Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация финансового анализа






 

1. По отраслевому признаку:

a. Отраслевой (сравнивается деятельность предприятий, работающих в одной отрасли)

b. Межотраслевой (сравнивается деятельность предприятий, работающих в различных отраслях)

2. По временному признаку:

a. Предварительный (проводимый до момента совершения различных финансовых операций)

b. Текущий (проводимый в момент совершения различных финансовых операций)

c. Последующий (проводимый после совершения финансовый операций)

i. Оперативный

ii. Итоговый

3. По пространственному признаку:

a. Межхозяйственный (сравнение деятельности предприятия с деятельностью другого)

b. Внутрихозяйственный ( анализ деятельности самого предприятия)

i. Технико-экономический анализ (анализ затрат предприятия)

ii. Финансово-экономический анализ (анализ денежных потоков с применением метода дисконтирования денежных средств)

iii. Аудиторский или бухгалтерский анализ (анализ деятельности предприятия, проводимый по данным бухгалтерской и финансовой отчетности)

iv. Социально-экономический анализ (анализ значимости деятельности предприятия для всего общества в целом)

v. Экономико-статистический анализ (анализ деятельности предприятия с использованием методов математического моделирования)

vi. Маркетинговый (анализ спроса на выпускаемую продукцию предприятия)

4. По субъектам пользования:

a. Внутренний (анализ, проводимый собственными службами предприятия для внутреннего пользования)

b. Внешний (проводимый независимыми структурами)

5. По охвату изучаемых объектов:

a. Сплошной (охватывает всю деятельность предприятия за определенный период)

b. Выборочный (подвергаются определенные направления деятельности предприятия)

6. По видам:

a. Горизонтальный (выявление изменений в финансовой отчетности за определенный промежуток времени)

b. Вертикальный или структурный (выявление влияния каждой позиции отчетности на весь результат деятельности предприятия)

c. Факторный анализ (анализ факторов, влияющих на деятельность предприятия)

d. Коэффициентный (расчет специальных коэффициентов и показателей, характеризующих деятельность предприятия)

e. Трендовый (анализ динамики изменений полученных значений коэффициентов за определенный промежуток времени)

f. Функционально-стоимостной анализ или метод выявления резервов

g. Сравнительный анализ (сравнение полученных показателей и коэффициентов одного предприятия с полученными значениями показателей и коэффициентов другого аналогичного предприятия)

 

Анализ финансовой деятельности предприятия проводится на финансовой информации, которая должна соответствовать определенным требованиям и ограничениям.

 

Требования, предъявляемые к информации:

1. Уместность (своевременность) – информация должна предоставляться во время, в установленные сроки;

2. Достоверность – достоверной считается информация, которая подтверждена первичными документами;

3. Правдивость – правдивой считается информация, которая не содержит ошибок, исправлений и неточности;

4. Нейтральность – информация не должна удовлетворять потребностям одних пользователей в ущерб другим;

5. Понятность – понятной считается информация, которую может прочесть любой пользователь, даже без специальной подготовки;

6. Сопоставимость – информация о деятельности одного хозяйствующего субъекта должна быть сопоставима с такой же информацией другого хозяйствующего субъекта;

 

Ограничения, предъявляемые с информации:

1. Конфиденциальность – информация не должна наносить вред собственнику;

2. Принцип осторожности (консерватизма) – информация не должна содержать завышенных активов и заниженных обязательств;

3. Принцип оптимального соотношения затрат и выгод – затраты на составление информации не должны превышать выгоды от ее использования.

 

Финансовый анализ предприятия подразделяется на 2 этапа:

1. Отраслевой анализ – анализ отрасли, в которой работает предприятие с точки зрения вложения денежных средств. Согласно отраслевому анализу все предприятия или отрасли проходят 4 этапа жизненных циклов:

a. Нарождающиеся отрасли (трудные дети): неустойчивое финансовое состояние, большие инвестиционные вложения, маленькие объемы получаемой прибыли.

b. Растущие отрасли (звезды): скачки в динамики развития, большие инвестиционные вложения, большие объемы извлекаемой прибыли за счет использования стратегии снятия «сливок».

c. Стабильные отрасли (дойные коровы): устойчивое финансовое состояние, сложившаяся динамика производства, сокращение инвестиционных вложений, средние объемы получаемой прибыли.

d. Стареющие отрасли (хромые утки или собаки): неустойчивое финансовое состояние, прекращение инвестиционных вложений, снижение уровня доходности и получаемой прибыли за счет сворачивания производства. Предприятия используют стратегию «сбора урожая» - прекращение производства и распродажа ранее произведенной продукции.

2. Анализ публикуемой финансовой отчетности.

Для анализа финансового состояния предприятия, его платежеспособности, кредитоспособности и ликвидности используют 5 основных показателей эффективности финансовой деятельности предприятия – 3 коэффициента ликвидности, коэффициент соотношения собственных и заемных средств, коэффициент рентабельности продаж.

 

Платежеспособность – способность предприятия погашать все свои обязательства, включая платежи и расчеты.

Кредитоспособность – способность предприятия погашать свои долговые обязательства на определенную дату.

Ликвидность – способность предприятия в течении определенного времени превращать свои активы в денежные средства для погашения обязательств.

 

По степени ликвидности все активы предприятия делятся на 4 группы:

- Мгновенноликвидные активы: денежные средства, государственные ценные бумаги, ценные бумаги сберегательного банка

- Быстроликвидные активы: готовая продукция, краткосрочные финансовые вложения, краткосрочная дебиторская задолженность.

- Трудноликвидные активы: долгосрочные финансовые вложения, запасы, дебиторская задолженность сроком погашения свыше 12 месяцев, основные производственные фонды.

- Неликвидные активы: величина труднореализуемых запасов, величина сомнительной или безнадежной дебиторской задолженности, вложения в неликвидные предприятия и в неплатежеспособные ценные бумаги, фонды непроизводственного назначения (здания, сооружения)

 

Коэффициент мгновенной или абсолютной ликвидности показывает способность предприятия высвобождать мгновенноликвидные активы из оборота для погашения наиболее срочных обязательств:

 

260 – денежные средства

253 – прочие краткосрочные финансовые вложения

690 – краткосрочные обязательства

640 – доходы будущих периодов

650 – резервы предстоящих расходов и платежей

 

Промежуточный коэффициент покрытия показывает способность предприятия превращать свои быстроликвидные актвы в денежные средства для погашения своих краткосрочных обязательств:

 

250 – краткосрочные финансовые вложения

240 – дебиторская задолженность сроком погашения до 12 месяцев

 

Общий коэффициент покрытия (коэффициент текущей ликвидности) показывает способность предприятия за счет оборотных активов погашать свои краткосрочные обязательства

290 – оборотные активы

 

Коэффициент соотношения собственных и заемных средств показывает способность предприятия за счет собственных средств погашать все свои долговые обязательства:

490 – собственные средства

590 – долгосрочные обязательства

 

 

Коэффициент рентабельности продаж показывает доходность предприятия на каждый вложенный рубль затрат в производство и реализацию продукции:

 

Финансовый анализ с использованием 5 основных коэффициентов заключается в сравнении полученных значений коэффициентов с минимально допустимыми значениями этих коэффициентов:

К1=0, 2

К2=0, 8

К3=2

К4=1 (для всех, кроме торговых предприятий К4=0, 6)

К5=0, 15

 

Для более точного проведения финансового анализа с использованием 5 основных коэффициентов рекомендуется всем предприятиям в зависимости от полученных значений коэффициентов делить на три категории:

1. Предприятия с устойчивым финансовым состоянием, ликвидные, рентабельные и платежеспособные

2. Предприятия с неустойчивым финансовым состоянием, испытывающие временные трудности с ликвидными активами.

3. Предприятия с неустойчивым финансовым состоянием, неликвидные, неплатежеспособные и нерентабельные.

 

Коэффициенты Достаточные значения 1 категория 2 категория 3 категория
К1 0, 2 0, 2> 0, 15-0, 2 < 0, 15
К2 0, 8 0, 8> 0, 5-0, 8 < 0, 5
К3   2> 1-2 < 1
К4   1> 0, 7-1 < 0, 7
К4 торговые 0, 6 0, 6> 0, 4-0, 6 < 0, 4
К5 0, 15 0, 15> < 0, 15  

 

Для более точной рейтинговой оценки рекомендуется рассчитывать сумму баллов, который рассчитывается путем сложения полученных значений коэффициентов умноженных на вес каждого коэффициента.

 

Если рассчитанная сумма баллов имеет значение от 1, 15 и выше, то это предприятие 1 категории, если рассчитанная сумма баллов 0, 6-1, 15 – предприятие 2 категории; меньше 0, 6 – 3 категория.

 

Качественный анализ (анализ рисков)

После финансового анализа рекомендуется проводить качественный анализ. Согласно этому анализу риски, связанные с деятельностью предприятия подразделяются на:

1. Отраслевые риски:

a. Риски, связанные с оценкой состояния рынка по всей отрасли,

b. Риски, связанные с государственной поддержки

c. Риски недобросовестной конкуренции

d. Значимость предприятия в масштабах региона

2. Акционерные риски:

a. Риск возможного передела акционерного капитала

b. Риски, связанные с возможной несогласованностью позиций крупных акционеров

3. Риски регулирования деятельности предприятия:

a. Риски подчиненности

b. Риски, связанные с формальным и неформальным регулированием деятельности предприятия

c. Риски возможней потери лицензии на различные виды деятельности

d. Риски отмены льгот

e. Риски установления штрафов, пени и неустоек

f. Риски, связанные с изменением законодательства

4. Риски, связанные с производственной и управленческой деятельностью предприятия:

a. Риски, связанные с изменением технологического уровня производства

b. Риски снабженческой инфраструктуры

i. Изменение цен поставщиков

ii. Риски срыва поставок

c. Риски связанные с деятельностью банков

d. Риск потери деловой репутации

i. Снижение качества товара

ii. Риск ухудшения кредитной истории

e. Риски снижения качества управления

i. Риски, связанные с низкой квалификацией сотрудников

ii. Риски, связанные с устойчивостью положения руководства

iii. Риски, связанные с адаптацией сотрудников к новым видам управления и технологиям

 

В дополнение к 5 основным коэффициентам для определения эффективности деятельности предприятия рекомендуется рассчитывать коэффициенты финансовой устойчивости и деловой активности предприятия.

 

Норма прибыли показывает эффективность использования собственного капитала предприятия

ПР – прибыль предприятия

АК – акционерный капитал

УК – уставный капитал

РК – резервный капитал

 

Коэффициент прибыльности показывает долю чистой прибыли в общей выручке предприятия

 

ЧП – чистая прибыль

ВР – выручка

 

Коэффициент адекватности покрытия чистой прибыли обязательств по ценным бумагам включает в себя 3 коэффициента:

1. Коэффициент адекватности покрытия чистой прибылью обязательств по облигациям:

 

ЧП – чистая прибыль

ЕНО – сумма нарицательной стоимости облигаций

 

2. Коэффициент адекватности покрытия чистой прибылью обязательств по привилегированным акциям:

%О – выплаченные проценты по облигациям

ЕОпа – сумма обязательства по привилегированным акциям

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.