.8.8 закрыть краны К12 и/или К20; 4.2.8.9 закрыть краны К17, К15; 4.2.8.10 завершить работу пожарного насоса выполнив действия указанные в пунктах 4.2.4.14, 4.2.4.16;; 4.2.8.12 отсоединить рукав КЩ, перекрыть кран К17, установить заглушку крана К17; 4.2.8.13 выключить питание пультов.

Подача пенообразователя в систему NATISK производится только из пенобака. Пенообразователь поступает в пенный приемник насоса дозирующего НД при открытом кране К8 (кран должен всегда находиться в открытом положении), кран В1 насоса дозирующего должен быть установлен в положение «пенообразователь».

4.2.9 Заправка емкости для раствора: 4.2.9.1 включить питание пультов управления насосом и системой NATISK, проверить наличие воды в цистерне (не менее ½), проверить наличие пенообразователя в пенобаке (не менее ½) по показаниям индикаторов на ПУNATISK; 4.2.9.2 проверить переключатель режимов работы на ПУ-NATISK – он должен находиться в положении «0»; 4.2.9.3 произвести запуск насоса с подачей воды из цистерны, выполнив операции 4.2.4.2…4.2.4.4, 4.2.4.6…4.2.4.9; 4.2.9.4 на ПУ-NATISK перевести переключатель режимов работы в положение «ЗАПРАВКА/СБРОС»; 4.2.9.5 поднять давление воды в насосе до 4…5 атм. путем увеличения оборотов насоса, которые повышают нажатием клавиши «+» на ПУ-НП;

 

4.2.9.6 при наполнении контролировать уровень раствора в емкости по индикаторам на ПУ-NATISK; 4.2.9.7 после заполнения все индикаторы среднего ряда на ПУNATISK будут гореть, а из патрубка сброса емкости для раствора будет поступать вода; 4.2.9.8 перевести переключатель режимов работы положение «0»; 4.2.9.9 нажатием кнопки «СБРОС» уменьшить обороты насоса до «холостых»; 4.2.9.15 завершить работу пожарного насоса выполнив действия указанные в пунктах 4.2.4.14, 4.2.4.16;; 4.2.9.16 выключить питание пультов.

 

4.2.10 Подача газонаполненной пены в рукавную линию с забором воды из цистерны:

4.2.10.1 открыть двери второй секции отсека по правому борту для обеспечения температурного режима работы компрессора; 4.2.10.2 запустить компрессор (см.рис.4): - кран компрессора в положении «открыто»; - открыть кран В2 сброса воздуха; - повернуть ключ запуска по часовой стрелке; - прогреть компрессор до вхождения стрелки указателя температуры в зеленый сектор; - перекрыть кран В2; - при установившемся давлении на манометре М1 12 атм.- отрегулировать регулятором Р1 давление на манометре М2, выставив рабочее давление (5…7 атм.) подачи газонаполненной пены; 4.2.10.3 перейти к насосно-аппаратной секции, к пультам управления, включить питание на пультах: ПУ-НП, ПУ-NATISK; 4.2.10.4 на ПУ-NATISK проверить переключатель режимов работы – он должен находиться в положении «0»; 4.2.10.5 подсоединить к напорным пенным патрубкам рукавные линии и стволы; 4.2.10.6 проверить заправлена ли емкость для раствора по индикатору уровня на ПУ-NATISK, при необходимости заправить согласно разделу 4.2.9; 4.2.10.7 произвести запуск насоса с подачей воды из цистерны, выполнив операции 4.2.4.2…4.2.4.4, 4.2.4.6…4.2.4.9; 4.2.10.8 на ПУ-NATISK включить подачу воздуха в систему нажатием кнопки «ВОЗДУХ»;

4.2.10.9 на ПУ-NATISK перевести переключатель режимов работы в положение «ПОДАЧА»; 4.2.10.10 на ПУ-КП установить регулирующий кран Р2 и/или Р3 в положение необходимой кратности (положение рукояток кранов может быть различным для получения на линиях пены различной кратности); 4.2.10.11 открыть кран подачи К9 и/или К10; 4.2.10.12 при подаче газонаполненной пены контролировать опорожнение емкости для раствора по индикаторам на ПУ-NATISK; 4.2.10.13 для дозаправки следует поднять давление воды в насосе выше уровня рабочего давления воздуха не менее чем на 4 атм. увеличивая обороты насоса нажатием кнопки «+» на ПУ-НП; 4.2.10.14 по завершении подачи пены нажатием кнопки «СБРОС» на ПУНП уменьшить обороты насоса до «холостых»; 4.2.10.15 на ПУ-NATISK перевести переключатель режимов работы в положение «0»; 4.2.10.16 на ПУ-НП нажать кнопку «СЦЕПЛЕНИЕ» – кнопка подсветится, муфта сцепления отключит привод насоса; 4.2.12.17 закрыть кран К14 подачи воды из цистерны, нажав кнопку «ЗАБОР ИЗ ЦИСТЕРНЫ», кнопка отключится; 4.2.10.18 открыть ствол, продуть рукав; 4.2.10.19 заглушить компрессор; 4.2.10.20 открыть кран В2 сброса воздуха, который находится в компрессорной секции отсеке; 4.2.10.21 перейти в кабину, нажать педаль сцепления, переключить коробку передач в положение «нейтраль», выключить ДОМ, выключить раздаточную коробку; отжать сцепление, выключить кнопку «ГАЗ»; 4.2.10.22 на ПУ-NATISK выключить подачу воздуха в систему нажатием кнопки «ВОЗДУХ»; 4.2.10.23 перевести переключатель режимов работы в положение «ЗАПРАВКА/СБРОС», сбросить давление из емкости для раствора; 4.2.10.24 отсоединить рукавную линию и ствол, установить заглушки; 4.2.10.25 перекрыть кран Р2 и/или Р3, перекрыть кран К9 и/или К10; 4.5.10.26 закрыть кран К14 подачи воды из цистерны, нажав кнопку «ЗАБОР ИЗ ЦИСТЕРНЫ», кнопка отключится; 4.2.10.27 слить воду из насоса – открыть краны К11 и К16; 4.2.10.28 выключить питание пультов.

4.2.11 Подача газонаполненной пены и воды одновременно Одновременная подача газонаполненной пены в рукавные линии, присоединенные к пенным патрубкам, и воды в рукавные линии, присоединенные к водным патрубкам, производится согласно соответствующим разделам. При этом для обеспечения нормальной дозаправки (не менее 4 л/с) емкости для раствора следует поддерживать превышение давления воды в насосе над давлением подачи пены не менее 4 атм.

 

4.2.12 Обслуживание насоса во время работы - необходимо следить за показаниями мановакуумметра (МВ) и манометра (М3); - для временного прекращения подачи воды не нужно останавливать насос, необходимо закрыть краны напорных патрубков и убавить до малых обороты насоса; - во избежание подсоса воздуха при работе от водоема, необходимо следить за тем, чтобы сетка всасывающего рукава была полностью погружена в воду (на глубину не менее, чем на 300 мм и чтобы вокруг нее не образовалась воронка).

4.2.13 Уход за пеносмесителем после окончания работы Закончив работу, промыть пеносмеситель водой. Промывку можно произвести, использую воду из цистерны или из сторонней емкости.

4.2.13.1 Для промывки пеносмесителя водой из сторонней емкости: а) снять заглушку с головки для забора пенообразователя из сторонней емкости; б) присоединить к головке рукав, свободный конец которого опустить в емкость с водой; в) включить насос на работу от цистерны, водоема или гидранта; г) открыть кран К17 для забора п/о из сторонней емкости (кран К19 забора п/о из пенобака должен быть закрыт); д) установить стрелку дозатора пеносмесителя на деление " 5", дав поработать насосу 3...5 мин, затем остановить его;

4.2.13.2 Для промывки пеносмесителя водой из цистерны(при наличии воды в цистерне): а) включить насос на работу от цистерны, водоема или гидранта; б) открыть кран К18 промывки пенной магистрали из цистерны, (кран К19 забора п/о из пенобака должен быть закрыт); в) установить стрелку дозатора пеносмесителя на деление " 5", дав поработать насосу 3...5 мин, затем остановить его;

4.2.13.3 После промывки пеносмесителя водой закрыть краны К18 и К14 при промывке водой из цистерны, кран К17 при промывке из сторонней емкости закрыть, отсоединить рукав, присоединить заглушку к головке для забора пенообразователя из сторонней емкости.

4.2.14 Остановка насоса и уход за автоцистерной после работы 4.2.14.1 закончив работу на пожаре, убавить обороты двиг

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ук(5)м*й | Современные направления в развитии индустрии питания




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.